Судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего: Рогожина Н.А, судей: Рогачевой В.В. и Григорьевой Ю.А, рассмотрела в открытом судебном заседании дело по кассационной жалобе Кравченко Андрея Анатольевича на решение Всеволожского городского суда Ленинградской области от 13 октября 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Ленинградского областного суда от 16 марта 2022 года по делу N 2-6030/2021 по иску Кравченко Андрея Анатольевича к администрации муниципального образования "Всеволожский муниципальный район" Ленинградкой области о признании незаконным решения о снятии с учета граждан, имеющих право на бесплатное предоставление земельного участка в собственность, и обязании предоставить земельный участок.
Заслушав доклад судьи Третьего кассационного суда общей юрисдикции Рогачевой В.В, объяснения истца Кравченко А.А. и его представителя Колпакова Д.А. (действующего на основании доверенности N от 28.05.2021 сроком на три года), поддержавших доводы жалобы, представителя ответчика администрации муниципального образования "Всеволожский муниципальный район" Ленинградкой области Захаровой В.А. (действующей на основании доверенности N163/1.0-22 от 29.12.2021 сроком до 31.12.2022), полагавшей, что отсутствуют основания для отмены обжалуемых судебных постановлений, судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Кравченко А.А. обратился в суд с иском к администрации МО "Всеволожский муниципальный район" Ленинградской области о признании незаконным решения от 02.10.2020 о снятии его с учета граждан, имеющих право на бесплатное предоставление земельного участка в собственность, и обязании предоставить ему в собственность земельный участок с условным номером "адрес" Ленинградской области в соответствии с решением администрации от 22.12.2015.
В обоснование своих требований истец указал, что в 2011 году на основании областного закона Ленинградской области N 105-оз от 14.10.2008 "О бесплатном предоставлении отдельным категориям граждан земельных участков для индивидуального жилищного строительства на территории Ленинградской области" в соответствии с решением межведомственной земельной комиссии (протокол N 31/105, утвержденный постановлением главы администрации МО "Всеволожский муниципальный район" Ленинградской области 10.08.2011) он был включен в реестр жителей Всеволожского района, претендующих на предоставление земельных участков с целью индивидуального жилищного строительства (за N 2752). Решением комиссии по вопросам предоставления земельных участков 22.12.2015 истцу был предоставлен земельный участок с условным номером "адрес", о чем ему сообщили письмом от 24.12.2015. В дальнейшем истец неоднократно обращался в администрацию по вопросу о реализации права на земельный участок, на что получал ответ, что предоставление земельного участка планируется после прохождения процедуры межевания и постановки на государственный кадастровый учет. Однако из письма администрации от 26.10.2020 N1885/40-03, полученного в январе 2021 года, ему стало известно о снятии с учета граждан, имеющих право на бесплатное предоставление земельного участка в собственность на территории Ленинградской области, по причине реализации им указанного права ранее и получении в собственность бесплатно земельного участка для дачного строительства по адресу: "адрес", на основании постановления администрации от 19.04.2007 N 600/03.
Решением Всеволожского городского суда Ленинградской области от 13 октября 2021 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Ленинградского областного суда от 16 марта 2022 года, в удовлетворении иска Кравченко А.А. отказано.
В кассационной жалобе, поданной 14 июня 2022 года и поступившей с делом в Третий кассационный суд общей юрисдикции 21 июня 2022 года, истец Кравченко А.А. просит об отмене решения Всеволожского городского суда Ленинградской области от 13 октября 2021 года и апелляционного определения судебной коллегии по гражданским делам Ленинградского областного суда от 16 марта 2022 года, считая их не соответствующими нормам материального права и принятыми без учета всех юридически значимых обстоятельств, с направлением дела на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
В соответствии с ч.1 ст.379.7 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Доводы кассационной жалобы, содержание судебных постановлений и материалы дела о таких нарушениях не свидетельствуют.
Судами первой и второй инстанции правильно применены нормы материального права, определены и на основе надлежащей оценки доказательств установлены обстоятельства, имеющие юридическое значение, исходя из которых сделаны правильные выводы по существу спора.
Как установлено судами и следует из материалов дела, Кравченко А.А. 06.07.2011 обратился в администрацию МО "Всеволожский муниципальный район" Ленинградской области с заявлением о предоставлении в аренду сроком на 3 года земельного участка для индивидуального жилищного строительства в соответствии с п.п.1 ч.1 областного закона N 105-оз. При этом к заявлению были приложены документы, подтверждающие статус семьи заявителя как многодетной.
