Судебная коллегия по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего: Зеленского А.М, судей: Морозковой Е.Е, Бельмас Н.Е, рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Карпец А. В, Мустозяпова Р. Р. на решение Гурьевского районного суда Калининградской области от 23 марта 2022 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Калининградского областного суда от 06 июля 2022 года по административному делу N2а-390/2022 по административному исковому заявлению Карпец А. В, Мустозяпова Р. Р. к должностному лицу Управления Росреестра по Калининградской области Гладышеву И. С, должностному лицу Гвардейского отдела Управления Росреестра по Калининградской области Борисовой Е. Ю, Управлению Росреестра по Калининградской области о признании незаконными решений по приостановлению и отказу в осуществлении государственного кадастрового учета и государственной регистрации права, обязании устранить нарушения.
Заслушав доклад судьи Зеленского А.М, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Карпец А.В. и Мустозяпов Р.Р. обратились в Гурьевский районный суд Калининградской области с административным иском к административным ответчикам, указав, что являются собственниками по 1/2 доли каждый индивидуального жилого двухэтажного дома с кадастровым номером N площадью 273 кв.м, расположенного по адресу: "адрес". Фактически указанный жилой дом является жилым домом блокированной застройки, состоящим из двух частей, имеющих общую стену без проемов. Каждая часть жилого дома представляет собой самостоятельный жилой дом, расположенный на отдельном земельном участке, с отдельным входом и отдельными инженерными коммуникациями, имеющий набор помещений, предназначенных для проживания одной семьи.
До июня 2021 года вышеуказанный жилой дом располагался на земельном участке с кадастровым номером N площадью 800 кв.м, относящемся к землям населенных пунктов, предназначенном для индивидуального жилищного строительства, и принадлежал им на праве долевой собственности. Приняв решение о приведении принадлежащих им объектов недвижимости в соответствие с фактическим использованием, в мае 2021 года, обратившись в Управление Росреестра по Калининградской области, они изменили вид разрешенного использования принадлежащего им земельного участка с "для индивидуального жилищного строительства" на "блокированная жилая застройка".
В последующем на основании соглашения от 05.07.2021 они обратились в Управление Росреестра по Калининградской области за прекращением права долевой собственности на указанный выше земельный участок с кадастровым номером N и за его разделом на два земельных участка: с условным кадастровым номером N площадью 400 кв.м (Карпец А.В.); с условным кадастровым номером N площадью 400 кв.м (Мустозяпов Р.Р.). 19.07.2021 указанные изменения были зарегистрированы Управлением Росреестра по Калининградской области, земельный участок с кадастровым номером N снят с государственного кадастрового учета в связи с образованием из него двух земельных участков с кадастровыми номерами N и N
В дальнейшем они приняли решение о прекращении права долевой собственности на принадлежащий им индивидуальный жилой дом, о его разделе в натуре и об изменении назначения его частей. Соглашением от 01.09.2021 они приняли решение о прекращении права общей долевой собственности на индивидуальный жилой дом и о его разделе на два самостоятельных объекта: дом блокированной жилой застройки площадью 141, 6 кв.м (Карпец А.В.); дом блокированной жилой застройки площадью 142 кв.м (Мустозяпов Р.Р.). При этом фактически какие-либо работы по перепланировке, переустройству или реконструкции жилого дома не производилось. Вышеуказанное соглашение было подано на государственную регистрацию в Управление Росреестра по Калининградской области.
14.09.2021, а также 17.09.2021 сотрудниками Управления Росреестра по Калининградской области были приняты решения о приостановлении государственного кадастрового учета и государственной регистрации с указанием на то, что для раздела в натуре индивидуального жилого дома на блоки жилого дома блокированной застройки необходимо осуществить в установленном законом порядке его реконструкцию, в результате которой будут созданы два здания с наименованием "жилой дом блокированной застройки". Вместе с тем разрешительная документация, подтверждающая факт согласования с органами власти строительства (реконструкции) такого жилого дома, отсутствует, равно как отсутствует полный пакет документов, в частности, проектная документация, разрешения на строительство и ввод в эксплуатацию.
Решениями от 14.12.2021 и 17.12.2021 Управление Росреестра по Калининградской области в связи с не устранением обстоятельств, послуживших основанием для приостановления государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав, приняло решение об отказе в государственном кадастровом учета и государственной регистрации прав в отношении раздела индивидуального жилого дома на два жилых дома блокированной застройки.
