Судебная коллегия по гражданским делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Ившиной Т. В, судей Бросовой Н.В, Трух Е.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Государственного учреждения - Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Самарской области на апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Самарского областного суда от 31 мая 2022 г. по гражданскому делу N 2- 4481/2021 по иску ФИО1 к Государственному учреждению - Отделению Пенсионного фонда Российской Федерации по Самарской области о включении периодов работы в специальный страховой стаж, назначении досрочной страховой пенсии.
Заслушав доклад судьи Ившиной Т.В, объяснения ФИО1, её представителя Ганиевой Ю.А, возражавших по доводам жалобы, судебная коллегия
установила:
ФИО1 обратилась в суд с вышеназванным иском к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в Октябрьском и Советском районах г.о. Самары, ссылаясь на то, что она обратилась к ответчику с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях". Решением пенсионного органа от 12 июля 2021 года N 311-02 ей отказано в назначении досрочной страховой пенсии по старости по причине отсутствия требуемого специального стажа 6 лет для женщин, достигших 52 лет, поскольку в специальный стаж её работы не засчитываются следующие периоды: со 02 декабря 2002 года по 22 декабря 2004 года - в должности санитарки (кабинет озокеритопарафинолечения) 3-го психоневрологического отделения ММУ "Городская детская больница восстановительного лечения"; с 23 декабря 2004г. по 08 января 2008 года - в должности санитарки (кабинет озокеритопарафинолечения) 3-го психоневрологического отделения ММУ "ГДБ N 2"; с 09 января 2008 г. по 05 ноября 2012 года - в должности санитарки (озокеритопарафинолечение) в 3 неврологическом отделении для детей центральной нервной системы и нарушением психики в Управлении здравоохранения администрации г.о. Самара ГДБ N 2. Полагает, что данный отказ является незаконным и необоснованным.
Уточнив исковые требования, ФИО1 просила обязать ответчика Государственное учреждение - Отделение Пенсионного фонда в Российской Федерации по Самарской области включить указанные периоды работы в специальный стаж работы, дающий право на назначении досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 30 Федерального закона 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях"; назначить страховую пенсию по старости в соответствии с п. 2 ч.1 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" со 02 июля 2021 г. - момента достижения возраста 53 лет.
Определением суда от 16 ноября 2021 г. произведена замена ответчика Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Октябрьском и Советском районах г.о. Самары на правопреемника Государственное учреждение - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Самарской области (далее - ОПФ РФ по Самарской области).
Решением Октябрьского районного суда г. Самары от 07 декабря 2021 года исковые требования ФИО1 оставлены без удовлетворения.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Самарского областного суда от 31 мая 2022 г. данное решение отменено в части.
В указанной части постановлено новое решение, которым исковые требования ФИО1 удовлетворены частично.
Постановлено: "Обязать Государственное учреждение - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации в Самарской области включить периоды работы ФИО1: со 02 декабря 2002 года по 22 декабря 2004 года - в должности санитарки (кабинет озокеритопарафинолечения) 3-го психоневрологического отделения ММУ "Городская детская больница восстановительного лечения"; с 23 декабря 2004 года по 08 января 2008 года - в должности санитарки (кабинет озокеритопарафинолечения) 3-го психоневрологического отделения ММУ "ГДЕ N 2"; за исключением периодов отпуска без сохранения заработной платы: с 04 января 2003 года по 05 января 2003 года; с 08 января 2003 года по 10 января 2003 года; с 05 мая 2004 года по 07 мая 2004 года; 30 марта 2007 года, в специальный стаж работы, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" и назначить страховую пенсию по старости со 02 июля 2021 г. В удовлетворении остальных требований отказать.".
В кассационной жалобе заявитель, ссылаясь на неправильное применение норм материального права, несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела, просит отменить апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Самарского областного суда по гражданскому делу от 31 мая 2022 г, оставить в силе решение Октябрьского районного суда г. Самары от 07 декабря 2021г.
Иные лица, участвующие в деле, в заседание судебной коллегии не явились, извещались надлежащим образом и своевременно.
Руководствуясь положениями ч. 5 ст. 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия признала возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, проверив законность и обоснованность принятого по делу апелляционного определения, в соответствии с частью 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в пределах доводов жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400- ФЗ "О страховых пенсиях" страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30, женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали на работах с тяжелыми условиями труда не менее 10 лет и имеют страховой стаж не менее 20 лет. В случае, если указанные лица проработали на перечисленных работах не менее половины установленного срока и имеют требуемую продолжительность страхового стажа, страховая пенсия им назначается с уменьшением возраста, предусмотренного статьей 8 настоящего Федерального закона по состоянию на 31 декабря 2018 года, на один год за каждые 2 года такой работы.
