Судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего судьи Фахрутдинова И.И, судей Бритвиной Н.С. и Тимохина И.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании с использованием систем видеоконференц-связи поданные 8 июля 2022 года и 9 августа 2022 года кассационные жалобы СНТ "Курай Тау", администрации муниципального района Уфимский район Республики Башкортостан на апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Башкортостан от 2 марта 2022 года по административному делу N 2а-2070/2021 по административному исковому заявлению СНТ "Курай Тау" к администрации муниципального района Уфимский район Республики Башкортостан, администрации сельского поселения Русско-Юрмашский сельсовет муниципального района Уфимский район Республики Башкортостан о признании незаконным отказа во внесений изменений в генеральный план сельского поселения, возложении обязанности провести публичные слушания по внесению изменений в генеральный план сельского поселения, внесении изменений в генеральный план сельского поселения, Заслушав доклад судьи Шестого кассационного суда общей юрисдикции Фахрутдинова И.И, изложившего обстоятельства административного дела и содержание кассационных жалоб, выслушав в их поддержку объяснения представителей СНТ "Курай Тау" Курбанова Р.А, Хамидуллина Ф.Ф, судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
13 августа 2020 года СНТ "Курай Тау" в лице председателя Курбанова Р.А. обратилось в администрацию сельского поселения Русско- Юрмашский сельсовет муниципального района Уфимский район Республики Башкортостан с заявлением о проведении публичных слушаний по вопросу внесения изменений в генеральный план сельского поселения Русско-Юрмашский сельсовет муниципального района Уфимский район Республики Башкортостан в части включения в черту населенного пункта земельного участка с кадастровым номером N, и изменения вида разрешенного использования данного земельного участка на "для ведения садоводства", для дальнейшей возможности участникам СНТ "Курай Тау" узаконивания принадлежащих им капитальных построек.
Письменным ответом от 18 августа 2020 года администрацией сельского поселения Русско-Юрмашский сельсовет муниципального района Уфимский район Республики Башкортостан заявителю сообщено о том, что указанное обращение направлено для рассмотрения в администрацию муниципального района Уфимский район Республики Башкортостан.
25 августа 2020 года администрацией муниципального района Уфимский район Республики Башкортостан в адрес СНТ "Курай Тау" направлен ответ по его заявлению с указанием на то, что земельный участок с кадастровым номером N предназначен для сельскохозяйственного использования, а также частично для размещения автомобильной дороги местного значения. Существующим генеральным планом сельского поселения Русско-Юрмашский сельский совет предусмотрено перспективное развитие земельных участков площадью 422 га к 2033 году, дополнительное расширение границ не предусмотрено, в связи с отсутствием необходимости его увеличения. Местным бюджетом на текущий финансовый год и плановый период не предусмотрены дополнительные расходные обязательства для размещения объектов социальной инфраструктуры на данной территории. В связи с этим, администрация считает включение территории СНТ "Курай Тау" границу населенного пункта с. Русский Юрмаш нецелесообразным. Дополнительно указано на то, что в комиссию по проведению публичных слушаний предложение о внесении изменений в генеральный план в части включения земельного участка с кадастровым номером N в границу населенного пункта в регламентированный срок не поступало.
По мнению административного истца, ответ по его обращению дан не уполномоченным лицом, что свидетельствует о бездействии административного ответчика администрации сельского поселения Русско- Юрмашский сельсовет муниципального района Уфимский район Республики Башкортостан, который в силу норм действующего законодательства был обязан разрешить поданное в его адрес заявление. Данное бездействие, по мнению административного истца, нарушает права и законные интересы правообладателей земельных участков. В связи с чем, обратившись в суд, административный истец просил: признать незаконным бездействие администрации сельского поселения Русско-Юрмашский сельсовет муниципального района Уфимский район Республики Башкортостан по нерассмотрению обращения СНТ "Курай Тау" от 13 августа 2020 года; возложить на указанную администрацию обязанность устранить допущенные нарушения путем подготовки и проведения публичных слушаний по вопросу внесения изменений в генеральный план сельского поселения Русско-Юрмашский сельсовет муниципального района Уфимский район Республики Башкортостан в части включения в черту населенного пункта земельного участка с кадастровым номером N и изменения вида его разрешенного использования.
