Судебная коллегия по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Зеленского А.М, судей Морозковой Е.Е, Бельмас Н.А, рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу МО "Выборгский район" Ленинградской области на решение Выборгского городского суда Ленинградской области от 15 ноября 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Ленинградского областного суда от 23 июня 2022 года по административному делу N 2а - 3009/2021 по административному исковому заявлению Ленинградского межрайонного природоохранного прокурора, действующего в защиту интересов Российской Федерации и неопределенного крута лиц, к администрации МО "Выборгский район" Ленинградской области, Комитету по управлению муниципальным имуществом и градостроительству администрации МО "Выборгский район" Ленинградской области о признании бездействия, выразившееся в непринятии мер по обеспечению безопасности на гидротехническом сооружении, незаконным и обязании принятия мер по обеспечению безопасности гидротехнического сооружения.
Заслушав доклад судьи Бельмас Н.А, выслушав объяснения представителя администрации МО "Выборгский район" Ленинградской области Милащенко Е.О, поддержавшей доводы кассационной жалобы, пояснения представителя прокуратуры Парфеновой Е.Г, возражавшей против удовлетворения кассационной жалобы, изучив материалы дела, судебная коллегия
установила:
Ленинградский межрайонный природоохранный прокурор, действуя в защиту неопределенного круга лиц, обратился в суд с требованием признать незаконным бездействие администрации МО "Выборгский район" Ленинградской области, выразившееся в непринятии мер по обеспечению безопасности на гидротехническом сооружении, незаконным и обязании принятия мер по обеспечению безопасности гидротехнического сооружения.
В обоснование требований указал на то, что в ходе проверки Северо-Западного управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору в августе 2019 года выявлены следующие нарушения обязательных требований в области безопасности гидротехнических сооружений Рощинской ГЭС (гидроузел с мостовым переходом): отсутствует утвержденная в установленном порядке декларация безопасности; отсутствует акт обследования; отсутствует разрешение на эксплуатацию; не предоставлены документы (информация) для внесения/обновления сведений в Российском регистре гидротехнических сооружений; отсутствуют (не разработаны и не согласованы в установленном порядке) правила эксплуатации; не представлен разработанный и согласованный в установленном порядке расчет вреда для определения величины финансового обеспечения гражданской ответственности за вред, который может быть причинен в результате аварии; не обеспечена проведение регулярных наблюдений; не обеспечивается удаление не проектной растительности на бетонных поверхностях и откосах левого и правого открылков (нижний/верхний бьеф); не представлены (отсутствуют, не разработаны) формы журналов натурных наблюдений; не представлены (отсутствуют, не разработаны) инструкции па ведению мониторинга за гидротехническими сооружениями Рощинской ГЭС (гидроузел с мостовым переходом); не представлен (отсутствует, не разработан) технический паспорт; не представлен (отсутствует, не разработан) график плановопредупредительных ремонтов; не представлены (отсутствуют, не разработаны) планы противоаварийных мероприятий, подготовки гидротехнических сооружений Рощинскай ГЭС (гидроузел с мостовым переходом) к рабате в зимних условиях и данные о реализации этих планов; не представлен (отсутствует, не разработан и пройдена процедура согласования) паспорта безопасности опасного объекта; не представлена информация о прохождении аттестация в области безопасности гидротехнических сооружений специалистами (должностными лицами, руководителями,
сотрудниками), ответственными за эксплуатацию, обслуживание гидротехнических сооружений Рощинской ГЭС; не представлена информация (отсутствует акт обследования, не проведено обследование) об обследовании гидротехнического сооружения Рощинской ГЭС (гидроузел с мостовым переходом) с анализом оценки прочности, устойчивости и эксплуатационной надежности ГТС; не представлен (отсутствует) полис обязательного страхования гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии.
В ходе рассмотрения дела, судом первой инстанции в качестве заинтересованного лица привлечено ООО "Энергия-океан-проект".
Решением от Выборгского городского суда Ленинградской области от 15 ноября 2021 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Ленинградского областного суда от 23 июня 2022 года, требования прокурора к администрации МО "Выборгский район Ленинградской области удовлетворены. Признано незаконным бездействие администрации МО "Выборгский район" Ленинградской области, выразившееся в непринятии мер по обеспечению безопасности гидротехнического сооружения Рощинской ГЭС на р. Рощинка в Выборгском районе Ленинградской области, а именно:
- здание Рощинской ГЭС с подвалом, деривационным каналом, водосбросом и плотиной общей площадью 45, 4 кв.м, инв. N, "адрес", расположенное по адресу: "адрес", г. "адрес" (кадастровый N), - сооружение нежилое, мостовой переход Рощинского гидроузла, инв. N, "адрес", протяженностью 34, 18 кв.м, расположенное по адресу: "адрес", г. "адрес" (кадастровый N);
-плотина с дорогой Рощинского гидроузла, инв N, общей площадью 306, 9 кв.м, расположенное по адресу: "адрес", г. "адрес" (кадастровый N).
