Судебная коллегия по административным делам Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Бушминой А.Е, судей Савинова К.А, Буруновой С.В.
при секретаре
Чайко А.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании с использованием системы видео-конференцсвязи административное дело по административному исковому заявлению Манзюка М.В. к Управлению жилищно -коммунального хозяйства администрации г. Оренбурга, финансовому управлению администрации г. Оренбурга, администрации г. Оренбурга, Правительству Оренбургской области, Министерству финансов Оренбургской области, Министерству социального развития Оренбургской области о присуждении компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок по апелляционной жалобе финансового управления администрации г. Оренбурга на решение Оренбургского областного суда от 11 июля 2022 года, которым административное исковое заявление удовлетворено частично.
Заслушав доклад судьи Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции Савинова К.А, объяснения представителя административного ответчика финансового управления администрации г. Оренбурга "данные изъяты" объяснения представителя административного ответчика Министерству финансов Оренбургской области "данные изъяты" судебная коллегия по административным делам Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции,
УСТАНОВИЛА:
Манзюк М.В. обратился в суд с вышеназванным административным иском.
В обоснование заявленных требований административный истец указывает, что вступившим в законную силу решением Ленинского районного суда г. Оренбурга от 16 апреля 2019 года на администрацию г.Оренбурга возложена обязанность предоставить административному истцу за счет расходных обязательств Оренбургской области по договору найма специализированного жилого помещения благоустроенное, отвечающее санитарным и техническим требованиям жилое помещение в пределах территории муниципального образования г. Оренбург не ниже установленных норм предоставления жилой площади в течение 6 месяцев со дня вступления в законную силу решения суда. На основании исполнительного листа возбуждено исполнительное производство, однако до настоящего времени вышеуказанный судебный акт не исполнен. Административный истец полагает, что нарушено его право на исполнение решения суда в разумный срок. Просит суд взыскать в его пользу за счет бюджета Оренбургской области 756 000 рублей в качестве компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок.
Решением Оренбургского областного суда от 11 июля 2022 года административные исковые требования Манзюк М.В. о присуждении компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок удовлетворены частично. Взыскано с муниципального образования "город Оренбург" в лице финансового управления администрации г. Оренбурга за счет бюджета муниципального образования "город Оренбург" в пользу Манзюка М.В. денежная компенсация за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок в размере 50 000 рублей, а также расходы по уплате государственной пошлины в размере 300 рублей. В удовлетворении административных исковых требований в остальной части Манзюку М.В. отказано.
В апелляционной жалобе финансовое управление администрации г. Оренбурга просит удовлетворить апелляционную жалобу и вынести по делу новое решение, которым в удовлетворении административных исковых требованиях в отношении финансового управления администрации г. Оренбурга, УЖКХ администрации г. Оренбурга отказать в полном объеме. Считают, что вывод суда относительного того, что органы государственной власти Оренбургской области не наделены полномочиями по предоставлению жилых помещений льготным категориям граждан и, следовательно, не являются субъектами исполнения судебного акта о предоставлении жилья указанной категории граждан не основан на нормах действующего законодательства. Полагают, что исполнение решения Ленинского районного суда г. Оренбурга не может производиться финансовым управлением администрации г. Оренбурга за счет средств бюджета муниципального образования. Кроме того, Администрация города Оренбурга предприняла все меры, направленные на исполнение судебного акта. Неоднократно обращалась с целью выделения дополнительного финансирования мероприятий по обеспечению жильем детей-сирот. Самостоятельно за счет внутренних резервов были выделены денежные средства на приобретение дополнительных метров. Ежеквартально направлялась информация о потребности по обеспечению жильем по договору социального найма отдельных категорий граждан.
Министерством финансов Оренбургской области предоставлен отзыв, в котором просят оставить апелляционную жалобу без удовлетворения, а решение суда первой инстанции без изменения.
Представитель административного ответчика финансового управления администрации г. Оренбурга "данные изъяты" доводы апелляционной жалобы административного ответчика поддержала, просила решение суда отменить, жалобу удовлетворить
Представитель административного ответчика Министерства финансов Оренбургской области "данные изъяты" просила оставить решение суда первой инстанции без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились, о времени и месте судебного заседания извещены в соответствии с главой 9 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ).