Решением Уфимского районного суда Республики Башкортостан от 9 сентября 2021 года признано незаконным бездействие администрации сельского поселения Русско-Юрмашский сельсовет муниципального района Уфимский район Республики Башкортостан в отношении обращения СНТ "Курай Тау" от 13 августа 2020 года о проведении публичных слушаний по вопросу внесения изменений в генеральный план сельского поселения Русско- Юрмашский сельсовет муниципального района Уфимский район Республики Башкортостан в части включения в черту населенного пункта земельного участка с кадастровым номером N, и изменения вида его разрешенного использования на "для ведения садоводства". На администрацию сельского поселения Русско-Юрмашский сельсовет муниципального района Уфимский район Республики Башкортостан возложена обязанность повторно рассмотреть обращение СНТ "Курай Тау" от 13 августа 2020 года. В удовлетворении остальной части административных исковых требований СНТ "Курай Тау" отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Башкортостан от 2 марта 2022 года названное решение суда первой инстанции отменено с принятием по делу нового решения, которым в удовлетворении административного искового заявления отказано.
В кассационной жалобе и в ее дополнении административный истец СНТ "Курай Тау" ставит вопрос об отмене судебного акта суда апелляционной инстанции, как постановленного при неправильном применении норм материального права. Просит оставить в силе решение суда первой инстанции. В качестве доводов кассационной жалобы заявитель, указывает на необоснованность вывода суда апелляционной инстанции о том, что администрация сельского поселения не уполномочена на разрешение вопросов, поставленных в заявлении, в виду того, что спорный земельный участок расположен на межселенной территории.
В кассационной жалобе заинтересованное лицо администрация муниципального района Уфимский район Республики Башкортостан ставит вопрос об отмене вынесенных по делу судебных актов и принятия нового решения об отказе в удовлетворении требований и исключения из текста судебного акта выводов о наличии у администрации района полномочий по совершению действий в сфере градостроительной деятельности. В качестве доводов кассационной жалобы заявитель указывает на ошибочность выводов суда о том, что спорный земельный участок расположен на межселенной территории в виду того, что согласно Уставу сельского поселения Русско- Юрмашский сельсовет муниципального района Уфимский район Республики Башкортостан и Закону Республики Башкортостан от 17 декабря 2004 года N 126-з "О границах, статусе и административных центрах муниципальных образований в Республике Башкортостан", содержащим описание границ сельского поселения Русско-Юрмашкий сельсовет, спорный земельный участок входит в его границы. Кроме того, податель кассационной жалобы указывает на отсутствие правовых оснований для удовлетворения требований административного истца о проведении публичных слушаний, в виду отсутствия разработанного им проекта внесения изменений в генеральный план.
Участвующие в деле лица извещены о времени и месте заседания суда кассационной инстанции своевременно и надлежащим образом.
На основании статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции находит возможным рассмотрение дела в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив материалы административного дела, обсудив доводы кассационных жалоб, выслушав объяснения участвующих в деле лиц, судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
В силу части 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалуемом судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Нарушения такого характера допущены судом апелляционной инстанции, что повлекло судебную ошибку и принятие неправильного судебного акта.
Так, в соответствии с частью 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Согласно части 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается одно из следующих решений:
1) об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление;
2) об отказе в удовлетворении заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными.
Как следует из материалов административного дела и установлено судами, земельный участок с кадастровым номером N отнесен к категории земель сельскохозяйственного назначения с видом разрешенного использования "для сельскохозяйственного производства".
Согласно картографическим материалам указанный земельный участок расположен в границах сельского поселения Русско-Юрмашский сельсовет муниципального района Уфимский район Республики Башкортостан.
Из карты зонирования территории с планируемыми границами функциональных зон Генерального плана сельского поселения Русско- Юрмашский сельсовет муниципального района Уфимский район Республики Башкортостан спорный земельный участок расположен в функциональной зоне "земли сельскохозяйственного назначения для нужд сельсовета.
