г. Нижний Новгород
4 октября 2022 года
Четвертый апелляционный суд общей юрисдикции в составе судьи судебной коллегии по административным делам Батялова В.А, рассмотрев частную жалобу Министерства имущественных и земельных отношений Нижегородской области на определение Нижегородского областного суда от 18 мая 2022 года о взыскании судебных расходов по административному делу по административному исковому заявлению Козлова Д.А. о признании незаконным решения об отказе в установлении кадастровой стоимости, установлении кадастровой стоимости земельного участка равной его рыночной стоимости,
УСТАНОВИЛ:
решением Нижегородского областного суда от 28 апреля 2022 года частично удовлетворено административное исковое заявление Козлова Д.А, установлена кадастровая стоимость объекта недвижимости - земельного участка с кадастровым номером N площадью "данные изъяты" кв.м, категория земель - "данные изъяты", вид разрешенного использования - "данные изъяты" расположенного по адресу: "адрес" "адрес", равной рыночной стоимости в размере 5 100 000 рублей по состоянию на 19.04.2021 года. В удовлетворении требования о признании незаконным решения Государственного бюджетного учреждения Нижегородской области "Кадастровая оценка" отказано.
Козлов Д.А. обратился в суд с заявлением о взыскании с административных ответчиков министерства имущественных и земельных отношений Нижегородской области, Государственного бюджетного учреждения Нижегородской области "Кадастровая оценка" судебных расходов в размере 75 300 рублей, в том числе: расходов по оплате государственной пошлины в размере 300 рублей; расходов по оплате услуг оценщика в размере 50 000 рублей; расходов по оплате судебной оценочной экспертизы в размере 25 000 рублей, понесенных административным истцом по настоящему административному делу
Определением Нижегородского областного суда от 18 мая 2022 года взысканы с Министерства имущественных и земельных отношений Нижегородской области в пользу Козлова Д.А. взысканы судебные расходы в размере 75 300 рублей, в том числе: расходы по оплате государственной пошлины в размере 300 рублей; расходы по оплате услуг оценщика в размере 50 000 рублей; расходы по оплате судебной оценочной экспертизы в размере 25 000 рублей
В частной жалобе Министерство имущественных и земельных отношений Нижегородской области, полагая определение суда незаконным, просит его отменить, в удовлетворении заявления отказать.
В основание частной жалобы указало, что требование об установлении рыночной стоимости не носит самостоятельного характера, распределение судебных расходов ставится в зависимость от результата рассмотрения судом требования об оспаривании решения бюджетного учреждения, в удовлетворении которого было отказано, в связи с чем расходы, понесенные административным истцом по настоящему делу, подлежат отнесению на административного истца.
Относительно доводов частной жалобы административным истцом представлены возражения, в которых просит определение суда первой инстанции оставить без изменения.
В соответствии с частями 2 и 2.1 статьи 315 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) рассмотрение частной жалобы осуществляется без проведения судебного заседания судьей суда апелляционной инстанции единолично.
Изучив материалы дела, проверив доводы частной жалобы и возражений на нее, суд апелляционной инстанции приходит к следующему.
В соответствии с положениями статей 111-112 КАС РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных статьей 107 и частью 3 статьи 109 КАС РФ.
Судебные расходы, согласно части 1 статьи 103 КАС РФ, состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением административного дела (статья 106 КАС РФ).
Из материалов дела следует, что Козлов Д.А. является арендатором земельного участка с кадастровым номером N площадью "данные изъяты" кв.м, категория земель - "данные изъяты", вид разрешенного использования - "данные изъяты", расположенного по адресу: "адрес", что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра недвижимости от 20.04.2021 года. При таких обстоятельствах Козлов Д.А. является лицом, чьи права и законные интересы затрагивают результаты определения кадастровой стоимости указанного выше объекта недвижимости.
Кадастровая стоимость объекта недвижимости с кадастровым номером N утверждена приказом министерства имущественных и земельных отношений Нижегородской области от 21.10.2020 года N 326-13-566703/20 "Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости (земель сельскохозяйственного назначения, земель населенных пунктов, земель промышленности и иного специального назначения, земель лесного фонда, земель запаса) на территории Нижегородской области по состоянию на 01 января 2020 года" в размере 15 686 790 рублей 84 копейки.
Не согласившись с результатами определения кадастровой стоимости объекта недвижимости, административный истец обратился в ГБУ Нижегородской области "Кадастровая оценка" с заявлением об установлении его кадастровой стоимости в размере рыночной стоимости, на основании отчета, составленного ООО " "данные изъяты"" N N от 21.07.2021 года, в котором определена рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером N в размере 4 160 000 рублей.
Решением ГБУ Нижегородской области "Кадастровая оценка" N ОРС 52/2021/002359 от 01.09.2021 года отказано в удовлетворении заявления Козлова Д.А. об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости с кадастровым номером N в размере его рыночной стоимости, по тем основаниям, что при проведении оценки объекта недвижимости оценщиком были допущены нарушения федеральных стандартов оценки, обязательных к применению при осуществлении оценочной деятельности.