Суд обязал принять меры по обеспечению безопасности гидротехнического сооружения Рощинской ГЭС на "адрес" в "адрес" в срок до 31 декабря 2022 года.
В удовлетворении исковых требований к Комитету по управлению муниципальным имуществом и градостроительству администрации МО "Выборгский район" Ленинградской области отказано.
В кассационной жалобе, поступившей в Третий кассационный суд общей юрисдикции 18 августа 2022 года представитель заявителя просит об отмене судебных актов, полагая, что они постановлены с неправильным применением норм материального права, несоответствием выводов суда материалам дела. Указали, что в соответствии с условиями договора аренды, ООО "Энергия-океан-проект" требования по обеспечению безопасности должны предъявляться арендатору.
Проверив материалы административного дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
Согласно статье 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Таких нарушений судами допущено не было.
Отношения, возникающие при осуществлении деятельности по обеспечению безопасности при проектировании, строительстве, капитальном ремонте, вводе в эксплуатацию, эксплуатации, реконструкции, восстановлении, консервации и ликвидации ГТС регулируются положениями Федерального закона от 21 июля 1997 года N 117-ФЗ "О безопасности гидротехнических сооружений" (далее - Закон N 117-ФЗ).
Как определено в абзаце 6 ст. 3 Закона N 117-ФЗ безопасность гидротехнических сооружений - свойство гидротехнических сооружений, позволяющее обеспечивать защиту жизни, здоровья и законных интересов людей, окружающей среды и хозяйственных объектов.
В соответствии со ст. 8 Закона N 117-ФЗ обеспечение безопасности гидротехнических сооружений осуществляется на основании, в том числе, следующих общих требований:
- обеспечение допустимого уровня риска аварий гидротехнических сооружений;
- представление деклараций безопасности гидротехнических сооружений;
- непрерывность эксплуатации гидротехнических сооружений;
- осуществление мер по обеспечению безопасности гидротехнических сооружений, в том числе установление критериев их безопасности, оснащение гидротехнических сооружений техническими средствами в целях постоянного контроля за их состоянием, обеспечение необходимой квалификации работников, обслуживающих гидротехническое сооружение;
- необходимость заблаговременного проведения комплекса мероприятий по максимальному уменьшению риска возникновения чрезвычайных ситуаций на гидротехнических сооружениях.
Согласно ст. 9 Закона N 117 - ФЗ собственник гидротехнического сооружения и (или) эксплуатирующая организация обязаны:
- обеспечивать соблюдение обязательных требований при строительстве, капитальном ремонте, эксплуатации, реконструкции, консервации и ликвидации гидротехнических сооружений, а также их техническое обслуживание, эксплуатационный контроль и текущий ремонт;
- обеспечивать контроль (мониторинг) за показателями состояния гидротехнического сооружения, природных и техногенных воздействий и на основании полученных данных осуществлять оценку безопасности гидротехнического сооружения, в том числе регулярную оценку безопасности гидротехнического сооружения и анализ причин ее снижения с учетом работы гидротехнического сооружения в каскаде, вредных природных и техногенных воздействий, результатов хозяйственной и иной деятельности, в том числе деятельности, связанной со строительством и с эксплуатацией объектов на водных объектах и на прилегающих к ним территориях ниже и выше гидротехнического сооружения;
- обеспечивать разработку и своевременное уточнение критериев безопасности гидротехнического сооружения, а также правил его эксплуатации, требования к содержанию которых устанавливаются федеральными органами исполнительной власти в соответствии с их компетенцией;
- систематически анализировать причины снижения безопасности гидротехнического сооружения и своевременно осуществлять разработку и реализацию мер по обеспечению технически исправного состояния гидротехнического сооружения и его безопасности, а также по предотвращению аварии гидротехнического сооружения;
- обеспечивать проведение регулярных обследований гидротехнического сооружения;
- создавать финансовые и материальные резервы, предназначенные для ликвидации аварии гидротехнического сооружения, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации для создания и использования резервов материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
- организовывать эксплуатацию гидротехнического сооружения в соответствии с разработанными и согласованными с федеральными органами исполнительной власти, уполномоченными на проведение федерального государственного надзора в области безопасности гидротехнических сооружений, правилами эксплуатации гидротехнического сооружения и обеспечивать соответствующую обязательным требованиям квалификацию работников эксплуатирующей организации;
- финансировать мероприятия по эксплуатации гидротехнического сооружения, обеспечению его безопасности, а также работы по предотвращению и ликвидации последствий аварий гидротехнического сооружения;
- заключать договор обязательного страхования гражданской ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации об обязательном страховании гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте;
- обеспечивать внесение в Регистр сведений о гидротехническом сооружении.
