Судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего судьи Ирышковой Т.В, судей Беспятовой Н.Н, Лепской К.И.
рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи Лепской К.И. гражданское дело N 2-2400/2021 по иску Б.Р.В. к федеральному казенному учреждению "Военный комиссариат Мурманской области", начальнику центра социального обеспечения федерального казенного учреждения "Военный комиссариат Мурманской области" П.Ю.М. о признании права на компенсацию расходов на санаторно-курортное лечение и понуждении к восстановлению нарушенного права
по кассационной жалобе Б.Р.В. на апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Мурманского областного суда от 19 января 2022 года.
Судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Б.Р.В. обратился в суд с иском к федеральному казенному учреждению "Военный комиссариат Мурманской области" (далее - ФКУ "ВК МО"), начальнику центра социального обеспечения ФКУ "ВК МО" о признании незаконным и отмене решения об отказе в выплате компенсации расходов на санаторно-курортное лечение от 30 января 2020 года, взыскании из средств ФКУ "ВК МО" в свою пользу 75% стоимости путевки на санаторно-курортное лечение в размере 32.775 рублей, ссылаясь на то, что является военным пенсионером, имеет право на социальные гарантии и льготы, в том числе, на санаторно-курортное лечение, оплачиваемое им в размере 25% стоимости путевки. В декабре 2019 года он через Военный комиссариат г. Североморска и г. Островного обратился с заявлением об оплате расходов, связанных с санаторно-курортным лечением в санатории и проездом к месту отдыха и обратно, представив подлинники документов, однако 20 января 2020 года получил ответ, подписанный начальником центра соцобеспечения ФКУ "ВК МО" П.Ю.М, которым истцу отказано в выплате расходов на путевку, поскольку ФГКУЗ "Санаторий "Россия" войск национальной гвардии" не относится к числу санаториев федеральных органов исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба.
Решением Октябрьского районного суда города Мурманска от 07 июля 2021 года исковые требования Б.Р.В. удовлетворены. Судом за Б.Р.В. признано право на компенсацию расходов на санаторно-курортное лечение. На ФКУ "ВК МО" возложена обязанность возместить Б.Р.В. понесенные расходы на оплату стоимости путевки на санаторно-курортное лечение в размере 32.775 рублей.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Мурманского областного суда от 19 января 2022 года решение Октябрьского районного суда города Мурманска от 07 июля 2021 года отменено, по делу вынесено новое решение, которым исковые требования Б.Р.В. к ФКУ "ВК МО", начальнику центра социального обеспечения ФКУ "ВК МО" П.Ю.М. о признании права на компенсацию расходов на санаторно-курортное лечение и понуждении к восстановлению нарушенного права - оставлены без удовлетворения.
В кассационной жалобе Б.Р.В. просит об отмене апелляционного определения судебной коллегии по гражданским делам Мурманского областного суда от 19 января 2022 года, ссылаясь на нарушение нижестоящим судом норм процессуального и материального права, правил оценки доказательств. Указывает на неверное установление судом юридически значимых обстоятельств по делу. Полагает, что исковые требования подлежат удовлетворению в полном объеме.
В судебное заседание суда кассационной инстанции участники процесса, извещенные судом о времени и месте рассмотрения дела по кассационной жалобе, не явились.
С учетом ч. 5 ст. 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции рассмотрела кассационную жалобу в отсутствии не явившихся участников процесса (их представителей).
Изучив материалы дела, проверив законность и обоснованность судебного акта в пределах доводов кассационной жалобы согласно части 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции, не находит оснований для ее удовлетворения и отмены судебного акта нижестоящего суда.
В соответствии с частью 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Нарушение или неправильное применение норм процессуального права является основанием для отмены или изменения судебных постановлений, если это нарушение привело или могло привести к принятию неправильных судебных постановлений (часть 3 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
По настоящему делу таких нарушений с учетом доводов кассационной жалобы не установлено.
Судом установлено и подтверждено материалами дела, что Б.Р.В. является военным пенсионером, уволенным по состоянию здоровья с военной службы и имеющим общую продолжительность военной службы в льготном исчислении более 20 лет.
На период с 14 апреля 2019 года по 27 апреля 2019 года Б.Р.В. приобрел путевку в ФГКУЗ "Санаторий "Россия" войск национальной гвардии" за 32.200 рублей, в дальнейшем продлил ее до 02 мая 2019 года, доплатив 11.500 рублей, общая стоимость путевки составила 43.700 рублей.