Полагая, что оспариваемые решения являются незаконными, Карпец А.В. и Мустозяпов Р.Р, с учетом уточнения своих требований, просили: признать незаконными уведомления Управления Росреестра по Калининградской области о приостановлении государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав от 14.09.2021, 17.09.2021 и об отказе в государственном кадастровом учете и государственной регистрации прав от 14.12.2021, 17.12.2021 в отношении объекта недвижимости с кадастровым номером N по адресу: "адрес", на основании межевого плана, подготовленного кадастровым инженером Князевым И.В.; обязать Управление Росреестра по Калининградской области произвести государственный кадастровый учет и государственную регистрацию прав Карпец А.В. и Мустозяпова Р.Р. на вновь образованные объекты недвижимости.
Решением Гурьевского районного суда Калининградской области от 23 марта 2022 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Калининградского областного суда от 06 июля 2022 года, административные исковые требования оставлены без удовлетворения.
На вступившие в законную силу судебные постановления административные истцы Карпец А.В, Мустозяпова Р.Р. подали кассационную жалобу, в которой ставится вопрос об их отмене. В обоснование жалобы приводятся доводы о нарушении судами норм материального права.
Согласно части 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Таких нарушений судами первой и апелляционной инстанций не допущено.
Как следует из материалов дела, Карпец А.В. и Мустозяпов Р.Р. с 28.09.2017 являлись долевыми собственниками по 1/2 доли каждый земельного участка с кадастровым номером N площадью 800 кв.м, земли населенных пунктов, для индивидуального жилищного строительства, по адресу: "адрес".
В упрощенном порядке на основании декларации об объекте недвижимости, технического плана в границах указанного выше земельного участка 20.12.2017 года был поставлен на кадастровый учет индивидуальный жилой дом площадью 273 кв.м, с присвоением кадастрового номера N, за административными истцами зарегистрировано право долевой собственности на него.
В 2021 году на основании обращений административных истцов вид разрешенного использования земельного участка был изменен с "для индивидуального жилищного строительства" на "блокированная жилая застройка".
После этого на основании соглашения от 05.07.2021 административные истцы обратились в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Калининградской области за прекращением права долевой собственности на указанный выше земельный участок с кадастровым номером N и за его разделом на два земельных участка: земельный участок площадью 400 кв.м с условным кадастровым номером N (Карпец А.В.) и земельный участок площадью 400 кв.м с условным кадастровым номером N (Мустозяпов Р.Р.). Такие изменения были зарегистрированы 19.07.2021, в результате чего земельный участок с кадастровым номером N был снят с государственного кадастрового учета в связи с образованием из него двух земельных участков с кадастровыми номерами N (Карпец А.В.) и N (Мустозяпов Р.Р.).
01.09.2021 Карпец А.В. и Мустозяповым Р.Р. было принято решение о прекращении права общей долевой собственности на индивидуальный жилой дом с кадастровым номером N и о его разделе на два самостоятельных объекта: дом блокированной жилой застройки площадью 141, 6 кв.м (Карпец А.В.) и дом блокированной жилой застройки площадью 142 кв.м (Мустозяпов Р.Р.).
На обращение Мустозяпова Р.Р. от 04.09.2021 об осуществлении государственного кадастрового учета и регистрации прав Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Калининградской области 14.09.2021 принято решение N КУВД-001/2021- 36756981/1 о приостановлении государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав на срок до 14.12.2021 в соответствии с п.п. 7, 9 ч. 1 ст. 26 Федерального закона от 13.07.2015 N 218 "О государственной регистрации недвижимости" с указанием на то, что для раздела в натуре индивидуального жилого дома на блоки жилого дома блокированной застройки необходимо осуществить в установленном законом порядке его реконструкцию, в результате которой будут созданы два здания с наименованием "жилой дом блокированной застройки", и на то, что разрешительная документация, подтверждающая факт согласования с органами власти строительства (реконструкции) такого жилого дома, отсутствует.
На обращение Карпец А.В. от 16.09.2021 с аналогичным заявлением Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Калининградской области 17.09.2021 принято решение N КУВД-001/2021-3 8714722/2 о приостановлении государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав на срок до 17.12.2021 в соответствии с п. 5 ч. 1 ст. 26 Федерального закона от 13.07.2015 N 218 "О государственной регистрации недвижимости" с указанием на отсутствие полного пакета документов (требуется подготовка проектной документации, получение разрешений на строительство и ввод в эксплуатацию).
