N 88-17107/2022
город Санкт-Петербург 13 сентября 2022 г.
Судья Третьего кассационного суда общей юрисдикции Шлопак С.А, рассмотрев кассационную жалобу Государственного казенного учреждения "адрес" "Центр занятости населения "адрес"" на решение мирового судьи судебного участка N Приморского судебного района "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ и апелляционное определение Приморского районного суда "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ по гражданскому делу N по исковому заявлению Государственного казенного учреждения "адрес" "Центр занятости населения "адрес"" к ФИО1 о взыскании денежных средств,
УСТАНОВИЛ:
Государственное казенное учреждение "адрес" "Центр занятости населения "адрес" обратилось в суд с иском к ФИО1 о взыскании денежных средств.
В обоснование заявленных требований указало, что ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 обратилась с заявлением в ГКУ "адрес" "Центр занятости населения "адрес"" для поиска работы и признании в качестве безработного гражданина через официальный интернет-портал "Работа в России". Приказом центра занятости населения от ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 признана безработным гражданином с ДД.ММ.ГГГГ. В октябре 2020 года установлено, что у ФИО1 отсутствует адрес места регистрации в "адрес", она зарегистрирована по адресу: "адрес", тогда как решение о признании гражданина безработным принимается органами службы занятости по месту жительства гражданина. Ответчик получила пособие обманным путем в размере 22500 руб, в феврале 2021 года частично оплатила 3000 руб, таким образом, общая сумма задолженности составляет 9500 руб.
Решением мирового судьи судебного участка N Приморского судебного района Архангельской области от 21 февраля 2022 г, оставленным без изменения апелляционным определением Приморского районного суда г. Архангельска от 9 июня 2022 г, в удовлетворении исковых требований Государственного казенного учреждения Ростовской области "Центр занятости населения города Новочеркасска" отказано.
В кассационной жалобе содержится просьба об отмене принятых судебных постановлений.
В порядке части 10 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено судьей единолично без проведения судебного заседания и извещения лиц, участвующих в деле.
Проверив материалы дела, оценив доводы кассационной жалобы, кассационный суд оснований для ее удовлетворения не усматривает в силу следующего.
Основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права (статья 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
Таких оснований при проверке доводов кассационной жалобы не установлено.
Как установлено судами нижестоящих инстанций, ФИО1 с 14 августа 1997 года зарегистрирована по месту жительства по адресу: п. Талаги, д. 11, кв. 7 в Приморском районе Архангельской области. При этом с 26 июля 2017 года она также зарегистрирована по месту пребывания в жилом помещении, расположенном по адресу: г. Новочеркасск, ул. Орджоникидзе, д.65, кв.4 (на срок по 26 июля 2022 года).
ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 в порядке, предусмотренном пунктом 2 Временных правил, обратилась в Учреждение с заявлением N, поданным в электронной форме в личном кабинете информационноаналитической системы Общероссийская база вакансий "Работа в России", о предоставлении государственной услуги по содействию в поиске подходящей работы. В данном заявлении в графе "Адрес места жительства (пребывания)" ответчик указала адрес, по которому она зарегистрирована по месту пребывания: "адрес".
Приказом ГКУ "адрес" "Центр занятости населения "адрес"" от ДД.ММ.ГГГГ NД59/2054 ФИО1 признана безработной с ДД.ММ.ГГГГ, ей назначено пособие по безработице на период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере 1500 руб.
На основании приказа от ДД.ММ.ГГГГ NП1113/2054 продолжительность периода выплаты ответчику пособия по безработице увеличен с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (4500 руб.), с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (1500 руб.).
На основании приказа от ДД.ММ.ГГГГ NП810/2054 размер пособия увеличен до 4500 руб. за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.
