Заместитель председателя Первого кассационного суда общей юрисдикции Сундуков С.О., рассмотрев жалобу Устиновой ФИО17 на постановление судьи Фрунзенского районного суда г. Саратова от 5 апреля 2022 г. N 5-673/2022, решение судьи Саратовского областного суда от 27 мая 2022 г. N 12-176/2022, вынесенные в отношении Устиновой ФИО16 по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 7.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
УСТАНОВИЛ:
постановлением судьи Фрунзенского районного суда г. Саратова от 5 апреля 2022 г, оставленным без изменения решением судьи Саратовского областного суда от 27 мая 2022 г, Устинова М.К. признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 7.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнута административному наказанию в виде административного штрафа в размере 7 500 рублей.
В жалобе, поданной в Первый кассационный суд общей юрисдикции, Устинова М.К, ставит вопрос об отмене вышеуказанных судебных актов, считая их незаконными, просит производство по делу прекратить.
Изучение материалов дела об административном правонарушении и доводов жалобы в соответствии с частью 1 статьи 30.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, свидетельствует об отсутствии правовых оснований для отмены или изменения состоявшихся по делу об административном правонарушении судебных актов.
В соответствии с частью 1 статьи 7.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях нарушение требований законодательства об охране объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, нарушение режима использования земель в границах территорий объектов культурного наследия либо несоблюдение ограничений, установленных в границах зон охраны объектов культурного наследия, за исключением случаев, предусмотренных частями 2 и 3 этой статьи, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от пятнадцати тысяч до двухсот тысяч рублей; на должностных лиц - от двадцати тысяч до четырехсот тысяч рублей; на юридических лиц - от двухсот тысяч до пяти миллионов рублей.
Отношения в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации регулируются Федеральным законом от 25 июня 2002 г. N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 25 июня 2002 г. N 73-ФЗ).
Согласно части 1 статьи 33 Федерального закона от 25 июня 2002 г. N 73-ФЗ объекты культурного наследия, включенные в реестр, выявленные объекты культурного наследия подлежат государственной охране в целях предотвращения их повреждения, разрушения или уничтожения, изменения облика и интерьера (в случае, если интерьер объекта культурного наследия относится к его предмету охраны), нарушения установленного порядка их использования, незаконного перемещения и предотвращения других действий, могущих причинить вред объектам культурного наследия, а также в целях их защиты от неблагоприятного воздействия окружающей среды и от иных негативных воздействий.
В соответствии с частью 2 статьи 33 Федерального закона от 25 июня 2002 г. N 73-ФЗ государственная охрана объектов культурного наследия включает в себя, в том числе: установление ограничений (обременений) права собственности или иных вещных прав на объект культурного наследия требованиями в отношении объекта культурного наследия, разработанными в соответствии с настоящим Федеральным законом; установление ответственности за повреждение, разрушение или уничтожение объекта культурного наследия, незаконное перемещение объекта культурного наследия, причинение вреда объекту культурного наследия и осуществление действий, повлекших изменение предмета охраны данного объекта культурного наследия; согласование проектной документации, необходимой для проведения работ по сохранению объекта культурного наследия; установку на объектах культурного наследия информационных надписей и обозначений; иные мероприятия государственной охраны объектов культурного наследия, включенных в реестр, выявленных объектов культурного наследия, проведение которых отнесено настоящим Федеральным законом и законами субъектов Российской Федерации к полномочиям соответствующих органов охраны объектов культурного наследия.
Согласно статье 45 Федерального закона от 25 июня 2002 г. N 73-ФЗ работы по сохранению объекта культурного наследия, включенного в реестр, или выявленного объекта культурного наследия проводятся на основании задания на проведение указанных работ, разрешения на проведение указанных работ, выданных органом охраны объектов культурного наследия, указанным в пункте 2 этой статьи, проектной документации на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия, включенного в реестр, или выявленного объекта культурного наследия, согласованной соответствующим органом охраны объектов культурного наследия, указанным в пункте 2 названной статьи, а также при условии осуществления технического, авторского надзора и государственного надзора в области охраны объектов культурного наследия за их проведением (часть 1).
В соответствии со статьей 47.3 Федерального закона от 25 июня 2002 г. N 73-ФЗ, собственник или иной законный правообладатель памятника архитектуры также обязаны осуществлять расходы на содержание объекта культурного наследия и поддержание его в надлежащем техническом, санитарном и противопожарном состоянии.
Как следует из материалов дела об административном правонарушении, 3 февраля 2022 года составлен протокол заместителем начальника отдела государственного надзора и контроля объектов культурного наследия управления по охране объектов культурного наследия Правительства Саратовской области (в настоящее время Комитет культурного наследия Саратовской области, далее по тексту - Комитет) Зайчикиным Е.Н, из которого следует, что в ходе мероприятий по контролю за состоянием объекта культурного наследия регионального значения, был проведен осмотр здания, являющегося объектом культурного наследия местного (муниципального) значения "Дом И.И. Зейферт, 1850-е г..г." по адресу: "адрес". В ходе осмотра установлено, что объект культурного наследия расположенный по адресу: "адрес", представляет собой 4-х этажное кирпичное с металлической кровлей здание. Цоколи и стены здания выполнены из красного кирпича на известковом растворе, оштукатурены и окрашены, имеются многочисленные повреждения в виде разрушения, местами обрушения кирпичной кладки, многочисленные трещины. Перекрытие над 1-м этажом выполнено из керамзитобетона, частично имеется разрушение защитного слоя бетона с оголением арматуры. Перекрытие над 2-м этажом выполнено из монолитного железобетона, часть выполнена из деревянных балок, древесина балок поражена деструктивной гнилью, имеются следы огневого воздействия на балках перекрытия, местами имеется полное обрушение перекрытия. Перекрытие над 3-м этажом выполнено из монолитного железобетона местами деревянным по деревянным балкам. Древесина балок поражена гнилью, местами следы огневого воздействия, повсеместное отсутствие дощатого наката. Часть перекрытия над 3-м этажом полностью разрушена. Кровля данного объекта культурного наследия выполнена из профнастила по деревянной обрешетке.
