Судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Фахрутдинова И.И, судей Карякина Е.А. и Тимохина И.В.
рассмотрела в открытом судебном поданные 16 августа 2022 года кассационные жалобы администрации города Оренбурга, Управления жилищно-коммунального хозяйства Администрации города Оренбурга на решение Центрального районного суда г. Оренбурга от 27 января 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Оренбургского областного суда от 19 мая 2022 года по административному делу N 2а-471/2022 по административному исковому заявлению прокурора города Оренбурга, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к администрации города Оренбурга, управлению жилищно-коммунального хозяйства администрации города Оренбурга о признании бездействия незаконным.
Заслушав доклад судьи Шестого кассационного суда общей юрисдикции Фахрутдинова И.И, изложившего обстоятельства административного дела и доводы кассационных жалоб, заключение прокурора Трофимова А.А, полагавшего судебные акты оставлению без изменения, судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
прокурор города Оренбурга, действуя в интересах неопределенного круга лиц (далее - прокурор, административный истец), обратился в суд с административным иском, указав, что прокуратурой города Оренбурга выявлены нарушения требований законодательства в деятельности межведомственной комиссии по признанию помещения жилым помещением, жилого помещения пригодным (непригодным) для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции на территории муниципального образования "город Оренбург", управления жилищно-коммунального хозяйства администрации города Оренбурга.
Так, как указывал прокурор, государственная жилищная инспекция по Оренбургской области в результате обследования многоквартирных домов по адресам: г. Оренбург ул. Бурзянцева, 17, ул. Ленинская, 57Б, ул. Ташкентская, 163, ул. Шевченко, 42, выявила факты, свидетельствующие о признаках аварийности домов.
По результатам обследования инспекция составила заключения от 25 мая 2021 года N 40/08-6963, от 28 августа 2020 года N 40/08-9827, от 19 сентября 2021 года N 40/08-9559, от 3 июня 2021 года N 40/08-7430, которые направила в администрацию г. Оренбурга для рассмотрения межведомственной комиссией и принятия соответствующего решения.
Межведомственная комиссия по результатам рассмотрения заключений инспекции предложила собственникам жилых помещений, расположенных в спорных многоквартирных жилых домах, представить пакет документов, предусмотренных пунктом 45 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 2006 года N 47 (далее - Положение).
В то же время, по мнению прокурора, вопреки нормам права, регулирующим порядок признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, вопрос о признании многоквартирных домов аварийными и подлежащими сносу или реконструкции административными ответчиками по существу не разрешен. Решение межведомственной комиссией по названному вопросу не являются тем решением, которое в соответствии с пунктами 46 или 47 Положения должно быть принято по результатам рассмотрения заключения жилищной инспекции. Фактически межведомственная комиссия уклонилась от рассмотрения заключения надзорного органа и вынесла формальное решение об истребовании документов.
В связи с этим, обратившись в суд, прокурор просил признать незаконным бездействие администрации города Оренбурга Управления жилищно-коммунального хозяйства города Оренбурга, выраженное в непринятии мер по организации проведения обследования многоквартирных домов по адресам: г. Оренбург, ул. Бурзянцева, 17, ул. Ленинская, 57Б, ул. Ташкентская, 163, ул. Шевченко, 42 специализированной организацией в целях обеспечения рассмотрения межведомственной комиссией по признанию помещения жилым помещением, жилого помещения пригодным (непригодным) для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции на территории муниципального образования "город Оренбург" вопроса о признании многоквартирных домов аварийными и подлежащими сносу или реконструкции.
Обязать администрацию города Оренбурга, Управление жилищно-коммунального хозяйства администрации города Оренбурга в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу принять межведомственной комиссией по признанию помещения жилым помещением, жилого помещения пригодным (непригодным) для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции на территории муниципального образования "город Оренбург" одно из решений, предусмотренных пунктом 47 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 2006 года N 47, в отношении многоквартирных домов по адресам: г. Оренбург, ул. Бурзянцева, 17, ул. Ленинская, 57Б, ул. Ташкентская, 163, ул. Шевченко, 42, с учетом заключений специализированной организации.
Решением Центрального районного суда г. Оренбурга от 27 января 2022 года, оставленным апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Оренбургского областного суда от 19 мая 2022 года без изменения, административные исковые требования прокурора города Оренбурга удовлетворены, в приведенной в судебных актах формулировке.
