Судебная коллегия по гражданским делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Юровой О.В, судей Арзамасовой Л.В, Кириченко А.Д, рассмотрела в открытом судебном заседании с использованием средств видео-конференц связи кассационную жалобу Гареева Р.А. на апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Башкортостан от 19 мая 2022 года по гражданскому делу N 2-2555/2021 по иску Гареева Р.А. к Государственному учреждению - Отделению Пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Башкортостан о признании права на страховую пенсию.
Заслушав доклад судьи Кириченко А.Д, представителя истца Гареева Р.А. - адвоката Кондратьева Ю.П, проверив материалы дела, судебная коллегия
установила:
Гареев Р.А. обратился в суд с иском к Государственному учреждению Отделению Пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Башкортостан (далее ГУ ОПФ РФ по РБ) о признании права на страховую пенсию. В обоснование заявленных требований указал, что он в соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" имеет право на получение досрочной трудовой пенсии с сокращением пенсионного возраста. 06.08.2021 года в связи с наступлением необходимого возраста 20.08.2021 года исполнился 51 год), он обратился в ОПФ с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии. Однако ответчик, своим решением N 520035/21 от 25.08.2021 года в назначении досрочной пенсии отказал по причине отсутствия необходимого льготного стажа. При этом льготный стаж был определен по Списку N1 как 7 лет 5 месяцев 26 дней. Считает указанное решение ответчика необоснованным. Ответчик исключил из специального стажа периоды его работы по Списку N1 с 01.01.1998 года по 03.09.1999 года всего 1 год 8 месяцев 3 дня по специальности "подземного горнорабочего очистного забоя шахты Костенко" на предприятии УД АО "Испат-Кармет" в Республике Казахстан по причине отмены в Республике Казахстан льготных пенсий за работу во вредных условиях труда.
Ответчик, отказывая во включении спорного периода работы, ссылается на "Соглашение о пенсионном обеспечении трудящихся государств - членов Евразийского экономического союза" от 20.12.2019 г. (Ратифицировано РФ 09.11.2020 г. Федеральным законом N 354-ФЗ). Между тем, статья 12 данного Соглашения прямо устанавливает, что назначение и выплата пенсии осуществляется в следующем порядке: за стаж работы, приобретенный до вступления настоящего Соглашения в силу, пенсия назначается и выплачивается в соответствии с законодательством государств- членов и Соглашением о гарантиях прав граждан - участников Содружества независимых государства в области пенсионного обеспечения от 13 марта 1992 года. Согласно статье 1 Соглашения от 13 марта 1992 года, пенсионное обеспечение граждан государств - участников настоящего Соглашения и членов их семей осуществляется по законодательству государства, на территории которого они проживают.
Между тем, частью 2 статьи 6 Соглашения предусмотрено, что для установления права на пенсию, в том числе пенсий на льготных основаниях и за выслугу лет, гражданам государств - участников Соглашения учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории любого из этих государств, а также на территории бывшего СССР за время до вступления в силу настоящего Соглашения. Период работы в спорный период подтверждается записями в трудовой книжке. Считает, что он как гражданин Российской Федерации и лицо, постоянно проживающее на территории РФ, имеет право на включение спорного периода в льготный стаж. При включении спорного периода в льготный стаж, на день обращения в ПФР (06.08.2021 г.) составит 9 лет 1 месяц 29 дней, что достаточно для выхода на пенсию по Списку N1 с 51 года.
Просит решение ГУ ОГ1Ф РФ по РБ N от 25.08.2021 года "Об отказе в установлении пенсии" признать необоснованным. Обязать ответчика зачесть в специальный стаж, необходимый для назначения страховой пенсии, по старости по подпункту 1 пункта 1 статьи 30 Закона о страховых пенсиях период работы в качестве "подземного горнорабочего очистного забоя" шахты "Костенко" УД АО "Испат-Кармет" Республики Казахстан с 01.01.1998 г. по 03.09.1999 г. и назначить ему страховую пенсию (по старости) по пп.1 ч.1 ст. 30 ФЗ "О страховых пенсиях" со дня достижения 51 летнего возраста, то есть с 20.08.2021 года.
Решением Белорецкого межрайонного суда Республики Башкортостан от 11 ноября 2021 года исковые требования Гареева Р.А. удовлетворены.
