Судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Ирышковой Т.В, судей Лепской К.И, Смирновой О.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N 2-5070/2022 по иску Левиной Галины Анатольевны к администрации Череповецкого муниципального района Вологодской области о признании распоряжений о выплате ежемесячной доплаты к пенсии муниципальному служащему недействующими, взыскании невыплаченной доплаты к пенсии, судебных расходов по кассационной жалобе администрации Череповецкого муниципального района Вологодской области на апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Вологодского областного суда от 7 апреля 2022 г.
Заслушав доклад судьи Третьего кассационного суда общей юрисдикции Смирновой О.В, выслушав объяснения представителя Левиной Г.А. адвоката Морозкова Л.С, судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Левина Г.А. обратилась в суд с иском к администрации Череповецкого муниципального района Вологодской области, уточнив исковые требования, просила признать распоряжения администрации Череповецкого муниципального района Вологодской области "О выплате ежемесячной доплаты к пенсии" в части снижения ежемесячной доплаты к пенсии от 27 сентября 2016 г. N 1659-к, от 17 января 2017 г. N 20-к, от 18 января 2018 г. N 21-к, от 24 января 2019 г. N 54-к недействующими, взыскать невыплаченные суммы доплат к пенсии за период с 1 октября 2016 г. по 31 октября 2019 г. в размере 390 118, 75 руб, расходы по оформлению нотариально удостоверенной доверенности 1 200 руб, на оплату услуг представителя 20 000 руб, государственную пошлину 9 374, 9 руб.
Решением Череповецкого городского суда Вологодской области от 23 ноября 2021 г. исковые требования Левиной Г.А. удовлетворены частично, признано недействующим с момента издания распоряжение администрации Череповецкого муниципального района Вологодской области от 24 января 2019 г. N 54-к в части снижения ежемесячной доплаты к пенсии Левиной Г.А, с ответчика в пользу Левиной Г.А. взысканы доплата к пенсии 147 612, 5 руб, расходы на оплату услуг представителя 7 000 руб, государственная пошлина 4 152, 25 руб. В удовлетворении исковых требований Левиной Г.А. о признании распоряжения администрации Череповецкого муниципального района Вологодской области "О выплате ежемесячной доплаты к пенсии" в части снижения ежемесячной доплаты к пенсии от 27 сентября 2016 г. N 1659-к, от 17 января 2017 г. N 20-к, от 18 января 2018 г. N 21-к недействующими, взыскании расходов по оформлению нотариально удостоверенной доверенности отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Вологодского областного суда от 7 апреля 2022 г. решение Череповецкого городского суда Вологодской области от 23 ноября 2021 г. в части отказа в признании недействующими распоряжений администрации Череповецкого муниципального района Вологодской области "О выплате ежемесячной доплаты к пенсии" от 27 сентября 2016 г. N 1659-к, 17 января 2017 г. N 20-к, 18 января 2018 г. N 21-к о снижении истцу ежемесячной доплаты к пенсии отменено, в отменённой части принято новое решение, которым признаны недействующими с момента издания распоряжения администрации Череповецкого муниципального района Вологодской области "О выплате ежемесячной доплаты к пенсии" от 27 сентября 2016 г. N 1659-к, 17 января 2017 г. N 20-к, 18 января 2018 г. N 21-к в части снижения ежемесячной доплаты к пенсии Левиной Г.А, в части взыскания доплаты к пенсии, государственной пошлины решение суда изменено, с ответчика в пользу Левиной Г.А. взысканы доплата к пенсии за период с 1 октября 2016 г. по 31 октября 2019 г. в размере 390 118, 75 руб, государственная пошлина 7 101, 19 руб. В остальной части решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
В кассационной жалобе администрация Череповецкого муниципального района Вологодской области ставит вопрос об отмене апелляционного определения.
Проверив материалы дела в пределах доводов жалобы, обсудив доводы кассационной жалобы, возражения на жалобу, судебная коллегия не находит оснований для отмены или изменения апелляционного определения, предусмотренных статьёй 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - Гражданский процессуальный кодекс).