16 декабря 2019 года Б.Р.В. обратился в Военный комиссариат г. Североморска и г. Островного с заявлением об оплате расходов, связанных с санаторно-курортным лечением в санатории и проездом к месту отдыха и обратно, представив документы, подтверждающие факт приобретения путевки и ее использования.
30 января 2020 года истцом получен ответ начальника центра соцобеспечения ФКУ "ВК МО" П.Ю.М. от 24 января 2020 года, согласно которому Б.Р.В. отказано в выплате расходов на приобретение санаторно-курортной путевки, поскольку ФГКУЗ "Санаторий "Россия" войск национальной гвардии" не относится к числу санаториев федеральных органов исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, а также в связи с нарушением порядка оплаты стоимости путевки.
Разрешая исковые требования, суд первой инстанции руководствовался положениями статей 16, 20 Федерального закона от 27 мая 1998 года N76-ФЗ "О статусе военнослужащих" (в редакции, действовавшей на момент спорных правоотношений), оценив представленные доказательства по правилам статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, и пришел к выводу, что установленная Б.Р.В. при увольнении с военной службы выслуга давала ему право на получение социальных гарантий, в том числе право на санаторно-курортное лечение в санаторно-курортных организациях, в связи с чем пришел к выводу об удовлетворении заявленных Б.Р.В. требований.
С указанными выводами не согласилась судебная коллегия по гражданским делам Мурманского областного суда.
Отменяя решение суда первой инстанции и приходя к выводу об отказе в удовлетворении исковых требований, суд апелляционной инстанции руководствовался положениями статей 16, 25 Федерального закона от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" (в редакции, действовавшей на момент спорных правоотношений), пунктом 1 статьи 10 Федерального закона от 31 мая 1996 года N 61-ФЗ "Об обороне", постановлением Правительства Российской Федерации от 26 сентября 1994 года N 1093 "О порядке возмещения расходов, связанных с оказанием медицинской помощи, санаторно-курортным лечением и отдыхом военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей", приказом Министра обороны Российской Федерации "О порядке санаторно-курортного обеспечения в Вооруженных Силах Российской Федерации" от 15 марта 2011 года N 333, а также Инструкцией, утвержденной Приказом Росгвардии от 02 октября 2018 года N 444, в связи с чем пришел к выводу о том, что возможность получения санаторно-курортного лечения в медицинских учреждениях Росгвардии по льготной стоимости пенсионерами Минобороны России не предусмотрена, а текущее законодательство также не предоставляет возможность прохождения на льготных условиях санаторно-курортного лечения лиц, состоящих на пенсионном обеспечении в Минобороны России, и членов их семей, в санаторно-курортных организациях, подведомственных Росгвардии.
Кроме того, судом апелляционной инстанции на основании статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации были приобщены к материалами дела документы, связанные с прохождением истцом санаторно-курортного лечения в ФГКУЗ "Санаторий "Россия" войск национальной гвардии", из которых следует, что на основании заявлений Б.Р.В. от 15 апреля 2019 года о продаже путевки с оплатой за наличный расчет на 14 дней по себестоимости, от 18 апреля 2019 года о продлении срока лечения на 5 дней с оплатой по себестоимости и в соответствии с письменным указанием Департамента медицинского обеспечения Росгвардии от 22 апреля 2019 года N 19/905 начальнику санатория было дано разрешение на реализацию Б.Р.В. и его супруге санаторно-курортной путевки по себестоимости.
Соответственно, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что истец самостоятельно приобрел санаторно-курортную путевку по себестоимости в неподведомственном Минобороны России учреждении здравоохранения, возможность получения пенсионерами Минобороны России санаторно-курортного лечения на льготных условиях в котором ни законодательством, ни межведомственными соглашениями не предусмотрена, а кроме того, доказательств того, что Б.Р.В. по объективным причинам был лишен возможности реализовать свое право на получение санаторно-курортного лечения в санаториях Минобороны России, в материалы дела представлено не было.
Судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции полагает, что вопреки доводам автора кассационной жалобы, выводы, содержащиеся в обжалуемом судебном постановлении, соответствуют фактическим обстоятельствам дела, установленным судом апелляционной инстанции, и нормам материального права, регулирующим спорные отношения сторон.
Права, свободы, обязанности и ответственность военнослужащих, а также основы государственной политики в области правовой и социальной защиты военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей определены Федеральным законом от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих".