Учитывая требования статьи 150 КАС РФ, положения статьи 14 Международного пакта о гражданских и политических правах, гарантирующие равенство всех перед судом, в соответствии с которыми неявка лица в суд есть его волеизъявление, свидетельствующее об отказе от реализации своего права на непосредственное участие в разбирательстве, а потому не является преградой для рассмотрения дела, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
Законность и обоснованность решения суда первой инстанции проверена судебной коллегией с учетом части 1 статьи 308 КАС РФ, по смыслу которой суд апелляционной инстанции рассматривает административное дело в полном объеме и не связан основаниями и доводами, изложенными в апелляционной жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Проверив материалы настоящего дела, оценив имеющиеся в рассматриваемом деле доказательства, обсудив доводы апелляционной жалобы, отзыва на нее, судебная коллегия приходит к следующему.
В силу части 1 статьи 308 КАС РФ суд апелляционной инстанции рассматривает административное дело в полном объеме и не связан основаниями и доводами, изложенными в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Согласно пункту1 статьи 6 Конвенции о защите прав человека и основных свобод каждый в случае спора о его гражданских правах и обязанностях имеет право на справедливое и публичное разбирательство дела в разумный срок независимым и беспристрастным судом, созданным на основании закона.
В соответствии с частью 1 статьи 46, статьи 52 Конституции РФ каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод. Права потерпевших от преступлений и злоупотреблений властью охраняются законом. Государство обеспечивает потерпевшим доступ к правосудию и компенсацию причиненного ущерба.
Согласно части 1 статьи 1 Закона N 68-ФЗ граждане Российской Федерации, являющиеся в судебном процессе сторонами, взыскатели, должники при нарушении права на исполнение в разумный срок судебного акта, предусматривающего обращение взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, либо судебного акта, возлагающего на федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, иные органы и организации, наделенные отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих обязанность исполнить иные требования имущественного характера и (или) требования неимущественного характера, могут обратиться в суд с заявлением о присуждении компенсации за такое нарушение в порядке, установленном настоящим Федеральным законом и процессуальным законодательством Российской Федерации.
В силу части 2 статьи 1 Федерального закона "О компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок" компенсация за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок присуждается в случае, если такое нарушение имело место по причинам, не зависящим от лица, обратившегося с заявлением о присуждении компенсации, за исключением чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств (непреодолимой силы). При этом нарушение установленных законодательством Российской Федерации сроков исполнения судебного акта само по себе не означает нарушения права на исполнение судебного акта в разумный срок.
В соответствии с пунктом 40 Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 29 марта 2016 года N 11 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении дел о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок" при рассмотрении заявления о компенсации суд не связан содержащимися в нем доводами и устанавливает факт нарушения права на исполнение судебного акта в разумный срок, исходя из действий органов, организаций или должностных лиц, на которые возложена обязанность по исполнению судебных актов, направленных на своевременное исполнение судебного акта, общей продолжительности исполнения судебного акта.
Как разъяснено в пункте 46 названного Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации, действия органов, организаций или должностных лиц, на которых возложены обязанности по исполнению судебного акта, признаются достаточными и эффективными, если они производятся в целях своевременного исполнения такого акта.
Разрешая спор, суд первой инстанции правильно определилобстоятельства, подлежащие учету в целях определения разумности срока исполнения судебного акта.
Как установлено судом первой инстанции и усматривается из материалов дела, решением Ленинского районного суда г. Оренбурга от 16 апреля 2019 года, вступившего в силу 9 июля 2019 года, на администрацию г. Оренбурга возложена обязанность предоставить Манзюк М.В. за счет расходных обязательств субъекта Российской Федерации - Оренбургской области по договору найма специализированного жилого помещения благоустроенное, отвечающее санитарным и техническим требованиям жилое помещение в пределах МО г. Оренбург не ниже установленных норм предоставления жилой площади в течение 6 месяцев со дня вступления в законную силу решения суда.
На основании исполнительного листа серии "Номер", выданного 7 октября 2019 года, постановлением судебного пристава - исполнителя МОСП по ИОИП УФССП по Оренбургской области от 15 января 2020 года в отношении администрации г. Оренбурга возбуждено исполнительное производство и должнику предоставлен пятидневный срок для добровольного исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе.
Постановлением судебного пристава - исполнителя от 4 февраля 2020 года с администрации г. Оренбурга взыскан исполнительский сбор в размере 50 000 рублей за неисполнение требований исполнительного документа.
Постановлением судебного пристава - исполнителя от 27 февраля 2020 года администрации г. Оренбурга установлен новый пятидневный срок для исполнения решения суда со дня получения настоящего постановления.