Решение ГУ ОПФ РФ по РБ N от 25.08.2021 года "Об отказе в установлении пенсии" признано необоснованным.
На ответчика возложена обязанность зачесть Гарееву Р.А. в специальный стаж, необходимый для назначения страховой пенсии по старости по подпункту 1 пункта 1 статьи 30 Закона "О страховых пенсиях" период работы в качестве "подземного горнорабочего очистного забоя" шахты "Костенко" УД АО "Испат-Кармет" Республики Казахстан с 01.01.1998 по 03.09.1999 и назначить страховую пенсию по старости со снижением пенсионного возраста со дня достижения 51 летнего возраста с 20.08.2021 года.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Башкортостан от 19 мая 2022 года решение Белорецкого межрайонного суда Республики Башкортостан от 11 ноября 2021 года отменено, с принятием нового решения об отказе в удовлетворении исковых требований Гареева Р.А.
В кассационной жалобе Гареевым Р.А. ставится вопрос об отмене состоявшегося по делу постановления суда второй инстанции с оставлением в силе решения суда первой инстанции. Основаниям для отмены судебного постановления истец указывает нарушения норм материального права.
В судебном заседании истец Гареев Р.А, представитель ответчика Государственного учреждения - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Башкортостан не присутствовали, извещены надлежащим образом.
Представитель истца Гареева Р.А. просил об удовлетворении кассационной жалобы в полном объеме.
В соответствии с частью 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационная жалоба рассмотрена в отсутствие указанных выше неявившихся лиц, участвующих в деле.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, заслушав объяснения представителя истца, судебная коллегия по гражданским делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
Согласно части 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Такого характера нарушения допущены судом апелляционной инстанции.
Судом первой инстанции установлено, что Гареев Р.А, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, 06.08.2021 года обратился в ГУ ОПФ РФ по РБ с заявлением о назначении ему досрочной страховой пенсии по старости.
Решением ГУ ОПФ РФ по РБ N от 25.08.2021 года в досрочном назначении пенсии Гарееву Р.А. отказано по причине отсутствия требуемого стажа на соответствующих видах работ, зачтенный стаж составляет 7 лет 5 месяцев 26 дней, при требуемых не менее 9 лет.
Ответчик, среди прочих исключил из специального стажа период работы с 01.01.1998 по 03.09.1999 (1 год 8 месяцев 3 дня) в качестве "подземного горнорабочего очистного забоя" шахты "Костенко" УД АО "Испат-Кармет" Республики Казахстан по причине отмены в Республике Казахстан назначений досрочных пенсий за работу с вредными и тяжелыми условиями труда.
Из справки N от 22.10.2013 года, выданной АО АрселорМиттал Темиртау Угольный департамент шахта имени Костенко, следует, что Гареев Р.А. с 19.05.1997 по 31.12.1997 - 7 месяцев 13 дней работал полный рабочий день в шахте Стахановская в качестве подземного горнорабочего очистного забоя 4 разряда,. Участок N5, что предусмотрено Списком N1 разделом Горные работы подразделом 10101000 Подземные работы, и с 01.01.1998 по 02.09.1999 - 1 год 8 месяцев 02 дня работал полный рабочий день на шахте Костенко в качестве подземного горнорабочего очистного забоя 4 разряда. Участок N8, N6, что также предусмотрено Списком N1 разделом Горные работы подразделом 10101000 Подземные работы.
Согласно Архивной справке N от 30.09.2013 года Гареев Р.А. 1970 года рождения, по документам шахты им Костенко Угольного департамента АО ИспатКармет значится с 01.01.1998 года подземный ГРОЗ (горнорабочий очистного забоя) 4 разряда участка N8, приказ N от 31.12.1997 года, с 01.09.1999 года подземный ГРОЗ 4 разряда участка N6, приказ N от 02.09.1999 г, с 03.09.1999 года уволен по сокращению штата ст. 33 п.1 КЗОТ РК, приказ N от 03.09.1999 г.
Аналогичные записи содержатся в трудовой книжке истца.
