Судебная коллегия по административным делам Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего
Ходус Ю.А, судей
Мироновой Н.В, Буруновой С.В, при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Виноградовой Л.Д, с участием прокурора отдела Генеральной прокуратуры Российской Федерации - Дмитриева М.С, рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Бондарева Сергея Андреевича о признании недействующими: пункт N Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2018 год, утвержденного приказом Агентства государственного имущества земельных отношений Ульяновской области N 157-ПОД от 27 ноября 2017 года; пункт N Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2019 год, утвержденного приказом Агентства государственного имущества земельных отношений Ульяновской области N 167-ПОД от 27 ноября 2018 года; пункт N Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2020 год, утвержденного приказом Министерства строительства и архитектуры Ульяновской области N 192-ПР от 27 ноября 2019 года; пункт N Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2021 год, утвержденного приказом Министерства строительства и архитектуры Ульяновской области N 245-ПР от 11 ноября 2020 года; пункт N Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2022 год, утвержденного приказом Министерства строительства и архитектуры Ульяновской области N 214-ПР от 29 ноября 2021 года
по апелляционной жалобе Министерства имущественных отношений и архитектуры Ульяновской области на решение Ульяновского областного суда от 27 июля 2022 года.
Заслушав доклад судьи Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции Буруновой С.В, объяснения представителя административного истца Бондарева С.А. - ФИО23 заключение прокурора отдела Генеральной прокуратуры Российской Федерации Дмитриева М.С, судебная коллегия по административным делам Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции
установила:
27 ноября 2017 года Агентством государственного имущества и земельных отношений издан приказ N 157-ПОД "Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2018 год" (далее также приказ N 157-ПОД).
27 ноября 2018 года Агентством государственного имущества и земельных отношений Ульяновской области издан приказ N 167-ПОД "Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2019 год" (далее также приказ N 167-ПОД).
27 ноября 2019 года Министерством строительства и архитектуры Ульяновской области был издан приказ N 192-пр "Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2020 год" (далее также приказ N 192-ПР).
11 ноября 2020 года Министерством строительства и архитектуры Ульяновской области был издан приказ N 245-пр "Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2021 год" (далее также приказ N 245-ПР).
29 ноября 2021 года Министерством строительства и архитектуры Ульяновской области издан приказ N 214-пр "Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость", на 2022 год" (далее также приказ N 214-ПР).
Указанными приказами определены Перечни объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база по налогу на имущество определяется как кадастровая стоимость, на 2018, 2019, 2020, 2021 и 2022 годы соответственно.
Бондарев С.А. обратился в Ульяновский областной суд с административным иском к Министерству имущественных отношений и архитектуры Ульяновской области о признании недействующими: пункт N Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2018 год, утвержденного приказом Агентства государственного имущества земельных отношений Ульяновской области N 157-ПОД от 27 ноября 2017 года; пункт N Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2019 год, утвержденного приказом Агентства государственного имущества земельных отношений Ульяновской области N 167-ПОД от 27 ноября 2018 года; пункт N Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2020 год, утвержденного приказом Министерства строительства и архитектуры Ульяновской области N 192-ПР от 27 ноября 2019 года; пункт N Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2021 год, утвержденного приказом Министерства строительства и архитектуры Ульяновской области N 245-ПР от 11 ноября 2020 года; пункт N Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2022 год, утвержденного приказом Министерства строительства и архитектуры Ульяновской области N 214-ПР от 29 ноября 2021 года.