14.12.2021 и 17.12.2021 в связи с неустранением обстоятельств, послуживших основанием для приостановления государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав, Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Калининградской области приняты решения об отказе государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав N КУВД-001/2021-36756981/9 и N КУВД- 00 1 /2021-38714722/5 соответственно.
Полагая данный отказ незаконным, Карпец А.В, Мустозяпов Р.Р. обратились в суд с настоящим административным иском.
Разрешая настоящий спор и отказывая в удовлетворении заявленных административными истцами требований, суд первой инстанции исходил из того, что объект недвижимости с кадастровым номером N поставлен на кадастровый учет как индивидуальный жилой дом, на него зарегистрировано право долевой собственности, что исключает ввод объектов блокированной застройки в эксплуатацию без получения соответствующей разрешительной документации и, как следствие, исключает осуществление их государственного кадастрового учета и регистрации права собственности за административными истцами. В этой связи суд пришел к выводу о том, что оспариваемые административными истцами решения Управления Росреестра по Калининградской области являются законными и обоснованными.
Судебная коллегия по административным делам Калининградского областного суда согласилась с выводом суда, так как он основан на правильном применении норм материального права, мотивирован в судебном решении и подтверждается представленными по делу доказательствами.
Согласно ч. 1 ст. 14 ФЗ РФ от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляются на основании заявления, за исключением установленных данным Федеральным законом случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном указанным Федеральным законом порядке.
К заявлению о государственной регистрации прав прилагаются документы, являющиеся основанием для осуществления государственной регистрации прав (п. 2 ч. 4 ст. 18 Закона о государственной регистрации недвижимости).
В соответствии со ст. 41 Закона N 218-ФЗ в случае образования двух и более объектов недвижимости в результате раздела объекта недвижимости, объединения объектов недвижимости, перепланировки помещений, изменения границ между смежными помещениями в результате перепланировки или изменения границ смежных машино-мест государственный кадастровый учет и государственная регистрация прав осуществляются одновременно в отношении всех образуемых объектов недвижимости (ч. 1).
Снятие с государственного кадастрового учета и государственная регистрация прекращения прав на исходные объекты недвижимости осуществляются одновременно с государственным кадастровым учетом и государственной регистрацией прав на все объекты недвижимости, образованные из таких объектов недвижимости (ч. 3).
Основания приостановления осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав по решению государственного регистратора установлены ст. 26 Закона о государственной регистрации недвижимости.
В частности, п. 5 ч. 1 ст. 26 указанного Закона предусмотрено, что осуществление государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав приостанавливается по решению государственного регистратора прав в случае, если не представлены документы, необходимые для осуществления государственного кадастрового учета или государственной регистрации прав.
Согласно ч. 1 ст. 27 Закона N 218-ФЗ в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав отказывается по решению государственного регистратора прав в случае, если в течение срока приостановления не устранены причины, препятствующие осуществлению государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, указанные в статье 26 этого Закона.
Как указано в п. 2 ст. 16 ЖК РФ жилым домом признается индивидуально-определенное здание, которое состоит из комнат, а также помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в таком здании.
Пунктом 39 статьи 1 ГрК РФ установлено, что объект индивидуального жилищного строительства - отдельно стоящее здание с количеством надземных этажей не более чем три, высотой не более двадцати метров, состоящее из комнат и помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в таком здании, не предназначено для раздела на самостоятельные объекты недвижимости. Понятия "объект индивидуального жилищного строительства", "жилой дом" и "индивидуальный жилой дом" применяются в настоящем Кодексе, других федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации в одном значении, если иное не предусмотрено такими федеральными законами и нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В ч. 2 ст. 49 ГрК РФ под жилым домом блокированной застройки понимается жилой дом с количеством этажей не более чем три, состоящий из нескольких блоков, количество которых не превышает десять, и каждый из которых предназначен для проживания одной семьи, имеет общую стену (общие стены) без проемов с соседним блоком или соседними блоками, расположен на отдельном земельном участке и имеет выход на территорию общего пользования.
