Судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции в составе:
Председательствующего судьи Ирышковой Т.В, судей Беспятовой Н.Н, Лепской К.И.
рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи Лепской К.И. гражданское дело N 2-5165/2021 по исковому заявлению М.Д.А. к Государственному учреждению - Отделению Пенсионного фонда Российской Федерации по Калининградской области о включении периода работы в специальный стаж, назначении досрочной страховой пенсии по старости
по кассационной жалобе М.Д.А. на апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Калининградского областного суда от 26 апреля 2022 года.
Судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции
установила:
М.Д.А. обратился в суд с иском к Государственному учреждению - Отделению Пенсионного фонда Российской Федерации по Калининградской области (далее - ГУ ОПФ РФ по Калининградской области) о возложении на ответчика обязанности включить в специальный стаж работу в должности спасателя в период с 01 января по 31 декабря 2015 года, назначить досрочную страховую пенсию по старости с 14 апреля 2021 года, взыскать с ответчика судебные расходы по уплате госпошлины в размере 300 рублей, ссылаясь на то, что 14 апреля 2021 года он обратился в пенсионный орган с заявлением о назначении ему досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 16 части статьи 30 Федерального закона 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", решением ответчика от 27 мая 2021 года ему было отказано в назначении пенсии в связи с отсутствием необходимого специального стажа, в который ответчиком не был включен период работы М.Д.А. в должности спасателя 3 класса в Поисково-спасательном отряде МЧС России по Калининградской области - ФГКУ "СЗ РПСО МЧС России" с 01 января по 31 декабря 2015 года ввиду отсутствия информации о выездах истца на поисково-спасательные работы и его участии в работах по ликвидации чрезвычайных ситуаций в 2015 года.
Решением Центрального районного суда города Калининграда от 29 сентября 2021 года исковые требования М.Д.А. удовлетворены; судом на ГУ ОПФ РФ по Калининградской области возложена обязанность зачесть в специальный стаж М.Д.А. период его работы в Поисково-спасательном отряде МЧС России по Калининградской области - филиале ФГКУ "Северо-Западный региональный поисково-спасательный отряд МЧС России" (далее - ФГКУ "СЗРПСО МЧС России" в должности спасателя 3 класса с 01 января по 31 декабря 2015 года и назначить М.Д.А. досрочную страховую пенсию по старости на основании пункта 16 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", начиная с 14 апреля 2021 года, из средств ГУ ОПФ РФ по Калининградской области в пользу М.Д.А. взысканы судебные расходы в размере 300 рублей.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Калининградского областного суда от 26 апреля 2022 года решение Центрального районного суда города Калининграда от 29 сентября 2021 года изменено; исковые требования М.Д.А. удовлетворены в части; судом апелляционной инстанции постановлено обязать ГУ ОПФ РФ по Калининградской области назначить М.Д.А. досрочно страховую пенсию по старости на основании пункта 16 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", начиная с 14 марта 2022 года, из средств ГУ ОПФ РФ по Калининградской области в пользу М.Д.А. взысканы судебные по уплате госпошлины в размере 150 рублей.
В удовлетворении остальной части исковых требований М.Д.А. отказано.
В кассационной жалобе М.Д.А. просит об отмене апелляционного определения судебной коллегии по гражданским делам Калининградского областного суда от 26 апреля 2022 года, ссылаясь на нарушение нижестоящим судом норм процессуального и материального права, правил оценки доказательств. Указывает на неверное установление судом юридически значимых обстоятельств по делу. Полагает, что исковые требования подлежат удовлетворению в полном объеме.
В судебное заседание суда кассационной инстанции участники процесса, извещенные судом о времени и месте рассмотрения дела по кассационной жалобе, не явились.
С учетом ч. 5 ст. 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции рассмотрела кассационную жалобу в отсутствии не явившихся участников процесса (их представителей).
Изучив материалы дела, проверив законность и обоснованность судебного акта в пределах доводов кассационной жалобы согласно части 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции, не находит оснований для ее удовлетворения и отмены судебного акта нижестоящего суда.