На момент осмотра, кровельное покрытие полностью отсутствует, в следствии перенесенного воздействия огнем. В соответствии с научно-проектной документацией, изготовленной ООО "Саргорпроект" на основании обследования вышеуказанного объекта культурного наследия местного (муниципального) значения в ноябре-декабре 2014 года, проведение ремонтно-восстановительных работ с восстановлением ремонтно-эксплуатационных свойств здания является незамедлительным. Из заключения ООО "Каркас" выполненного после пожара произошедшего 4 ноября 2021 г..следует, что необходимо выполнить противоаварийные мероприятия для исключения обрушения аварийных конструкций здания. Собственниками помещений, расположеного по адресу: "адрес" являются: Устинова М.К, Малый В.И, Киселева А.Г, Фролов А.В, Мельникова А.И, Сунцов Д.Б, Коновалов С.В, Федорова Т.А, Смирнов В.В, Хамидуллин А.С, Веременко Т.А. У Устиновой М.К. в собственности данного объекта культурного наследия находится помещение общей площадью 27, 1 кв.м, однако, согласно письму комитета по архитектуре администрации муниципального образования "Город Саратов", какой-либо проектной документации, а также заявлений на проведение противоаварийных работ от собственников объекта культурного наследия не поступало.
Приведенные обстоятельства подтверждены собранными по делу доказательствами, которым дана оценка на предмет допустимости, достоверности, достаточности по правилам статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Оценив представленные доказательства всесторонне, полно, объективно, в их совокупности, районный суд при рассмотрении дела пришел к обоснованному выводу о виновности Устиновой М.К. в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 7.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Оснований для иной оценки выводов о виновности и представленных в материалы дела доказательств, подтверждающих установленные обстоятельства, не имеется.
В ходе судебных разбирательств в суде первой и второй инстанций тщательно выяснялись все доводы, выдвинутые в защиту Устиновой М.К, в том числе и приведенные ею в жалобе, поданной в Первый кассационный суд общей о том, что дом по адресу: "адрес", в котором расположена "адрес", принадлежащая Устиновой М.К. на праве собственности, разрушен неустановленными лицами, и является частью объекта культурного наследия местного (муниципального) значения; что Комитетом культурного наследия Саратовской области до настоящего времени не сформированы требования о восстановлении указанного объекта конкретно к Устиновой М.К.; что у неё отсутствует доступ в квартиру, при этом она не отказывается нести солидарную ответственность с другими собственниками, пропорционально своей доли собственности (0, 32% от общей собственности), но другие собственники не хотят договариваться по вопросам ремонта здания; что нет сведений о надлежащем её извещении, о дате и месте составления протокола об административном правонарушении, а самим протоколом не определен состав административного правонарушения в отношении Устиновой М.К.; а также о том, что при рассмотрении дела не учтено, что она имеет онкологическое заболевание и инвалидность II группы, не может содержать все здание и обеспечивать его охрану. Указанным доводам предыдущими судебными инстанциями дана надлежащая оценка, они обоснованно признаны несостоятельными с приведением в судебных актах подробных мотивов такого решения, не согласиться с которыми оснований не имеется.
Ошибочное указание в решении судьи Саратовского областного суда от 27 мая 2022 г. на то, что Устиновой М.К. принадлежит на праве собственности не квартира N N, а нежилое помещение, на квалификацию её действий не влияет.
Ни одно доказательство, юридическая сила которого вызывала сомнение, не было положено в основу тех или иных выводов суда о виновности Устиновой М.К. в совершенном правонарушении.
Вопреки доводам жалобы, не усматривается наличие противоречий или неустранимых сомнений, влияющих на правильность выводов судебных инстанций о доказанности вины Устиновой М.К. в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 7.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В постановлении судьи районного суда по делу об административном правонарушении содержатся все сведения, предусмотренные частью 1 статьи 29.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Дело рассмотрено судьей районного суда в пределах срока давности привлечения к административной ответственности, установленного частью 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и с соблюдением правил подсудности, в соответствии с требованиями статьи 29.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
При назначении Устиновой М.К. административного наказания требования статей 3.1, 3.5, 3.8, 4.1-4.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях судьей районного суда соблюдены, вопреки доводам жалобы наказание назначено в пределах санкции части 1 статьи 7.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, является обоснованным и справедливым.
При рассмотрении жалобы на постановление судьи районного суда дело проверено судьей областного суда в соответствии с частью 3 статьи 30.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, исследованы все представленные в материалы дела доказательства. В решении судьей дана объективная оценка доводам жалобы, решение судьи соответствует требованиям статей 29.10, 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Несогласие заявителя с толкованием судебными инстанциями норм Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и оценкой имеющихся в деле доказательств, применительно к обстоятельствам настоящего дела, не свидетельствует о том, что судами допущены нарушения норм материального права и (или) предусмотренные Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях процессуальные требования.
Обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении, предусмотренных статьей 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, постановил:
постановление судьи Фрунзенского районного суда г. Саратова от 5 апреля 2022 г. N 5-673/2022, решение судьи Саратовского областного суда от 27 мая 2022 г. N 12-176/2022, вынесенные в отношении Устиновой ФИО18 по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 7.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, оставить без изменения, а жалобу Устиновой ФИО19 без удовлетворения.
Заместитель председателя суда С.О. Сундуков
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.