Требования к жилым домам блокированной застройки содержатся в СП 55.13330.2016 "Свод правил. Дома жилые одноквартирные. СНиП 31-02-2001" (утвержден и введен в действие приказом Минстроя России N 725/пр от 20.10.2016). Согласно указанному своду правил блокированная застройка домами жилыми одноквартирными - это застройка, включающая в себя два и более пристроенных друг к другу дома, каждый из которых имеет непосредственный выход на отдельный приквартирный участок. Блок жилой автономный - это жилой блок, имеющий самостоятельные инженерные системы и индивидуальные подключения к внешним сетям, не имеющий общих с соседними жилыми блоками чердаков, подполий, шахт коммуникаций, вспомогательных помещений, наружных входов, а также помещений, расположенных над или под другими жилыми блоками.
Из Письма Минэкономразвития России от 14.03.2017 N Д23и-1328 "О жилых домах блокированной застройки", следует, что с учетом СП 55.13330.2011 "Свод правил. Дома жилые одноквартирные. Актуализированная редакция СНиП 31-02-2001", введенного в действие с 20.05.2011 приказом Минрегиона России от 27.12.2010 N 789, при вводе жилого дома блокированной застройки в эксплуатацию постановка на государственный кадастровый учет каждого блока в таком доме осуществляется в качестве отдельного здания с назначением "жилое".
Как следует из указанных норм, жилой дом, дом блокированной застройки и часть жилого дома обладают различными характеристиками.
По смыслу положений ст. 51 ГрК РФ строительство, реконструкция объектов капитального строительства осуществляются на основании разрешения на строительство, которое представляет собой документ, подтверждающий соответствие проектной документации требованиям, установленным градостроительным регламентом, проектом планировки территории и проектом межевания территории, а также допустимость размещения объекта капитального строительства на земельном участке в соответствии с разрешенным использованием такого земельного участка и ограничениями, установленными в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации.
За получением разрешения на строительство, реконструкцию объекта капитального строительства застройщик обращается в уполномоченный государственный орган или орган местного самоуправления с приложением предусмотренного ч. 7 ст. 51 ГрК РФ пакета документов.
Положениями ст. 55 ГрК РФ предусмотрено, что для ввода объекта в эксплуатацию застройщик обращается в федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления, выдавшие разрешение на строительство, за получением разрешения на ввод объекта в эксплуатацию. Данное разрешение представляет собой документ, который удостоверяет выполнение строительства, реконструкции объекта капитального строительства в полном объеме в соответствии с разрешением на строительство, проектной документацией, а также соответствие построенного, реконструированного объекта капитального строительства требованиям к строительству, реконструкции объекта капитального строительства, установленным на дату выдачи представленного для получения разрешения на строительство градостроительного плана земельного участка, разрешенному использованию земельного участка.
Административные истцы не согласны с указанными выше решениями регистрирующего органа.
Судом установлено, что фактически указанный жилой дом является жилым домом блокированной застройки, состоящим из 2-х частей, имеющих общую стену без проемов. Каждая часть жилого дома представляет собой самостоятельный жилой дом с отдельным входом, отдельными инженерными коммуникациями и имеющий набор помещений, предназначенных для проживания одной семьи, расположенный на отдельном земельном участке.
Какие-либо работы по перепланировке, переустройству или реконструкции указанного выше жилого дома не производились, то есть он изначально был возведен как объект блокированной жилой застройки без получения в соответствии с требованиями ст. 51 Градостроительного кодекса РФ разрешения на строительство указанного объекта недвижимости, а также в соответствии с требованиями ст. 55 Градостроительного кодекса разрешения на ввод объекта в эксплуатацию.
Как верно указано судом, именно разрешение на ввод объекта в эксплуатацию является основанием для постановки на государственный учет построенного объекта капитального строительства, внесения изменений в документы государственного учета реконструированного объекта капитального строительства.
Поскольку жилой дом с кадастровым номером N был поставлен на кадастровый учет как индивидуальный и на него зарегистрировано право долевой собственности, суд пришел к обоснованному выводу о том, что без разрешения на ввод объектов блокированной застройки в эксплуатацию Управление Росреестра по Калининградской области не могло осуществить государственный кадастровый учет домов блокированной застройки и зарегистрировать на них право собственности за административными истцами.
Довод жалобы о том, что спорный жилой дом изначально являлся жилым домом блокированной застройки, и каждая секция представляет собой обособленную и изолированную часть дома с отдельным входом, указанный выше вывод суда не опровергает и не свидетельствует о том, что такое фактическое состояние дома являлось самостоятельным и достаточным основанием для государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав административных истцов в отношении жилых домов блокированной застройки.