Для военнослужащих указанным Федеральным законом устанавливается единая система правовой и социальной защиты, а также материального и иных видов обеспечения с учетом занимаемых воинских должностей, присвоенных воинских званий, общей продолжительности военной службы, в том числе и в льготном исчислении, выполняемых задач, условий и порядка прохождения ими военной службы (пункт 1 статьи 3 указанного Федерального закона).
Согласно пункту 2 статьи 1 Федеральным законом от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" военнослужащие обладают правами и свободами человека и гражданина с некоторыми ограничениями, установленными названным Законом, федеральными конституционными законами и федеральными законами. На военнослужащих возлагаются обязанности по подготовке к вооруженной защите и вооруженная защита Российской Федерации, которые связаны с необходимостью беспрекословного выполнения поставленных задач в любых условиях, в том числе с риском для жизни. В связи с особым характером обязанностей, возложенных на военнослужащих, им предоставляются социальные гарантии и компенсации.
Социальная защита военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей является функцией государства и предусматривает реализацию их прав, социальных гарантий и компенсаций органами государственной власти, федеральными государственными органами, органами военного управления и органами местного самоуправления; совершенствование механизмов и институтов социальной защиты указанных лиц; охрану их жизни и здоровья, а также иные меры, направленные на создание условий жизни и деятельности, соответствующих характеру военной службы и ее роли в обществе (пункт 3 статьи 3 Федеральным законом от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих").
Реализация мер правовой и социальной защиты военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей возлагается на органы государственной власти, федеральные государственные органы, органы местного самоуправления, федеральные суды общей юрисдикции, правоохранительные органы в пределах их полномочий, а также является обязанностью командиров (начальников). Реализации прав военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей в соответствии с федеральными конституционными законами, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации могут также содействовать общественные объединения (пункт 4 статьи 3 Федеральным законом от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих").
Система мер социальной поддержки военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей согласно нормативным положениям указанного Федерального закона, включает в себя ряд социальных гарантий, к числу которых отнесены, в том числе, санаторно-курортное лечение.
Так, в соответствии с пунктом 4 статьи 16 Федерального закона Федеральным законом от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" военнослужащие, проходящие военную службу по контракту (за исключением курсантов военных профессиональных образовательных организаций или военных образовательных организаций высшего образования), и члены семей военнослужащих-граждан имеют право на санаторно-курортное лечение и организованный отдых в санаториях, домах отдыха, пансионатах, детских оздоровительных лагерях, на туристских базах федеральных органов исполнительной власти и федеральных государственных органов, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, за плату в размере полной стоимости путевки, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации. Стоимость путевки устанавливается указанными федеральными органами исполнительной власти и федеральными государственными органами. Указанным военнослужащим и членам их семей при направлении в санатории на медицинскую реабилитацию после лечения в стационарных условиях в соответствии с заключением военно-врачебной комиссии дополнительно предоставляются бесплатные путевки.
Абзацем первым пункта 5 статьи 16 Федерального закона от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" предусмотрено, что права и социальные гарантии военнослужащих и членов их семей, указанные в пунктах 2-4 настоящей статьи, распространяются на офицеров, уволенных с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность военной службы которых в льготном исчислении составляет 20 лет и более, а при общей продолжительности военной службы 25 лет и более вне зависимости от основания увольнения и на членов их семей, а также на прапорщиков и мичманов, уволенных с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность военной службы которых составляет 20 лет и более. При этом указанные граждане оплачивают путевки на санаторно-курортное лечение или организованный отдых в санаториях, домах отдыха, пансионатах, детских оздоровительных лагерях, на туристских базах федеральных органов исполнительной власти и федеральных государственных органов, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, в размере 25 процентов, а члены их семей - 50 процентов стоимости путевки, установленной указанными федеральными органами исполнительной власти и федеральными государственными органами в соответствии с абзацем первым пункта 4 настоящей статьи.
В соответствии с пунктом 7 статьи 16 указанного Федерального закона (в редакции, действовавшей на период спорных правоотношений) порядок финансирования расходов, связанных с оказанием медицинской помощи, проведением медико-психологической реабилитации, обеспечением санаторно-курортного лечения и отдыха на льготных условиях, оплатой стоимости путевок и выплатой компенсаций военнослужащим и другим гражданам, перечисленным в пунктах 2-6 настоящей статьи, определяется Правительством Российской Федерации.
Взаиморасчеты за оказание медицинской помощи военнослужащим между военно-медицинскими организациями Министерства обороны Российской Федерации, иными федеральными органами исполнительной власти и федеральными государственными органами, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, осуществляются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
Во исполнение указанной нормы названного Федерального закона Правительством Российской Федерации принято постановление от 26 сентября 1994 года N 1093 "О порядке возмещения расходов, связанных с оказанием медицинской помощи, санаторно-курортным лечением и отдыхом военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей".