Разрешая спор и удовлетворяя заявленные требования в части включения в стаж истца, дающего право на досрочную страховую пенсию по старости, период работы с 01.01.1998 по 03.09.1999 (1 год 8 месяцев 3 дня) в качестве "подземного горнорабочего очистного забоя" шахты "Костенко" УД АО "Испат-Кармет" Республики Казахстан, суд первой инстанции принимая во внимание общепризнанные принципы и нормы международного права, исходил из того, что периоды работы и иной деятельности, которые выполнялись гражданами Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации (в данном случае в Республике Казахстан) включаются в специальный стаж в соответствии с нормами пенсионного законодательства Российской Федерации.
При этом суд первой инстанции исходил из того, что ни законодательством Российской Федерации, ни Соглашением от 13 марта 1992 г. не предусмотрена обязательность дополнительного подтверждения (легализации) архивных документов каким-либо органом, а необходимость подтверждения справкой компетентного органа уплаты страховых взносов за период работы до 1 января 2002 года не требуется.
Суд апелляционной инстанции, не согласившись с указанными выводами и отменяя решение суда первой инстанции, исходил из того, что оснований для зачета спорного периода в специальный стаж истца не имеется, поскольку с 01 января 1998 года в Республике Казахстан начал действовать Закон Республики Казахстан от 20 июня 1997 N 136 "О пенсионном обеспечении в Республике Казахстан", в связи с чем существовавшие ранее льготные (досрочные) пенсии отдельным категориям граждан с 01.01.1998 были отменены.
Таким образом, не подтверждены обстоятельства, что истец, являясь подземным горнорабочим очистного забоя шахты, мог бы воспользоваться правом на досрочное пенсионное обеспечение на территории республики Казахстан на момент обращения истца в Пенсионный фонд Российской Федерации с заявлением о назначении страховой пенсии на основании подпункта 1 пункта 1 статьи 30 Закона N400-ФЗ. Тогда как для включения в специальный стаж периода работы на территории государства - участника Республики Казахстан, после заключения Соглашения от 13 марта 1992 года, необходимо предоставление соответствующих документов именно компетентным органом данного государства, подтверждающих период работы истца в льготных условиях, дающих право на досрочное пенсионное обеспечение, что суду предоставлено не было.
С учетом имеющегося стажа 7 лет 5 месяцев 26 дней, на момент обращения с заявлением о назначении досрочной пенсии, у истца не возникло право на назначение пенсии в возрасте 51 года.
При таких обстоятельствах, суд второй инстанции пришел к выводу о том, что спорный период работы истца в "подземного горнорабочего очистного забоя" шахты "Костенко" УД АО "Испат-Кармет" Республики Казахстан с 01.01.1998 по 03.09.1999, не подлежит включению в стаж, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии, в связи с чем, решение суда подлежит отмене.
Судебная коллегия по гражданским делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции считает, что выводы суда апелляционной инстанции основаны на неправильном применении норм материального права, регулирующих спорные отношения, и сделаны с существенным нарушением процессуального закона.
Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии установлены Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ, вступившим в силу с 01 января 2015.
До 01 января 2015 года основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на трудовые пенсии были установлены Федеральным законом от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (далее по тексту - Федеральный закон от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ).
Согласно части 1 статьи 2 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ законодательство Российской Федерации о страховых пенсиях состоит из настоящего Федерального закона, Федерального закона от 16 июля 1999 г. N 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования", Федерального закона от 15 декабря 2001 г. N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", Федерального закона от 01 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования", других федеральных законов.
В сфере пенсионного обеспечения применяются общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации. В случае, если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотрены Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ, применяются правила международного договора Российской Федерации (часть 3 статьи 2 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ).
13 марта 1992 г. государствами - участниками Содружества Независимых Государств, в том числе Российской Федерацией и Республикой Казахстан, подписано Соглашение о гарантиях прав граждан государств - участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения (далее по тексту - Соглашение от 13 марта 1992 г.).
В соответствии со статьей 1 названного Соглашения, пенсионное обеспечение граждан государств - участников этого Соглашения и членов их семей осуществляется по законодательству государства, на территории которого они проживают.
Пунктом 2 статьи 6 Соглашения от 13 марта 1992 г. определено, что для установления права на пенсию, в том числе пенсий на льготных основаниях и за выслугу лет, гражданам государств - участников Соглашения учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории любого из этих государств, а также на территории бывшего СССР за время до вступления в силу Соглашения.