В соответствии с частью 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Нарушение или неправильное применение норм процессуального права является основанием для отмены или изменения судебных постановлений, если это нарушение привело или могло привести к принятию неправильных судебных постановлений (часть 3 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
По настоящему делу таких нарушений с учетом доводов кассационной жалобы не установлено.
Судом установлено и подтверждено материалами дела, что 14 апреля 2021 года М.Д.А, 03 апреля 1978 года рождения, обратился в УПФР в Черняховском районе Калининградской области (межрайонному) с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 16 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ.
Решением пенсионного органа от 27 мая 2021 года в назначении досрочной пенсии истцу было отказано из-за отсутствия требуемого специального стажа на момент обращения за ней. По подсчетам пенсионного органа специальный страховой стаж М.Д.А. составил 14 лет 01 месяц 01 день при требуемом не менее 15 лет.
При исчислении периодов работы, дающих право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, пенсионным органом в специальный стаж истца не был включен период его работы в должности спасателя с 01 января по 31 декабря 2015 года ввиду отсутствия информации о выездах М.Д.А. на поисково-спасательные работы и об его участии в работах по ликвидации чрезвычайных ситуаций в 2015 году.
Из трудовой книжки М.Д.А, книжки спасателя, справки от 01 апреля 2021 года N 19, подтверждающей специальный страховой стаж и характер выполняемой работы, следует, что истец с 14 марта 2006 года и по настоящее время работает полный рабочий день в должности спасателя в поисково-спасательном отряде МЧС России по Калининградской области - ФГКУ "СЗРПСО МЧС России".
Квалификация спасателя М.Д.А. впервые была присвоена 13 апреля 2006 года, 31 марта 2008 года истцу присвоена квалификация спасателя 3 класса, которая впоследствии была подтверждена в 2011 и 2014 годах.
Из представленной в материалы дела книжки спасателя, выданной на имя М.Д.А, следует, что записи о его участии в спасательных работах в 2015 году отсутствуют, в то время как в остальные периоды его работы в должности спасателя имеются записи о выездах истца на ликвидацию различных чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
Работодателем М.Д.А. - ПСО МЧС России по Калининградской области - филиала ФГКУ "СЗРПСО МЧС России" суду апелляционной инстанции представлены сведения о том, что подтверждающих участие М.Д.А. в 2015 г. в выездах на поисково-спасательные работы и иных работах по ликвидации чрезвычайных ситуаций, не имеется.
Разрешая исковые требования, суд первой инстанции руководствовался положениями статей 8, 30, Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", 1, 23, 24 Федерального закона от 22 августа 1995 года N 151-ФЗ "Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателя", постановлением Правительства Российской Федерации от 01 октября 2001 года N 702 "Об утверждении перечней должностей и специальностей работников профессиональных аварийно-спасательных служб, профессиональных аварийно-спасательных формирований, дающих право на пенсию в связи с особыми условиями труда и на пенсию за выслугу лет", Правилами подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 02 октября 2014 года N 1015, оценив представленные доказательства по правилам статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, исходил из того, что период работы истца в должности спасателя с 01 января по 31 декабря 2015 года подлежит включению в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии, независимо от того, принимал ли он в спорный период участие в работах по ликвидации чрезвычайных ситуаций, в связи с чем удовлетворил исковые требования.
С указанными выводами не согласилась судебная коллегия по гражданским делам Калининградского областного суда, которая, руководствуясь положениями статьи 23 Федерального закона от 22 августа 1995 года N 151-ФЗ "Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателя", пунктом 10 Порядка подтверждения периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, утвержденного Приказом Минздравсоцразвития России от 31 марта 2011 N 258н, пришла к выводу, что в периоды работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, подлежат включению только периоды, когда спасатель принимал участие в ликвидации чрезвычайных ситуаций и поисково-спасательных работах.