Пунктом 1 указанного постановления предусмотрено, что при отсутствии по месту жительства граждан, уволенных с военной службы, военно-медицинских организаций и (или) при отсутствии в них отделений соответствующего профиля, специалистов или специального медицинского оборудования медицинская помощь, не входящая в территориальную программу государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на соответствующий год, оказывается в медицинских организациях с возмещением расходов на оказание медицинской помощи указанным медицинским организациям Министерством обороны Российской Федерации и иными федеральными органами исполнительной власти (федеральными государственными органами), в которых федеральным законом предусмотрена военная служба.
Санаторно-курортное обеспечение в Вооруженных Силах Российской Федерации регламентируется приказом Министра обороны Российской Федерации "О порядке санаторно-курортного обеспечения в Вооруженных Силах Российской Федерации" от 15 марта 2011 года N 333 (далее - Порядок).
Согласно подпункту "б" пункта 1 названного Порядка офицеры, уволенные с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность военной службы которых в льготном исчислении составляет 20 лет и более, а при общей продолжительности военной службы 25 лет и более вне зависимости от основания увольнения, а также члены их семей, направляются в санатории, дома отдыха, базы отдыха Министерства обороны Российской Федерации на основании медицинских показаний.
Из подпункта "а" пункта 7 Порядка следует, что в соответствии с законодательством Российской Федерации путевки в санаторно-курортные организации предоставляются с оплатой военнослужащим, проходящим военную службу по контракту (за исключением курсантов военных образовательных организаций высшего образования, военных профессиональных образовательных организаций), членам семей военнослужащих - 100 процентов стоимости путевки; офицерам, уволенным с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность военной службы которых в льготном исчислении составляет 20 лет и более, а при общей продолжительности военной службы 25 лет и более вне зависимости от основания увольнения - 25 процентов, членам их семей и лицам, находящимся на иждивении военнослужащих, указанных в настоящем пункте, и проживающим совместно с ними, - 50 процентов стоимости путевки.
Согласно пункту 13 Порядка главное управление совместно с другими органами военного управления Министерства обороны организовывает систему информирования граждан, имеющих право на санаторно-курортное лечение и организованный отдых, о порядке санаторно-курортного обеспечения в соответствии с Федеральным законом от 9 февраля 2009 г. N 8-ФЗ "Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления".
Срок лечения гражданина в санаторно-курортной организации при наличии медицинских показаний может быть продлен начальником санаторно-курортной организации только по постановлению врачебной комиссии санатория на срок не более 10 суток. При этом оплата за дни продления больному производится на тех условиях, на которых он был принят в санаторно-курортную организацию (пункт 23 Порядка).
Пунктом 19 Порядка установлено, что оформление, оплата и выдача путевки в санаторно-курортную организацию гражданину производится в санаторно-курортной организации в день приема гражданина по представлению им уведомления о предоставлении путевки.
Из анализа вышеприведенных положений Порядка следует, что при прохождении лечения в санаторно-курортной организации подведомственных Министерству обороны лицами, указанными в подпункте "б" пункта 1 (подпункте "а" пункта 7) Порядка, оплата путевки производится в санаторно-курортной организации в день приема гражданина по представлению им уведомления о предоставлении путевки.
Согласно части 5 статьи 28 Федерального закона от 03 июля 2016 года N 226-ФЗ "О войсках национальной гвардии Российской Федерации" особенности организации оказания медицинской помощи в медицинских организациях войск национальной гвардии Российской Федерации, в том числе при санаторно-курортном лечении, военнослужащим войск национальной гвардии, лицам, проходящим службу в войсках национальной гвардии Российской Федерации и имеющим специальные звания полиции, гражданам Российской Федерации, уволенным с военной службы из внутренних войск, уволенным с военной службы (службы) в войсках национальной гвардии, членам их семей и лицам, находящимся на иждивении сотрудников (граждан Российской Федерации, уволенных со службы в войсках национальной гвардии), установлены Инструкцией, утвержденной Приказом Росгвардии от 02 октября 2018 года N 444, предусматривающей, в частности, порядок организации и обеспечения санаторно-курортного лечения лиц и членов их семей, состоящих на пенсионном обеспечении в МВД России, а также предоставление путевок в порядке обмена от МВД России.