В обоснование заявленных требований указал на то, что в Перечни на 2018-2022 годы включено здание с кадастровым номером N, расположенное по адресу: "адрес" Сособственниками указанного здания являются: Бондарев С.А, ФИО24 ФИО25 ООО " "данные изъяты"", ООО " "данные изъяты"", ФИО26 ФИО27 ФИО28 ФИО29, ФИО30 ФИО31 ФИО32, ООО " "данные изъяты"". По соглашению от ДД.ММ.ГГГГ о прекращении общей долевой собственности произведена государственная регистрация права на нежилые помещения с ДД.ММ.ГГГГ. Включение здания в перечни произведено незаконно, поскольку здание не отвечает критериям, установленным статьей 378.2 НК РФ; ни наименование здания ("административное здание"), ни вид разрешенного использования земельного участка ("под административным зданием"), на котором оно расположено, однозначно не свидетельствуют о размещении в указанном здании административно-делового центра; фактическое обследование здания не производилось; исходя из наименования расположенных в здании помещений к объектам торговли и объектам оказания бытовых услуг можно отнести помещения общей площадью 531, 96 кв.м, что составляет 19, 75% от общей площади здания; помещения с наименованием "выставочный зал" безусловно отнести к торговой площади нельзя, поскольку наименование "выставочный зал" не является тождественным наименованию "торговый зал". Полагает, что указанное здание не обладает признаками, указанными в статье 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в связи с чем его включение в Перечни на 2018, 2019, 2020, 2021 и 2022 годы неправомерно возлагает на административного истца обязанность по уплате налога на имущество в завышенном размере.
Решением Ульяновского областного суда от 27 июля 2022 года административное исковое Бондарева С.А. удовлетворено. Признаны недействующими со дня принятия: пункт N Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2018 год, утвержденного приказом Агентства государственного имущества земельных отношений Ульяновской области N 157-ПОД от 27 ноября 2017 года; пункт N Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2019 год, утвержденного приказом Агентства государственного имущества земельных отношений Ульяновской области N 167-ПОД от 27 ноября 2018 года; пункт N Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2020 год, утвержденного приказом Министерства строительства и архитектуры Ульяновской области N 192-ПР от 27 ноября 2019 года; пункт N Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2021 год, утвержденного приказом Министерства строительства и архитектуры Ульяновской области N 245-ПР от 11 ноября 2020 года; пункт N Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2022 год, утвержденного приказом Министерства строительства и архитектуры Ульяновской области N 214-ПР от 29 ноября 2021 года; с Министерства имущественных отношений и архитектуры Ульяновской области в пользу Бондарева Сергея Андреевича взысканы расходы по госпошлине в сумме 1500 руб.
В апелляционной жалобе Министерство строительства и архитектуры Ульяновской области просило решение Ульяновского областного суда от 27 июля 2022 года отменить, принять по делу новое решение, в удовлетворении заявленных требований отказать в полном объеме.
В обоснование доводов, изложенных в апелляционной жалобе, административный ответчик указал, что наименование объекта "административное здание" и вид разрешенного использования земельного участка "под административным зданием" являлись основаниями для включения здания Перечни на 2018, 2019, 2020, 2021 и 2022 годы, поскольку указанные основания однозначно свидетельствуют об использовании объекта в целях, указанных в ст. 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.
Прокуратурой Ульяновской области и административным истцом Бондаревым С.А. представлены возражения относительно апелляционной жалобы, в которых полагают необходимым указанное решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель административного истца ФИО33 возражала против удовлетворения апелляционной жалобы административного ответчика.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции прокурор отдела Генеральной прокуратуры Российской Федерации Дмитриев М.С. в заключении полагал необходимым решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Другие лица, участвующие в деле, в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились, о времени и месте судебного заседания извещены в соответствии с требованиями положений главы 9 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Учитывая требования статьи 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ), положения статьи 14 Международного пакта о гражданских и политических правах, гарантирующие равенство всех перед судом, в соответствии с которыми неявка лица в суд есть его волеизъявление, свидетельствующее об отказе от реализации своего права на непосредственное участие в разбирательстве, а потому не является преградой для рассмотрения дела, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
Заслушав объяснения явившихся лиц, заключение прокурора, оценив имеющиеся в деле доказательства, проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений относительно апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
В силу части 1 статьи 308 КАС РФ суд апелляционной инстанции рассматривает административное дело в полном объеме и не связан основаниями и доводами, изложенными в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Положениями статей 208, 213 и 215 КАС РФ предусмотрено, что лица, в отношении которых применен нормативный правовой акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о признании такого нормативного правового не действующим полностью или в части, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.
Нормативный правовой акт может быть признан судом недействующим полностью или в части, если установлено его противоречие (несоответствие) иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу.