Государства - участники Соглашения берут на себя обязательства информировать друг друга о действующем в их государствах пенсионном законодательстве, последующих его изменениях, а также принимать необходимые меры к установлению обстоятельств, имеющих решающее значение для определения права на пенсию и ее размера (статья 10 Соглашения от 13 марта 1992 г.).
Частью 1 статьи 4 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ установлено, что право на страховую пенсию имеют граждане Российской Федерации, застрахованные в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 г. N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", при соблюдении ими условий, предусмотренных данным федеральным законом.
В числе этих условий, как следует из содержания статьи 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ, возраст (часть 1 статьи 8 названного закона), страховой стаж (часть 2 статьи 8 названного закона), индивидуальный пенсионный коэффициент (часть 3 статьи 8 названного закона).
Согласно пункту 2 статьи 3 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ страховой стаж - это учитываемая при определении права на страховую пенсию и ее размера суммарная продолжительность периодов работы и (или) иной деятельности, за которые начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации, а также иных периодов, засчитываемых в страховой стаж.
В силу части 1 статьи 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ право на страховую пенсию по старости имеют лица, достигшие возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины) (с учетом положений, предусмотренных приложением 6 к настоящему Федеральному закону).
Страховая пенсия по старости назначается при наличии не менее 15 лет страхового стажа (часть 2 статьи 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ).
Страховая пенсия по старости назначается при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 (часть 3 статьи 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ).
Порядок и условия сохранения права на досрочное назначение страховой пенсии по старости определены статьей 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ.
Пунктом 1 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ предусмотрено, что страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 названного закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30, мужчинам по достижении возраста 50 лет и женщинам по достижении возраста 45 лет, если они проработали соответственно не менее 10 лет и 7 лет 6 месяцев на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах и имеют страховой стаж соответственно не менее 20 лет и 15 лет. В случае, если указанные лица проработали на перечисленных работах не менее половины установленного выше срока и имеют требуемую продолжительность страхового стажа, страховая пенсия им назначается с уменьшением возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона по состоянию на 31 декабря 2018 г, на один год за каждый полный год такой работы - мужчинам и женщинам.
Из приведенных нормативных положений следует, что право на страховую пенсию имеют граждане Российской Федерации, застрахованные в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2011 г. N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", при наличии определенных условий, в числе которых страховой стаж, то есть суммарная продолжительность периодов работы и (или) иной деятельности, в течение которых уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации, а также иных периодов, засчитываемых в страховой стаж.
С наличием страхового стажа определенной продолжительности связывается и право отдельных категорий работников на досрочное назначение страховой пенсии по старости. Так, право на досрочное назначение страховой пенсии по старости имеют мужчины по достижении возраста 50 лет, если они проработали не менее 10 лет на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах и имеют страховой стаж не менее 20 лет.
Статьей 11 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ определены периоды работы и (или) иной деятельности, включаемые в страховой стаж.
В страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации лицами, указанными в части 1 статьи 4 названного закона, при условии, что за эти периоды начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации (часть 1 статьи 11 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ).
Периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись лицами, указанными в части 1 статьи 4 этого закона, за пределами территории Российской Федерации, включаются в страховой стаж в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации или международными договорами Российской Федерации, либо в случае уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 г. N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации".
Аналогичные положения о периодах работы и (или) иной деятельности, включаемых в страховой стаж, были установлены статьей 10 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ, который вступил в силу с 01 января 2002 г. и действовал до 01 января 2015 г. - даты вступления в силу Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ.
Пунктом 2 статьи 29 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ, который не применяется с 01 января 2015 г, за исключением норм, регулирующих порядок исчисления размера трудовых пенсий и подлежащих применению в целях определения размеров страховых пенсий в соответствии с Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ в части, ему не противоречащей, было предусмотрено, что уплата взносов на государственное социальное страхование до 01 января 1991 г, единого социального налога (взноса) и единого налога на вмененный доход для определенных видов деятельности, имевшая место в период до вступления в силу данного закона, приравнивается к уплате страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.
В соответствии с частью 4 статьи 14 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ правила подсчета и подтверждения страхового стажа, в том числе с использованием электронных документов или на основании свидетельских показаний, устанавливаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
Во исполнение приведенной нормы закона постановлением Правительства Российской Федерации от 02 октября 2014 г. N 1015 утверждены Правила подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий (далее по тексту - Правила от 02 октября 2014 г. N 1015).