Дома блокированной застройки не являются видом индивидуальных жилых домов, и для их строительства и реконструкции получение разрешения на строительство и разрешения на ввод объекта в эксплуатацию является обязательным. Органом, уполномоченным в Калининградской области на выдачу таких разрешений, является Министерство градостроительной политики Калининградской области (ранее Агентство по архитектуре, градостроению и перспективному развитию Калининградской области). Вместе с тем в указанный уполномоченный орган за получением документов, необходимых для осуществления государственного кадастрового учета спорных объектов недвижимости, административные истцы не обращались.
С учетом изложенных выше обстоятельств, административным ответчиком законно и обоснованно отказано административным истцам в проведении государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав в отношении блоков жилого дома.
Действительно, в соответствии с положениями п. 1.1 ч. 17 ст. 51 ГрК РФ, выдача разрешения на строительство не требуется в случае строительства, реконструкции объектов индивидуального жилищного строительства.
На основании ч. 15 ст. 55 ГрК РФ, разрешение на ввод объекта в эксплуатацию не требуется в случае, если в соответствии с ч. 17 ст. 51 настоящего Кодекса для строительства или реконструкции объекта не требуется выдача разрешения на строительство.
Вышеуказанные нормы права представитель административных истцов использует в обосновании позиции о том, что для снятия с государственного кадастрового учета объекта недвижимости - индивидуальный жилой дом, и постановки на государственный кадастровый учет жилых домов блокированной застройки не требуется предоставления разрешительной документации.
Однако данное трактование вышеуказанной нормы является ошибочным, поскольку перечисленные положения законодательства регулируют строительство и реконструкцию объекта недвижимости - индивидуального жилого дома, при котором не меняется функциональное значение и характеристика объекта недвижимости как индивидуального жилого дома.
В том случае, если в результате реконструкции, то есть раздела индивидуального жилого дома, образуются два самостоятельных объекта недвижимости - дома блокированной застройки, необходимо предоставление, в установленном законом порядке разрешительной документации (разрешение на строительство, ввод объекта в эксплуатацию).
Суждения представителя административных истцов о возможности изменения статуса объекта с "индивидуального жилого дома" на "жилые дома блокированной застройки" посредством совершения ряда описанных в иске последовательных действий в отношении земельного участка и жилого дома по своей сути сводятся к легализации объектов капитального строительства, созданных в обход требований действующего законодательства, что в силу ст. 10 ГК РФ является злоупотреблением правом и судебной защите не подлежит.
Кассационная жалоба не содержит доводов, которым не была бы дана оценка судом апелляционной инстанции.
Доводы кассационной жалобы сводятся к переоценке исследованных судом апелляционной инстанции доказательств и оспариванию обоснованности выводов суда об установленных им по делу фактических обстоятельствах при том, что суд кассационной инстанции в силу своей компетенции, установленной положениями частей 2 и 3 статьи 329, а также применительно к статье 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, при рассмотрении жалоб должен исходить из признанных установленными судами первой и второй инстанций фактических обстоятельств дела, проверять лишь правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, и правом устанавливать новые обстоятельства по делу и давать самостоятельную оценку собранным по делу доказательствам не наделен.
Учитывая, что основанием отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта, а в данном случае таких нарушений судом апелляционной инстанции не допущено, оснований для удовлетворения кассационной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Гурьевского районного суда Калининградской области от 23 марта 2022 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Калининградского областного суда от 06 июля 2022 года по административному исковому заявлению Карпец А. В, Мустозяпова Р. Р. к должностному лицу Управления Росреестра по Калининградской области Гладышеву И. С, должностному лицу Гвардейского отдела Управления Росреестра по Калининградской области Борисовой Е. Ю, Управлению Росреестра по Калининградской области о признании незаконными решений по приостановлению и отказу в осуществлении государственного кадастрового учета и государственной регистрации права, обязании устранить нарушения, оставить без изменения, кассационную жалобу Карпец А. В, Мустозяпова Р. Р. - без удовлетворения.
Решение Гурьевского районного суда Калининградской области от 23 марта 2022 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Калининградского областного суда от 06 июля 2022 года и настоящее кассационное определение могут быть обжалованы в судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в шестимесячный срок, который начинает исчисляться на следующий день после принятия апелляционного определения и из которого исключаются срок составления мотивированного определения суда апелляционной инстанции, в случае когда его составление откладывалось, а также время рассмотрения кассационной жалобы.
Мотивированное кассационное определение изготовлено 03 октября 2022 года.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.