Судом при рассмотрении дела установлено, что Левина Г.А. замещала должность "данные изъяты" администрации Череповецкого муниципального района Вологодской области, 21 марта 2008 г. уволена с занимаемой должности по собственному желанию. Стаж замещения должностей муниципальной службы, дающий право на доплату к пенсии, на дату увольнения составлял 19 лет 04 месяца 26 дней.
Положением о доплате к пенсии лицам, замещавшим муниципальные должности и должности муниципальной службы в органах местного самоуправления Череповецкого муниципального района, утверждённого решением районного Собрания представителей от 28 октября 2003 г. N 400 (далее - Положение N 400), определены порядок и условия установления выплаты ежемесячной доплаты лицам, замещавшим должности муниципальной службы в органах местного самоуправления Череповецкого муниципального района.
Согласно пункту 2 Положения N 400 доплата к пенсии устанавливается при увольнении с работы, в том числе по собственному желанию при наличии стажа муниципальной службы у женщин 10 лет и только после назначения пенсии в соответствии с Федеральными законами от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" и (или) от 15 декабря 2001 г. N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 15 декабря 2001 г. N 166-ФЗ), или Законом Российской Федерации от 19 апреля 1991 г. N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации", или Законом Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей".
Пунктом 3 Положения N 400 предусмотрено, что размер доплаты увеличивается на три процента месячного денежного содержания за каждый полный стажа сверх требуемого.
Распоряжением главы Череповецкого муниципального района Вологодской области от 26 марта 2008 г. N 130-р Левиной Г.А. с 22 марта 2008 г. установлена ежемесячная доплата к пенсии в размере 29 323, 27 руб.
С указанной даты размер доплаты к пенсии неоднократно изменялся соответствующими распоряжениями администрации Череповец муниципального района.
Распоряжением от 21 февраля 2012 г. N 189-к Левиной Г.А. с 1 февраля 2012 г. установлена ежемесячная доплата к пенсии 23 234, 41 руб. Указанный размер до 30 сентября 2016 г. не изменялся, распоряжением администрации Череповецкого муниципального района Вологодской области от 29 января 2016 г. N 130-к Левиной Г.А. с 1 января 2016 г. установлена ежемесячная доплата к пенсии 23 234, 41 руб.
Решением муниципального Собрания Череповецкого муниципально района от 26 сентября 2016 г. N 284 внесены изменения в Положение N 400, пункт 3 изложен в следующей редакции: "При наличии стажа замещения муниципальных должностей и (или) стажа муниципальной службы 12, 5 календарных лет у мужчин и 10 календарных лет у женщин доплата к пенсии устанавливается в таком размере, чтобы сумма пенсии, начисленной соответствии с федеральным пенсионным законодательством, и доплаты к ней составляла 55 процентов месячного денежного содержания муниципального служащего размер доплаты к пенсии за выслугу лет не может быть ниже 2 000 руб.".
Распоряжением от 27 сентября 2016 г. N 1659-к Левиной Г.А. с 1 октября 2016 г. установлена ежемесячная доплата к пенсии 12 296, 91 руб. В этот же день Левиной Г.А. направлено уведомление об исключении порядка увеличения доплаты к пенсии за каждый полный год стажа сверх требуемого и установлении ей доплаты к пенсии в размере 12 296, 91 руб.
Распоряжением от 17 января 2017 г. N 20-к Левиной Г.А. с 1 января 2017 г. установлена ежемесячная доплата к пенсии 12 296, 91 руб. Распоряжением от 18 января 2018 г. установлена ежемесячная доплата к пенсии 12 296, 91 руб.
Решением Вологодского областного суда от 4 апреля 2019 г, оставленным без изменения апелляционным определением Верховного Суда Российской Федерации от 14 августа 2019 г, признан недействующим с момента его принятия пункт 1 решения муниципального Собрания Череповецкого муниципального района от 26 сентября 2016 г. N 284 в части исключения из пункта 3 Положения о доплате к пенсии лицам, замещавшим муниципальные должности и должности муниципальной службы в органах местного самоуправления Череповецкого муниципального района, порядка увеличения размера доплаты к пенсии за каждый полный год стажа сверх требуемого с публикацией сообщения о принятом решении суда в газете "Сельская новь" в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу.
