Судебная коллегия по гражданским делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Юровой О.В, судей Кириченко А.Д, Арзамасовой Л.В, рассмотрев в открытом судебном заседании с использованием системы видео конференц-связи (с Янаульским районным судом Республики Башкортостан) кассационную жалобу Саляхова В.С. на решение Янаульского районного суда Республики Башкортостан от
01 декабря 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Башкортостан от 19 мая 2022 года по гражданскому делу N 2-815/2022 по иску Саляхова В.С. к Государственному учреждению - Отделению Пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Башкортостан о признании права на досрочное назначение страховой пенсии по старости, включении в специальный страховой стаж периодов работы и назначении пенсии.
Заслушав доклад судьи Юровой О.В, объяснение Саляхова В.С, проверив материалы дела,
УСТАНОВИЛА:
Саляхов В.С. обратился в суд с исковым заявлением к Государственному учреждению - Отделению Пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Башкортостан о признании права на досрочное назначение страховой пенсии по старости, включении в специальный страховой стаж периодов работы и назначении пенсии, обосновав тем, что
28 марта 2021 года он обратился к ответчику с письменным заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости.
Решением N от 23 июля 2021 года ему отказано в установлении пенсии в связи с отсутствием стажа работы в районах Крайнего Севера не менее 7 лет 6 месяцев, учтен стаж в районах Крайнего Севера 5 лет 2 месяца 4 дня. Однако ответчиком при принятии решения не рассмотрен вопрос о досрочном назначении пенсии в связи с тяжелыми условиями труда, поскольку с 04 сентября 1985 года по 24 марта 1992 года в ОП ПРЭП Тюменьэнергоремонт он работал в должности слесаря 3 разряда по ремонту оборудования котельных цехов тепловых электростанций в цехе централизованного ремонта оборудования Объединенной Сургутской ГРЭС, слесаря 3 разряда по ремонту оборудования котельных и пылеприготовительных цехов, слесаря по ремонту парогазотурбинного оборудования 4 разряда, слесаря по ремонту оборудования котельных цехов 4 разряда в котельно-ремонтном цехе. В периоды работы, независимо от наименования должности, должностные обязанности истца не менялись работа выполнялась в течение полного рабочего дня при полной рабочей неделе. Всю рабочую смену работал в цехе, никакой другой работы, кроме ремонта и обслуживания котельного и турбинного оборудования не осуществлял. Работа слесаря по ремонту котельного и турбинного оборудования является работой с тяжелыми условиями труда. В периоды работы истец имел право на дополнительный отпуск, получал доплату за вредные условия труда. Ему выдавали молоко, талоны на спецпитание.
Просил признать право истца на досрочное назначение страховой пенсии по старости в связи с вредными и тяжелыми условиями труда и включить в страховой стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии по старости периоды работы с 04 сентября 1985 года по 24 марта 1992 года в ОП ПРЭП Тюменьэнергоремонт в должности слесаря 3 разряда по ремонту оборудования котельных цехов тепловых электростанций в цехе централизованного ремонта оборудования Объединенной Сургутской ГРЭС, слесаря 3 разряда по ремонту оборудования котельных и пылеприготовительных цехов; слесаря по ремонту парогазотурбинного оборудования 4 разряда, слесаря по ремонту оборудования котельных цехов 4 разряда в котельно-ремонтном цехе - 6 лет 6 месяцев; обязать Государственное учреждение - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Башкортостан назначить истцу досрочную страховую пенсию с момента обращения с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости 28 июня 2021 года.
Решением Янаульского районного суда Республики Башкортостан от 01 декабря 2021 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Башкортостан от 19 мая 2022 года, постановлено:
в удовлетворении исковых требований Саляхова В.С. к Государственному учреждению - Отделению Пенсионного фонда Российской Федерации по Республики Башкортостан о признании права на досрочное назначение страховой пенсии по старости в связи с вредными и тяжелыми условиями труда, включении в страховой стаж истца, дающий право на досрочное назначение пенсии по старости периодов работы с 04 сентября 1985 года по 24 марта 1992 года в ОП ПРЭП Тюменьэнергоремонт в должности слесаря 3 разряда по ремонту оборудования котельных цехов тепловых электростанций в цехе централизованного ремонта оборудования Объединенной Сургутской ГРЭС, слесаря 3 разряда по ремонту оборудования котельных и пылеприготовительных цехов; слесаря по ремонту парогазотурбинного оборудования 4 разряда, слесаря по ремонту оборудования котельных цехов 4 разряда в котельно-ремонтном цехе 6 лет 6 месяцев; возложении обязанности на Государственное учреждение - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Респуолике Башкортостан назначить Саляхову В.С. досрочную страховую пенсию с момента обращения с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости с 28 июня 2021 года, отказать.
