Судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Фахрутдинова И.И, судей Бритвиной Н.С, Карякина Е.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании поданную 25 августа 2022 года кассационную жалобу Министерства строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Чувашской Республики на решение Ленинского районного суда города Чебоксары от 15 апреля 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Чувашской Республики от 18 июля 2022 года по административному делу N 2а-528/2022 по административному исковому заявлению прокурора города Чебоксары в интересах несовершеннолетнего ФИО9 в лице Степановой Ксении Владимировны об оспаривании бездействия Министерства строительства архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Чувашской Республики и возложении обязанности совершить определенные действия.
Заслушав доклад судьи Карякина Е.А, изложившего обстоятельства административного дела, содержание судебных актов, принятых по административному делу и доводы кассационной жалобы, мнение прокурора четвёртого отдела (кассационного) (с дислокацией в городе Самаре) апелляционно-кассационного управления Главного гражданско-судебного управления Генеральной прокуратуры Российской Федерации Мигунова В.Ю. об оставлении кассационной жалобы без удовлетворения, судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
прокурор города Чебоксары Чувашской Республики (далее - прокурор) обратился в интересах несовершеннолетнего ФИО3 в лице ФИО1 (далее - административный истец) в суд с административным исковым заявлением о признании незаконным бездействия Министерства строительства архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Чувашской Республики (далее также - административный ответчик, Минстрой Чувашии) в части отказа в проведении проверки экономической целесообразности реконструкции или капитального ремонта "адрес" и возложении на Минстрой Чувашии обязанности провести проверку экономической целесообразности реконструкции или капитального ремонта "адрес" в течение трех месяцев со дня вступления в силу решения суда.
В обоснование административного искового заявления указано, что ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, проживающий совместно с матерью - ФИО1 по адресу: "адрес", является инвалидом с детства, использующим кресло-коляску согласно индивидуальной программе реабилитации от ДД.ММ.ГГГГ N
20 мая 2021 года комиссией по обследованию жилых помещений инвалидов и общего имущества в многоквартирных домах, в которых проживают инвалиды, в целях их приспособления с учетом потребностей инвалидов и обеспечения условий их доступности для инвалидов (далее -муниципальная комиссия) на основании обращения Степановой К.В. произведено обследование жилого помещения инвалида, о результатах проведения которого составлен акт обследования жилого помещения инвалида и общего имущества в многоквартирном доме, в котором проживает инвалид, в целях их приспособления с учетом потребностей инвалида и обеспечения условий их доступности для инвалида от 20 мая 2021 года, в котором содержатся сведения об отсутствии технической возможности для приспособления жилого помещения для указанных нужд.
9 сентября 2021 года администрацией города Чебоксары (далее - администрация) в адрес Минстроя Чувашии направлен акт от 20 мая 2021 года N 9789 для проведения проверки экономической целесообразности (нецелесообразности) реконструкции или капитального ремонта многоквартирного дома (части дома), в котором проживает инвалид.
Письмом от 21 сентября 2021 года N 16/24-10489 Минстроем Чувашии в адрес администрации сообщено о том, что обследование и принятие решения по экономической целесообразности, утверждению перечня мероприятий по приспособлению жилого помещения инвалида относится к компетенции муниципального образования и проводятся комиссиями по обследованию жилых помещений инвалидов и общего имущества в многоквартирных домах, в которых проживают инвалиды в целях их приспособления с учетом потребностей инвалидов и обеспечения условий их доступности для инвалидов, из чего следует, что Минстроем Чувашии отказано в проведении проверки экономической целесообразности (нецелесообразности) реконструкции или капитального ремонта многоквартирного дома (части дома), в котором проживает инвалид.
На территории Чувашской Республики обеспечение координации мероприятий по приспособлению жилых помещений, входящих в состав жилищного фонда Чувашской Республики, муниципального жилищного фонда, частного жилищного фонда, занимаемых инвалидами и семьями, имеющими детей - инвалидов, и используемых для их постоянного проживания, с учетом потребностей инвалидов относится в силу пункта 41.15 Положения о Минстрое Чувашии, утвержденного постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 4 июня 2012 года N 214, к компетенции Минстроя Чувашии.
