Судебная коллегия по административным делам Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Бушминой А.Е, судей Савинова К.А, Рогожиной Е.В, при секретаре
Чайко А.В, рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ООО "Нижегородская инвестиционная компания" к министерству имущественных и земельных отношений Нижегородской области о признании недействующим пункта Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2022 год по апелляционной жалобе Министерства имущественных и земельных отношений Нижегородской области на решение Нижегородского областного суда от 20 июня 2022 года, которым административное исковое заявление удовлетворено.
Заслушав доклад судьи Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции Савинова К.А, заключение прокурора Генеральной Прокуратуры Российской Федерации "данные изъяты", судебная коллегия по административным делам Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции
установила:
ООО "Нижегородская инвестиционная компания" обратилось в Нижегородский областной суд с административным исковым заявлением, в обоснование которого указало, что 25.11.2021 года министерством имущественных и земельных отношений Нижегородской области издан приказ N 326-13-703523/21 "Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2022 год". В пункты 11831, 18900 раздела "город Нижний Новгород" Перечня на 2022 год, включены объекты недвижимости - нежилое здание с кадастровым номером "Номер" расположенное по адресу: "Адрес", нежилое помещение, расположенное по адресу: "Адрес" принадлежащие Обществу на праве собственности.
Вместе с тем, указанные объекты недвижимости не отвечают критериям, установленным ст. 378.2 НК РФ, имеют назначения - нежилое здание и нежилое помещение, наименование нежилого здания - административный корпус с ремонтным цехом, расположен на земельном участке с разрешенным использованием - под производственную площадку; наименование нежилого помещения - нежилое помещение, в связи с чем оснований для их включения в Перечень на 2022 год у министерства имущественных и земельных отношений Нижегородской области, по мнению административного истца, отсутствовали.
Определением Нижегородского областного суда от 29.04.2022 года прекращено производство по административному исковому заявлению ООО "Нижегородская инвестиционная компания" к министерству имущественных и земельных отношений Нижегородской области в части требования о признании недействующим пункта 18900 раздела "город Нижний Новгород" Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2022 год, в связи с отказом административного истца от данного требования.
Решением Нижегородского областного суда от 20 июня 2022 года административное исковое заявление удовлетворено. Признан недействующим со дня принятия нормативного правового акта пункт 11831 раздела "город Нижний Новгород" Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость на 2022 год", утвержденного приказом министерства имущественных и земельных отношений Нижегородской области от 25.11.2021 года N 326-13-703523/21 о включении в Перечень на 2022 год объекта недвижимости с кадастровым номером "Номер", расположенного по адресу "Адрес" Суд обязал министерство имущественных и земельных отношений Нижегородской области в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу: направить копию решения суда или сообщение о его принятии в Управление Федеральной налоговой службы по Нижегородской области; разместить сообщение о решении суда на официальном сайте Правительства Нижегородской области в информационно - телекоммуникационной сети "Интернет" и на официальном сайте министерства имущественных и земельных отношений Нижегородской области.
Не согласившись с указанным решением, Министерство имущественных и земельных отношений Нижегородской области подало апелляционную жалобу, в которой ставится вопрос об отмене судебного акта и вынесении решения об отказе в удовлетворении заявленных требований, ссылаясь на неправильное применение судом норм права, а также судом неверно определены обстоятельства, имеющие значение для административного дела. Указывает, что акт обследования от 16 марта 2021 года подтверждает, что спорный объект недвижимости соответствует критериям предусмотренными статьей 378.2 НК РФ.
Относительно доводов, изложенных в апелляционной жалобе, прокурором участвующим в деле представлены возражения об их необоснованности и законности судебного решения.
Лица, участвующие в деле, в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены в соответствии с требованиями положений главы 9 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации своевременно и в надлежащей форме.
Учитывая требования статьи 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ), положения статьи 14 Международного пакта о гражданских и политических правах, гарантирующие равенство всех перед судом, в соответствии с которыми неявка лица в суд есть его волеизъявление, свидетельствующее об отказе от реализации своего права на непосредственное участие в разбирательстве, а потому не является преградой для рассмотрения дела, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
Законность и обоснованность решения суда первой инстанции проверена судебной коллегией с учетом части 1 статьи 308 КАС РФ, по смыслу которой суд апелляционной инстанции рассматривает административное дело в полном объеме и не связан основаниями и доводами, изложенными в апелляционной жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Заслушав заключение прокурора, оценив имеющиеся в деле доказательства, проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражения на нее, заслушав явившихся лиц, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии со статьями 72 и 76 Конституции Российской Федерации установление общих принципов налогообложения и сборов в Российской Федерации находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.
При рассмотрении настоящего административного дела суд первой инстанции установил, что оспариваемые перечни объектов недвижимого имущества определены уполномоченным органом исполнительной власти Нижегородской области с соблюдением требований законодательства к порядку принятия и введения их в действие.
Федеральный законодатель указал в статье 378.2 НК РФ, что налоговая база определяется как кадастровая стоимость имущества в отношении такого вида недвижимого имущества, как административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них (подпункт 1 пункта 1) и нежилые помещения (подпункт 2 пункта 1).
Статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации установлено:
1. Налоговая база определяется с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, как кадастровая стоимость имущества в отношении следующих видов недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложения:
1) административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них.
3. В целях настоящей статьи административно-деловым центром признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий:
1) здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения;
2) здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях делового, административного или коммерческого назначения. При этом:
здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях делового, административного или коммерческого назначения, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки);
фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях делового, административного или коммерческого назначения признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки).
4. В целях настоящей статьи торговым центром (комплексом) признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий:
1) здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания;
2) здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания. При этом:
здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания;
фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
4.1. В целях настоящей статьи отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам, признается одновременно как административно-деловой центр, так и торговый центр (комплекс), если такое здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется одновременно как в целях делового, административного или коммерческого назначения, так и в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
В целях настоящего пункта:
здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования одновременно как в целях делового, административного или коммерческого назначения, так и в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки), торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания;
фактическим использованием здания (строения, сооружения) одновременно как в целях делового, административного или коммерческого назначения, так и в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки), торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
9. Вид фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений определяется уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с порядком определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, устанавливаемым с учетом положений пунктов 3, 4, 5 настоящей статьи высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.
Удовлетворяя административный иск, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что принадлежащий административному истцу объект недвижимости, по состоянию на дату принятия Перечня, не относилось к объектам недвижимости к видам недвижимого имущества, признаваемым объектом налогообложения, предусмотренным статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.
Суд апелляционной инстанции находит данный вывод суда правильным, основанным на правильном применении норм материального права, по следующим основаниям.
Судом первой инстанции установлено, а также материалами дела подтверждается, что в Перечень объектов недвижимого имущества на 2022 год включен объект, принадлежащий ООО "Нижегородская инвестиционная компания" на праве собственности.
Согласно данным ЕГРН объект с кадастровым номером "Номер" имеет следующие характеристики: назначение - нежилое здание, наименование - административный корпус с ремонтным цехом, площадь - 1169, 3 кв.м, адрес: "Адрес"
Указанный объект расположен на земельном участке с кадастровым номером "Номер", категория земель - земли населенных пунктов, вид разрешенного использования - под производственную площадку.
Согласно данным технического паспорта на нежилое здание с кадастровым номером "Номер" по состоянию на 01.12.2011 года из материалов реестрового дела, поступившего по запросу суда из ФГБУ "ФКП Росреестра" по Нижегородской области - объект имеет следующие характеристики: тип объекта - 3-х этажное здание, наименование - административный корпус с ремонтным цехом. В соответствии с экспликацией к поэтажному плану в здании расположены помещения: - бокс для автомобилей, ремонтная зона, электрощитовая, участок обслуживания каров, сварочный участок, бойлерная, склады, коридоры, лестничные клетки, тамбуры, раздевалки, холлы, кабинеты.
Ответчиком в качестве документов подтверждающих наличие оснований для включения спорного объекта недвижимости в Перечень представлен акт от 16.03.2021 года, согласно которому 34, 7% используются для размещения объектов бытового обслуживания.
Глава 30 НК РФ не содержит определения понятия "объект бытового обслуживания". Вместе с тем, по смыслу положений параграфа 2 главы 37, главы 39 Гражданского кодекса Российской Федерации, а также Правил бытового обслуживания населения в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 15 августа 1997 г. N 1025, правоотношения в сфере бытового обслуживания направлены на выполнение лицом, осуществляющим предпринимательскую деятельность, работы и (или) оказание услуг, предназначенных для удовлетворения бытовых потребностей и иных нужд гражданина, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности.
Потребителем в соответствии с абзацем третьим преамбулы Закона Российской Федерации от 7 февраля 1992 г. N 2300-1 "О защите прав потребителей" является гражданин, имеющий намерение заказать или приобрести либо заказывающий, приобретающий или использующий товары (работы, услуги) исключительно для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности.
Таким образом, понятие объекта бытового обслуживания используется для целей статьи 378.2 НК РФ с учетом указанных выше отличительных признаков правоотношений в сфере бытового обслуживания, в частности выполнение работ и (или) оказание услуг, предназначенных исключительно для удовлетворения личных потребностей гражданина.
Согласно п. 9 ст. 378.2 НК РФ вид фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений определяется уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с порядком определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, устанавливаемым с учетом положений п.п. 3, 4, 5 настоящей статьи высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.
Объект с кадастровым номером "Номер" был включен в Перечень недвижимого имущества в соответствии с п. 4.1 ст. 378.2 НК РФ, как фактически используемый в целях делового, административного и коммерческого назначения.
Министерством имущественных и земельных отношений Нижегородской области представлен акт обследования фактического использования спорного объекта недвижимости от 16.03.2021 года, согласно которого при визуальном осмотре установлено, что часть здания с кадастровым номером "Номер" на первом этаже площадью 406, 1 кв.м, что составляет 34, 7 % от площади здания, на момент осмотра, используется для размещения автомобильного сервиса. В помещениях N 1 и 2 находится ремонтная зона, моторный цех. Во время осмотра в ремонтной зоне находились как легковые так и грузовые автомобили, что свидетельствует об использовании спорного объекта недвижимости в качестве бытовых услуг. Часть помещений, расположенных на втором этаже и в надстройке, на момент осмотра здания не используются.
