Судебная коллегия по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Зеленского А.М, судей Морозковой Е.Е, Бельмас Н.А, рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Комитета по природным ресурсам Ленинградской области на решение Гатчинского городского суда Ленинградской области от 26 января 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Ленинградского областного суда от 07 июля 2022 года по административному делу N 2а - 615/2022 по административному исковому заявлению Ленинградского межрайонного природоохранного прокурора, действующего в защиту интересов Российской Федерации и неопределённого круга лиц к Комитету по природным ресурсам Ленинградской области о признании незаконным бездействия и обязании совершить определенные действия.
Заслушав доклад судьи Бельмас Н.А, выслушав объяснения представителя Комитета по природным ресурсам Ленинградской области Бухальцевой Н.Л, поддержавшей доводы кассационной жалобы, представителя прокуратуры Парфеновой Е.Г, возражавшей против удовлетворения кассационной жалобы, изучив материалы дела, судебная коллегия
установила:
Ленинградский межрайонный природоохранный прокурор, действуя в интересах неопределенного круга лиц и Российской Федерации, обратился в Гатчинский городской суд Ленинградской области с иском к Комитету по природным ресурсам Ленинградской области, в котором просил признать незаконным бездействие ответчика, выразившееся в неподготовке предложения о создании охранной зоны памятников природы "Обнажения девона на реке Оредеж у поселка Белогорка" на территории Гатчинского района Ленинградской области и об установлении его границ, и обязать Комитет по природным ресурсам Ленинградской области в течение одного года со дня вступления в законную силу решения суда подготовить предложение о создании охранной зоны памятника природы "Обнажения девона на реке Оредеж у поселка Белогорка" на территории Гатчинского района Ленинградской области и об установлении его границ, после чего передать их в Правительство Ленинградской области.
В обоснование заявленных требований прокурор указал, что Ленинградской межрайонной природоохранной прокуратурой проведена проверка исполнения законодательства об особо охраняемых природных территориях в деятельности Комитета по природным ресурсам Ленинградской области. В ходе проверки было установлено, что на территории Гатчинского района Ленинградской области находится памятник природы "Обнажения девона на реке Оредеж у поселка Белогорка". Пунктом 2.1 Положения о Комитете по природным ресурсам Ленинградской области, утвержденного постановлением Правительства Ленинградской области от 31.07.2014 N 341, к полномочиям Комитета по природным ресурсам Ленинградской области в сфере отношений, связанных с охраной окружающей среды, отнесено управление в области охраны и использования особо охраняемых природных территорий регионального значения. В соответствии с п. 21 Правил создания охранных зон отдельных категорий особо охраняемых природных территорий, установления их границ, определения режима охраны и использования земельных участков и водных объектов в границах таких зон, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 19.02.2015 г, N 138, высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации с учетом пунктов 4 и 20 Правил готовит решение высшего должностного лица субъекта Российской Федерации о создании охранной зоны природного парка или памятника природы регионального значения, об установлении ее границ и утверждении положения о ней в виде соответствующего проекта, а также пояснительную записку к проекту решения с обоснованием необходимости создания такой охранной зоны и установления ее границ. В нарушении действующего законодательства административным ответчиком не подготовлено предложение о создании охранной зоны памятника природы "Обнажения девона на реке Оредеж у поселка Белогорка" на территории Гатчинского района Ленинградской области и об установлении его границ.
Отсутствие установленных охранных зон особо охраняемых территорий регионального значения создает угрозу неблагоприятных антропогенных воздействий на национальные парки и памятники природы и на прилегающие к ним участки, создавая угрозу благоприятной окружающей среде и нарушая права и законные интересы неопределенного круга лиц.
Определением суда от 30 ноября 2021 г. к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечено Правительство Ленинградской области.
Решением Гатчинского городского суда Ленинградской области от 26 января 2022 г, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Ленинградского областного суда от 07 июля 2022 года, заявленные требования удовлетворены в полном объёме. Признано незаконным бездействие Комитета по природным ресурсам Ленинградской области, выразившееся в неподготовке предложения о создании охранной зоны памятников природы "Обнажения девона на реке Оредеж у поселка Белогорка" на территории Гатчинского района Ленинградской области и об установлении его границ, суд обязал Комитет по природным ресурсам Ленинградской области в течение одного года со дня вступления в законную силу решения суда подготовить предложение о создании охранной зоны памятника природы "Обнажения девона на реке Оредеж у поселка Белогорка" на территории Гатчинского района Ленинградской области и об установлении его границ, после чего передать их в Правительство Ленинградской области
В кассационной жалобе, поступившей в Третий кассационный суд общей юрисдикции 25 августа 2022 года представитель заявителя просит об отмене судебных актов, полагая, что они постановлены с неправильным применением норм материального права, несоответствием выводов суда обстоятельствам дела.