Во исполнение решения суда решением муниципального Собрания Череповецкого муниципального района от 14 ноября 2019 г. N 97 внесены изменения в Положение о доплате к пенсии лицам, замещавшим муниципальные должности и муниципальные должности муниципальной службы Череповецкого района, утверждённое решением Череповецкого районного Собрания представителей от 28 октября 2003 г. N 400, пункт 3 дополнен абзацем третьим, согласно которому размер пенсии за выслугу лет увеличивается на 0, 1 процент месячного содержания лица, замещавшего должность муниципального служащего, за каждый полный год стажа сверх требуемого.
Пунктом 2 решения муниципального Собрания Череповецкого муниципального района от 14 ноября 2019 г. N 97 постановлено, что решение вступает в силу со дня опубликования и распространяется на правоотношения, возникшие с 1 октября 2016 г.
24 декабря 2019 г. администрацией Череповецкого муниципального района Вологодской области Левиной Г.А. направлено уведомление N 1-10/896, в котором истца проинформировали, что в соответствии с решением Вологодского областного суда от 4 апреля 2019 г, оставленным без изменения апелляционным определением Верховного Суда Российской Федерации от 14 августа 2019 г, решением муниципального Собрания Череповецкого муниципального района от 14 ноября 2019 г. N 97 в пункт 3 Положения N 400 добавлен абзац третий, согласно которому размер пенсии за выслугу лет увеличивается на 0, 1 процента месячного содержания лица, замещавшего должность муниципального служащего, за каждый полный год стажа сверх требуемого.
Решением Вологодского областного суда от 15 июня 2020 г. признано недействующим с момента принятия решение муниципального Собрания Череповецкого муниципального района от 14 ноября 2019 г. N 97 "О внесении изменений в Положение о доплате к пенсии лицам, замещавшим муниципальные должности и должности муниципальной службы в органах местного самоуправления Череповецкого муниципального района".
Апелляционным определением Второго апелляционного суда общей юрисдикции от 23 марта 2021 г. решение Вологодского областного суда от 15 июня 2020 г. о признании недействующим пункта 1 решения муниципального Собрания Череповецкого муниципального района от 14 ноября 2019 г. N 97 отменено, в удовлетворении иска в данной части отказано.
Из указанных выше судебных постановлений следует, что размер доплаты к пенсии истца должен определяться с применением коэффициента, определение пунктом 3 Положения N 400 (увеличение на 3 процента месячного денежного содержания за каждый полный год стажа сверх требуемого) до 31 октября 2019 г. включительно.
Разрешая спор и частично удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции, руководствуясь статьями 195, 200 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьями 23, 42 Федерального закона от 2 марта 2007 г. N 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации", статьёй 7 Федерального закона от 15 декабря 2001 г. N 166-ФЗ, разъяснениями, изложенными в пункте 24 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 сентября 2015 г. N 43 "О некоторых вопросах, связанных с применением норм Гражданского кодекса Российской Федерации об исковой давности", установив, что доплата к пенсии перечислялась истцу ежемесячно, учитывая недоказанность вины ответчика в недополучении доплаты к пенсии ввиду осуществления выплат во исполнение соответствующих решений представительного органа местного самоуправления, имеющих для администрации, как исполнительно-распорядительного органа, обязательный характер, пришёл к выводу о применении к спорным правоотношениям срока исковой давности в отношении каждого платежа с момента его поступления на счёт истца, признавая недействующим распоряжение от 18 января 2018 г. N 21-к, взыскав доплату к пенсии за период с сентября 2018 года по октябрь 2019 года в присужденном размере.