Согласно выписке из протокола заседания земельной комиссии МО "Всеволожский муниципальный район" Ленинградской области от 10.08.2011 N 31/105 заявление Кравченко А.А. включено в реестр заявлений жителей Всеволожского муниципального района Ленинградской области о предоставлении земельных участков в аренду на три года для строительства индивидуального жилого дома и последующего приобретения в собственность бесплатно в соответствии с областным законом от 14.10.2008 N 105-оз.
Согласно выписке из протокола заседания комиссии по вопросам бесплатного предоставления в собственность граждан, имеющих трех и более детей, земельных участков для индивидуального жилищного строительства и личного подсобного хозяйства в соответствии с законом Ленинградской области от 17.07.2018 N75-оз "О бесплатном предоставлении гражданам, имеющим трех и более детей, земельных участков в собственность на территории Ленинградской области и о внесении изменений в областной закон "О бесплатном предоставлении отдельным категориям граждан земельных участков для индивидуального жилищного строительства на территории Ленинградской области" от 02.10.2020 N 41/75 (2020), по запросу МКУ ЦСУ BMP Кравченко А.А. снят с учета граждан, имеющих право на предоставление земельного участка в собственность бесплатно в соответствии с областным законом от 17.07.2018 N 75-оз на основании п. 4 ч. 9 ст.5 указанного закона, по причине реализации им ранее права на бесплатное предоставление земельного участка в соответствии с постановлением администрации МО "Всеволожский муниципальный район" Ленинградской области от 19.04.2007 N 600/03 "О предоставлении земельного участка в собственность Кравченко А.А. для дачного строительства по адресу: "адрес"". Об указанном решении администрации Кравченко А.А. уведомлен письмом (исх. N 1885/40-03 от 26.10.2020), которое получено истцом 15.01.2021.
В соответствии с абзацем 2 п.2 ст.28 ЗК РФ в редакции, действовавшей на момент обращения истца с заявлением 06.07.2011, граждане, имеющие трех и более детей, имели право приобрести бесплатно, в том числе для индивидуального жилищного строительства, без торгов и предварительного согласования мест размещения объектов находящиеся в государственной или муниципальной собственности земельные участки в случаях и в порядке, которые установлены законами субъектов Российской Федерации.
В редакции, действовавшей на 06.07.2011, пунктом 1 ч.1 ст.1 областного закона Ленинградской области от 14.10.2008 N 105-оз "О бесплатном предоставлении отдельным категориям граждан земельных участков для индивидуального жилищного строительства на территории Ленинградской области" было предусмотрено, что земельные участки для индивидуального жилищного строительства в границах населенных пунктов муниципальных образований Ленинградской области, в которых предусмотрено индивидуальное жилищное строительство, предоставляются гражданам бесплатно в следующих случаях:
1) если гражданин не имел и не имеет в собственности земельного участка, предоставленного ему для индивидуального жилищного строительства, личного подсобного хозяйства (с правом возведения жилого дома) или дачного строительства (с правом возведения жилого строения или жилого дома), - при условии постоянного проживания данного гражданина на территории Ленинградской области не менее пяти лет.
С 13.07.2011, то есть на дату включения Кравченко А.А. в реестр, ст. 1 областного закона N 105-оз действовала в измененной редакции. Согласно пунктам 1, 2 ч.1 ст.1 закона земельные участки для индивидуального жилищного строительства в границах населенных пунктов муниципальных образований, в которых предусмотрено индивидуальное жилищное строительство, бесплатно предоставляются не получавшим на территории Ленинградской области из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, безвозмездно в собственность, пожизненное наследуемое владение или постоянное бессрочное пользование земельных участков для индивидуального жилищного строительства, личного подсобного хозяйства (с правом возведения жилого дома) или дачного строительства (с правом возведения жилого строения или жилого дома):
гражданам Российской Федерации, состоящим на учете в органах местного самоуправления Ленинградской области в качестве нуждающихся в жилых помещениях по основаниям, предусмотренным статьей 51 Жилищного кодекса Российской Федерации, постоянного проживающим на территории Ленинградской области не менее пяти лет;
гражданам Российской Федерации, являющимся членами многодетных семей, учтенных в регистре многодетных семей Ленинградской области в порядке, предусмотренном областным законодательством, при условии проживания родителей (одного из них) на территории Ленинградской области не менее пяти лет.
