Судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Ирышковой Т.В.
судей Смирновой О.В, Шлопак С.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу ФИО1 на решение Смольнинского районного суда Санкт-Петербурга от 22 декабря 2021 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда от 14 апреля 2022 г. по делу N 2-4881/2021 по иску ФИО1 к Главному управлению Министерства внутренних дел России по г. Санкт-Петербургу и Ленинградской области о признании факта отсутствия полномочий по принятию решения о лишении статуса ветерана боевых действий, возложении обязанности отменить решение комиссии о лишении статуса ветерана боевых действий, произвести перерасчет пенсии с выплатой денежных средств.
Заслушав доклад судьи Третьего кассационного суда общей юрисдикции Ирышковой Т.В, объяснения представителя Главного управления Министерства внутренних дел России по г. Санкт-Петербургу и Ленинградской области по доверенности от ДД.ММ.ГГГГ ФИО5, возражавшей относительно доводов жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции
установила:
ФИО1 обратился в суд с иском к Главному управлению Министерства внутренних дел по Санкт-Петербургу и Ленинградской области (далее также-ГУ МВД России по Санкт-Петербургу и Ленинградской области) и просил признать факт отсутствия у комиссии Главного управления Министерства внутренних дел по Санкт-Петербургу и Ленинградской области полномочий по принятию решения от 2 августа 2018 г. о лишении его статуса ветерана боевых действий, возложить на ответчика обязанность отменить решение комиссии от 2 августа 2018 г. о лишении его статуса ветерана боевых действий, направить в Пенсионный фонд МВД по Санкт-Петербургу и Ленинградской области уведомление о необходимости произвести перерасчет пенсии и выплатить все причитающиеся денежные средства.
В обоснование требований указано, что 2 августа 2018 г. на заседании рабочей группы Главного управления Министерства внутренних дел по Санкт-Петербургу и Ленинградской области было принято решение об аннулировании удостоверения ветерана боевых действий серии РМ N, выданного истцу 28 октября 2005 г. ГУВД Санкт-Петербурга и Ленинградской области.
Решением Смольнинского районного суда Санкт-Петербурга от 22 декабря 2021 г, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда от 14 апреля 2022 г, в удовлетворении исковых требований ФИО1 отказано.
В кассационной жалобе ФИО1 просит отменить вышеуказанные судебные постановления, как незаконные, вынести новое решение по делу.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения дела в кассационном порядке, судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции, руководствуясь частью 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее также-ГПК РФ) считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившегося ФИО1
Проверив материалы дела, заслушав объяснения представителя ГУ МВД России по Санкт-Петербургу и Ленинградской области, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены в кассационном порядке обжалуемых судебных постановлений.
В соответствии с частью 1 статьи 379.7 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции таких оснований при принятии обжалуемых судебных постановлений не усматривает.
Судом установлено и следует из материалов дела, что 28 октября 2005г. ГУ МВД по Санкт-Петербургу и Ленинградской области ФИО1 было выдано удостоверение ветерана боевых действий серии РМ N.
4 июля 2018 г. из Центра пенсионного обслуживания поступил запрос по вопросу правомерности выдачи в 2005 г. удостоверения ветерана боевых действий бывшему заместителю начальника 75 отдела полиции УМВД России по Санкт-Петербургу, подполковнику полиции в отставке ФИО1
2 августа 2018 г. на заседании рабочей группы ГУ МВД России по Санкт-Петербургу и Ленинградской области по рассмотрению заявлений и документов для оформления и выдачи удостоверений ветерана боевых действий указанное удостоверение признано неправомерно выданным, аннулированным и подлежащим снятию с учета.
ФИО1, не согласившись с указанным решением, обратился в суд с иском к ГУ МВД России по Санкт-Петербургу и Ленинградской области СПб и ЛО о признании его незаконным.
Вступившим в законную силу решением Дзержинского районного суда Санкт-Петербурга от 15 января 2019 г. в удовлетворении исковых требований истцу отказано. Основанием для принятия решения послужил вывод суда об отсутствии сведений, подтверждающих фактическое участие ФИО1 в боевых действиях или контртеррористических операциях на территориях, предусмотренных нормативно-правовыми актами, а сам по себе факт выполнения ФИО1 служебных обязанностей по занимаемой им должности в Республике Северная Осетия без доказательств его непосредственного участия в боевых действиях или контртеррористических операциях не признан основанием для выдачи ему удостоверения "Ветеран боевых действий".