В кассационной жалобе административные ответчики ставят вопрос об отмене судебных актов судов обеих инстанций, как принятых с нарушением норм материального и процессуального права. В обоснование доводов кассационной жалобы ее авторы, повторяя содержание апелляционных жалоб, указывают, что акты-заключения ГЖИ не являются заключением специализированной организации, поэтому межведомственная комиссия не может принять решение, предусмотренное пунктом 47 Положения, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации N 47 от 28 января 2006 года. Также заявители утверждают, что в обязанность органа местного самоуправления принятие мер по организации обследования многоквартирного дома на основании актов-заключений органов государственного надзора не входит.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения административного дела судом кассационной инстанции извещены надлежащим образом.
На основании статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции находит возможным рассмотрение дела в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив материалы административного дела, обсудив доводы кассационных жалоб, заключение прокурора, судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
В силу части 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалуемом судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Нарушений такого характера судами первой и апелляционной инстанций, что привело бы к принятию незаконных судебных актов, не допущено.
Как следует из материалов административного дела, постановлением администрации города Оренбурга от 24 сентября 2012 года N 2359-п утверждено положение и состав межведомственной комиссии по признанию помещения жилым помещением, жилого помещения пригодным (непригодным для проживания) и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции на территории муниципального образования "город Оренбург".
Государственная жилищная инспекция по Оренбургской области в результате обследования многоквартирных домов по адресам: г. Оренбург ул. Бурзянцева, 17, ул. Ленинская, 57Б, ул. Ташкентская, 163, ул. Шевченко, 42, выявила факты, свидетельствующие о признаках аварийности домов.
По результатам обследования инспекция составила заключения от 25 мая 2021 года N 40/08-6963, от 28 августа 2020 года N 40/08-9827, от 19 июля 2021 года N 40/08-9559, от 3 июня 2021 года N 40/08-7430, которые направила в администрацию для рассмотрения межведомственной комиссией и принятия соответствующих решений.
29 октября 2020 года, 16 июня 2021 года, 6 августа 2021 года межведомственной комиссией вышеприведённые акты-заключения рассмотрены (протокол от 29 октября 2020 года N 6, от 16 июня 2021 года N 3, от 6 августа 2021 года N 4) и приняты решения о направлении собственникам помещений в спорных многоквартирных домах предложений о представлении документов, указанных в Положении.
Разрешая административный спор и принимая решение об удовлетворении заявленных прокурором города Оренбурга требований, суд первой инстанции, с мнением которого согласился суд апелляционной инстанции, руководствуясь положениями Жилищного кодекса Российской Федерации, Положением о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 2006 года N 47, пунктами 3, 6 части 1 статьи 16 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", пунктом 11 Положения о государственном жилищном надзоре, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июня 2013 года N 493, пришел к выводу, что администрация муниципального образования должна была принять меры к разрешению вопроса о пригодности или непригодности для проживания в жилых домах в силу возложенных на нее обязанностей. Судебные инстанции констатировали, что межведомственная комиссия была обязана проводить оценку состояния жилых помещений и многоквартирных домов, что выполнено не было. Непредставление собственниками многоквартирных домов документов не является основанием для отказа в рассмотрении вопроса о признании дома аварийным и подлежащим сносу, поскольку решение таких вопросов относится к исключительной компетенции межведомственной комиссии.
Судебная коллегия находит выводы судов правильными, основанными на нормах действующего законодательства, соответствующими установленным обстоятельствам дела, исходя из следующего.
Так, в соответствии с пунктом 6 части 1 статьи 16 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения городского округа относится обеспечение проживающих в городском округе и нуждающихся в жилых помещениях малоимущих граждан жилыми помещениями, организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда, создание условий для жилищного строительства, осуществление муниципального жилищного контроля, а также иных полномочий органов местного самоуправления в соответствии с жилищным законодательством.
Пунктом 11 статьи 12 Жилищного кодекса Российской Федерации к полномочиям органов государственной власти Российской Федерации в области жилищных отношений относятся определение оснований и порядка признания жилых помещений непригодными для проживания, оснований и порядка признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции.
Согласно пункту 4 статьи 15 Жилищного кодекса Российской Федерации жилое помещение может быть признано непригодным для проживания, многоквартирный дом может быть признан аварийным и подлежащим сносу или реконструкции по основаниям и в порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации. В многоквартирном доме, признанном аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, все жилые помещения являются непригодными для проживания.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 2006 года N 47 утверждено Положение о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, действие которого распространяется на находящиеся в эксплуатации жилые помещения независимо от формы собственности, расположенные на территории Российской Федерации (пункт 2).
В соответствии с пунктом 7 упомянутого Положения уполномоченным органом, к компетенции которого относится признание помещения жилым помещением, пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, является межведомственная комиссия, порядок создания которой урегулирован данной нормой.