Положениями указанной Инструкции возможность получения санаторно-курортного лечения в медицинских учреждениях Росгвардии по льготной стоимости пенсионерами Минобороны России не предусмотрена.
Вышеприведенный Порядок санаторно-курортного обеспечения в Вооруженных Силах Российской Федерации так же не предоставляет возможность прохождения на льготных условиях санаторно-курортного лечения лиц, состоящих на пенсионном обеспечении в Минобороны России, и членов их семей, в санаторно-курортных организациях, подведомственных Росгвардии.
Нормы абзаца первого пункта 5 статьи 16 Федерального закона от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих", предусматривающие оплату уволенными с военной службы гражданами путевок на санаторно-курортное лечение в санаториях федеральных органов исполнительной власти и федеральных государственных органов, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, в льготном размере 25 процентов, исходя из системного толкования указанного Федерального закона, устанавливающего основы государственной политики в области правовой и социальной защиты граждан Российской Федерации, уволенных с военной службы, носят общий характер, и в развитие данных положений федеральными органами исполнительной власти и федеральными государственными органами, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, приняты нормативные правовые акты, регламентирующие конкретный порядок организации и обеспечения санаторно-курортного лечения указанной категории граждан, предусматривающий предоставление на льготных условиях санаторно-курортного лечения в медицинских организациях, подведомственных тому федеральному органу, на пенсионном обеспечении которого состоит гражданин, уволенный с военной службы.
Ни названным законом, ни иными нормативными правовыми актами, устанавливающими порядок санаторно-курортного обеспечения военнослужащих и приравненных к ним лиц, не предусмотрено право уволенных с военной службы граждан на произвольный выбор санаторно-курортного учреждения, подведомственного любому федеральному органу исполнительной власти и федеральному государственному органу, в котором законом предусмотрена военная служба, вне зависимости от того, на пенсионном обеспечении какого из указанных федеральных органов состоит гражданин, уволенный с военной службы, и, следовательно, не предусмотрена и возможность последующей компенсации расходов, понесенных на оплату санаторно-курортного лечения, исходя из права на оплату путевок в льготном размере, поскольку действующее правовое регулирование предусматривает предоставление санаторно-курортного лечения данной категории лиц по льготной стоимости только в определенных санаторно-курортных организациях. Какие-либо межведомственные соглашения между Минобороны России и Росгвардией по вопросу взаиморасчетов применительно к указанной ситуации отсутствуют.
Таким образом, вопреки доводам кассационной жалобы Б.Р.В, судом апелляционной инстанции сделан правильный вывод о том, что правовые основания для компенсации истцу за счет средств Минобороны России расходов, понесенных им в связи с прохождением санаторно-курортного лечения в ФГКУЗ "Санаторий "Россия" войск национальной гвардии", отсутствуют, поскольку фактически заявителем Б.Р.В. была самостоятельно приобретена санаторно-курортную путевка по себестоимости в неподведомственном Минобороны России учреждении здравоохранения, возможность получения пенсионерами Минобороны России санаторно-курортного лечения на льготных условиях в котором ни законодательством, ни межведомственными соглашениями не предусмотрена.
Иные доводы кассационной жалобы, оспаривающие вышеуказанные выводы суда апелляционной инстанции, не могут быть приняты во внимание, поскольку основаны на ошибочном толковании норм материального и процессуального законодательства, а также по существу сводятся к выражению несогласия с произведенной судами оценкой обстоятельств дела и представленных по делу доказательств, поэтому в силу статьи 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации не могут служить основанием для отмены или изменения обжалуемых судебных постановлений принятых по данному делу.
В силу статей 67, 3271 названного Кодекса установление обстоятельств по делу и оценка доказательств относится к компетенции суда первой и апелляционной инстанций. Суд кассационной инстанции не наделен правом переоценивать представленные сторонами доказательства, а также принимать новые доказательства и устанавливать новые обстоятельства, на что по существу и направлены доводы кассационной жалобы.
Отмена или изменение судебного постановления в кассационном порядке допустимы лишь в случае, если без устранения судебной ошибки, имевшей место в ходе предшествующего разбирательства и повлиявшей на исход дела, невозможно восстановление и защита существенно нарушенных прав, свобод и законных интересов, а также защищаемых законом публичных интересов. Указаний на судебную ошибку кассационная жалоба не содержат.
Руководствуясь статьями 390 и 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции, определила:
апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Мурманского областного суда от 19 января 2022 года оставить без изменения, кассационную жалобу Б.Р.В. - без удовлетворения.
Председательствующий
судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.