Разрешая настоящий спор, с учетом предмета и оснований предъявленного ФИО1 иска, согласно которому он просил установить факт отсутствия у комиссии ГУ МВД по Санкт-Петербургу и Ленинградской области полномочий на дату 2 августа 2018 г. по принятию решения от 2 августа 2018 г. о лишении его статуса ветерана боевых действий, суды нижестоящих инстанций исходили из положений приказа N от 14 декабря 2015 г. ГУ МВД России по Санкт-Петербургу и Ленинградской области "Об организации в ГУ МВД России по Санкт-Петербургу и Ленинградской области работы по рассмотрению документов и выдаче удостоверений ветерана боевых действий", которым утвержден состав представителей ГУ МВД России по Санкт-Петербургу и Ленинградской области, принимающих коллегиальное решение о выдаче (отказе в выдаче) удостоверений ветерана боевых действий, форма мотивированного заключения о выдаче (отказе в выдаче) удостоверений ветерана боевых действий, установив, что решение об аннулированию удостоверения ветерана боевых действий ФИО1 серии РМ N принято 2 августа 2018 г. на заседании рабочей группы ГУ МВД России по Санкт-Петербургу и Ленинградской области по рассмотрению заявлений и документов для оформления и выдачи удостоверений ветерана боевых действий, то есть уполномоченным органом в составе, утвержденном приказом N от 14 декабря 2015 г.
Руководствуясь положениями Федерального закона от 12 января 1995г. N 5-ФЗ "О ветеранах", постановлением Правительства Российской Федерации от 19 декабря 2003 г. N 763 "Об удостоверении ветерана боевых действий", Положением о Министерстве внутренних дел Российской Федерации и Типовым положением о территориальном органе Министерства внутренних дел Российской Федерации по субъекту Российской Федерации, утвержденных Указом Президента Российской Федерации от 21 декабря 2016 г. N 699, суды нижестоящих инстанций не усмотрели оснований для удовлетворения требований истца, отклонив его довод, что решение о признании неправомерно выданным удостоверения могло быть принято только судом.
Судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции не находит правовых оснований для отмены постановленных по делу судебных актов по доводам жалобы заявителя.
Конституция Российской Федерации, в соответствии с целями социального государства (часть 1 статьи 7) гарантируя каждому социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (часть 1 статьи 39), относит определение условий и порядка реализации данного конституционного права к компетенции законодателя (часть 2 статьи 39).
Правовые гарантии социальной защиты ветеранов в Российской Федерации, в том числе ветеранов боевых действий, предусмотрены Федеральным законом от 12 января 1995г. N 5-ФЗ "О ветеранах", статьей 16 которого определены меры социальной поддержки ветеранов боевых действий такие как льготы по пенсионному обеспечению, право на ежемесячную денежную выплату.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 19 декабря 2003 г. N763 "Об удостоверении ветерана боевых действий", утверждена Инструкция о порядке заполнения, выдачи и учета удостоверения ветерана боевых действий", согласно пункта 1 которой, удостоверение ветерана боевых действий, выдаваемое лицам, указанным в статье 3 Федерального закона "О ветеранах", является документом, подтверждающим право на предоставление им мер социальной поддержки, при этом выдача удостоверений производится в порядке, установленном в соответствующих федеральных органах исполнительной власти (федеральных государственных органах) и органах исполнительной власти субъектов Российской Федерации, по заявлениям, подаваемым ветеранами в эти органы (пункт 2 Инструкции).
В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 19 декабря 2003 г. N 763 "Об удостоверении ветерана боевых действий" МВД России разработана и утверждена приказом от 7 мая 2004 г. N 282 Инструкция о порядке выдачи удостоверений ветерана боевых действий в системе Министерства внутренних дел Российской Федерации, действовавшая в период принятия оспариваемого истцом решения.
Инструкцией определен порядок выдачи в системе МВД России удостоверений ветерана боевых действий лицам рядового и начальствующего состава органов внутренних дел работникам органов внутренних дел, военнослужащим и лицам гражданского персонала внутренних войск МВД России, гражданам, уволенным из органов внутренних дел (внутренних войск) МВД России, иных государственных органов, правопреемником которых является МВД России, из числа лиц, указанных в подпунктах 1 - 6 пункта 1 статьи 3 Федерального закона "О ветеранах".