В кассационной жалобе Саляхов В.С. просит решение и апелляционное определение отменить, направить дело на новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции, ссылается на неправильное применение норм материального и процессуального права, неправильную оценку обстоятельств по делу.
Выслушав объяснение Саляхова В.С, поддержавшего доводы кассационной жалобы, проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия находит кассационную жалобу не подлежащей удовлетворению.
Иные лица, участвующие в деле, правом участия в судебном заседании кассационной инстанции не воспользовались, надлежащим образом уведомлены о принятии кассационной жалобы к производству и назначении судебного заседания, в том числе посредством размещения соответствующей информации на официальном сайте суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в соответствии с частью 2.1.
статьи 113 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, ходатайств об отложении рассмотрения кассационной жалобы до начала судебного заседания не представили.
В силу части 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации неявка участвующих в деле лиц в заседание суда кассационной инстанции не является препятствием в рассмотрении жалобы.
Согласно части 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Судом установлено и материалами дела подтверждается, что
28 марта 2021 года истец обратился с заявлением в Государственное учреждение - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Башкортостан о назначении досрочной страховой пенсии по старости, решением ответчика N от 23 июля 2021 года истцу отказано в установлении пенсии в связи с отсутствием стажа работы в районах Крайнего Севера не менее 7 лет 6 месяцев, учтен стаж в районах Крайнего Севера 5 лет 2 месяца 4 дня.
При этом в стаж, дающий право на досрочное пенсионное обеспечение включен период работы с 04 сентября 1985 года по 24 марта 1992 года
в ОП ПРЭП Тюменьэнергоремонт - как работа в местностях приравненных к районам Крайнего севера - 6 лет 6 месяцев 21 день с учетом перевода стажа работы в районе Крайнего севера - 4 года 11 месяцев.
Возможность досрочного назначения пенсии в связи с тяжелыми условиями труда по Списку N 2 решение пенсионного органа N от
23 июля 2021 года не содержит.
Как следует из архивной справки N от 03 июня 2021 года, выданной АО "Россетти Тюмень", Саляхов В.С. работал в Обособленном предприятии (ОП) производственного ремонтного энергопредприятия (ПРЭП) "Тюменьэнергоремонт" Районного энергетического управления (РЭУ) "Тюменьэнерго", расположенного в городе Сургуте Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, стаж составляет 6 лет 6 месяцев
21 день: 04 сентября 1985 года принят слесарем 3 разряда по ремонту оборудования котельных цехов тепловых электростанций в цех централизованного ремонта оборудования Объединенной Сургутской ГРЭС;
25 июня 1986 года присвоен 4 разряд по этой же профессии; 01 мая
1988 года установлена квалификация слесаря 3 разряда по ремонту оборудования котельных и пылеприготовительных цехов; 01 сентября
1988 года установлен 4 разряд по этой же профессии, с доплатой за вредные условия труда в размере 8% от тарифной ставки; 08 февраля 1990 года переведен в цех централизованного ремонта оборудования Сургутской ГРЭС-1 слесарем по ремонту парогазотурбинного оборудования 4 разряда, с доплатой за вредные условия труда 8%; 05 апреля 1991 года переведен слесарем по ремонту оборудования котельных цехов 4 разряда в
котельно-ремонтный цех, с доплатой за вредные условия труда 8%;
24 марта 1992 года уволен по собственному желанию в связи с переездом в другую местность.
Архивными справками от 10 мая 2018 года N, N, от 30 сентября 2021 года N также подтверждается вышеуказанный стаж работы истца, размер его заработной платы за указанный период, при этом указано, что документы, подтверждающие льготный характер работы, на хранение в архив
АО "Тюменьэнерго" не поступали.
Таким образом, установлено, что в спорный период истец работал в цехе централизованного ремонта оборудования Сургутской ГРЭС-1, а не в цехах, котельных, машинных (теплосиловых), топливоподачи и пылеприготовления, поименованных в Списке N 2, утвержденном Постановлением Совета Министров СССР от 22 августа 1956 года N 1173, разделом XI "Электростанции, энергопоезда, паросиловое хозяйство для производственных целей".