В силу части 2 этой же статьи списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
В целях реализации положений статей 30 и 31 Федерального закона N 400-ФЗ Правительством Российской Федерации принято постановление от 16 июля 2014 N 665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение".
Указанным постановлением в п/п. "б" п.1 установлено, что при определении стажа на соответствующих видах работ в целях досрочного пенсионного обеспечения в соответствии со статьей 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, работавшим на работах с тяжелыми условиями труда, применяется Список N 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях, утвержденный постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 г. N 10 "Об утверждении списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на льготное пенсионное обеспечение", в котором, в разделе XXIV "Учреждения здравоохранения и социального обеспечения" поименованы работники, непосредственно обслуживающие больных в психиатрических (психоневрологических) лечебно - профилактических учреждениях и отделениях домов ребенка: младший медицинский персонал; средний медицинский персонал.
В соответствии с п. 4 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 г. N 516, в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено настоящими Правилами или иными нормативными правовыми актами, то есть выполнением работы, предусмотренной соответствующим Списком, не менее 80% рабочего времени в соответствии с п. 5 разъяснений Министерства труда Российской Федерации от 22 мая 1996 года N 5.
В соответствии с Указанием Министерства социальной защиты населения Российской федерации от 26 апреля 1993 года N 1-31-У "О порядке применения раздела XXIV Списка N 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на льготное пенсионное обеспечение, о льготном пенсионном обеспечении работников, занятых в производстве синтетических моющих средств" непосредственное обслуживание больных это работа, выполнение которой осуществляется в условиях контакта медицинского работника и пациента. В соответствии с действующим пенсионным законодательством правом на пенсию на льготных условиях имеют работники, занятые выполнением работ по непосредственному обслуживанию больных в течение полного рабочего дня (не менее 80% рабочего времени).
Согласно Приложению 1 к данному указанию к видам деятельности младшего медицинского персонала, относящимся к непосредственному обслуживанию больных в лечебно - профилактических учреждениях, отделениях, кабинетах, вошедших в раздел XXIV Списка N 2 от 26 января 1991 г. относится, в том числе санитарная обработка (мытье) больных, смена нательного и постельного белья; санитарно - гигиеническая обработка ванной, мытье посуды, инструментария, инвентаря, карманных плевательниц и т.д.; раздача пищи, индивидуальное кормление больных; уход за больными, уборка палат и вспомогательных помещений в отделении.
Судом установлено и материалами дела подтверждается, что 03 июня 2021 года ФИО1 обратилась в Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Октябрьском и Советском районах г.о. Самары с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ.
Решением Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда в Российской Федерации в Октябрьском и Советском районах г.о. Самары от 12 июля 2021 года за N 311-02 ФИО1 отказано в назначении досрочной страховой пенсии по старости, в связи с отсутствием требуемого специального стажа работы.
При определении права на досрочную страховую пенсию по старости ответчиком не засчитаны в специальный стаж истца периоды работы: со 02 декабря 2002 года по 22 декабря 2004 года - в должности санитарки (кабинета озокеритопарафинолечения) в 3 отделении совместного пребывания матери и ребенка психоневрологического профиля ММУ "Городской детской больнице восстановительного лечения" (реорганизовано в ММУ " Городская детская больница N 2"); с 23 декабря 2004 года по 08 января 2008 года - в должности санитарки (озокеритопарафинолечения) в 3 отделении совместного пребывания матери и ребенка психоневрологического профиля в ММУ "Городская детская больница N2" (переименована ГБУЗ СО "Самарская городская детская больница N2"), так как документально не подтверждены психоневрологический профиль лечебно - профилактического учреждения и постоянная полная занятость санитарки непосредственно на обслуживании больных не менее 80 % рабочего времени. Справка, уточняющая особый характер труда N 131 от 28 июня 2019 года, выданная ГБУЗ СО "Самарской городской детской больницей N 2", отозвана работодателем. Согласно сводной ведомости результатов проведения специальной оценки условий труда ГБУЗ Самарской области "Самарская городская детская больница N 2" от 09 июня 2021 года индивидуальный номер рабочего места N 59 - санитарка - льготного пенсионного обеспечения не имеется. Должностной инструкцией истца не подтверждается занятость санитарки более 80 % на работах с тяжелыми условиями труда.