Приказом Учреждения от ДД.ММ.ГГГГ NД703/2054 ФИО1 снята с регистрационного учета в целях поиска подходящий работы (в качестве безработной), выплата в ее пользу пособия по безработице прекращена с ДД.ММ.ГГГГ в связи с попыткой получения либо получением пособия по безработице обманным путем.
Основанием для принятия Учреждением решения о прекращении выплаты пособия по безработице и снятии ответчика с регистрационного учета в целях поиска подходящий работы послужило указание ФИО1 в заявлении о предоставлении государственной услуги по содействию в поиске подходящей работы не соответствующих действительности сведений о месте своего жительства по адресу: "адрес".
Разрешая заявленные истцом требования, мировой судья, дав оценку имеющимся в деле доказательствам, а также руководствуясь Законом Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N "О занятости населения в Российской Федерации", пришел к правильному выводу об отсутствии правовых оснований для их удовлетворения, исходя из того, что отсутствие у гражданина регистрации по месту жительства на территории соответствующего субъекта Российской Федерации само по себе не может являться формально непреодолимым препятствием для получения мер государственной поддержки в области содействия занятости и не должно создавать необоснованных затруднений в реализации его права на защиту от безработицы, при том условии, что в действиях такого гражданина не содержится признаков злоупотребления правом.
Суд первой инстанции указал на то, что место жительства гражданина может быть установлено на основании различных юридических фактов, не обязательно связанных с его регистрацией компетентными органами, а также видом такой регистрации. Согласно пункту 2 статьи 3 Закона Российской Федерации от 19 апреля 1991 года N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации" определение места жительства лица не связано исключительно с фактом его регистрации по месту жительства или по месту пребывания. Конкретное место жительства лица может быть установлено судом общей юрисдикции на основе различных юридических фактов, не обязательно связанных с его регистрацией компетентными органами.
Суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции.
Правовые, экономические и организационные основы государственной политики содействия занятости населения, в том числе гарантии государства по реализации конституционных прав граждан Российской Федерации на труд и социальную защиту от безработицы определены Законом Российской Федерации от 19.04.1991 N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации" (далее - Закон о занятости населения).
В силу пункта 1 статьи 5 указанного Закона государство проводит политику содействия реализации прав граждан на полную, продуктивную и свободно избранную занятость.
Порядок и условия признания граждан безработными установлены статьей 3 Закона о занятости населения.
Безработными признаются трудоспособные граждане, которые не имеют работы и заработка, зарегистрированы в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы, ищут работу и готовы приступить к ней. Порядок регистрации безработных граждан, порядок регистрации граждан в целях поиска подходящей работы и требования к подбору подходящей работы устанавливаются Правительством Российской Федерации (п. 1).
Решение о признании гражданина, зарегистрированного в целях поиска подходящей работы, безработным принимается органами службы занятости по месту жительства гражданина не позднее 11 дней со дня предъявления органам службы занятости паспорта, трудовой книжки или документов, их заменяющих, документов, удостоверяющих его квалификацию, справки о среднем заработке за последние три месяца по последнему месту работы (службы), а для впервые ищущих работу (ранее не работавших), не имеющих квалификации - паспорта и документа об образовании и (или) о квалификации (пункт 2).
Пунктом 3 статьи 3 Закона о занятости населения предусмотрено, что безработными не могут быть признаны граждане, в том числе представившие другие недостоверные данные для признания их безработными.
Главой III Закона о занятости населения установлены гарантии государства в области занятости. К их числу относится социальная поддержка безработных граждан.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2020. No 460 утверждены Временные правила регистрации граждан в целях поиска подходящей работы и в качестве безработных, а также осуществления социальных выплат гражданам, признанным в установленном порядке безработными (далее также - Временные правила), в соответствии с пунктом 1 которых в целях поиска подходящей работы граждане обращаются в государственные учреждения службы занятости населения (далее - центры занятости населения) в дистанционной форме в период действия на территории субъектов Российской Федерации режима повышенной готовности в связи с угрозой распространения новой коронавирусной инфекции.