Согласно части 3 статьи 15 Жилищного кодекса Российской Федерации порядок признания помещения жилым помещением и требования, которым должно отвечать жилое помещение, устанавливаются Правительством Российской Федерации в соответствии с указанным Кодексом, другими федеральными законами.
Основанием для признания жилого помещения непригодным для проживания является наличие выявленных вредных факторов среды обитания человека, которые не позволяют обеспечить безопасность жизни и здоровья граждан вследствие ухудшения в связи с физическим износом в процессе эксплуатации здания в целом или отдельными его частями эксплуатационных характеристик, приводящего к снижению до недопустимого уровня надежности здания, прочности и устойчивости строительных конструкций и оснований, а также вследствие изменения окружающей среды и параметров микроклимата жилого помещения, не позволяющих обеспечить соблюдение необходимых санитарно- эпидемиологических требований и гигиенических нормативов в части содержания потенциально опасных для человека химических и биологических веществ, качества атмосферного воздуха, уровня радиационного фона и физических факторов наличия источников шума, вибрации, электромагнитных полей (пункт 33 Положения).
Оценка соответствия помещения установленным в Положении требованиям и признание жилого помещения пригодным (непригодным) для проживания, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции производится межведомственной комиссией на основании заявления собственника помещения или заявления гражданина(нанимателя) либо на основании заключения органов государственного надзора (контроля) по вопросам, отнесенным к их компетенции.
Процедура проведения оценки соответствия помещения установленным в Положении требованиям включает, в том числе рассмотрение заявления и прилагаемых к нему обосновывающих документов; определение перечня дополнительных документов (заключения (акты) соответствующих органов государственного надзора (контроля), заключение проектно-изыскательской организации по результатам обследования элементов ограждающих и несущих конструкции жилого помещения), необходимых для принятия решения о признании жилого помещения соответствующим (не соответствующим) установленным в настоящем Положении требованиям (пункт 44 Положения).
Согласно пункту 47 Положения по результатам работы межведомственная комиссия принимает одно из следующих решений об оценке соответствия помещений и многоквартирных домов установленным в названном Положении требованиям: о соответствии помещения требованиям, предъявляемым к жилому помещению, и его пригодности для проживания; о выявлении оснований для признания помещения подлежащим капитальному ремонту, реконструкции или перепланировке (при необходимости с технико-экономическим обоснованием) с целью приведения утраченных в процессе эксплуатации характеристик жилого помещения в соответствие с установленными в Положении требованиями; о выявлении оснований для признания помещения непригодным для проживания.
Содержащийся в указанном пункте перечень решений, которые может принять межведомственная комиссия, является исчерпывающим и расширительному толкованию не подлежит, однако, как верно указали суды обеих инстанций, межведомственная комиссия не приняла ни одно из решений, предусмотренных пунктом 47 указанного Положения.
В соответствии с пунктом 45(1) Положения, в случае если заявителем выступает орган государственного надзора (контроля), указанный орган представляет в комиссию свое заключение, после рассмотрения которого комиссия предлагает собственнику помещения представить документы, указанные в пункте 45 названного Положения.
Согласно пункту 45 Положения для рассмотрения вопроса о пригодности (непригодности) помещения для проживания и признания многоквартирного дома аварийным заявитель представляет в комиссию по месту нахождения жилого помещения следующие документы: а) заявление о признании помещения жилым помещением или жилого помещения непригодным для проживания и (или) многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции; б) копии правоустанавливающих документов на жилое помещение, право на которое не зарегистрировано в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним; в) в отношении нежилого помещения для признания его в дальнейшем жилым помещением - проект реконструкции нежилого помещения; г) заключение специализированной организации, проводившей обследование многоквартирного дома, - в случае постановки вопроса о признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции; д) заключение проектно-изыскательской организации по результатам обследования элементов ограждающих и несущих конструкций жилого помещения - в случае, если в соответствии с абзацем 3 пункта 44 этого Положения предоставление такого заключения является необходимым для принятия решения о признании жилого помещения соответствующим (не соответствующим) установленным в настоящем Положении требованиям; е) заявления, письма, жалобы граждан на неудовлетворительные условия проживания - по усмотрению заявителя.
Заявитель вправе представить в комиссию указанные в пункте 45(2) данного Положения документы и информацию по своей инициативе.
Комиссия на основании межведомственных запросов с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия и подключаемых к ней региональных систем межведомственного электронного взаимодействия получает в том числе в электронной форме: а) сведения из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним о правах на жилое помещение; б) технический паспорт жилого помещения, а для нежилых помещений - технический план; в) заключения (акты) соответствующих органов государственного надзора (контроля) в случае, если представление указанных документов в соответствии с абзацем 3 пункта 44 Положения признано необходимым для принятия решения о признании жилого помещения соответствующим (не соответствующим) установленным в Положении требованиям.