Решением Ленинского районного суда города Чебоксары от 15 апреля 2022 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Верховного Суда ФИО2 Республики от ДД.ММ.ГГГГ, удовлетворены административные исковые требования прокурора в интересах несовершеннолетнего ФИО3 в лице Степановой К.В.
В кассационной жалобе, поданной почтовым отправлением 25 августа 2022 года через суд первой инстанции в Шестой кассационный суд общей юрисдикции, Минстрой Чувашии, повторно приводя доводы, изложенные ранее в апелляционной жалобе, выражает несогласие с выводами судов, просит об отмене состоявшихся по делу судебных актов в связи с неправильным применением норм материального права, нарушением норм процессуального права, несоответствием выводов судов фактическим обстоятельствам дела, и принятии по делу нового решения об отказе в удовлетворении административных исковых требований.
По мнению подателя жалобы, судами при вынесении решений сделан ошибочный вывод о принадлежности полномочий по проверки экономической целесообразности органам исполнительной власти субъекта.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме.
Проверив материалы административного дела, выслушав явившегося участника, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения кассационной жалобы по следующим основаниям.
Согласно части 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Таких нарушений судами первой и апелляционной инстанций по настоящему административному делу не допущено.
Согласно части 1 статьи 39 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц.
В соответствии с частью 4 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации прокурор в пределах своей компетенции могут обратиться в суд с административными исковыми заявлениями о признании незаконными решений, действий (бездействия) органов, организаций, лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в защиту прав, свобод и законных интересов иных лиц, если полагают, что оспариваемые решения, действия (бездействие) не соответствуют нормативному правовому акту, нарушают права, свободы и законные интересы граждан, организаций, иных лиц, создают препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Исходя из положений части 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд удовлетворяет заявленные требования об оспаривании решения, действия (бездействия) должностного лица, государственного или муниципального служащего, если установит, что оспариваемое решение, действие (бездействия) нарушает права и свободы административного истца, а также не соответствует закону или иному нормативному правовому акту.
Из материалов административного дела следует и судами установлено, что ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, проживающий совместно с матерью ФИО1 по адресу: "адрес", является инвалидом с детства, использующим кресло-коляску согласно индивидуальной программы реабилитации N от ДД.ММ.ГГГГ.
Квартира является однокомнатной, общей площадью 32, 3 кв.м, жилой площадью 18, 70 кв.м, расположена на 2 этаже 5-этажного многоквартирного дома (далее - жилое помещение), принадлежит Степановой К.В. на праве собственности.
20 мая 2021 года муниципальной комиссией на основании обращения Степановой К.В. произведено обследование жилого помещения инвалида, по результатам проведения которого составлен акт обследования жилого помещения инвалида и общего имущества в многоквартирном доме, в котором проживает инвалид, в целях их приспособления с учетом потребностей инвалида и обеспечения условий их доступности для инвалида от 20 мая 2021 года, в котором комиссия пришла к выводам о том, что жилое помещение и места общего пользования не приспособлены для проживания инвалида, техническая возможность их приспособления с учетом потребностей инвалидов и обеспечения условий их доступности для инвалидов отсутствует.
20 мая 2021 года на основании указанного акта муниципальной комиссией вынесено заключение об отсутствии возможности приспособления жилого помещения инвалида и общего имущества в многоквартирном доме, в котором проживает инвалид, с учетом его потребностей и обеспечения условий их доступности для инвалида.
9 сентября 2021 года администрацией в адрес Минстроя Чувашии направлен акт от 20 мая 2021 года для проведения проверки и принятия решения об экономической целесообразности (нецелесообразности) реконструкции или капитального ремонта многоквартирного дома (части дома), в котором проживает инвалид.
Письмом от 21 сентября 2021 года N 16/24-10489 Минстроем Чувашии администрации сообщено о том, что Правилами обеспечения условий доступности для инвалидов жилых помещений и общего имущества в многоквартирном доме, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 9 июля 2016 года N 649 "О мерах по приспособлению жилых помещений и общего имущества в многоквартирном доме с учетом потребностей инвалидов" (далее также - Правила обеспечения условий доступности для инвалидов жилых помещений и общего имущества), подпункт 3 пункта 6 Порядка создания и работы республиканской межведомственной и муниципальных комиссий по обследованию жилых помещений инвалидов и общего имущества в многоквартирных домах, в которых проживают инвалиды, в целях их приспособления с учетом потребностей инвалидов и обеспечения условий их доступности для инвалидов на территории Чувашской Республики, утвержденного приказом Минстроя Чувашии от 3 февраля 2017 года N 03/1-03/70 (далее - Порядок создания и работы республиканской межведомственной и муниципальных комиссий), обследование и принятие решения по экономической целесообразности, утверждению перечня мероприятий по приспособлению жилого помещения инвалида относится к компетенции муниципального образования и проводятся комиссиями по обследованию жилых помещений инвалидов и общего имущества в многоквартирных домах, в которых проживают инвалиды в целях их приспособления с учетом потребностей инвалидов и обеспечения условий их доступности для инвалидов.