Проверив материалы административного дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
Согласно статье 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Таких нарушений судами допущено не было.
В соответствии со статьей 25 Федерального закона от 14 марта 1995 года N 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях" памятники природы - уникальные, невосполнимые, ценные в экологическом, научном, культурном и эстетическом отношениях природный комплекс, а также объекты естественного и искусственного происхождения.
Согласно статьей 26 Федерального закона от 14 марта 1995 года N 33- ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях" природные объекты и комплексы объявляются памятниками природы регионального значения, а территории, занятые ими, - особо охраняемыми природными территориями регионального значения соответствующими органами государственной власти субъектов Российской Федерации. Органы государственной власти Российской Федерации и органы государственной власти субъектов Российской Федерации утверждают границы и определяют режим особой охраны территорий памятников, природы, находящихся в их ведении.
Из части 1 статьи 27 Федерального закона следует, что на территориях, на которых находятся памятники природы, и в границах их охранных зон запрещается всякая деятельность, влекущая за собой нарушение сохранности памятников природы.
В соответствии с пунктом 10 статьи 2 Федерального закона от 14 марта 1995 года N ЗЗ-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях" для предотвращения неблагоприятных антропогенных воздействий на государственные природные заповедники, национальные парки, природные парки и памятники природы на прилегающих к ним земельных участках и водных объектах устанавливаются охранные зоны. Положение об охранных зонах указанных особо охраняемых природных территорий утверждается Правительством Российской Федерации. Ограничения использования земельных участков и водных объектов в границах охранной зоны устанавливаются решением об установлении охранной зоны особо охраняемой природной территории.
Согласно подпункту "б" пункта 11 статьи 2 Федерального закона "Об особо охраняемых природных территориях" решения об установлении, изменении, о прекращении существования охранных зон особо охраняемых природных территорий, указанных в пункте 10 настоящей статьи, принимаются в отношении охранных зон природных парков и памятников природы регионального значения высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации).
Согласно части 3 ст. 10 Федерального закона от 28.12.2013 г. N 406- ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об особо охраняемых природных территориях" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" особо охраняемые природные территории и их охранные зоны, созданные до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, сохраняются в границах, определенных соответствующими органами государственной власти или органами местного самоуправления в порядке, установленном до дня вступления в силу настоящего Федерального закона.
Согласно пункту 19 Правил создания охранных зон отдельных категорий особо охраняемых природных территорий, установления их границ, определения режима охраны и использования земельных участков и водных объектов в границах таких зон, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 19 февраля 2015 года N 138, решения о создании охранных зон природных парков и памятников природы регионального значения и об установлении их границ принимаются высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации).
В силу пункта 21 указанных Правил высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации с учетом пунктов 4 и 20 Правил готовит решение высшего должностного лица субъекта Российской Федерации о создании охранной зоны природного парка или памятника природы регионального значения, об установлении ее границ и утверждении положения о ней в виде соответствующего проекта, а также пояснительную записку к проекту решения с обоснованием необходимости создания такой охранной зоны и установления ее границ.
Судами установлено и следует из материалов дела, что на территории Гатчинского муниципального района Ленинградской области расположена особо охраняемая природная территория - памятник природы регионального значения "Обнажения девона на реке Оредеж у поселка Белогорка".
Паспорт памятника природы "Обнажения девона на реке Оредеж у поселка Белогорка", его границы и режим особой охраны утверждены постановлением Правительства Ленинградской области от 26 декабря 2016 года N 494.
Ленинградской межрайонной природоохранной прокуратурой проведена проверка исполнения законодательства об особо охраняемых природных территориях в деятельности Комитета по природным ресурсам Ленинградской области.
В ходе проверки было установлено, что в отношении памятника природы регионального значения "Обнажения девона на реке Оредеж у поселка Белогорка" охранные зоны и границы решением высшего должностного лица субъекта РФ не установлены, соответствующие предложения по их разработке Комитетом по природным ресурсам Ленинградской области не готовились и в Правительство Ленинградской области не направлялись.
Как следует из п. 1.1 и 2.1 Положения о Комитете по природным ресурсам Ленинградской области, утвержденного Постановлением Правительства Ленинградской области от 31.07.2014 г. N 341, Комитет по природным ресурсам Ленинградской области является отраслевым органом исполнительной власти Ленинградской области, осуществляющим в пределах своей компетенции государственное управление и реализацию полномочий и функций Ленинградской области в сфере охраны окружающей среды, охраны и использования особо охраняемых природных территорий регионального значения.