Разрешая спор, суд первой инстанции, с учетом того, что по своему смыслу позиция 2140000а-18455 раздела XIII Списка N 2 предусматривает возможность льготного пенсионного обеспечения для поименованных в ней работников, занятых на обслуживании и ремонте оборудования топливоподачи с использованием не любого вида топлива, а только твердого, а ответчиком не представлено доказательств использования в период его работы в котельной твердого топлива, пришел к выводу, что право на досрочное пенсионное обеспечение в связи с вредными и тяжелыми условиями труда у ответчика не возникло.
Суд апелляционной инстанции согласился с такими выводами суда первой инстанции.
В целях проверки доводов апелляционной жалобы судом апелляционной инстанции истребована справка о фактическом времени выполнения работ по ремонту оборудования непосредственно в котельных цехах ОП ПРЭП "Тюменьэнергоремонт".
Согласно представленной АО "Россети Тюмень" архивной справке от
12 мая 2022 года N указано, что документов, подтверждающих льготный характер работы на хранение в архив АО "Россети Тюмень" не поступало.
При этом апелляционная инстанция указала, что предоставленными сведениями, а именно личной карточкой Саляхова В.С. N, приказами Производственно-ремонтного предприятия "Тюменьэнергоремонт" N-К от 03 сентября 1985 года, N-К от 03 июля 1986 года, N от
08 апреля 1988 года, N от 02 сентября 1988 года, N-к от 07 февраля
1990 года, N-к от 11 апреля 1991 года, N-к от 25 марта 1992 года работодатель не подтверждает занятость истца в течение полного рабочего дня на работах, дающих право на досрочное пенсионное обеспечение, иные документы, приобщенные к материалам дела, безусловно не подтверждают обстоятельства, на которых истец основывает свои требования. Более того, истец в суде первой инстанции пояснил, что эксплуатация оборудования, которое им ремонтировалось, производилась с использованием газа, а не твердого топлива.
В связи с чем суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции и их правовым обоснованием.
Судебная коллегия не усматривает оснований для отмены вынесенных решения и апелляционного определения по доводам кассационной жалобы.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" досрочная страховая пенсия по старости назначается мужчинам по достижении возраста 55 лет и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали на работах с тяжелыми условиями труда соответственно не менее 12 лет 6 месяцев и
10 лет и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 лет и 20 лет.
В случае, если указанные лица проработали на перечисленных работах не менее половины установленного срока и имеют требуемую продолжительность страхового стажа, страховая пенсия им назначается с уменьшением возраста, предусмотренного статьей 8 настоящего Федерального закона по состоянию на 31 декабря 2018 года, на один год за каждые 2 года и 6 месяцев такой работы мужчинам и за каждые 2 года такой работы женщинам.
В силу части 2 этой же статьи Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
Согласно постановлению Правительства Российской Федерации от
16 июля 2014 года N 665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение" при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, работавшим на работах с тяжелыми условиями труда применяется:
- Список N 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях, утвержденный постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 года N 10 "Об утверждении списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на льготное пенсионное обеспечение;
- Список N 2 производств, цехов, профессий и должностей с тяжелыми условиями труда, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах, утвержденный постановлением Совета Министров СССР от 22 августа 1956 года N 1173 "Об утверждении списков производств, цехов, профессий и должностей, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах" - для учета периодов выполнения соответствующих работ, имевших место до 01 января 1992 года.
Согласно пункту 3 Постановления от 16 июля 2014 года N 665 исчисление периодов работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии со статьями 30 и 31 Федерального закона "О страховых пенсиях", осуществляется с применением Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 года N 516.
Пунктом 4 Правил установлено, что в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено настоящими Правилами или иными нормативными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Согласно пункту 2 Порядка подтверждения периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, являющегося приложением к Приказу Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 31 марта 2011 года N 258н подлежат подтверждению периоды работы с тяжелыми условиями труда.
В силу пункта 3 указанного Порядка периоды работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, подтверждаются:
до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 01 апреля 1996 года N 27-ФЗ
"Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" - документами, выдаваемыми работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами;
после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 01 апреля 1996 года N 27-ФЗ
"Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" - на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.