Не согласившись с указанными решениями, административный истец обратился в суд с требованием о признании незаконными решений ГБУ Нижегородской области "Кадастровая оценка" об отказе и установлении кадастровой стоимости объектов недвижимости в размере их рыночной стоимости, ссылаясь на то, что несоответствие их кадастровой стоимости рыночной стоимости затрагивает права и обязанности административного истца как налогоплательщика, а также об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости равной их рыночной стоимости.
Решением Нижегородского областного суда от 2 марта 2022 года исковые требования Козлова Д.А. удовлетворены частично.
Установлена кадастровая стоимость объекта недвижимости - земельного участка с кадастровым номером N, площадью "данные изъяты" кв.м, категория земель - "данные изъяты", вид разрешенного использования - "данные изъяты", расположенного по адресу: "адрес" "адрес" равной рыночной стоимости в размере 5 100 000 рублей по состоянию на 19.04.2021 года.
В остальной части в удовлетворении административных исковых требований отказано.
Разрешая требование Козлова Д.А. о возмещении судебных расходов, суд первой инстанции возложил обязанность возмещения указанных расходов на Министерство имущественных и земельных отношений Нижегородской области.
С таким выводом суд апелляционной инстанции согласиться не может по следующим основаниям.
По общему правилу, установленному статьей 111 КАС РФ, стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных статьей 107 и частью 3 статьи 109 КАС РФ.
Порядок оспаривания результатов определения кадастровой стоимости, а также установление кадастровой стоимости регулируется в настоящее время КАС РФ, Федеральным законом от 29 июля 1998 года N135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" и Федеральным законом от 3 июля 2016 года N237-ФЗ "О государственной кадастровой оценке" (далее - Федеральный закон N237-ФЗ) с учетом изменений, внесенных Федеральным законом от 31 июля 2020 года N269-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 269-ФЗ).
Федеральным законом N 269-ФЗ в Федеральный закон N 237-ФЗ введена статья 22.1, регулирующая вопросы установления кадастровой стоимости в размере рыночной стоимости и оспаривания ее результатов, которая вступила в силу 11 августа 2020 года.
Частью 2 статьи 6 Федерального закона N 269-ФЗ до 1 января 2023 года устанавливается переходный период применения статей 22 и 22.1 Федерального закона N 237-ФЗ.
Согласно пункту 1 части 2 статьи 6 Федерального закона N 269-ФЗ в течение переходного периода высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации может быть принято решение о дате перехода к применению положений статьи 22.1 Федерального закона N 237-ФЗ для целей установления кадастровой стоимости объектов недвижимости в размере их рыночной стоимости.
В соответствии с постановлением Правительства Нижегородской области от 8 октября 2020 года N837 установлена дата перехода к применению на территории Нижегородской области положений статьи 22.1 Федерального закона N 237-Ф3 для целей установления кадастровой стоимости объектов недвижимости в размере их рыночной стоимости - 1 января 2021 года.
Таким образом, с 1 января 2021 года на основании пункта 3 части 2 статьи 6 Федерального закона N 269-ФЗ в Нижегородской области применяются положения статьи 22.1 Федерального закона от 3 июля 2016 года N237-Ф3 в отношении всех объектов недвижимости, учтенных в Едином государственном реестре недвижимости, и не применяются положения статьи 22 Федерального закона N237-Ф3, в связи с чем, с 1 января 2021 года на территории Нижегородской области вопросы об установлении кадастровой стоимости недвижимого имущества в размере его рыночной стоимости разрешаются бюджетным учреждением - Государственным бюджетным учреждением Нижегородской области "Кадастровая оценка" в порядке, предусмотренном статьей 22.1 Федерального закона N 237- ФЗ.
Согласно разъяснениям, содержащимся, в частности, в пункте 1 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 21 января 2016 года N 1 "О некоторых вопросах применения законодательства о возмещении издержек, связанных с рассмотрением дела" принципом распределения судебных расходов выступает возмещение судебных расходов лицу, которое их понесло, за счет лица, не в пользу которого принят итоговый судебный акт по делу.
В данном случае основное требование административного истца о признании незаконным решений ГБУ Нижегородской области "Кадастровая оценка", которыми отказано в установлении кадастровой стоимости земельного участка в размере его рыночной стоимости, оставлено судом без удовлетворения.
В связи с тем, что требование установить кадастровую стоимость объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости самостоятельного характера не носит и на порядок распределения между сторонами судебных расходов не влияет, то судебные расходы должны быть отнесены на административного истца, как на лицо, не в пользу которого принят итоговый судебный акт по делу.
Поскольку судом первой инстанции допущено существенное нарушение норм процессуального права, в силу требований части 2 статьи 310, статьи 316 КАС РФ обжалуемое определение подлежит отмене с разрешением вопроса по существу.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 316, 317 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Четвертый апелляционный суд общей юрисдикции, определил:
определение Нижегородского областного суда от 18 мая 2022 года отменить, разрешить вопрос по существу.
В удовлетворении заявления Козлову Д.А. о взыскании судебных расходов отказать.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его вынесения и может быть обжаловано в течение шести месяцев в кассационном порядке в Первый кассационный суд общей юрисдикции (г. Саратов) по правилам, установленным главой 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, через Нижегородский областной суд.
Судья В.А. Батялов
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.