Установление общих принципов налогообложения и сборов в Российской Федерации находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации (статьи 72 и 76 Конституции Российской Федерации).
На основании статей 3 и 14 Налогового кодекса Российской Федерации каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги, которые должны иметь экономическое основание и не могут быть произвольными.
Налог на имущество физических лиц является местным налогом, устанавливается и вводится в действие в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований (подпункт 2 статьи 15, пункт 1 статьи 399 Налогового кодекса Российской Федерации).
В силу статьи 400 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщиками налога на имущество физических лиц признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 401 названного кодекса, подпунктом 6 пункта 1 которой предусмотрены иные здание, строение, сооружение, помещение.
Из подпункта 2 пункта 2 статьи 406 Налогового кодекса Российской Федерации следует, что налоговые ставки устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований. В случае определения налоговой базы, исходя из кадастровой стоимости объекта налогообложения налоговые ставки в отношении объектов налогообложения, включенных в перечень, определяемый в соответствии с пунктом 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, а также объектов налогообложения, предусмотренных абзацем вторым пункта 10 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, устанавливаются в размере, не превышающем 2 процентов.
Статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено:
1. Налоговая база определяется с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, как кадастровая стоимость имущества в отношении следующих видов недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложения:
1) административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них;
2) нежилые помещения, назначение, разрешенное использование или наименование которых в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания.
3. В целях настоящей статьи административно-деловым центром признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий:
1) здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения;
2) здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях делового, административного или коммерческого назначения. При этом:
здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях делового, административного или коммерческого назначения, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки);
фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях делового, административного или коммерческого назначения признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки).
4. В целях настоящей статьи торговым центром (комплексом) признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий:
1) здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания;
2) здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания. При этом:
здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания;
фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
4.1. В целях настоящей статьи отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам, признается одновременно как административно-деловой центр, так и торговый центр (комплекс), если такое здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется одновременно как в целях делового, административного или коммерческого назначения, так и в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
В целях настоящего пункта:
здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования одновременно как в целях делового, административного или коммерческого назначения, так и в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки), торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания;
фактическим использованием здания (строения, сооружения) одновременно как в целях делового, административного или коммерческого назначения, так и в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки), торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
5. В целях настоящей статьи фактическим использованием нежилого помещения для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
9. Вид фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений определяется уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с порядком определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, устанавливаемым с учетом положений пунктов 3, 4, 5 настоящей статьи высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.
Согласно статье 1 Закона Ульяновской области от 22 сентября 2017 года N 112-ЗО "О единой дате начала применения на территории Ульяновской области порядка определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения" единой датой начала применения на территории Ульяновской области порядка определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения является 1 января 2018 года.
Законом Ульяновской области от 2 сентября 2015 года N 99-ЗО "О налоге на имущество организаций на территории Ульяновской области" (далее - Закон Ульяновской области от 2 сентября 2015 года N 99-ЗО) установлен и введен в действие на территории Ульяновской области налог на имущество организаций, в том числе определены особенности определения налоговой базы в отношении отдельных объектов недвижимого имущества, налоговая ставка налога в пределах, установленных главой 30 Налогового кодекса Российской Федерации, порядок и сроки уплаты налога, а также предусмотрены налоговые льготы по налогу и основания для их использования налогоплательщиками.
Согласно статье 1.1 Закона Ульяновской области от 2 сентября 2015 года N 99-ЗО (в редакции от 22 сентября 2017 года) налоговая база как кадастровая стоимость объектов недвижимого имущества определяется в отношении объектов недвижимого имущества, указанных в пункте 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.
Статья 1.1 Закона Ульяновской области от 2 сентября 2015 года N 99-ЗО (в редакциях, действовавших на 27 ноября 2018 года и 27 ноября 2019 года) устанавливает, что на территории Ульяновской области налоговая база как кадастровая стоимость определяется в отношении: административно-деловых центров и торговых центров (комплексов) и помещений в них при условии, что площадь указанных центров и помещений в них составляет 150 и более квадратных метров.