Согласно выписке из индивидуального лицевого счёта истца сведения за данные периоды представлены работодателем без указания кода льготной работы.
На запрос суда ГБУЗ СО "СГДБ N 2" сообщило о невозможности представления исторической справки, устава, копии штатного расписания за 2009 - 2012 гг. в отношении данного учреждения, в связи с отсутствием данных документов в архиве.
По сведениям трудовой книжки ФИО1 "25-10-2004г. - Муниципальные медицинские учреждения "Городская детская больница восстановительного лечения" и Детский санаторий "Светлячок" реорганизованы в форме слияния в Муниципальное медицинское учреждение "Городская больница N 2" г. Самары - Приказ N 187 от 25-10-2004г. УЗА г. Самары. Утверждено штатное расписание - Приказ N 76 от 23 декабря 2004 г.". ФИО1 в период со 02 декабря 2002 года по 22 декабря 2004 года занимала должность санитарки (кабинет озокеритопарафинолечения) 3-го психоневрологического отделения ММУ "Городская детская больница восстановительного лечения"; в период с 23 декабря 2004 г. по 08 января 2008 года занимала должность санитарки (кабинет озокеритопарафинолечения) 3-го психоневрологического отделения ММУ "ГДБ N 2".
Согласно представленным в материалы дела штатному расписанию ММУ "Городская детская больница восстановительного лечения" по состоянию на 01 января 2003 г, штатному расписанию ММУ "Городская детская больница восстановительного лечения" по состоянию на 05 января 2004 г. в составе психоневрологического отделения совместного пребывания матери и ребенка данного медицинского учреждения предусмотрена должность санитарки. Штатными расписаниями ММУ "ГДБ N 2" по состоянию на 01 января 2005 г, по состоянию на 01 января 2007 г. подтверждается, что в составе психоневрологического отделения данного медицинского учреждения совместного пребывания матери и ребенка предусмотрена должность санитарки.
Из должностной инструкции санитарки (озокеритопарафинолечения) от 10 января 2006 г. N 31 следует, что в соответствии с должностными обязанностями она: подготавливает кабинет к приему пациентов: производит ежедневную влажную уборку помещения и оборудования с использованием дезинфицирующих средств, проветривает помещение; приносит и относит на место парафин и озонокерит; получает у сестры-хозяйки постельное белье и производит его смену; выполняет весь комплекс мероприятий по подготовке к проведению тепловых процедур (разогрев и розлив озокерита); производит маркировку уборочного инвентаря, обеспечивает его сохранность.
Справка, уточняющая особый характер труда N 131 от 28 июня 2019 года, выданная ГБУЗ СО "Самарской городской детской больницей N 2", отозвана работодателем. Основанием для отзыва справки явился акт Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Октябрьском и Советском районе г.о. Самара о результатах документальной проверки специального страхового стажа, содержащий рекомендацию страхователю об отзыве справки от 28 июня 2019 N 131, уточняющей занятость ФИО1 на работах с тяжелыми условиями труда по Списку N 2 как необоснованно выданной, поскольку не подтверждены психоневрологический профиль лечебно - диагностического учреждения и постоянная полная занятость санитарки непосредственно на обслуживании больных менее 80 % рабочего времени.
Разрешая спор, суд исходил из того, что в ходе рассмотрения дела работодателем особый характер труда истца в спорные периоды не подтвержден.
Суд апелляционной инстанции, отменяя решение суда первой инстанции в части отказа в удовлетворении исковых требований о включении в стаж истца, дающий право на досрочное пенсионное обеспечение периодов: со 02 декабря 2002 года по 22 декабря 2004 года, с 23 декабря 2004г. по 08 января 2008 года и возлагая на пенсионный орган обязанность зачесть данные периоды в специальный стаж, исходил из того, что психоневрологический профиль психоневрологических отделений совместного пребывания матери и ребенка ММУ "Городская детская больница восстановительного лечения", ММУ "ГДБ N 2" для досрочного назначения пенсии по п. 2 ч. 1 ст. 30 Федерального закона N 400-ФЗ подтверждается разъяснениями Министерства труда и занятости населения Российской Федерации, данными в письме от 28 сентября 1992 г. N 1910-РБ "О льготном пенсионном обеспечении", приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 11 января 1993 г. N 6 "О некоторых вопросах деятельности психиатрической службы", собранными по делу доказательствами, в связи с чем, по мнению суда апелляционной инстанции, средний медицинский персонал, младший медицинский персонал указанных психоневрологических отделений, осуществляющий непосредственное обслуживание больных, относится к указанным в Списке N 2 от 26 января 1991 г. работникам, имеющим право на досрочное назначение пенсии по п. 2 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ.
