Судебная коллегия по гражданским делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Непопалова Г.Г, судей Ившиной Т.В, Трух Е.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу ФИО3 на решение Сарапульского городского суда Удмуртской Республики от 21 января 2022 г, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Удмуртской Республики от 18 мая 2022 г. по гражданскому делу N 2-18/2022 по иску ФИО3 к Государственному учреждению - Отделению Пенсионного фонда Российской Федерации по Удмуртской Республике, БУЗ УР "Сарапульский районный санаторий для детей "Рябинушка" Министерства Здравоохранения Удмуртской Республики" о защите пенсионных прав.
Заслушав доклад судьи Ившиной Т.В, судебная коллегия
установила:
ФИО3 обратилась в суд с вышеназванным иском, ссылаясь на то, что 14 июля 2020 года она обратилась за досрочным назначением страховой пенсии по старости как педагогический работник, отработавший в учреждениях для детей не менее 25 лет. Однако, Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Сарапуле Удмуртской Республики (межрайонное) вынесло решение об отказе в назначении пенсии N254018/20 от 24 июля 2020 года.
Уточнив исковые требования, ФИО3 окончательно просила:
1. Признать действия БУЗ "Сарапульский районный санаторий для детей "Рябинушка" МЗ УР по сдаче сведений индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования в лицевой счет застрахованного лица - ФИО3, по периоду работы с 05 февраля 1991 г. по 28 февраля 1993 г, с 01 июня 1996 г. по 30 сентября 1999 г. и с 01 января 2003 г. по 28 июля 2019 г. без отражения кода льготы, дающего право на досрочное назначение страховой пенсии по старости незаконными;
2. Признать незаконными действия Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Сарапуле Удмуртской Республики (межрайонного), отраженные в письме N14-09/К-161 от 21 июня 2021 г, по:
- не проведению проверки полноты и достоверности сведений индивидуального (персонифицированного) учета и внесению уточнений (дополнений) в лицевой счет ФИО3, представленных страхователем:
- по непринятию решения о корректировке сведений индивидуального (персонифицированного) учета и внесению уточнений (дополнений) в лицевой счет ФИО3;
- не направлению страхователю уведомления о необходимости корректировки сведений индивидуального (персонифицированного) учета и внесению уточнений (дополнений) в лицевой счет ФИО3
по периоду работы ФИО3 с 05 февраля 1991 г. по 28 февраля 1993 г, с 01 июня 1996 г. по 30 сентября 1999 г. и с 01 января 2003 г. по 28 июля 2019 г.
3. Обязать Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Сарапуле Удмуртской Республики (межрайонное):
- принять решение о корректировке сведений индивидуального (персонифицированного) учета и внесению уточнений (дополнений) в лицевой счет ФИО3
- направить страхователю уведомления о необходимости корректировки сведений индивидуального (персонифицированного) учета и внесению уточнений (дополнений) в лицевой счет ФИО3 по периоду работы с 05 февраля 1991 г. по 28 февраля 1993 г, с 01 июня 1996 г. по 30 сентября 1999 г. и с 01 января 2003 г. по 28 июля 2019 г.;
4. Обязать БУЗ "Сарапульский районный санаторий для детей "Рябинушка" Министерства здравоохранения Удмуртской Республики" произвести сдачу корректирующих сведений индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования по лицевому счету застрахованного лица - ФИО3, с отражением кода льготы по периоду работы с 05 февраля 1991 г. по 28 февраля 1993 г, с 01 июня 1996 г. по 30 сентября 1999 г. и с 01 января 2003 г. по 28 июля 2019 г, указывающего на досрочное назначение страховой пенсии по старости;
5. Признать решение Управления Пенсионного фонда РФ (государственного учреждения) в г. Сарапуле (межрайонного) Удмуртской Республики N 254018/20 от 24 июля 2020 г. об отказе в досрочном назначении страховой пенсии по старости ФИО3 незаконным;
6. Обязать Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г. Сарапуле (межрайонное) Удмуртской Республики включить в педагогический стаж работы, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости ФИО3 следующие периоды работы:
с 05 февраля 1991 г. по 28 февраля 1993 г, с 01 июня 1996 г. по 30 сентября 1999 г. и с 01 января 2003 г. по 28 июля 2019 г.
7. Обязать Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г. Сарапуле (межрайонное) Удмуртской Республики досрочно назначить страховую пенсии по старости ФИО3 с момента возникновения права;
8. Взыскать с Управления Пенсионного фонда РФ (государственного учреждения) в г. Сарапуле (межрайонного) Удмуртской Республики пользу ФИО3 300 рублей в счёт оплаты государственной пошлины и 25000 рублей на оплату услуг представителя.