Согласно подпункту 2.2 пункта 2 Инструкции удостоверения оформляются и выдаются сотрудникам и работникам территориальных органов МВД России, образовательных, научных, медико-санитарных и санаторно-курортных организаций системы МВД России, окружных управлений материально-технического снабжения системы МВД России, а также иных организаций и подразделений, созданных для выполнения задач и осуществления полномочий, возложенных на органы внутренних дел, через кадровые подразделения территориальных органов МВД России на региональном уровне по месту дислокации таких подразделений при наличии подтверждающих документов, поступающих из кадровых подразделений соответствующих органов внутренних дел.
Перечень подтверждающих документов, необходимых для выдачи удостоверения ветерана боевых действий, содержится в пункте 3 Инструкции о порядке выдачи удостоверений ветерана боевых действий.
Указом Президента Российской Федерации от 21 декабря 2016г. N699 утверждены Положение о Министерстве внутренних дел Российской Федерации и Типовое положение о территориальном органе Министерства внутренних дел Российской Федерации по субъекту Российской Федерации.
Исходя из пунктов 1, 5, 13, 14 Положения о Министерстве внутренних дел Российской Федерации МВД России является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел, в сфере контроля за оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, в сфере миграции, а также правоприменительные функции по федеральному государственному контролю (надзору) в сфере внутренних дел.
МВД России осуществляет свою деятельность непосредственно и (или) через органы внутренних дел. В единую централизованную систему МВД России входят: органы внутренних дел, включающие в себя полицию; организации и подразделения, созданные для выполнения задач и осуществления полномочий, возложенных на МВД России. В состав органов внутренних дел входят в том числе: центральный аппарат МВД России, территориальные органы МВД России.
Аналогичное правовое регулирование содержалось в Положении о МВД России, утвержденном Указом Президента Российской Федерации от 1 марта 2011 г. N 248 и действовавшем до 21 декабря 2016 г.
Типовое положение определяет основные полномочия и организацию деятельности территориального органа Министерства внутренних дел Российской Федерации (МВД России) на региональном уровне.
Таким образом, МВД России и его территориальные органы, одним из которых является ГУ МВД России по Санкт-Петербургу и Ленинградской области, в силу приведенных правовых норм, в том числе Федерального закона "О ветеранах" и постановления Правительства Российской Федерации от 19 декабря 2003г. N 763 "Об удостоверении ветерана боевых действий", уполномочены производить оформление и выдачу удостоверений ветерана боевых действий в системе МВД России и обязаны осуществлять действия, направленные на реализацию требований законодательства о недопустимости необоснованной выдачи данных удостоверений.
В силу изложенного, поскольку ГУ МВД России по Санкт-Петербургу и Ленинградской области уполномочено производить оформление и выдачу удостоверений ветерана боевых действий, на данный орган возложена и обязанность осуществлять действия, направленные на проверку материалов, послуживших основанием для оформления и выдачи удостоверений ветерана боевых действий лицам, получившим соответствующий статус, то есть, в случае выявления факта необоснованной выдачи таких удостоверений ГУ МВД России по Санкт-Петербургу и Ленинградской области организует работу по их аннулированию и изъятию, а также по прекращению предоставления социальных гарантий при утрате законных оснований для получения лицом статуса ветерана боевых действий, вопреки доводам заявителя жалобы.
С учетом характера спорных правоотношений, доводы заявителя жалобы о ранее признанном за ним праве на выплаты и льготы, предусмотренные для ветеранов боевых действий, недопустимости произвольного лишения его статуса ветерана боевых действий, как основанные на неправильном применении примененных при разрешении спора судами нижестоящих инстанций нормативных положений, повторяют позицию истца, заявленную в суде первой инстанции и поддержанную в апелляционной жалобе, были предметом подробного изучения и оценки судов первой и апелляционной инстанций, а потому основанием к отмене судебных постановлений в кассационном порядке являться не могут.
Каких-либо процессуальных нарушений, которые могли бы служить основанием для кассационного пересмотра вступивших в силу и правильных по существу судебных постановлений, по материалам дела и доводам кассационной жалобы не установлено.
Предусмотренных статьей 379.7 ГПК РФ оснований для изменения или отмены обжалуемых судебных постановлений по доводам кассационной жалобы ФИО1 не имеется. Кассационная жалоба, рассмотренная в пределах заявленных в ней доводов, удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Смольнинского районного суда Санкт-Петербурга от 22 декабря 2021 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда от 14 апреля 2022 г. оставить без изменения, кассационную жалобу ФИО1 - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.