Согласно пункту 2 Временных правил регистрации в целях поиска подходящей работы подлежат граждане, представившие в электронной форме в центр занятости населения заявление о предоставлении им государственной услуги по содействию в поиске подходящей работы независимо от места их жительства в Российской Федерации, а также пребывания на территории Российской Федерации (далее - заявление в электронной форме).
Заявление в электронной форме заполняется гражданином в личном кабинете информационно-аналитической системы Общероссийская база вакансий "Работа в России" (далее - информационно-аналитическая система) либо в личном кабинете федеральной государственной информационной системы "Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)" (далее - единый портал) по форме, утвержденной Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации.
Постановка на регистрационный учет в целях поиска подходящей работы осуществляется путем внесения центром занятости населения в регистр получателей государственных услуг в сфере занятости населения - физических лиц сведений, содержащихся в заявлении в электронной форме, а также даты обращения гражданина в центр занятости населения, которая является датой постановки на регистрационный учет в целях поиска подходящей работы (пункт 3 Временных правил).
Пунктом 4(1) Временных правил предусмотрено, что центры занятости населения с 1 июня 2020 года запрашивают в Министерстве внутренних дел Российской Федерации с использованием информационно-аналитической системы сведения о регистрации гражданина, заполнившего заявление в электронной форме, по месту жительства, а также сведения о действительности паспорта гражданина.
В случае подтверждения недостоверности сведений, содержащихся в заявлении в электронной форме, центр занятости населения отказывает гражданину в постановке его на регистрационный учет в качестве безработного и уведомляет о принятом решении в электронной форме с использованием информационно-аналитической системы либо единого портала (пункт 9 Временных правил).
Исходя из пункта 19 Временных правил, в случае получения гражданином обманным путем пособия по безработице (стипендии) сумма пособия по безработице (стипендии) подлежит возврату в добровольном или судебном порядке.
Согласно статье 3 Закона Российской Федерации от 25 июня 1993 года N 5242-1 "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" регистрация или отсутствие таковой не могут служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
Парамонова Т.М. с 26 июля 2017 года зарегистрирована по месту пребывания в жилом помещении, расположенном по адресу: г. Новочеркасск, ул. Орджоникидзе, д.65, кв.4 (на срок по ДД.ММ.ГГГГ), в котором она фактически проживает и намерена проживать дальше, обманных действий для получения пособия по безработице ею совершено не было, указание в заявлении адреса места своего пребывания к таковым не относится. Сведений о том, что наряду с обращением к истцу с заявлением о предоставлении государственной услуги по содействию в поиске подходящей работы ответчик также обращалась, либо имела намерение обратиться за предоставлением указанных мер социальной поддержки в какое-либо иное государственное учреждение службы занятости населения, расположенное вне места своего фактического проживания, материалы дела не содержат, доказательств наличия в действиях ответчика злоупотребления правом иного года Учреждением также не представлено.
Кроме этого, истец до назначения ответчику пособия по безработице имел возможность запросить в Министерстве внутренних дел Российской Федерации с использованием информационно-аналитической системы сведения о регистрации гражданина.
Кассационная жалоба и приведенные в ней доводы не содержат правовых оснований к отмене обжалуемых судебных постановлений, основаны на неверном толковании норм процессуального закона, правильно примененного судами нижестоящих инстанций.
При таких обстоятельствах, оснований, предусмотренных частью 1 статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, для отмены принятых судебных постановлений и удовлетворения кассационной жалобы не имеется.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судья
определил:
решение мирового судьи судебного участка N2 Приморского судебного района Архангельской области от 21 февраля 2022 г. и апелляционное определение Приморского районного суда г. Архангельска от 9 июня 2022 г. оставить без изменения, кассационную жалобу Государственного казенного учреждения Ростовской области "Центр занятости населения города Новочеркасска" - без удовлетворения.
Судья
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.