Определением суда от 23 июня 2021 года к участию в деле в качестве соответчика привлечено Бюджетное учреждение здравоохранения Удмуртской Республики "Сарапульский районный санаторий для детей "Рябинушка" Министерства здравоохранения Удмуртской Республики"
Определением суда от 15 октября 2021 года произведена замена ответчика Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Сарапуле Удмуртской Республики на Государственное учреждение - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Удмуртской Республике (пенсионный орган).
Решением Сарапульского городского суда Удмуртской Республики от 21 января 2022 г, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Удмуртской Республики от 18 мая 2022 г, в удовлетворении заявленных требований ФИО3 отказано.
В кассационной жалобе ФИО3, ссылаясь на незаконность и необоснованность выводов судов, просит отменить решение Сарапульского городского суда Удмуртской Республики от 21 января 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Удмуртской Республики от 18 мая 2022 года, удовлетворив исковые требования в полном объёме.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом уведомлялись судом кассационной инстанции о месте и времени рассмотрения дела, в судебное заседание суда кассационной инстанции не явились.
В соответствии с частью 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено в отсутствие не явившихся лиц.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, проверив законность и обоснованность принятых по делу решения, апелляционного определения, в соответствии с частью 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, в пределах доводов жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с пунктом 19 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 следующим лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста с применением положений части 1.1 настоящей статьи.
Согласно части 2 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
В подпункте "м" пункта 1 постановления Правительства РФ от 16 июля 2014 N 665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение" указано, что при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей:
список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. N 781 "О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", и об утверждении правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации";
Список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 г. N 1067 "Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей", с применением положений абзаца третьего пункта 3 указанного постановления - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 ноября 1999 г. по 31 декабря 2001 г. включительно;
Список профессий и должностей работников народного образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет по правилам статьи 80 Закона РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР", утвержденный постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 г. N 463 "Об утверждении Списка профессий и должностей работников образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет", с применением положений пункта 2 указанного постановления - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 января 1992 г. по 31 октября 1999 г. включительно;
Перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет (приложение к постановлению Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 г. N 1397 "О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства"), - для учета периодов педагогической деятельности, имевшей место до 1 января 1992 г.
В Перечне, утвержденном Постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года N N 1397 указаны учителя, педагоги-воспитатели, логопеды и сурдопедагоги санаторных, санаторно-лесных и лесных школ, школ и учебных групп при детских санаториях.
Списком, утвержденным Постановлением Совета Министров РСФСР от 06 сентября 1991 года N 463 и Списком, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 22 сентября 1999 года N 1067 наименование учреждения "санаторий" не предусмотрено.
В Списке, утвержденном постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года N 781 поименованы воспитатели учреждений здравоохранения: "детских санаториев всех наименований: для лечения туберкулеза всех форм, для больных с последствиями полиомиелита, для гематологических больных, для лечения больных с нарушениями опорно-двигательного аппарата, для больных ревматизмом, психоневрологические (пункт 1.14), Судом установлено и материалами дела подтверждается, что 14 июля 2020 года ФИО3 обратилась в пенсионный орган с заявлением о досрочном назначении страховой пенсии по старости.
Решением Управления от 24 июля 2020 года N 254018/20 в назначении досрочной страховой пенсии по старости ФИО3 отказано в связи с наличием специального педагогического стажа - 03 года 04 месяцев 27 дней, вместо требуемых 25 лет.
При этом, пенсионным органом не были включены в специальный стаж истца периоды работы с 05 февраля 1991 по 28 июля 2019 в качестве воспитателя БУЗ УР "Сарапульский районный санаторий для детей "Рябинушка", поскольку наименование учреждения "санаторий" не предусмотрено Списками должностей и учреждений, дающих право на досрочное пенсионное обеспечение.
По сведениям, содержащимся в трудовой книжке, ФИО3
05 февраля 1991 года принята воспитателем в Сарапульский детский санаторий N1. Санаторий переименован в БУЗ УР "Сарапульский районный санаторий для детей "Рябинушка" МЗ УР". 28 июля 2019 года трудовой договор расторгнут по инициативе работника (приказ N72-лс от 25 июля 2019).
ФИО3 поставлена на учет в системе обязательного пенсионного страхования с 11 декабря 1999 года. Работодателем БУЗ УР "Сарапульский районный санаторий для детей "Рябинушка" МЗ УР сведения о работе истца в спорные периоды до и после регистрации в системе обязательного пенсионного страхования представлены без указания кода льгот.