Администрация г. Оренбурга сообщила судебному приставу - исполнителю, что согласно уведомлению о бюджетных ассигнованиях на финансовый 2020 год муниципальному образованию "город Оренбург" доведены субвенции на приобретение в муниципальную собственность жилых помещений для предоставления по договорам специализированного найма жилых помещений в размере 147989, 1 тыс. рублей. Выделенных субвенций достаточно для приобретения 108 жилых помещений в целях исполнения решения суда о предоставлении жилых помещений детям-сиротам, вступивших в законную силу до 21 февраля 2019 года. Манзюк М.В, учитывая дату вступления решения в законную силу, в список подлежащих обеспечению лиц на субвенции 2020 года не вошел. Срок предоставления жилого помещения зависит от объема выделенных субвенций из бюджета субъекта Российской Федерации.
Постановлением заместителя начальника - заместителя старшего судебного пристава-исполнителя МОСП по ИОИП УФССП по Оренбургской области от 19 мая 2020 года администрация г. Оренбурга признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.17.15 КоАП РФ, за неисполнение должником содержащихся в исполнительном документе требований неимущественного характера в срок, установленный судебным приставом - исполнителем после вынесения постановления о взыскании исполнительского сбора и назначено наказание в виде штрафа в размере 30000 рублей.
Решением Промышленного районного суда г. Оренбурга от 29 мая 2020 года администрация г. Оренбурга освобождена от уплаты исполнительского сбора в сумме 50000 рублей, взысканного постановлением судебного пристава - исполнителя МОСП по ИОИП УФССП по Оренбургской области от 4 февраля 2020 года.
Постановлением судебного пристава - исполнителя МОСП по ИОИП УФССП по Оренбургской области от 1 октября 2020 года установлен новый пятидневный срок для исполнения решения суда со дня получения настоящего постановления.
Постановлением судебного пристава - исполнителя МОСП по ИОИП УФССП по Оренбургской области от 18 февраля 2022 года установлен новый пятидневный срок для исполнения решения суда со дня получения настоящего постановления.
Постановлением заместителя начальника - заместителя старшего судебного пристава-исполнителя МОСП по ИОИП УФССП по Оренбургской области от 18 апреля 2022 года администрация г. Оренбурга признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 17.15 КоАП РФ за неисполнение должником содержащихся в исполнительном документе требований неимущественного характера в срок, вновь установленный судебным приставом-исполнителем после наложения административного штрафа и назначено наказание в виде штрафа в размере 50000 рублей.
Разрешая требования административного истца, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что Манзюк М.В. обладает правом на обращение в суд с требованиями о присуждении компенсации за неисполнение судебного акта в разумный срок, поскольку решение, вступившее в законную силу 9 июля 2019 года, не исполнено. Общая продолжительность исполнения судебного акта на день рассмотрения настоящего административного дела с момента поступления исполнительного листа в службу судебных приставов (15 января 2020 года) составила 2 года 6 месяцев 26 дней, общий срок исполнения решения суда со дня вступления решения суда в законную силу (9 июля 2019 года) 3 года 2 дня.
Оценив представленные доказательства, суд установил, что доказательств того, что органы власти, на которые законом возложена обязанность исполнения решения суда, действовали эффективно и использовали все имеющиеся у них ресурсы для достижения цели исполнения решения суда, в настоящее дело не представлено.
Поскольку администрацией г. Оренбурга достаточных и эффективных мер, обеспечивающих реальную возможность восстановления жилищных прав административного истца, не принято, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о нарушении права административного истца на исполнение судебного акта в разумный срок и наличии оснований для присуждения компенсации.
Определяя размер денежной компенсации, суд учел требования действующего законодательства, принципа разумности, справедливости, период неисполнения решения суда и мер, принимаемых органом местной власти для исполнения требований исполнительного документа, а также то, что основанием для возложения обязанности по предоставлению жилого помещения явилось то, что административный истец является лицом, оставшимся без попечения родителей, поставлен на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении и жилое помещение административному истцу не предоставлено, руководствовался требованиями Федерального закона "О компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок", а также разъяснениями Пленума Верховного Суда Российской Федерации, данные в пункте 1 постановления от 29 марта 2016 года N11 "О некоторых вопросах, возникших при рассмотрении дел о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок", согласно которым компенсация за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок, как мера ответственности государства, имеет целью возмещение причинённого неимущественного вреда фактом нарушения процедурных условий, обеспечивающих реализацию данных прав в разумный срок, независимо от наличия или отсутствия вины суда, органов уголовного преследования, органов, на которые возложена обязанность по исполнению судебных актов, иных государственных органов, органов местного самоуправления и их должностных лиц. Данная компенсация не направлена на восполнение имущественных потерь заинтересованного лица и не заменяет собой возмещения имущественного вреда.