Поскольку из представленной трудовой книжки и сведений работодателя М.Д.А. следует, что в 2015 году он в выездах на поисково-спасательные работы и иных работах по ликвидации чрезвычайных ситуаций не участвовал, судебная коллегия по гражданским делам Калининградского областного суда пришла к выводу, что сам по себе факт присутствия М.Д.А. в 2015 году на рабочем месте, равно как и перечисление работодателем страховых взносов по дополнительному повышенному тарифу, при отсутствии доказательств участия истца в работах по ликвидации чрезвычайных ситуаций в течение календарного года не дает оснований для включения спорного периода в специальный стаж для назначения досрочной пенсии по старости, в связи с чем оставил в данной части исковые требования без удовлетворения.
Вместе с тем, поскольку М.Д.А. продолжает работать спасателем, его участие в работах по ликвидации чрезвычайных ситуаций в 2021-2022 годах подтверждено книжкой спасателя, отказ пенсионного органа в назначении досрочной пенсии по заявлению истца от 14 апреля 2021 года являлся предметом судебного разбирательства, а право истца на назначение такой пенсии возникло уже в ходе разрешения названного спора, суд апелляционной инстанции в целях максимального соблюдения права истца на социальное обеспечение и без повторного обращения за назначением пенсии изменил дату назначения пенсии М.Д.А. на 14 апреля 2022 года, таким образом, изменив решение суда первой инстанции.
Судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции полагает, что вопреки доводам автора кассационной жалобы, выводы, содержащиеся в обжалуемом судебном постановлении, соответствуют фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, и нормам материального права, регулирующим спорные отношения сторон.
В силу части 2 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 статьи 30, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
Аналогичное правовое регулирование имелось и в период действия Федерального закона от 17 декабря 2001 года N173-Ф3 "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (подпункт16 пункта 1 статьи 27).
Постановлением Правительства РФ от 16 июля 2014 года N 665 установлено, что при определении стажа на соответствующих видах работ в целях досрочного пенсионного обеспечения в соответствии со статьей 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" применяются, в частности, при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, работавшим в качестве спасателей в профессиональных аварийно-спасательных службах, профессиональных аварийно- спасательных формированиях федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики, нормативно-правовому регулированию в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, и участвовавшим в ликвидации чрезвычайных ситуаций, - перечень должностей и специальностей работников, постоянно работавших спасателями в профессиональных аварийно-спасательных службах, профессиональных аварийно-спасательных формированиях и участвовавших в ликвидации чрезвычайных ситуаций, дающий право на пенсию в связи с особыми условиями труда в соответствии с пунктом "л" статьи 12 Закона РФ "О государственных пенсиях в Российской Федерации", и перечень должностей и специальностей работников, дающий право на пенсию за выслугу лет в связи с работой спасателями в профессиональных аварийно-спасательных службах, профессиональных аварийно-спасательных формированиях в соответствии со статьи 78.2 Закона РФ "О государственных пенсиях в Российской Федерации", утвержденные постановлением Правительства РФ от 01 октября 2001 года N 702 "Об утверждении перечней должностей и специальностей работников профессиональных аварийно-спасательных служб, профессиональных аварийно- спасательных формирований, дающих право на пенсию в связи с особыми условиями труда и на пенсию за выслугу лет".
В соответствии с данными Перечнями право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости предоставлено специалистам профессиональных аварийно-спасательных служб и формирований МЧС России, работающих в должности спасателя (спасателя 1, 2, 3 классов, спасателя международного класса) не менее 15 лет, участвовавших в ликвидации чрезвычайных ситуаций.
В соответствии с пунктом 2 статьи 23 Федерального закона от 22 августа 1995 года N 151-ФЗ, пунктом 10 Порядка подтверждения периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, утвержденного Приказом Минздравсоцразвития России от 31 марта 2011 года N 258н, периоды работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости (участие в ликвидации чрезвычайных ситуаций), для спасателей аварийно-спасательных служб и формирований Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, подтверждается книжкой спасателя или (при отсутствии книжки спасателя) другими документами, в которых отражено участие спасателя в работах по ликвидации чрезвычайных ситуаций.