В мае 2021 года ФИО3 обратилась в Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Сарапуле Удмуртской Республики с заявлением о проведении полноты и достоверности сведений, представленных страхователем по периоду её работы с 05 февраля 1991 года по 28 июля 2019 года, в связи с наличием недостоверных сведений осуществить корректировку сведений индивидуального персонифицированного учета с отражением кода льготы, дающего право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, внесение уточнений (дополнений) в лицевом счете путем направления страхователю уведомления о необходимости корректировки сведений и внесения уточнений, осуществления оформления форм документов персонифицированного учета и выполнения процедуры по включению сведений персонифицированного учета и индивидуальный лицевой счет застрахованного лица (т.3 л.д.194).
Указанное обращение ФИО3 сообщением Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Сарапуле Удмуртской Республики (межрайонного) от 21 июня 2021 года оставлено без удовлетворения в связи с отсутствием оснований для проведения корректировки.
Оценив собранные по делу доказательства, в том числе справку о переименовании Республиканского детского санатория N1 г..Сарапула, выданную БУЗ УР "Сарапульский районный санаторий для детей "Рябинушка" МЗ УР", историческую справку БУЗ УР "Сарапульский районный санаторий для детей "Рябинушка" МЗ УР, Устав Сарапульского детского санатория от 14 октября 1992 года, Устав МУЗ "Сарапульский детский санаторий" от 19 апреля 2002 года, Положение о МУЗ "Сарапульский детский санаторий", утвержденное 21 января 2003 года, Положение о МУЗ "Сарапульский детский санаторий", утвержденное 17 марта 2008 года, Устав МУЗ "Сарапульский детский санаторий от 02 октября 2008 года, Устав МУЗ "Сарапульский детский санаторий", согласованный 14 октября 2009 года, Устав МБУЗ "Сарапульский детский санаторий "Рябинушка" от 24 октября 2011 года, Устав БУЗ УР "Сарапульский районный санаторий для детей "Рябинушка" МЗ УР, утвержденный 10 декабря 2013 года, Положение о БУЗ УР "Сарапульский РСД "Рябинушка" МЗ УР", утвержденное 12 марта 2014 года, Устав БУЗ УР "Сарапульский районный санаторий для детей "Рябинушка" МЗ УР, утвержденный 05 октября 2018 года, лицензии: В 888130, регистрационный номер 750 от 12 ноября 1998 года, Д 054941, регистрационный номер 97 от 30 октября 2003 года, ЛО-18 N 0000441, регистрационный номер ЛО-18-01-000143 от 14 ноября 2008 года, ЛО-18 N 0005201, регистрационный номер ЛО-18-01-001412 от 13 мая 2014 года, штатные расписания санатория на 1995 - 2008 годы, на 01 января 2009 года, на 01 января 2010 года, на 01 января 2011 года, на 01 января 2012, на 01 января 2013 года, на 01 января 2014, на 01 января 2015 года, на 01 января 2016 года, 01 января 2017 года, 01 января 2018 года, ведомости замены должностей, отчёты работы санатория, отчёт о внедрении новых методов лечения, перечни медицинских противопоказаний для санаторно-курортного лечения в БУЗ УР "Сарапульский РСД "Рябинушка" МЗ УР, утвержденные 08 сентября 2015 года и 08 октября 2018 года, сведения статистических отчетов формы
N 30 БУЗ УР "Сарапульский РСД "Рябинушка" за период 2014-2020 годов, отчеты формы N 30 за 2017, 2018, 2019 годы, выкопировку из государственного реестра курортного фонда, согласно которому профиль БУЗ УР "Сарапульский районный санаторий для детей "Рябинушка" обозначен как "Основные заболевания(10), болезни органов дыхания, сообщение Министерства здравоохранения Удмуртской Республики от 10 декабря 2021 года, суд отказал в удовлетворении заявленных требований, указав, что ФИО3 не представлено доказательств, что работая в должности воспитателя, она осуществляла педагогическую деятельность в отношении детей с заболеваниями определенного профиля или нескольких профилей, указанных в Списке N 781, в связи с чем у работодателя и пенсионного органа отсутствовали основания для включения периодов: с 05 февраля 1991 г..по 28 февраля 1993 г, с 01 июня 1996 г..по 30 сентября 1999 г..и с 01 января 2003 г..по 28 июля 2019 г..в страховой стаж истца, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости.