В соответствии со Списком N 2, утвержденным Постановлением Совета Министров СССР от 22 августа 1956 года N 1173, разделом XIV "Электростанции, энергопоезда, паросиловое хозяйство для производственных целей" право на досрочное пенсионное обеспечение имеют слесари и электромонтеры дежурные, слесари и электромонтеры по ремонту и обслуживанию оборудования и автоматики в цехах: котельных, машинных (теплосиловых), топливоподачи и пылеприготовления.
Списком N 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда, утвержденным Постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 года N10 (Раздел XIII "Электростанции, энергопоезда, паросиловое хозяйство"), предусмотрены слесари, электромонтеры, электрослесари всех наименований, занятые на обслуживании, ремонте котельного, турбинного (парогазотурбинного) оборудования, оборудования пылеприготовления и обеспечивающих его работы средств измерений и автоматики
(позиция 2140000а-18455).
Постановлением Минтруда РФ от 25 февраля 1994 года N 18
"Об утверждении разъяснения "О порядке применения Списков N 1 и 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на льготное пенсионное обеспечение, утвержденных постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 года N 10, и дополнений к этим Спискам, утвержденных постановлением Кабинета Министров СССР от
9 августа 1991 года N 591 установлено, что по Списку N 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей с вредными условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях, пенсии следует назначать слесарям, электромонтерам, электрослесарям всех наименований, занятым на обслуживании и ремонте оборудования топливоподачи при условии использования твердого топлива, а также средств измерений и автоматики, обеспечивающих работу этого оборудования (позиция 2140000а -18455).
Таким образом, возможность льготного пенсионного обеспечения для поименованных в позиции 2140000а-18455 раздела XIII Списка N 2 работников, поставлена в зависимость от вида топлива, которое используется при эксплуатации оборудования топливоподачи.
Поскольку суду не представлено доказательств занятости в спорный период в течение полного рабочего дня на выполнении работ с тяжелыми условиями труда, предусмотренных Списком N 2, выводы судов об отказе в удовлетворении исковых требований Саляхова В.С. являются обоснованными.
Мотивы принятия судебных постановлений в полной мере отражены в судебных постановлениях в соответствии с требованиями, предъявляемыми к ним процессуальным законом, не согласиться с ними судебная коллегия оснований не находит.
Доводы кассационной жалобы о том, что отсутствие в архивных справках подтверждений работы истца в котельных, использующих для работы твердое топливо, не может являться основанием для отказа в отнесении данных работ к особым условиям труда, не могут служить основанием для отмены принятого решения, поскольку в специальный стаж подлежат включению только подтвержденные соответствующими документами периоды работы, которые определены в качестве работ в тяжелых условиях.
Доводы кассационной жалобы о том, что цех централизованного ремонта создавался для ремонта и обслуживания всего оборудования ТЭЦ не могут быть приняты во внимание, поскольку доказательств того, сколько времени в течение рабочего дня истец был занят на обслуживании, ремонте котельного, турбинного (парогазотурбинного) оборудования, оборудования пылеприготовления, не представлено.
Доводы жалобы истца о том, что судом дана неверная оценка представленным доказательствам не могут быть приняты во внимание, поскольку в силу части 3 статьи 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены либо были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанции, предрешать вопросы о достоверности или недостоверности того или иного доказательства, преимуществе одних доказательств перед другими и определять, какое судебное постановление должно быть принято при новом рассмотрении дела. Дополнительные доказательства судом кассационной инстанции не принимаются.
В соответствии с частью 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении, если иное не предусмотрено Гражданским процессуальным кодексом Российской Федерации.
Доводы кассационной жалобы о неправильном применении судами норм материального права, неправильной оценке обстоятельств дела являются необоснованными, сводятся к несогласию с принятыми судом судебными постановлениями, не влекут отмены или изменения решения и апелляционного определения.
При таких данных судебная коллегия не находит предусмотренных
статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации оснований для отмены обжалуемых судебных актов по доводам кассационной жалобы заявителя.
Руководствуясь статьями 379.6, 379.7, 390 и 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Янаульского районного суда Республики Башкортостан от
01 декабря 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Башкортостан от 19 мая 2022 года оставить без изменения, кассационную жалобу Саляхова В.С. - без удовлетворения.
Председательствующий О.В.Юрова
Судьи А.Д.Кириченко
Л.В.Арзамасова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.