Полагая, что вопрос внесения изменений в Генеральный план сельского поселения Русско-Юрмашский сельсовет муниципального района Уфимский район Республики Башкортостан в части включения в черту населенного пункта земельного участка с кадастровым номером N и изменения его вида разрешённого использования отнесен к компетенции администрации сельского поселения Русско-Юрмашевский сельсовет муниципального района Уфимский район Республики Башкортостан, административный истец обратился с соответствующим с заявление к указанному органу местного самоуправления.
Между тем, в адрес заявителя ответа по существу поставленного в обращении вопроса от упомянутого органа местного самоуправления не поступило.
Разрешая административный спор и принимая решение о частичном удовлетворении заявленных административным истцом требований, суд первой инстанции, руководствуясь положениями части 1 статьи 2, статьи 8, части 1 статьи 12 Федерального закона "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" от 2 мая 2006 года N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" (далее по тексту - Федеральный закон N 59-ФЗ), статьи 4.1 Федерального закона от 29 декабря 2004 года N 191-ФЗ "О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации" (далее по тексту - Федеральный закон N 191-ФЗ), пришел к выводу, что административный ответчик должен был принять одно из двух решений: либо о начале процедуры, либо об отказе в этом, а потому бездействие административного ответчика, выразившееся в не рассмотрении заявления СНТ "Курай Тау" от 13 августа 2020 года является незаконным.
Отменяя решение суда первой инстанции и принимая новое решение об отказе в удовлетворении административного искового заявления, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что разрешение поставленных в заявлении "Курай Тау" вопросов не входило в компетенцию администрации сельского поселения Русско-Юрмашский сельсовет муниципального района Уфимский район Республики Башкортостан, поскольку в соответствии с генеральным планом сельского поселения Русско- Юрмашский сельсовет муниципального района Уфимский район Республики Башкортостан спорный земельный участок расположен на межселенных территориях и используется для нужд сельского хозяйства сельского поселения Русско-Юрмашский сельсовет.
Судебная коллегия не может согласиться с выводами суда апелляционной инстанции, поскольку они не соответствуют требованиям закона, регулирующего спорные отношения.
Согласно статье 32 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131- ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее по тексту - Федеральный закон N 131-ФЗ) граждане имеют право на индивидуальные и коллективные обращения в органы местного самоуправления (часть 1).
Обращения граждан подлежат рассмотрению в порядке и сроки, установленные Федеральным законом от 2 мая 2006 года N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" (часть 2). За нарушение порядка и сроков рассмотрения обращений граждан должностные лица местного самоуправления несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации (часть 3).
В силу части 4 статьи 1 названного Федерального закона порядок рассмотрения обращений граждан государственными органами и должностными лицами распространяется на правоотношения, связанные с рассмотрением указанными органами, должностными лицами обращений и юридических лиц.
Частью 1 статьи 9, частью 1 статьи 10 Федерального закона N 59-ФЗ закреплена обязательность государственного органа, органа местного самоуправления или должностного лица рассмотреть поступившее в их адрес обращение в соответствии с их компетенцией и обязанность государственного органа, органа местного самоуправления или должностного лица дать письменный ответ заявителю.
Статьей 12 Федерального закона N 59-ФЗ предусмотрено, что письменное обращение, поступившее в государственный орган или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, по общему правилу рассматривается в течение 30 дней со дня регистрации письменного обращения, в исключительных случаях руководитель государственного органа или должностное лицо либо уполномоченное на то лицо вправе продлить срок рассмотрения обращения не более чем на 30 дней, уведомив о продлении срока его рассмотрения гражданина, направившего обращение.
В соответствии с частью 3 статьи 8 Федерального закона N 59-ФЗ письменное обращение, содержащее вопросы, решение которых не входит в компетенцию данных государственного органа, органа местного самоуправления или должностного лица, направляется в течение семи дней со дня регистрации в соответствующий орган или соответствующему должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов, с уведомлением гражданина, направившего обращение, о переадресации обращения, за исключением случая, указанного в части 4 статьи 11 названного Федерального закона.
В силу части 4 статьи 4.1 Федерального закона N 191-ФЗ орган государственной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления, физическое или юридическое лицо, заинтересованные во включении земельного участка в границы населенного пункта либо в исключении земельного участка из границ населенного пункта, направляет в орган местного самоуправления городского округа или поселения, на территориях которых находится населенный пункт, а в случае, если земельный участок расположен на межселенной территории, в орган местного самоуправления муниципального района мотивированное заявление о включении земельного участка в границы населенного пункта либо об исключении земельного участка из границ населенного пункта и об установлении или об изменении вида разрешенного использования земельного участка.