Суд учёл, что согласно уставным документам с 1992 года профиль санатория пульмонологический, доказательства иного профиля санатория в спорные периоды до 14 октября 1992 года - даты регистрации устава санатория, суду не представлены. В Уставе санатория 2002 года указания на профиль санатория отсутствуют, однако в Положении о санатории 2003 года, Положении о санатории 2008 года профиль санатория обозначен как пульмонологический. В уставах санатория 2008, 2009, 2011, 2013 года профиль санатория не указан, хотя в уставе 2013 года неврология указана в числе основных видов деятельности, вместе с тем в Положении о санатории 2014 года содержится указание на соматический профиль санатория. Санаторию с 14 ноября 2008 года разрешено осуществление медицинской деятельности по неврологии, т.е. с 14 ноября 2008 года санаторий мог осуществлять деятельность по неврологии, вместе с тем сведения об изменении характера деятельности санатория после 14 ноября 2008 года, введения нового профиля, отсутствуют. Наряду с этим согласно отчетам о работе санатория за период 1993 года - 2014 профиль санаторий обозначен как однопрофильный с пульмонологическим профилем.
Также суд установил, что начиная с 2014 года санаторий обозначается в отчетах как многопрофильный, при этом конкретные профили деятельности санатория в уставных документах после 2015 года не определялись, при этом согласно сведениям статотчетов санатория за 2017-2019 годы количество коек в санатории в сравнении с предыдущими периодами не изменилось, при этом все койки обозначены как реабилитационные соматические, наряду с этим в составе санатория с 2009 года только одно лечебное отделение - педиатрическое, а в число противопоказаний для приема на лечение в санатории включены противопоказания не характерные для психоневрологических санаториев, и не истец, ни санаторий, как работодатель, не ссылались на изменения характера деятельности истца и санатория в целом.
Приняв во внимание, что удельный вес больных с неврологической патологией незначителен, установленные по делу обстоятельства, суд пришёл к выводу о том, что фактически санаторий не осуществлял деятельность по профилям, перечисленным в п.1.14 Списка, утверждённого постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002г. N 781.
Суд апелляционной инстанции согласился с судом первой инстанции о том, что истец в спорные периоды не осуществляла педагогическую деятельность в учреждении, дающем право на досрочное пенсионное обеспечение в связи с осуществлением педагогической деятельностью.
Отклоняя доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции указал, что сам по себе факт наличия в контингенте больных санатория больных неврологической патологией не свидетельствует о психоневрологическом профиле санатория, поскольку исходя из объяснений представителя санатория, лечение они получали общесоматическое (направленное на укрепление здоровья, профилактику заболеваний). Невролог, как и логопед, оказывали в основном консультативную помощь, что в полной мере согласуется с содержанием отчетов санатория о том, что все дети (т.е. в том числе и не имеющие неврологической патологии) были осмотрены и облечены помимо педиатра (которых в учреждении не менее 4 ставок), но и ЛОРом, неврологом (0, 5 ставки). Также, по мнению суда апелляционной инстанции, суд первой инстанции правомерно указал, что профильное лечение заболеваний опорно-двигательного аппарата в санатории не усматривается ни из уставных, ни из документов о фактической деятельности санатория.
В соответствии с частью 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Судебная коллегия по гражданским делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
Вопреки доводам жалобы нарушений норм материального и процессуального права, судебными инстанциями не допущено, юридически значимые обстоятельства установлены полно и правильно, доказательствам дана правовая оценка в их совокупности в полном соответствии положениям ст. 67 ГПК РФ.
Доводы жалобы о том, что выводы судов не соответствуют представленным и проанализированным судом документам с учётом ответов на запросы Министерства здравоохранения Российской Федерации от 01 июля 2021 г. и Министерства здравоохранения Удмуртской Республики от 05 августа 2021 г, согласно которым усматривается, что лечение проходили дети с неврологическими заболеваниями и заболеваниями опорно-двигательного аппарата, заявленные требования являются обоснованными и подлежащими удовлетворению, что подтверждается проанализированными судом Уставами, Положениями, отчетами санатория по факту оказанных услуг, направлены на иную оценку установленных обстоятельств и имеющихся в деле доказательств, осуществление которой в силу ч. 3 ст. 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации к компетенции кассационного суда общей юрисдикции не относится и основанием для отмены или изменения состоявшихся судебных постановлений не является.
Судебная коллегия по гражданским делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции, руководствуясь статьями 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, определила:
решение Сарапульского городского суда Удмуртской Республики от 21 января 2022 г, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Удмуртской Республики от 18 мая 2022 г. оставить без изменения, кассационную жалобу ФИО3 - без удовлетворения.
Председательствующий Г.Г. Непопалов
Судьи Т.В. Ившина
Е.В. Трух
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.