В силу положений подпункта 33 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения относится решение вопросов установления, изменения и отмены региональных налогов и сборов.
Правительство Ульяновской области является постоянно действующим исполнительным органом государственной власти Ульяновской области; свои полномочия Правительство Ульяновской области реализует, в том числе посредством издания нормативных правовых актов в форме постановлений (статьи 24, 27 Устава Ульяновской области).
Постановлением Правительства Ульяновской области от 19 января 2017 года N 1/20-П утверждено Положение об Агентстве государственного имущества и земельных отношений Ульяновской области, действовавшее на момент издания оспариваемых актов.
В соответствии с подпунктами 24, 25 пункта 2.6 раздела 2 Положения Агентство государственного имущества и земельных отношений Ульяновской области не позднее 1-го числа очередного налогового периода по налогу на имущество организаций определяет на этот налоговый период перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость имущества; перечень в электронной форме направляет в Управление Федеральной налоговой службы по Ульяновской области; размещает перечень на официальном сайте Агентства и официальном сайте Губернатора и Правительства Ульяновской области в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"; определяет вид фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений в соответствии с требованиями, предусмотренными пунктом 9 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.
Постановлением Правительства Ульяновской области от 16 ноября 2018 года N 25/557-П (ред. от 21 августа 2019 года) утверждено Положение о Министерстве строительства и архитектуры Ульяновской области.
В соответствии с п. 1.1 указанного Положения Министерство строительства и архитектуры Ульяновской области (далее также - Министерство) является исполнительным органом государственной власти Ульяновской области, осуществляющим на территории Ульяновской области государственное управление в сферах градостроительной деятельности, строительства, промышленности строительных материалов и изделий, земельных отношений, а также региональный государственный контроль (надзор) в области долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости.
Согласно подпункту "а" пункта 33 раздела 2.2 Положения Министерство не позднее 1-го числа очередного налогового периода по налогу на имущество организаций определяет на этот налоговый период перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость имущества.
27 ноября 2017 года Агентством государственного имущества и земельных отношений издан приказ N 157-ПОД "Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2018 год", который опубликован в газете " "данные изъяты"" N от ДД.ММ.ГГГГ и на официальном сайте Агентства государственного имущества и земельных отношений Ульяновской области "данные изъяты"
27 ноября 2018 года Агентством государственного имущества и земельных отношений Ульяновской области издан приказ N 167-ПОД "Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2019 год", который опубликован в газете " "данные изъяты"" N от ДД.ММ.ГГГГ и на официальном сайте Агентства государственного имущества и земельных отношений Ульяновской области "данные изъяты"
27 ноября 2019 года Министерством строительства и архитектуры Ульяновской области был издан приказ N 192-ПР "Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2020 год", который опубликован в газете " "данные изъяты"" N от ДД.ММ.ГГГГ и на официальном сайте Министерства "данные изъяты"
11 ноября 2020 года Министерством строительства и архитектуры Ульяновской области был издан приказ N 245-ПР "Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2021 год", который опубликован в газете " "данные изъяты"" от ДД.ММ.ГГГГ N и на официальном сайте Министерства "данные изъяты"
29 ноября 2021 года Министерством строительства и архитектуры Ульяновской области издан приказ N 214-ПР "Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость", на 2022 год", который опубликован на официальноv интернет-портале правовой информации "данные изъяты" дата публикации - ДД.ММ.ГГГГ, N публикации N.