Разрешая заявленные требования прокурора и удовлетворяя их, суд первой инстанции исходил из того, что уполномоченным органом государственной власти Чувашской Республики, обеспечивающим проведение проверки экономической целесообразности реконструкции или капитального ремонта многоквартирного дома (части дома) в целях приспособления жилого помещения инвалида и (или) общего имущества в многоквартирном доме, в котором проживает инвалид, с учетом потребностей инвалида и обеспечения условий их доступности для инвалида является Минстрой Чувашии, а потому бездействие данного органа исполнительной власти в части отказа в проведении проверки экономической целесообразности (нецелесообразности) реконструкции или капитального ремонта многоквартирного дома (части дома), в котором проживает инвалид, выраженного в письме от 21 сентября 2021 года N 16/24-10489, адресованном администрации, является незаконным, нарушает права, свободы и интересы Степановой К.В. и ее малолетнего ребенка-инвалида, использующего кресло-коляску.
Суд апелляционной инстанции, отвергая доводы апелляционной жалобы административного ответчика, согласился с выводами суда первой инстанции, правильно указал, что из содержания положений Порядка создания и работы республиканской межведомственной и муниципальных комиссий, утвержденного Минстроем Чувашии в целях исполнения государственных полномочий в области социальной защиты инвалидов, не следует, что осуществление проведения проверки экономической целесообразности реконструкции или капитального ремонта многоквартирных домов, входящих в состав муниципального и частного жилищного фондов, возложено на администрации муниципальных образований.
Оснований не согласиться с выводами судов первой и апелляционной инстанций у суда кассационной инстанции не имеется, поскольку выводы являются верными, подробно мотивированы со ссылками на установленные по делу обстоятельства, основаны на всестороннем, полном и объективном исследовании имеющихся в деле доказательств, правовая оценка которым дана в соответствии с требованиями статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, и соответствуют нормам материального права, регулирующим спорные правоотношения.
Таким образом, материалами административного дела подтверждено наличие одновременно двух условий: незаконности действий (бездействия) уполномоченного органа и реального нарушения при этом прав заявителя, являющихся в совокупности основанием для удовлетворения заявленных требований о признании оспариваемого бездействия незаконным, как это предусмотрено пунктом 2 части 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Довод автора кассационной жалобы о том, что положения законодательства в сфере защиты инвалидов различают понятия "обеспечение проверки экономической целесообразности" (пункт 2 Правил N 649, полномочия органов исполнительной власти субъектов) и "проверка экономической целесообразности" (пункт 3 Правил N 649, полномочия органов местного самоуправления), подлежат отклонению как не свидетельствующие об отсутствии правовых оснований для возложения на Минстрой Чувашии обязанности провести проверку экономической целесообразности реконструкции или капитального ремонта дома.
Содержание кассационной жалобы сводится к несогласию с выводами судов первой и апелляционной инстанций, направлено на переоценку установленных по делу обстоятельств, не подтверждает существенных нарушений норм материального и (или) процессуального права, которые могли повлиять на исход дела.
Суды правильно определили юридически значимые обстоятельства дела, применили закон, подлежащий применению, дали надлежащую правовую оценку собранным и исследованным в судебных заседаниях доказательствам, а вынесенные ими судебные акты соответствуют нормам материального и процессуального права, в связи с чем основания для их отмены отсутствуют.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 329 и статьёй 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Ленинского районного суда города Чебоксары от 15 апреля 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Чувашской Республики от 18 июля 2022 года оставить без изменения, кассационную жалобу Министерства строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Чувашской Республики - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в порядке и сроки, установленные главой 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Кассационное определение в полном объёме изготовлено 12 октября 2022 года.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.