Вместе с тем, судом установлены противоречия между сведениями, имеющимися в материалах дела и сведениями, указанными в акте обследования, который не подтверждает, что не менее 20 % от общей площади спорного объекта недвижимости используется для размещения объектов бытового обслуживания.
В письменной позиции административного ответчика указано, что спорный объект недвижимости фактически используется в целях размещения объекта бытовых услуг - автосервиса "данные изъяты" зарегистрировано по адресу: "Адрес" основной вид деятельности - техническое обслуживание и ремонт автотранспортных средств.
Из материалов дела усматривается, что 01 ноября 2019 года между ООО "Нижегородская инвестиционная компания" и "данные изъяты" заключен договор аренды нежилых помещений, согласно которых Арендодатель передает, а Арендатор принимает во временное владение и пользование нежилые помещения N 1, 2, 7, 8 общей площадью 416, 10 кв.м, расположенные на первом этаже нежилого здания с кадастровым номером "Номер". Пунктом 1.3 договора аренды предусмотрено, что арендуемые помещения будут использоваться Обществом - под размещение автосервиса; под размещение офиса. В ходе судебного заседания представитель административного истца пояснил, что договор аренды от 01 ноября 2019 года, заключенный между ООО "Нижегородская инвестиционная компания" и "данные изъяты" не расторгнут, пролонгирован.
"данные изъяты" является предприятием по ремонту автотранспортных средств и поставке автозапчастей коммерческим структурам, осуществляет свою деятельность в арендованном здании с кадастровым номером "Номер", расположенном по адресу: "Адрес" Таким образом, организация-арендатор не оказывает бытовые услуги населению.
Кроме того, вступившим в законную силу решением Нижегородского областного суда от 21.07.2021 года по административному делу N3а-288/21 по административному исковому заявлению ООО "Нижегородская инвестиционная компания" к министерству имущественных и земельных отношений Нижегородской области о признании недействующими пунктов Перечней объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2019 год, 2020 год и 2021 год установлено, что "данные изъяты" является предприятием по ремонту автотранспортных средств и поставке автозапчастей коммерческим структурам, осуществляет свою деятельность в арендованном здании с кадастровым номером "Номер", расположенном по адресу: "Адрес" Представленными "данные изъяты" документами (договорами по техническому обслуживанию и ремонту автомобилей, выписками по расчетному счету) подтверждено, что Общество в период с 2018 по 2021 г.г. на арендованных площадях оказывает услуги исключительно предприятиям и коммерческим организациям, бытовые услуги населению (физическим лицам) не оказываются. Нежилое здание не используется для размещения в нем объектов бытового обслуживания. При этом, в рамках данного дела административный ответчик также ссылался на акт обследования фактического использования спорного объекта недвижимости от 16.03.2021 года.
Ответчиком каких-либо сведений подтверждающих, что по состоянию на дату принятия Перечня на 2022 год в спорном объекте недвижимости осуществлялась какая-либо деятельность соответствующая требованиям статьи 378.2 НК РФ, в частности оказание бытовых услуг населению, представлено не было.
В свою очередь административным истцом представлено письмо "данные изъяты" от 31.03.2022 года согласно которому в спорном объекте недвижимости осуществляется ремонт грузовых автомобилей юридический лиц и индивидуальных предпринимателей. Само спорное здание находится в глубине закрытой территории, огражденной глухим забором на которую отсутствует свободный доступ граждан. Бытовые обслуживание населения не осуществляется.
На основании изложенного, суд первой инстанции пришел к правомерному выводу, что спорный объект недвижимости не соответствует критериям предусмотренным статьей 378.2 НК РФ и как следствие подлежит исключению из Перечня. Административный ответчик относимых, допустимых, достаточных доказательств подтверждающих наличие законных оснований для включения спорного объекты в Перечни не представил.
В целом доводы административного ответчика повторяют правовую позицию заявителя жалобы и были надлежащим образом проверены судом первой инстанции при рассмотрении дела по существу и обоснованно отклонены.
При таком положении суд первой инстанции законно признал оспариваемый пункт Перечня недействующими.
При разрешении дела судом правильно определены юридически значимые обстоятельства, выводы суда подтверждены материалами дела и доказательствами, оцененными по правилам статьи 84 КАС РФ, каких-либо нарушений норм материального и процессуального права, которые привели бы к неправильному разрешению дела, не допущено, обстоятельства, влекущие безусловную отмену решения суда первой инстанции, по административному делу не установлены.
Судебная коллегия по административным делам Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции, руководствуясь статьями 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, определила:
решение Нижегородского областного суда от 20 июня 2022 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Министерства имущественных и земельных отношений Нижегородской области - без удовлетворения.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение шести месяцев в кассационном порядке в Первый кассационный суд общей юрисдикции (г. Саратов) в соответствии с главой 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации через Нижегородский областной суд.
Мотивированное апелляционное определение составлено 07 октября 2022 года.
Председательствующий
Судья
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.