Согласно пункту 5 Правил от 02 октября 2014 г. N 1015 периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись за пределами Российской Федерации, подтверждаются документом территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации об уплате страховых взносов, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации или международными договорами Российской Федерации.
Пунктом 6 Правил от 02 октября 2014 г. N 1015 определено, что к уплате страховых взносов при применении названных Правил приравнивается уплата взносов на государственное социальное страхование до 01 января 1991 г, единого социального налога (взноса) и единого налога на вмененный доход для определенных видов деятельности. Уплата следующих обязательных платежей подтверждается: взносы на государственное социальное страхование за период до 01 января 1991 г. - документами финансовых органов или справками архивных учреждений (подпункт "а" пункта 6 Правил от 02 октября 2014 г. N 1015); страховые взносы на обязательное пенсионное страхование за период до 01 января 2001 г. и с 01 января 2002 г. - документами территориальных органов Пенсионного фонда Российской Федерации (подпункт "б" пункта 6 Правил от 02 октября 2014 г. N 1015); единый социальный налог (взнос) за период с 01 января по 31 декабря 2001 г. - документами территориальных налоговых органов (подпункт "в" пункта 6 Правил от 02 октября 2014 г. N 1015); единый налог на вмененный доход для определенных видов деятельности - свидетельством и иными документами, выданными территориальными налоговыми органами (подпункт "г" пункта 6 Правил от 02 октября 2014 г. N 1015).
Пунктом 11 Правил от 02 октября 2014 г. N 1015 установлено, что документом, подтверждающим периоды работы по трудовому договору, является трудовая книжка. При отсутствии трудовой книжки, а также в случае если в трудовой книжке содержатся неправильные и неточные сведения либо отсутствуют записи об отдельных периодах работы, в подтверждение периодов работы принимаются письменные трудовые договоры, оформленные в соответствии с трудовым законодательством, действовавшим на день возникновения соответствующих правоотношений, трудовые книжки колхозников, справки, выдаваемые работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами, выписки из приказов, лицевые счета и ведомости на выдачу заработной платы.
Аналогичные положения были предусмотрены пунктами 4, 5, 6 Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления трудовых пенсий, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 24 июля 2002 г. N 555 (утратило силу в связи с принятием постановления Правительства Российской Федерации от 02 октября 2014 г. N 1015).
Порядок установления страховых пенсий определен статьей 21 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ.
Согласно части 1 названной статьи установление страховых пенсий и выплата страховых пенсий, включая организацию их доставки, производятся органом, осуществляющим пенсионное обеспечение в соответствии с Федеральным законом от 05 декабря 2001 г. N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", по месту жительства лица, обратившегося за страховой пенсией.
Перечень документов, необходимых для установления страховой пенсии, установления и перерасчета размера фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), правила обращения за указанной пенсией, фиксированной выплатой к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), в том числе работодателей, их назначения (установления) и перерасчета их размера, в том числе лицам, не имеющим постоянного места жительства на территории Российской Федерации, перевода с одного вида пенсии на другой, проведения проверок документов, необходимых для установления указанных пенсий и выплат, правила выплаты страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), осуществления контроля за их выплатой, проведения проверок документов, необходимых для их выплаты, правила ведения пенсионной документации, а также сроки хранения выплатных дел и документов о выплате и доставке страховой пенсии, в том числе в электронной форме, устанавливаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации (часть 6 статьи 21 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ).
Необходимые для установления страховой пенсии и выплаты страховой пенсии документы могут быть запрошены у заявителя только в случаях, если необходимые документы не находятся в распоряжении государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций, за исключением случаев, если такие документы включены в определенный Федеральным законом от 27 июля 2010 г. N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" перечень документов (часть 7 статьи 21 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ).
Иные необходимые документы запрашиваются органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, в иных государственных органах, органах местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организациях и представляются такими органами и организациями на бумажном носителем или в электронной форме. Заявитель вправе представить указанные документы по собственной инициативе (часть 8 статьи 21 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ).