Проанализировав указанные положения Налогового кодекса Российской Федерации во взаимосвязи с нормами Устава Ульяновской области, Закона Ульяновской области от 2 сентября 2015 года N 99-ЗО "О налоге на имущество организаций на территории Ульяновской области", Постановления Правительства Ульяновской области от 19 января 2017 года N 1/20-П, подпунктами 24, 25 пункта 2.6 раздела 2 Положения об Агентстве государственного имущества и земельных отношений Ульяновской области, положений подпункта 33 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", Положения о Министерстве строительства и архитектуры Ульяновской области, утвержденного постановлением Правительства Ульяновской области от 16 ноября 2018 года N 25/557-П, суд первой инстанции пришел к правильному выводу, что приказы N 157-ПОД от 27 ноября 2017 года, N 167-ПОД от 27 ноября 2018 года, N 192-ПР от 27 ноября 2019 года, N N 245-ПР от 11 ноября 2020 года, N 214-ПР от 29 ноября 2021 года, являющиеся нормативными правовыми актами органа государственной власти субъекта Российской Федерации, приняты соответственно Агентством государственного имущества и земельных отношений Ульяновской области и Министерством строительства и архитектуры Ульяновской области, с соблюдением установленного порядка, в пределах их компетенции, установленной федеральным и региональным законодательством, и в той форме, в которой эти органы вправе принимать нормативные правовые акты, с соблюдением процедуры официального опубликования.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов административного дела, административный истец являлся собственником N долей в праве общей долевой собственности на здание с кадастровым номером N, расположенное по адресу: "адрес"
Данный объект недвижимости включен в пункт N Перечня на 2018 год, пункт N Перечня на 2019 год, пункт N Перечня на 2020 год, пункт N Перечня на 2021 год, пункт N Перечня на 2022 год.
Согласно сведениям Единого государственного реестра недвижимости, здание с кадастровым номером N имеет назначение - нежилое здание, наименование - административное здание, расположено на земельном участке с кадастровым номером N, категория земель - земли населенных пунктов, вид разрешенного использования - под административным зданием.
Судебная коллегия соглашается в выводом суда первой инстанции о том, что вид разрешенного использования земельного участка - "под административным зданием" - не позволяет с достаточной очевидностью отнести расположенный на этом земельном участке объект недвижимости к офисным зданиям делового, административного и коммерческого назначения, торговым объектам, объектам общественного питания и (или) бытового обслуживания и не может быть признан безусловно определенным в целях применения положений статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации. Следовательно, спорное здание по указанному основанию в Перечни на 2018-2022 годы включено быть не могло.
Суд первой инстанции, удовлетворяя заявленные требования, пришел к выводу, что из имеющейся в технической документации экспликации к поэтажному плану не следует, что не менее 20 процентов общей площади помещения предусматривает размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры, объектов торговли, общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
Судебная коллегия с указанными выводами суда первой инстанции согласиться не может в силу следующего.
Частью 8 статьи 213 КАС РФ предусмотрено, что при рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд выясняет: нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в интересах которых подано административное исковое заявление; соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: полномочия органа, организации, должностного лица на принятие нормативных правовых актов; форму и вид, в которых орган, организация, должностное лицо вправе принимать нормативные правовые акты; процедуру принятия оспариваемого нормативного правового акта; правила введения нормативных правовых актов в действие, в том числе порядок опубликования, государственной регистрации (если государственная регистрация данных нормативных правовых актов предусмотрена законодательством Российской Федерации) и вступления их в силу; соответствие оспариваемого нормативного правового акта или его части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.
Обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 2 и 3 части 8 настоящей статьи, возлагается на орган, организацию, должностное лицо, принявшие оспариваемый нормативный правовой акт (статья 213 часть 9 КАС РФ).
В соответствии со статьей 62 частью 2 КАС РФ обязанность доказывания законности оспариваемых нормативных правовых актов, актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами, возлагается на соответствующие орган, организацию и должностное лицо. Указанные органы, организации и должностные лица обязаны также подтверждать факты, на которые они ссылаются как на основания своих возражений.
Часть 7 статьи 213 КАС РФ предписывает судам, при рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта проверять законность положений нормативного правового акта, которые оспариваются, однако, при проверке законности этих положений суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании нормативного правового акта недействующим, и выясняет обстоятельства, указанные в части 8 настоящей статьи, в полном объеме.
Таким образом, действующее процессуальное законодательство при разрешении административного иска о признании недействующим нормативного правового акта, возлагает на орган, принявший оспариваемый нормативный правовой, представить доказательства, подтверждающие его соответствие нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, при этом, суд не связан доводами административного искового заявления, ему предписано установить обстоятельства, изложенные в части 8 статьи 213 КАС РФ.