Комиссия вправе запрашивать эти документы в органах государственного надзора (контроля), указанных в абзаце 5 пункта 7 Положения.
Согласно абзацу 3 пункта 44 Положения определение перечня дополнительных документов (заключения (акты) соответствующих органов государственного надзора (контроля), заключение проектно-изыскательской организации по результатам обследования элементов ограждающих и несущих конструкций жилого помещения), необходимых для принятия решения о признании жилого помещения соответствующим (не соответствующим) установленным в настоящем Положении требованиям отнесено к усмотрению комиссии.
Согласно пункту 46 Положения комиссия рассматривает поступившее заявление или заключение органа государственного надзора (контроля) в течение 30 дней с даты регистрации и принимает решение (в виде заключения), указанное в пункте 47 Положения, либо решение о проведении дополнительного обследования оцениваемого помещения.
Из протоколов заседания межведомственной комиссии от 29 октября 2020 года N 6, 16 июня 2021 года N 3, от 6 августа 2021 года N 4 следует, что данный вопрос значился в повестке дня, члены комиссии решили предложить собственникам жилых помещений представить пакет документов, предусмотренных пунктом 45.1 Положения. Однако вопрос о признании спорных многоквартирных домов аварийными и подлежащими сносу или реконструкции по существу не разрешен. Изложенные в протоколах заседаний межведомственной комиссии решения по названному вопросу не являются теми решениями, которые в соответствии с пунктами 46 или 47 Положения должны быть приняты по результатам рассмотрения заключения актов-заключений Государственной жилищной инспекции по Оренбургской области.
Указание административных ответчиков на то, что администрация города не обладает обязанностью по принятию мер по организации проведения обследования многоквартирных домов специализированной организацией является ошибочным. Данный довод был оценен судом апелляционной инстанции, которая указала, что упомянутая обязанность основана на полномочиях органа местного самоуправления, указанных в статье 16 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
Администрация города Оренбурга, как орган местного самоуправления, а УЖКХ администрации г. Оренбурга, как балансодержатель указанных в решении многоквартирных домов, не освобождены от исполнения установленных законом обязанностей по контролю за сохранностью муниципального жилищного фонда, своевременному принятию решений о признании многоквартирных домов аварийными и подлежащими сносу или реконструкции.
Вопросы признания жилых помещений непригодными для проживания, а также вопросы дальнейшего использования таких помещений отнесены к исключительной компетенции межведомственной комиссии, создаваемой в зависимости от принадлежности жилого дома к соответствующему жилищному фонду федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления, и органа исполнительной власти.
Действующее жилищное законодательство обязывает межведомственную комиссию проводить оценку состояния жилых помещений и многоквартирных домов независимо от финансово-экономических возможностей. Кроме того, как верно констатировали суды, что также подтверждается материалами дела, в межведомственную комиссию обращались не собственники помещений в домах, а орган государственного жилищного надзора, поэтому комиссия не вправе требовать от собственников получения заключения специализированной организации и ставить рассмотрение обращения жилищной инспекции с принятием решения в зависимость от представления собственниками дополнительных документов.
На основании изложенного, руководствуясь приведенным правовым регулированием применительно к рассматриваемому делу, судебные инстанции правильно определили юридически значимые обстоятельства дела, применили закон, подлежащий применению, дали надлежащую правовую оценку собранным и исследованным доказательствам и постановили судебные акты, отвечающее нормам материального права при соблюдении требований законодательства.
При определении пределов проверки законности судебных актов судов нижестоящих инстанций суд кассационной инстанции, руководствуясь принципом диспозитивности, установленной частью 2 статьи 329 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, вправе осуществлять проверку судебного акта исключительно в пределах доводов кассационных жалобы, представления.
В то же время таких доводов, влекущих отмену постановленных судами судебных актов в кассационной жалобе не содержится, и судебной коллегией Шестого кассационного суда общей юрисдикции не установлено.
Таким образом, решение суда первой инстанции и апелляционное определение суда апелляционной инстанции следует признать законными и обоснованными, а кассационную жалобу - подлежащей отклонению по приведенным выше основаниям.
На основании изложенного судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции, руководствуясь статьями 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, определила:
решение Центрального районного суда г. Оренбурга от 27 января 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Оренбургского областного суда от 19 мая 2022 года оставить без изменения, кассационные жалобы администрации города Оренбурга, Управления жилищно-коммунального хозяйства Администрации города Оренбурга - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в порядке и сроки, предусмотренные главой 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Кассационное определение в полном объеме изготовлено 27 сентября 2022 года.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.