Приказом Министра труда и социальной защиты Российской Федерации от 28 ноября 2014 г. N 958н утвержден Перечень документов, необходимых для установления страховой пенсии, установления и перерасчета размера фиксированной выплаты к страховой пенсии с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии назначения накопительной пенсии, установления пенсии по государственному пенсионному обеспечению (далее - Перечень).
Согласно пункту 2 Перечня для установления пенсии необходимы документы, удостоверяющие личность, возраст, место жительства, гражданство, регистрацию в системе обязательного пенсионного страхования гражданина, которому устанавливается пенсия, и другие документы в зависимости от вида устанавливаемой пенсии, предусмотренные настоящим перечнем, а также соответствующее заявление об установлении пенсии, за исключением случаев, предусмотренных Федеральным законом "О страховых пенсиях", Федеральным законом "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации".
Пунктом 6 Перечня определено, что для назначения страховой пенсии по старости необходимы документы: подтверждающие периоды работы и (или) иной деятельности и иные периоды, включаемые (засчитываемые) в страховой стаж, правила подсчета и подтверждения которого утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 02 октября 2014 г. N 1015 "Об утверждении Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий" (подпункт "а" пункта 6 Перечня); об индивидуальном пенсионном коэффициенте (подпункт "б" пункта 6 Перечня).
В соответствии с подпунктом "а" пункта 12 Перечня для назначения страховой пенсии по старости в соответствии со статьями 30-32 Федерального закона "О страховых пенсиях" в дополнение к документам, предусмотренным пунктами 6 и 7 этого перечня, необходимы документы, подтверждающие периоды работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости (часть 1 статьи 30, часть 1 статьи 31, пункт 7 части 1 статьи 32, статья 33 Федерального закона "О страховых пенсиях").
Необходимые для установления пенсии документы должны быть в подлинниках, выданных компетентными органами или должностными лицами, или в копиях, удостоверенных в установленном законодательством Российской Федерации порядке, и содержать достоверные сведения (пункт 51 Перечня).
Приказом Министра труда России от 17 ноября 2014 г. N 884н утверждены Правила обращения за страховой пенсией, фиксированной выплатой к страховой пенсии с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии, накопительной пенсией, в том числе работодателей, и пенсией по государственному пенсионному обеспечению, их назначения, установления, перерасчета, корректировки из размера, в том числе лицам, не имеющим постоянного места жительства на территории Российской Федерации, проведения проверок документов, необходимых для их установления, перевода с одного вида пенсии на другой в соответствии с федеральными законами "О страховых пенсиях", "О накопительной пенсии" и "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" (далее по тексту - Правила N 884н).
Согласно пункту 22 Правил N 884н территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации при приеме заявления об установлении пенсии, в частности, дает оценку содержащимся в документах сведениям, а также правильности их оформления; проверяет в необходимых случаях обоснованность выдачи документов и достоверность содержащихся в них сведений; принимает меры по фактам представления документов, содержащих недостоверные сведения; принимает решения (распоряжения) об установлении пенсии (отказе в ее установлении) на основании совокупности документов, имеющихся в распоряжении территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации.
Порядок проведения проверок документов, необходимых для установления пенсии, регламентирован разделом VI Правил N 884н.
Проверка представленных заявителем документов (сведений), необходимых для установления пенсии, в том числе обоснованность их выдачи, может осуществляться, в частности, путем направления запросов территориальным органом Пенсионного фонда России в компетентный орган государства - участника международного соглашения в области пенсионного обеспечения (пункт 65 Правил N 884н).
Из изложенного следует, что при назначении пенсии, в том числе досрочной страховой пенсии по старости, периоды работы и иной деятельности, которые выполнялись гражданами Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации (в данном случае в Республике Казахстан) и которые включаются в страховой стаж и стаж на соответствующих видах работ (в данном случае в специальный стаж по Списку N 1), а также порядок исчисления и правила подсчета указанного стажа устанавливаются в соответствии с нормами пенсионного законодательства Российской Федерации. Периоды работы граждан, прибывших в Российскую Федерацию из государств - участников Соглашения от 13 марта 1992 г, и имевших место за пределами Российской Федерации до 01 января 2002 г. (даты вступления в силу Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ, в основу которого была положена концепция страховой природы пенсионного обеспечения, и в страховой стаж с 01 января 2002 г. стали включаться периоды работы и (или) иной деятельности в случае уплаты страховых взносов), учитываются при исчислении страхового стажа в целях определения права на пенсию независимо от уплаты страховых взносов.