Юридически значимыми обстоятельства, подлежащими доказыванию при разрешении административного иска о признании недействующим нормативного правового акта, которым утвержден перечень объектов, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, являются фактические обстоятельства, связанные с установлением назначения, разрешенного использования, наименования помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документах технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки), или размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания или одновременно и тех и других объектов.
В ходе рассмотрения дела судом первой инстанции были проанализированы инвентарные дела на здание, составленные АО " "данные изъяты"" АО " "данные изъяты"" и Ульяновским областным отделением Средневолжского филиала АО " "данные изъяты"".
Инвентарное дело, составленное Ульяновским областным отделением Средневолжского филиала АО " "данные изъяты"", содержит технический паспорт нежилого здания по "адрес", составленный по состоянию на 3 марта 2006 года из которого следует, что здание имеет назначение: административное здание, площадь 2 688, 979 кв.м, согласно экспликации в здании располагаются, в том числе, помещения с наименованием "торговая", "торговый зал" и "выставочный зал", общая площадь которых составляет 1127, 45 кв.м.; данный технический паспорт имеет отметку "погашено 18 июля 2008 года".
Инвентарное дело, составленное АО " "данные изъяты"", содержит технический паспорт нежилого здания по "адрес", по состоянию на 11 января 2008 года из которого следует, что, что здание имеет назначение: здание, площадь 2693, 39 кв.м, из которой площадь помещений составляет: "торговых" - 1082, 6 кв.м, "производственных" - 100, 96 кв.м, "складских" - 402, 99 кв.м, "бытового обслуживания" - 69, 86 кв.м, "учрежденских" - 270, 38 кв.м, "учебных" - 34, 87 кв.м, "лечебных"- 32, 78 кв.м, "служебных" - 698, 95 кв.м.
Таким образом, сведения о нежилом здании, содержащиеся в техническом паспорте, составленном межрайонным отделением Ульяновским областным отделением Средневолжского филиала АО " "данные изъяты"" по состоянию на 3 марта 2006 года, не могли быть приняты во внимание в связи с погашением и наличием обновленной технической документации по состоянию на более позднюю дату - 11 января 2008 года.
В связи с чем, судом апелляционной инстанции на основании статьи 306 КАС РФ в порядке подготовки административного дела к рассмотрению и в целях правильного разрешения настоящего административного дела в соответствии со статьей 63 КАС РФ у филиала ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Ульяновской области запрошена заверенная копия кадастрового дела объекта недвижимости с кадастровым номером N, включая имеющиеся в его составе документы технического учета, экспликацию площади помещений, которые судебная коллегия в соответствии с частью 1 статьи 306 и частью 1 статьи 63 КАС РФ приобщила к материалам дела.
Из ответа филиала ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Ульяновской области следует, что кадастровое дело не формировалось, из документов технического учета представлен фотообраз технического паспорта на объект недвижимости с кадастровым номером N, на основании которого сведения об указанном объекте внесены в Единый государственный реестр недвижимости.
Представленный филиалом ФГБУ "ФКП Росреестра" по Ульяновской области технический паспорт аналогичен по своему содержанию техническому паспорту, имеющемуся в инвентарном деле, составленном АО "Ульяновское областное бюро технической инвентаризации" по состоянию на 11 января 2008 года.
Из технического паспорта, составленного по состоянию на 11.01.2008 г, и учтенного для сведений ЕГРН, следует, что нежилое здание по адресу: "адрес", имеет назначение: здание, площадь 2693, 39 кв.м, согласно экспликации к поэтажному плану здания включает помещения следующего назначения:
литер А 1 этаж: "кабинет", "служебная", "тамбур", "торговая", "склад", "бытовая", "подсобное", "коридор", "сан.узел", "гардероб", "комната персонала", "косметич.кабинет", "вет.лечебница", "служебная", "комната отдыха", "учебный класс", "лестничная клетка", "шкаф", "парикмахерская". (Итого: 1333, 7 кв.м.)