Судебная коллегия Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции не находит оснований для изменения размера компенсации, присужденной судом первой инстанции, поскольку ее размер определен судом в соответствии с требованиями Федерального закона "О компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок" и разъяснениями, изложенными в постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 марта 2016 года N 11 "О некоторых "О некоторых вопросах, возникших при рассмотрении дел о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок".
Довод апелляционной жалобы о том, что исполнение решения Ленинского районного суда г. Оренбурга не может производиться финансовым управлением администрации г. Оренбурга за счет средств бюджета муниципального образования отклоняется в виду следующего.
В соответствии с Положением о финансовом управлении администрации города Оренбурга, утвержденным решением Оренбургского городского совета от 25 апреля 2011 года N133, финансовое управление администрации города Оренбурга (далее - управление) является отраслевым (функциональным) органом администрации города Оренбурга, обладает правами юридического лица и находится в непосредственном подчинении заместителя Главы города Оренбурга по экономике и финансам.
Управление имеет самостоятельный баланс, счета в соответствии с действующим законодательством, круглую печать со своим наименованием и с изображением герба города Оренбурга, штампы и бланки установленного образца (пункт 1.5 Положения).
Управление от своего имени приобретает имущественные и неимущественные права, несет обязанности, выступает истцом и ответчиком в судах в соответствии с действующим законодательством (пункт 1.6 Положения).
Таким образом, исполнение решения Ленинского районного суда г. Оренбурга от 16 апреля 2019 года производится муниципальным образованием "город Оренбург" в лице финансового управления администрации города Оренбурга за счет бюджета муниципального образования.
Доводы апелляционной жалобы в своей совокупности основаны на переоценке представленных в материалы дела доказательств и выводов суда, при этом не содержат данных, которые не были бы проверены судом первой инстанции при рассмотрении дела, но имели бы существенное значение для его разрешения или сведений, опровергающих выводы решения суда, в связи с чем оснований для отмены решения суда по доводам жалобы не имеется.
Ссылка в апелляционной жалобе, что суд первой инстанции в своем не решении не исследовал справки об освоении денежных средств (за период с 2019 по 2022 год), свидетельствующие, что выделенная из областного бюджета сумма на приобретение квартир определенной категории граждан использована в полном объеме; письма УЖКХ администрации г. Оренбурга о направлении в министерство социального развития Оренбургской области информации о количестве граждан, состоящих на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, о необходимой общей площади жилых помещений, о количестве вступивших в законную силу и неисполненных решений судов по обеспечению жильем отдельных категорий граждан; письмо главы города Оренбурга Вице-губернатору -заместителю председателя Правительства Оренбургской области по социальной политике-министру здравоохранения от 2 декабря 2020 года об увеличении объема финансирования на обеспечение переданных государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот, необходимых для исполнения решения суда; справку о потребности по обеспечению жильем по договору социального найма не имеет правового значения для разрешения вопроса о присуждении компенсации, так как исполнение решения Ленинского районного суда г. Оренбурга от 16 апреля 2019 года не ставится в зависимость от вопросов финансирования и сложностей межбюджетных отношений.
Судом первой инстанции обеспечен индивидуальный подход к определению размера компенсации, посредством учета в совокупности всех обстоятельств, имеющих правовое значение: требования лица, обратившегося в суд с административным исковым заявлением, обстоятельства производства по исполнению судебного акта, по которому допущено нарушение, продолжительность нарушения, наступившие вследствие этого нарушения последствия, а также мер, принимаемых органом местной власти для исполнения требований исполнительного документа.
Решение Оренбургского областного суда от 11 июля 2022 года основано на анализе исследованных доказательств, мотивировано, соответствует материалам дела и требованиям законодательства. Судом первой инстанции соблюдены нормы процессуального права, нормы материального права правильно применены и истолкованы.
При таких обстоятельствах обжалуемое решение суда следует признать законным и обоснованным, оснований для его отмены не имеется.
Судебная коллегия по административным делам Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции, руководствуясь статьями 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, определила:
решение Оренбургского областного суда от 11 июля 2022 года оставить без изменения, апелляционную жалобу финансового управления администрации г. Оренбурга - без удовлетворения.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение шести месяцев в кассационном порядке в Первый кассационный суд общей юрисдикции (г. Саратов) по правилам, установленным главой 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, через Оренбургский областной суд.
Мотивированное апелляционное определение составлено 7 октября 2022 года.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.