Периоды же работы, которые выполнялись гражданами, прибывшими в Российскую Федерацию из государств - участников Соглашения от 13 марта 1992 г, за пределами Российской Федерации после 01 января 2002 г. (даты вступления в силу Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ) могут быть включены в подсчет страхового стажа при условии уплаты страховых взносов на пенсионное обеспечение в соответствующие органы той страны, на территории которой осуществлялась трудовая и (или) иная деятельность. Указанные периоды работы на территории государства - участника Соглашения от 13 марта 1992 г. должны быть подтверждены справкой компетентных органов соответствующего государства об уплате страховых взносов на обязательное пенсионное обеспечение либо на социальное страхование.
К документам, подтверждающим периоды работы и (или) иной деятельности (страховой стаж), в том числе периоды работы граждан на территории государств - участников Соглашения от 13 марта 1992 г, также относятся справки, оформленные компетентными учреждениями (органами); справки, выданные организациями, учреждениями, предприятиями, на которых осуществлялась трудовая и (или) иная деятельность; архивные справки, выданные в соответствии с требованиями законодательства государства - участника Соглашения от 13 марта 1992 г. Эти документы должны быть представлены гражданином в подлинниках или в копиях, удостоверенных в установленном законом порядке. При этом орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, вправе проверять обоснованность выдачи документов, необходимых для установления и выплаты страховой пенсии, а также достоверность содержащихся в них сведений, в том числе путем направления запросов в компетентный орган государства - участника международного соглашения в области пенсионного обеспечения.
Между тем положения норм материального права, регулирующих порядок и условия назначения страховых пенсий, в том числе досрочных, гражданам, осуществлявшим трудовую деятельность на территории государств - участников Соглашения от 13 марта 1992 г, то есть за пределами Российской Федерации, и прибывшим в Российскую Федерацию из государств - участников Соглашения от 13 марта 1992 г, в данном случае из Республики Казахстан, судом апелляционной инстанции учтены не были.
Отказывая в зачете в специальный стаж Гареева Р.А. по Списку N 1 периода работы в должности подземного горнорабочего очистного забоя шахты "Костенко" УД АО "Испат-Кармет" Республики Казахстан с 01.01.1998 по 03.09.1999 в связи с тем, что с 01 января 1998 года в Республике Казахстан начал действовать Закон Республики Казахстан от 20 июня 1997 г. N 136 "О пенсионном обеспечении в Республике Казахстан", которым существовавшие ранее льготные (досрочные) пенсии отдельным категориям граждан были отменены, а потому работа на территории Республики Казахстан с указанной выше даты не может быть приравнена к стажу на соответствующих видах работ, так как по пенсионному законодательству Республики Казахстан не дает права на досрочное назначение пенсии, суд апелляционной инстанции не учел, что в силу приведенного выше правового регулирования при назначении пенсии, в том числе досрочной страховой пенсии по старости, периоды работы и иной деятельности, которые выполнялись гражданами Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации (в данном случае в Республике Казахстан) и которые включаются в страховой стаж и стаж на соответствующих видах работ (в данном случае в специальный стаж по Списку N 1), а также порядок исчисления и правила подсчета указанного стажа устанавливаются в соответствии с нормами пенсионного законодательства Российской Федерации. Следовательно, изменение пенсионного законодательства Республики Казахстан не может являться основанием для отказа в зачете спорного периода в специальный стаж истца по Списку N 1 и отказа в назначении ему досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с нормами пенсионного законодательства Российской Федерации.
Учитывая, что спорный период работы истца имел место до 01 января 2002 года, то в силу приведенного нормативно-правового регулирования необходимости подтверждения компетентным органом государства сведений об уплате страховых взносов на обязательное пенсионное обеспечение либо на социальное страхование не имеется и спорный период должен учитываться при исчислении страхового стажа в целях определения права на пенсию независимо от уплаты страховых взносов.
Применительно к настоящему спору спорный период работы может быть подтвержден документами, выданными компетентными органами в соответствии с требованиями законодательства государства - участника Соглашения от 13 марта 1992 г. либо иными документами, выданными организациями, учреждениями, предприятиями, на которых осуществлялась трудовая и (или) иная деятельность, которые могут быть представлены гражданином в подлинниках или в копиях, удостоверенных в установленном законом порядке.