литер А 2 этаж: "лестничная клетка", "торговая", "тамбур", "мастерская", "сан.узел", "подсобное", "коридор", "склад", "выставочный зал", "кабинет", "кладовая", "шкаф", "служебная" (Итого: 1359, 69 кв.м.).
При этом в указанной технической, в экспликации площади, помещения с наименованием "выставочный зал" прямо отнесены к помещениям торгового назначения.
Таким образом, из сведений, содержащихся в документах технического учета, следует, что общая площадь помещений, которые отнесены в техническом паспорте на здание к торговой площади и включают в себя помещения с наименованием "торговая", "торговый зал", "выставочный зал", составляет 1082, 6 кв.м, то есть 40, 1% от общей площади здания.
Кроме того, в указанной технической документации поименованы помещения с назначением, относящим их к объектам бытового обслуживания - "косметич. кабинет", "парикмахерская".
Сведений об изменении технических характеристик и параметров здания, несоответствия данных технического паспорта фактическим данным на момент принятия оспариваемых перечней, материалы дела не содержат и административным истцом не представлено.
Вопреки доводам представителя административного истца для отнесения помещения к предусматривающим размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания не требуется совокупности и его назначения, и разрешенного использования, и наименования, каждый из этих критериев является самостоятельным основанием. Указанные доводы стороны административного истца основаны на ошибочном токовании пп.2 п.4 ст. 378.2
Таким образом, исходя из сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости, и документах технического учета (инвентаризации), назначение помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади здания с кадастровым номером N предусматривает размещение торговых объектов и объектов бытового обслуживания, в связи с чем спорное здание в силу пп.2 п.4 ст. 378.2 НК РФ признается предназначенным для использования в целях размещения торговых объектов и объектов бытового обслуживания, что является самостоятельным основания для включения здания с кадастровым номером N в оспариваемые Перечни на 2018 - 2022 годы.
Вместе с тем, устанавливая виды недвижимого имущества, в отношении которого налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, статья 378.2 НК РФ, не требует наличие одновременно всех условий, предусмотренных в ней в качестве оснований для включения объекта налогообложения в Перечень, достаточно его соответствия хотя бы одному из перечисленных в ней условий.
Ссылка представителя административного истца на фактическое использование менее 20 процентов общей площади здания для размещения торговых объектов, и на представленные стороной административного истца фотографии, как на доказательство фактического использования спорного объекта недвижимости, является несостоятельной, поскольку предназначение здания для использования в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания является самостоятельным основанием для включения данного объекта недвижимости в Перечень объектов недвижимости, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, не требующим установления его фактического использования.
При таких обстоятельствах обжалуемое решение является незаконным, основанным на неправильном применении законодательства Российской Федерации о налогах и сборах, подлежит отмене с принятием по данному административному делу нового решения об отказе в удовлетворении административного искового заявления в полном объеме.
Судебная коллегия по административным делам Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции, руководствуясь статьями 309-311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, определила:
решение Ульяновского областного суда от 27 июля 2022 года отменить.
Принять по делу новое решение, которым в удовлетворении административного искового заявления Бондарева Сергея Андреевича о признании недействующими пункт N Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2018 год, утвержденного приказом Агентства государственного имущества земельных отношений Ульяновской области N 157-ПОД от 27 ноября 2017 года; пункта N Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2019 год, утвержденного приказом Агентства государственного имущества земельных отношений Ульяновской области N 167-ПОД от 27 ноября 2018 года; пункта N Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2020 год, утвержденного приказом Министерства строительства и архитектуры Ульяновской области N 192-ПР от 27 ноября 2019 года; пункта N Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2021 год, утвержденного приказом Министерства строительства и архитектуры Ульяновской области N 245-ПР от 11 ноября 2020 года; пункта N Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2022 год, утвержденного приказом Министерства строительства и архитектуры Ульяновской области N 214-ПР от 29 ноября 2021 года - отказать.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в соответствии с главой 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в кассационном порядке в течение шести месяцев в Шестой кассационный суд общей юрисдикции (г. Самара) через Ульяновский областной суд.
Мотивированное апелляционное определение составлено 12 октября 2022 года.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.