Собственник гидротехнического сооружения и (или) эксплуатирующая организация несет ответственность за безопасность гидротехнического сооружения вплоть до момента перехода прав собственности к другому физическому или юридическому лицу либо до полного завершения работ по ликвидации гидротехнического сооружения.
Судами установлено и следует из материалов дела, что природоохранной прокуратурой проведена проверка по вопросам соблюдения требований федерального законодательства при эксплуатации гидротехнических сооружений (далее - ГТС) Рощинской ГЭС на р. Рощинка в Выборгском районе Ленинградской области.
В ходе проверки установлено, что гидротехнические сооружения Рощинской ГЭС состоят из гидроузла с мостовым переходом, являются собственностью Выборгского муниципального района Ленинградской области и находятся на балансе Администрации МО " "адрес"" "адрес", а именно здание Рощинской ГЭС с подвалом, деривационным каналом, водосбросом и плотиной общей площадью 45, 4 кв.м, инв "адрес", расположенное по адресу: "адрес", г. "адрес" (кадастровый N);
Природоохранным прокурором, с целью устранения выявленных нарушений 18 декабря 2019 года в адрес генерального директора ООО "Управление Н- 2" внесено представление об устранении нарушений требований законодательства об обеспечении безопасности гидротехнического сооружения Рощинский ГЭС на "адрес" в "адрес", а также главе администрации направлено информационное письмо об устранении вышеуказанных нарушений законодательства.
По результатам рассмотрения данного представления 10 февраля 2020 года генеральный директор ООО "Управление Н-2" проинформировал, что 31 декабря 2019 года договор аренды от 27.08.2018 N К-4150 с комитетом по управлению муниципальным имуществом и градостроительству администрации МО "Выборгский район" Ленинградской области расторгнут по соглашению сторон.
10 июня 2020 года МО "Выборгский район" Ленинградской области и ООО "Энергия-океан-проект" заключен договор аренды гидротехнических сооружений Рощинской ГЭС.
В соответствии с договором аренды ООО "Энергия-океан-проект" обязалось получить полис обязательного страхования владельца опасного объекта за причинения вреда в результате аварии на гидротехническом сооружении (далее по тексту ГТС); разработать и пройти процедуру согласования правил эксплуатации ГТС; разработать декларацию безопасности ГТС; получить разрешение на эксплуатацию ГТС; разработать паспорт безопасности ГТС; вести таблицы (сведения о ГТС) для регистрации в Российском регистре ГТС; обеспечивать проведение регулярных обследований; пройти аттестацию ответственных за эксплуатацию ГТС; обеспечивать иные мероприятия в соответствии с нормами законодательства.
Однако до настоящего времени перечисленные выше работы арендатором не произведены, а арендодателем не приняты меры контроля за своевременным исполнением обязательствам в рамках заключенного договора.
Удовлетворяя требования административного истца, суд первой инстанции, с выводами которого согласилась апелляционная инстанция, исходил из того, что администрацией МО "Выборгский район" Ленинградской области длительное время не выполняются обязанности собственника гидротехнического сооружения по обеспечению требований его безопасности, что влечет угрозу причинения вреда. При этом, передача его в аренду третьему лицу, не освобождает административного ответчика от обязанности его надлежащего содержания, в том числе путем принятия мер ответственности к арендатору.
Суды первой и второй инстанций дали надлежащую оценку всем обстоятельствам по делу, неправильного применения норм материального права, нарушений норм процессуального права, которые бы влекли отмену судебных постановлений, по настоящему административному делу не допущено.
Доводы кассационной жалобы о том, что в соответствии с договором аренды обязательства по выполнению требований Закона N 117-ФЗ приняты на себя ООО "Энергия-океан-проект" признаются несостоятельными, поскольку действующим законодательством такая обязанность возлагается как на эксплуатирующую организацию, так и на собственника одновременно.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Выборгского городского суда Ленинградской области от 15 ноября 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Ленинградского областного суда от 23 июня 2022 года по административному делу N 2а - 3009/2021 - оставить без изменения, кассационную жалобу МО "Выборгский район" Ленинградской области - без удовлетворения.
Решение Выборгского городского суда Ленинградской области от 15 ноября 2021 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Ленинградского областного суда от 23 июня 2022 года и настоящее кассационное определение могут быть обжалованы в судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в шестимесячный срок, который начинает исчисляться на следующий день после принятия апелляционного определения и из которого исключаются срок составления мотивированного определения суда апелляционной инстанции, в случае когда его составление откладывалось, а также время рассмотрения кассационной жалобы.
Мотивированное кассационное определение изготовлено 7 октября 2022 года.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.