Выводы суда апелляционной инстанции в указанной части таким образом также являются ошибочными.
Из материалов дела следует, что, истцом в подтверждение заявленных требований представлены суду оригиналы справки, уточняющей особый характер работы или условий труда от 22.10.2013 N, выданной АО Темиртау Угольный департамент шахта имени Костенко, архивная справка N от 30.09.2013 и иные документы выданные в соответствии с законодательством Республики Казахстан, которые были приобщены в материалы дела в форме заверенных судом копий. Копия трудовой книжки представлена истцом в форме копии, заверенной текущим работодателем истца.
На наличие иных сведений и доказательств, в том числе полученных в рамках предоставленных полномочий в результате межгосударственного взаимодействия компетентных органов в области пенсионного обеспечения, опровергающих представленные истцом сведения о льготном характере спорного периода работы, ответчик не ссылался.
В соответствии со статьей 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, содержание которой следует рассматривать в контексте с положениями пункта 3 статьи 123 Конституции Российской Федерации и статьи 12 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, закрепляющими принцип состязательности гражданского судопроизводства и принцип равноправия сторон, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основание своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Доказательства, представленные сторонами и другими лицами, участвующими в деле, проверяются судьей на их относимость (статья 59 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации) и допустимость (статья 60 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
При оценке копии документа или иного письменного доказательства суд проверяет, не произошло ли при копировании изменение содержания копии документа по сравнению с его оригиналом и не может считать доказанными обстоятельства, подтверждаемые только копией документа или иного письменного доказательства, если утрачен и не передан суду оригинал документа, и представленные каждой из спорящих сторон копии этого документа не тождественны между собой, и невозможно установить подлинное содержание оригинала документа с помощью других доказательств.
Судом первой инстанции исходя из приведенных норм материального и процессуального права, сделан правомерный вывод о наличии оснований для включения в специальный стаж истца периода работы с 01.01.1998 по 03.09.1999 в качестве подземного горнорабочего очистного забоя шахты "Костенко" УД АО "Испат-Кармет" Республики Казахстан поскольку соответствующая работа предусмотрена Списком N1 производств, работ, профессий и должностей, утвержденным Постановлением Кабинета Министров СССР от 26.01.1991 N10 и осуществлялась истцом в течение полного рабочего дня.
Учитывая, бесспорный стаж, включенный ответчиком и включенного спорного периода работы, суд первой инстанции также обосновано обязал ответчика назначить пенсию со снижением установленного пенсионного возраста в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N400-ФЗ "О страховых пенсиях" с 20.08.2021 года, то есть со дня достижения истцом 51 летнего возраста.
У суда апелляционной инстанции, таким образом, не имелось предусмотренных статьей 330 Гражданского процессуального кодекса РФ оснований для отмены решения суда первой инстанции.
С учетом изложенного, судебная коллегия по гражданским делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции находит, что допущенные судом апелляционной инстанций нарушения норм материального и процессуального права являются существенными, они повлияли на исход дела и без их устранения невозможны восстановление и защита нарушенных прав и законных интересов заявителя, в связи с чем апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Республики Башкортостан от 19 мая 2022 года нельзя признать законным и обоснованным и оно подлежит отмене.
В соответствии с положениями статьи 390 Гражданского процессуального кодекса РФ по результатам рассмотрения кассационных жалобы, представления кассационный суд общей юрисдикции вправе оставить в силе одно из принятых по делу судебных постановлений.
Принимая во внимание, что судом первой инстанции в полной мере установлены юридически значимые обстоятельства, правильно применены нормы материального права, не допущено нарушений норм процессуального права, судебная коллегия полагает необходимым оставить в силе решение Белорецкого межрайонного суда Республики Башкортостан от 11 ноября 2021 года.
Руководствуясь статьями 379.6, 379.7, 390 и 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Башкортостан от 19 мая 2022 года - отменить.
решение Белорецкого межрайонного суда Республики Башкортостан от 11 ноября 2021 года - оставить в силе.
Председательствующий О.В. Юрова
Судьи Л.В. Арзамасова
А.Д. Кириченко
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.