Статья 4 областного закона N 105-оз предусматривала, что порядок бесплатного предоставления в собственность граждан земельных участков для индивидуального жилищного строительства из земель, находящихся в собственности Ленинградской области, определяется Правительством Ленинградской области (часть 1).
Согласно п.1 постановления Правительства Ленинградской области от 18.02.2009 N 37 "Об утверждении Положения о порядке бесплатного предоставления в собственность граждан земельных участков для индивидуального жилищного строительства на территории Ленинградской области" в редакции, действовавшей на момент обращения истца с заявлением, в случаях, установленных областным законом от 14.10.2008 N105-оз, граждане, за исключением указанных в пункте 3 части 1 статьи 1 областного закона от 14.10.2008 N 105-оз, изъявившие желание получить бесплатно в собственность земельный участок для индивидуального жилищного строительства в границах населенных пунктов муниципальных образований, в которых предусмотрено индивидуальное жилищное строительство, подают в администрацию муниципального района (городского округа), в границах которого находится тот населенный пункт, в котором постоянно проживает гражданин, заявление о предоставлении земельного участка в аренду сроком на пять лет для строительства индивидуального жилого дома и последующего бесплатного приобретения в собственность земельного участка после завершения строительства жилого дома и государственной регистрации права собственности на него.
Согласно действующей редакции п. 4 ч. 9 ст. 4 областного закона N105-оз, а также пункту 4 ч. 9 ст. 5 областного закона Ленинградской области от 17.07.2018 N75-оз, граждане снимаются с учета в случае реализации права гражданина на бесплатное предоставление земельного участка в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Разрешая спор и отказывая Кравченко А.А. в удовлетворении иска, суд первой инстанции, с которым согласился суд апелляционной инстанции, исходил из того, что условием предоставления земельного участка в соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 1 областного закона Ленинградской области от 14.10.2008 N105-оз является отсутствие у гражданина когда-либо предоставленного ему бесплатно земельного участка, в том числе, для дачного строительства (с правом возведения жилого строения или жилого дома). Такое положение обусловлено принципом однократности бесплатного предоставления земельных участков.
Обстоятельство бесплатного приобретения Кравченко А.А. в собственность земельного участка в ДНП "Медное озеро" администрацией при принятии решения от 10.08.2011 N 31/105 не оценивалось. К моменту обращения с заявлением в администрацию Кравченко А.А. произвел отчуждение ранее предоставленного ему земельного участка (29.04.2011), однако указанные сведения в администрацию не представил.
При установлении данного обстоятельства оно явилось бы основанием к отказу во включении заявления истца в реестр заявлений жителей Всеволожского муниципального района Ленинградской области о предоставлении земельных участков в аренду на три года для строительства индивидуального жилого дома и последующего приобретения в собственность бесплатно в соответствии с областным законом от 14.10.2008 N 105-оз.
В связи с этим, установив данное обстоятельства в 2020 году, ответчик правомерно снял Кравченко А.А. с учета граждан, имеющих право на предоставление земельного участка в собственность бесплатно в соответствии с областным законом от 17.07.2018 N 75-оз на основании п. 4 ч. 9 ст.5 указанного закона, по причине реализации им ранее права на бесплатное предоставление земельного участка.
При этом решения о предоставлении истцу в собственность земельного участка с условным номером "адрес" Ленинградской области в установленном законом порядке в 2015 году не принималось. Намерение осуществить такое предоставление реализовано не было.
Суд кассационной инстанции соответствующие выводы судов считает правильными.
Все обстоятельства, на которые ссылался истец в обоснование своих требований и ответчик в обоснование своих возражений, получили соответствующую правовую оценку судов исходя из положений подлежащего применению к отношениям сторон законодательства.
Так, доводы истца о том, что в 2007 году он был бесплатно обеспечен земельным участком не в связи с реализацией им установленных законом гарантий для многодетных семей, являлись предметом оценки судов и признаны ими не имеющими правового значения для рассмотрения настоящего спора, поскольку областной закон N 105-оз в действовавшей на момент постановки истца на учет редакции связывал невозможность предоставления земельного участка по основаниям, предусмотренным ч. 1 ст. 1 указанного закона, с безвозмездным получением ранее на территории Ленинградской области из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в собственность земельных участков для дачного строительства (с правом возведения жилого строения или жилого дома), независимо от того, по каким основаниям этот участок предоставлялся.