Согласно положениям статьи 1 Федерального закона от 22 августа 1995 года N 151-ФЗ "Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей", спасатель - это гражданин, подготовленный и аттестованный на проведение аварийно-спасательных работ. Граждане Российской Федерации приобретают статус спасателей на основании решения соответствующих аттестационных органов по результатам аттестации после прохождения указанными гражданами медицинского освидетельствования, выполнения нормативов по физической подготовке, профессионального обучения по программе профессиональной подготовки спасателей и аттестации на проведение аварийно-спасательных работ (статья 23). Гражданам Российской Федерации при принятии решения о присвоении им статуса спасателей органами аттестации выдаются удостоверение установленного образца, книжка спасателя, жетон с нанесенными на него фамилией, именем и отчеством, группой крови и регистрационным номером спасателя. Книжка спасателя предназначена для учета участия спасателя в работах по ликвидации чрезвычайных ситуаций. Положение о книжке спасателя утверждается федеральным органом исполнительной власти, специально уполномоченным на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.
Досрочное назначение трудовой пенсии по старости вышеуказанным лицам основано на учете специфики выполняемых ими работ и направлено на защиту от риска утраты профессиональной трудоспособности до достижения общеустановленного пенсионного возраста и обусловлено особыми условиями осуществления профессиональной деятельности, сопряженными с более высокой по сравнению с деятельностью спасателей иных профессиональных аварийно- спасательных служб и формирований суточной загруженностью, повышенной степенью сложности и интенсивности труда в процессе ликвидации или локализации последствий чрезвычайных ситуаций, зона которых может охватывать не только территорию субъекта Российской Федерации, всю территорию Российской Федерации, а также в порядке оказания международной помощи при участии в ликвидации последствий стихийных бедствий на территории зарубежных стран (определение Конституционного Суда РФ от 05 февраля 2009 года N551-О-П).
Пунктом 47 Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 02 октября 2014 года N1015, установлено, что исчисление продолжительности периодов работы производится в календарном порядке из расчета полного года (12 месяцев).
Таким образом, исходя из буквального толкования приведенных норм права, право на досрочную страховую пенсию по старости, предусмотренную пунктом 16 части 1 статьи 30 Федерального закона N 400-ФЗ, имеют аттестованные спасатели, проработавшие не менее 15 лет. При этом в периоды работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, подлежат включению только периоды, когда спасатель в течение календарного года принимал участие в ликвидации чрезвычайных ситуаций.
Вопреки доводам кассационной жалобы, исходя из системного толкования норм материального права, в специальный страховой стаж засчитываются только те периоды работы, во время которых спасатель принимал участие в работах по ликвидации чрезвычайных ситуаций и поисково-спасательных работах, в связи с чем выводы суда апелляционной инстанции являются правильными и обоснованными.
Иные доводы кассационной жалобы, оспаривающие вышеуказанные выводы суда апелляционной инстанции, не могут быть приняты во внимание, поскольку основаны на ошибочном толковании норм материального и процессуального законодательства, а также по существу сводятся к выражению несогласия с произведенной судами оценкой обстоятельств дела и представленных по делу доказательств, поэтому в силу статьи 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации не могут служить основанием для отмены или изменения обжалуемого судебного постановления принятого по данному делу.
В силу статей 67, 3271 названного Кодекса установление обстоятельств по делу и оценка доказательств относится к компетенции суда первой и апелляционной инстанций. Суд кассационной инстанции не наделен правом переоценивать представленные сторонами доказательства, а также принимать новые доказательства и устанавливать новые обстоятельства, на что по существу и направлены доводы кассационной жалобы.
Отмена или изменение судебного постановления в кассационном порядке допустимы лишь в случае, если без устранения судебной ошибки, имевшей место в ходе предшествующего разбирательства и повлиявшей на исход дела, невозможно восстановление и защита существенно нарушенных прав, свобод и законных интересов, а также защищаемых законом публичных интересов. Указаний на судебную ошибку кассационная жалоба не содержит.
Руководствуясь статьями 390 и 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции, определила:
апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Калининградского областного суда от 26 апреля 2022 года оставить без изменения, кассационную жалобу М.Д.А. - без удовлетворения.
Председательствующий
судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.