Не соглашаясь с выводами суда первой инстанции, руководствуясь частью 2 статьи 26 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", исходил из того, что несвоевременно не полученная пенсионером пенсия по вине органа, осуществляющего пенсионное обоспечение, подлежит выплате за прошеднее время без ограничения каким-либо сроком. Усматривая виновное бездействие исполнительного органа местного самоуправления, на основании распоряжения которого осуществляется доплата к пенсии, выразившееся в несвоевременной выплате задолженности по доплате к пенсии, образовавшейся с 1 октября 2016 г. на основании действующего Положения N 400 до принятия изменений, взыскал за весь период доплату к пенсии бывшему муниципальному служащему, признавая недействующими распоряжения представительного органа местного самоуправления.
Судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции полагает, что выводы, содержащиеся в обжалуемом судебном постановлении, соответствуют фактическим обстоятельствам дела, установленным судом апелляционной инстанции, нормам материального права, регулирующим спорные правоотношения, согласуются с правовой позицией Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Определении от 18 июля 2017 г. N 1575-О.
Специфика государственной и муниципальной службы в Российской Федерации, как неоднократно отмечал в своих судебных актах Конституционный Суд Российской Федерации, предопределяет особый правовой статус государственных и муниципальных служащих, обусловленный содержанием профессиональной служебной деятельности, характером выполняемых функций, предъявляемыми квалификационными требованиями, равно как и ограничениями, связанными с прохождением государственной и муниципальной службы.
Федеральный закон от 2 марта 2007 г. N 25-ФЗ, включающий право муниципального служащего на пенсионное обеспечение в соответствии с законодательством Российской Федерации в круг основных прав муниципального служащего (пункт 12 части 1 статьи 11), относит к числу гарантий муниципального служащего его пенсионное обеспечение за выслугу лет (пункт 5 части 1 статьи 23). При этом отношения в области пенсионного обеспечения муниципальных служащих строятся с учётом принципиального единства природы муниципальной службы и государственной гражданской службы, что обусловлено объективной схожестью условий и порядка их прохождения.
Условия предоставления права на пенсию муниципальным служащим за счёт средств местных бюджетов определяются актами органов местного самоуправления в соответствии с законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
В случае вины органа, осуществляющего пенсионное обеспечение, выплата пенсионеру всех причитающихся ему сумм производится без ограничения каким-либо сроком, гарантирует восстановление нарушенных пенсионных прав граждан и надлежащую их реализацию.
Ставя вопрос об отмене апелляционного определения, администрация Череповецкого муниципального района Вологодской области указывает, что не отнесена региональным законодателем к пенсионному органу, наделённому полномочиями по осуществлению доплаты к пенсии муниципальным служащим и, как следствие, действия (бездействия) администрации, как исполнительно-распорядительного органа местного самоуправления, не состоят в причинно-следственной связи с недоплатой пенсионеру пенсии в полном объёме.
С данным доводом согласиться нельзя.
В соответствии с пунктом 7 Положения N 400 доплата к пенсии лицам, замещавшим муниципальные должности и должности муниципальной службы района, устанавливается распоряжением администрации района и выплачивается ежемесячно из средств районного бюджета.
Согласно пункту 16 Положения N 400 суммы доплаты, не полученные своевременно по вине органов, назначающих или выплачивающих доплату к пенсии, выплачиваются за прошедшее время без ограничения каким-либо сроком.
Следовательно, данным нормативно-правовым актом районное Собрание Представителей возложило на администрацию района обязанность по назначению и выплате доплаты к пенсии истцу.
Доводы жалобы относительно квалификации действий ответчика на предмет соответствия требованиям законодательства направлены на переоценку установленных судом апелляционной инстанции обстоятельств, что в силу части 3 статьи 390 Гражданского процессуального кодекса не отнесено к компетенции суда кассационной инстанции.
При таких обстоятельствах, а также учитывая общепризнанный принцип правовой определённости, являющийся одним из условий права на справедливое судебное разбирательство, предусмотренный статьёй 6 Конвенции о защите прав человека и основных свобод, судебная коллегия по гражданским делам не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы и отмены вступившего в законную силу судебного акта.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции
определила:
апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Вологодского областного суда от 7 апреля 2022 г. оставить без изменения, кассационную жалобу администрации Череповецкого муниципального района Вологодской области - без удовлетворения.
Председательствующий
судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.