Ссылка истца на то, что в 2007 году ему был предоставлен земельный участок для дачного строительства без права возведения жилого дома, судами обоснованно отклонена со ссылкой на имеющиеся в материалах дела доказательства.
Так, судами установлено, что земельные участки в ДНП "Медное озеро" согласно Правилам землепользования и застройки находятся в территориальной зоне СХ-1 - зона ведения садоводства и дачного хозяйства (строительства). В указанной зоне разрешено возведение жилых домов. Из положений п. 5.1 Устава ДНП "Медное озеро", утвержденного в 2002 году, следует, что участки в ДНП предназначены для возведения жилых домов. Из имеющихся в свободном доступе сведений публичной кадастровой карты Ленинградской области следует, что в настоящее время на земельном участке N в ДНП "Медное озеро" с кадастровым номером N (ранее принадлежавшем истцу) расположен жилой дом с кадастровым номером N.
Оценка обоснованности постановки истца на учет правомерно произведена ответчиком и судами с применением законодательства, действовавшего на указанную дату.
Поскольку правоотношения регулируются законом, действовавшим на момент их возникновения, то изменения, внесенные в ч. 1 ст. 1 областного закона от 14.10.2008 N 105-оз в 2017 году, а также принятие областного закона Ленинградской области от 17.07.2018 N 75-оз "О бесплатном предоставлении гражданам, имеющим трех и более детей, земельных участков в собственность на территории Ленинградской области и о внесении изменений в областной закон "О бесплатном предоставлении отдельным категориям граждан земельных участков для индивидуального жилищного строительства на территории Ленинградской области", на право истца быть поставленным на учет в 2011 году правового влияния не оказывают.
При наличии у него в настоящее время оснований быть поставленным на учет граждан, имеющих право на бесплатное предоставление земельного участка, Кравченко А.А. не лишен возможности реализовать это право с соблюдением действующего порядка постановки на учет, поскольку очередность постановки на учет в качестве лица, имеющего право на предоставление земельного участка в собственность бесплатно, и, соответственно, предоставления участка, определяется датой принятия заявления. Возраст детей истца в настоящее время не препятствует ему в реализации данного права.
Доводы кассационной жалобы истца основаны на неправильном понимании им положений закона, регламентирующих возможность бесплатного получения в собственность земельного участка на территории Ленинградской области, и не свидетельствуют о наличии оснований для отмены обжалуемых судебных постановлений, предусмотренных ст.379.7 ГПК РФ.
При этом правовой неопределенности, требующей направления запроса в Конституционный Суд РФ, как о том ходатайствует истец, ни нижестоящими судами, ни судом кассационной инстанции не установлено.
Процессуальных нарушений, которые могли бы привести к отмене правильных по существу постановлений, судами при рассмотрении настоящего дела не допущено.
Утверждения истца о том, что заявленные им требования должны были рассматриваться в порядке административного судопроизводства, не могут быть признаны обоснованными.
Из разъяснений, содержащихся в п.1 постановления Пленума ВС РФ от 27.09.2016 N36 "О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации", следует, что к административным делам, рассматриваемым по правилам КАС РФ, относятся дела, возникающие из правоотношений, не основанных на равенстве, автономии воли и имущественной самостоятельности их участников, в рамках которых один из участников правоотношений реализует административные и иные публично-властные полномочия по исполнению и применению законов и подзаконных актов по отношению к другому участнику.
По смыслу части 4 статьи 1 КАС РФ и части 1 статьи 22 ГПК РФ, а также с учетом того, что гражданские права и обязанности возникают, в частности, из актов государственных органов и органов местного самоуправления (статья 8 ГК РФ, споры о признании таких актов недействительными (незаконными), если их исполнение привело к возникновению, изменению или прекращению гражданских прав и обязанностей, не подлежат рассмотрению в порядке, предусмотренном КАС РФ.
Помимо требований о признании незаконным решения администрации МО "Всеволожский муниципальный район" Ленинградской области от 02.10.2020 Кравченко А.А. заявлены требования об обязании ответчика предоставить ему конкретный земельный участок, то есть спор о праве, подлежащий рассмотрению в порядке гражданского судопроизводства.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 390-390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Всеволожского городского суда Ленинградской области от 13 октября 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Ленинградского областного суда от 16 марта 2022 года оставить без изменения, кассационную жалобу Кравченко Андрея Анатольевича - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.