Комитет обладает правами юридического лица в объеме, необходимом для реализации своих полномочий (п. 1.4).
В силу п. 3.4 Положения о Комитете, Комитет по природным ресурсам Ленинградской области в сфере отношений в области организации, охраны и использования особо охраняемых природных территорий (далее - ООПТ) готовит предложения Правительству Ленинградской области о создании ООПТ регионального значения, об утверждении положений (паспортов) ООПТ регионального значения и о внесении изменений в них, о совершенствовании правового регулирования в области организации, охраны и использования ООПТ регионального значения; осуществляет обеспечение функционирования ООПТ регионального значения, в том числе информационное, инфраструктурное, эколого - просветительское, природоохранное; ведет государственный кадастр ООПТ регионального и местного значения; согласовывает деятельность, осуществление которой планируется в границах ООПТ регионального значения, в случаях, установленных действующим законодательством и др.
В сфере общей компетенции Комитет по природным ресурсам Ленинградской области разрабатывает проекты областных законов и иных правовых актов Ленинградской области по вопросам, отнесенным к компетенции Комитета; самостоятельно осуществляет подготовку или участвует в подготовке проектов правовых актов, конкурсной документации, государственных контрактов, договоров, соглашений и иных документов в случаях и порядке, установленных нормативными правовыми актами Ленинградской области (п. 3.1 Положения о Комитете).
В ходе рассмотрения дела ответчиком не оспаривалось, что меры по подготовке такого предложения в отношении названного памятника природы регионального значения комитетом не приняты.
Удовлетворяя требования административного истца, суд первой инстанции, с выводами которого согласилась апелляционная инстанция, исходил из того, что административным ответчиком допущено бездействие по не подготовке и не направлению в Правительство Ленинградской области предложения о создании охранной зоны особо охраняемой природной территории регионального значения - памятника природы регионального значения "Обнажения девона на реке Оредеж у поселка Белогорка" и об установлении его границы и поскольку судом установлено бездействие административного ответчика, суды правомерно сделали вывод о том, что административный ответчик обязан устранить выявленные нарушения законодательства.
Данные выводы основаны на правильном применении норм действующего законодательства, регулирующего спорные правоотношения, и соответствуют обстоятельствам административного дела.
Доводы кассационной жалобы о нарушении норм материального права и неприменении судами нормы права, регулировавшие правоотношения в сфере особо охраняемой природной территории, действовавшие до 30.12.2013 г, правового значения для рассматриваемого спора не имеют.
Действующее законодательство предусматривает необходимость создания охранных зон памятников природы регионального значения в целях предотвращения неблагоприятного для них антропогенного воздействия (пункт 10 статьи 2 Федерального закона от 14.03.1995 N 33 - ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях").
Доводы кассационной жалобы о том, что прокурором суду не представлено доказательств необходимости установления охранной зоны с учетом критериев, установленных пунктом 4 Правил создания охранных зон отдельных категорий особо охраняемых природных территорий, установления их границ, определения режима охраны и использования земельных участков и водных объектов в границах таких зон, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 19.02.2015 N 138, являлись предметом рассмотрения суда апелляционной инстанции и были обоснованно отклонены, поскольку, как следует из п. 21 названных Правил, высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации с учетом пунктов 4 и 20 Правил готовит решение высшего должностного лица субъекта Российской Федерации о создании охранной зоны природного парка или памятника природы регионального значения, об установлении ее границ и утверждении положения о ней в виде соответствующего проекта, а также пояснительную записку к проекту решения с обоснованием необходимости создания такой охранной зоны и установления ее границ.
Суды первой и второй инстанций дали надлежащую оценку всем обстоятельствам по делу, неправильного применения норм материального права, нарушений норм процессуального права, которые бы влекли отмену судебных постановлений, по настоящему административному делу не допущено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Гатчинского городского суда Ленинградской области от 26 января 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Ленинградского областного суда от 07 июля 2022 года по административному делу N 2а - 615/2022 - оставить без изменения, кассационную жалобу Комитета по природным ресурсам Ленинградской области - без удовлетворения.
Решение Гатчинского городского суда Ленинградской области от 26 января 2022 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Ленинградского областного суда от 07 июля 2022 года и настоящее кассационное определение могут быть обжалованы в судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в шестимесячный срок, который начинает исчисляться на следующий день после принятия апелляционного определения и из которого исключаются срок составления мотивированного определения суда апелляционной инстанции, в случае когда его составление откладывалось, а также время рассмотрения кассационной жалобы.
Мотивированное кассационное определение изготовлено 7 октября 2022 года.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.