Положениями статьи 4.1 Федерального закона N 191-ФЗ определено, что орган местного самоуправления в течение сорока пяти дней с даты поступления указанного в части 4 данной статьи заявления: подготавливает и направляет в исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации заключение о возможности и целесообразности включения земельного участка в границы населенного пункта либо исключения земельного участка из границ населенного пункта, а также о возможности установления или изменения вида разрешенного использования земельного участка в случае, если это указано в данном заявлении (пункт 1 часть 5); проводит публичные слушания по вопросу о включении земельного участка в границы населенного пункта либо об исключении земельного участка из границ населенного пункта и об установлении или об изменении вида разрешенного использования земельного участка, за исключением случая включения земельного участка в границы населенного пункта в целях жилищного строительства или рекреационного использования (пункт 2 часть 5); направляет в исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации поступившее заявление о включении земельного участка в границу населенного пункта либо об исключении земельного участка из границы населенного пункта, прилагаемые к нему документы, заключение, указанное в пункте 1 части 5 названной статьи, а также заключение о результатах указанных в части 6 этой статьи публичных слушаний, за исключением случаев, указанных в пункте 2 части 5 указанной статьи (часть 13).
Понятие межселенной территории определено Федеральным законом N 131-ФЗ. Согласно абзацу 12 части 1 статьи 2 указанного Федерального закона межселенная территория - территория муниципального района, находящаяся вне границ поселений.
Однако, как следует из генерального плана сельского поселения Русско-Юрмашский сельсовет муниципального района Уфимский район Республики Башкортостан (т. 1, л.д. 67-70), спорный земельный участок входит в границы указанного поселения, но находится вне границ населенного пункта с. Русский Юрмаш.
Аналогичные сведения содержатся в уставе сельского поселения Русско-Юрмашский сельсовет муниципального района Уфимский район Республики Башкортостан и Законе Республики Башкортостан от 17 декабря 2004 года N 126-з "О границах, статусе и административных центрах муниципальных образований в Республике Башкортостан", содержащих описание границ сельского поселения Русско-Юрмашкий сельсовет.
Каких-либо доказательств, достоверно свидетельствующих о том, что спорный земельный участок находится вне границ упомянутого сельского поселения материалы дела не содержат.
При таких обстоятельствах, выводы суда апелляционной инстанции о том, что спорный земельный участок расположен на межселенной территории является ошибочным.
С учетом установленных обстоятельств, обращение СНТ "Курай Тау" обоснованно адресовано последним в адрес уполномоченного органа местного самоуправления - администрацию сельского поселения Русско-Юрмашский сельсовет муниципального района Уфимский район Республики Башкортостан.
Вместе с тем, с учетом приведенного правового регулирования, административный ответчик администрация сельского поселения Русско- Юрмашский сельсовет муниципального района Уфимский район Республики Башкортостан свои обязанности по рассмотрению обращения административного истца не исполнила, обращение в установленном нормативными правовыми актами порядке не рассмотрела, чем нарушила права административного истца на рассмотрение заявления уполномоченным органом местного самоуправления.
Как верно отмечено судом первой инстанции, поставленные в обращении административного истца вопросы относились к компетенции администрации сельского поселения, что исключало возможность направления этого обращения в администрацию муниципального района.
Следовательно, признание судом первой инстанции незаконными оспариваемых действий администрации сельского поселения является законным и обоснованным.
При таких обстоятельствах судебная коллегия для целей устранения допущенной судом апелляционной инстанции судебной ошибки считает необходимым отменить апелляционное определение от 2 марта 2022 года и оставить в силе решение суда первой инстанции.
На основании изложенного судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции, руководствуясь статьями 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, определила:
апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Башкортостан от 2 марта 2022 года отменить, оставить в силе решение Уфимского районного суда Республики Башкортостан от 9 сентября 2021 года.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в порядке и сроки, предусмотренные главой 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Кассационное определение в полном объеме изготовлено 28 сентября 2022 года.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.