При таких обстоятельствах суд апелляционной инстанции признал ошибочными выводы суда первой инстанции, основанными на акте ГУ-УПФ РФ в Октябрьском и Советском районе г.о. Самара от 28 июня 2019 N 131, содержащем рекомендацию страхователю об отзыве справки, и на отзыве такой справке в силу данных рекомендаций работодателем 07 октября 2020.
Приняв во внимание предусмотренный должностной инструкцией перечень должностных обязанностей, которые выполняла ФИО1 в спорный период на должности санитарки (кабинет озокеритопарафинолечения), суд второй инстанции пришёл к выводу о том, что выполняемая истцом деятельность в спорный период относится к непосредственному обслуживанию больных психоневрологических отделениях ММУ "Городская детская больница восстановительного лечения", ММУ "ГДБ N 2".
Также суд учёл, что в спорный период работодатель истца на индивидуальном лицевой счете застрахованного лица ФИО1 указывал код особых условий труда, однако откорректировал его по результатам проведенной пенсионным органом проверки, что также буквально следует из акта.
В связи с чем суд апелляционной инстанции указал, что работодатель ММУ "Городская детская больница восстановительного лечения", ММУ "ГДБ N 2" признавал за истцом льготный характер работы, и сам по себе факт проведения ответчиком документарной проверки, при которой архивные документы, обосновывающие льготный стаж, не сохранились, не может ущемлять права истца на досрочное пенсионное обеспечение.
Суд апелляционной инстанции, разрешая спор, принял во внимание, что в спорный период ФИО1, в связи с работой с вредными условиями труда получала доплату за вредные условия труда в размере 25 - 30 %, которая входила в ФОТ, и имела дополнительный оплачиваемый отпуск продолжительность 34 календарных дня.
Оценив доказательства по делу в соответствии с требованиями статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что факт полной занятости истца в периоды со 02 декабря 2002 года по 22 декабря 2004 года, с 23 декабря 2004 года по 08 января 2008 года, на работах, дающих право на назначение досрочной страховой пенсии по пункту 2 части 1 статьи 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" подтверждается.
Установив, что с учётом включения в специальный стаж ФИО1 по Списку N 2 периодов работы: - с 02 декабря 2002 по 22 декабря 2004; с 23 декабря 2004 по 08 января 2008, специальный стаж истца по Списку N 2 составит 5 лет 1 месяц 7 дней; страховой стаж 27 лет 1 месяц 10 дней (на дату возникновения права); величина индивидуального пенсионного коэффициента (ИПК) - 23, 470, суд возложил на пенсионный орган обязанность назначить истцу досрочную страховую пенсию по старости с даты достижения ею возраста 53 лет, со 02 июля 2021 г.
Судебная коллегия по гражданским делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции соглашается с выводами суда апелляционной инстанции.
В соответствии с частью 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Суд апелляционной инстанции правильно применил нормы материального права, не допустил нарушений норм процессуального права, надлежащим образом оценил собранные по делу доказательства, правильно установилпо делу юридически значимые обстоятельства.
Доводы жалобы заявителя о том, что представленными в дело доказательствами не подтверждается обоснованность заявленных требований, направлены на переоценку собранных по делу доказательств и установление по делу иных обстоятельств, между тем, в силу части 3 статьи 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены либо были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанции, предрешать вопросы о достоверности или недостоверности того или иного доказательства, преимуществе одних доказательств перед другими и определять, какое судебное постановление должно быть принято при новом рассмотрении дела. Дополнительные доказательства судом кассационной инстанции не принимаются.
Оснований для отмены апелляционного определения по доводам жалобы судебная коллегия не усматривает.
Судебная коллегия по гражданским делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции, руководствуясь статьями 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, определила:
апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Самарского областного суда от 31 мая 2022 г. оставить без изменения, кассационную жалобу Государственного учреждения - Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Самарской области - без удовлетворения.
Председательствующий Т.В. Ившина
Судьи Н.В. Бросова
Е.В. Трух
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.