Судья Первого кассационного суда общей юрисдикции Поддымов А.В., рассмотрев жалобу защитника Богдановой Е.Ю, , действующей в интересах товарищества собственников жилья "Советская 3", на вступившие в законную силу постановление мирового судьи судебного участка N 282 Щелковского судебного района Московской области от 15 сентября 2022 года и решение судьи Щелковского городского суда от 13 декабря 2021 года, вынесенные в отношении товарищества собственников жилья "Советская 3" (далее также - ТСЖ "Советская 3", товарищество) по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
УСТАНОВИЛ:
постановлением мирового судьи судебного участка N 282 Щелковского судебного района Московской области от 15 сентября 2022 года, оставленным без изменения решением судьи Щелковского городского суда от 13 декабря 2021 года, ТСЖ "Советская 3" признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 10 000 рублей.
В жалобе, поданной в Первый кассационный суд общей юрисдикции, защитник товарищества Богданова Е.Ю. просит об отмене судебных актов, считая их незаконными, и прекращении производства по делу.
Изучив материалы дела об административном правонарушении и доводы, содержащиеся в жалобе, прихожу к следующим выводам.
В соответствии с частью 1 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (все нормы, цитируемые в настоящем постановлении, приведены в редакции, действующей на момент возникновения обстоятельств, послуживших основанием для привлечения товарищества к административной ответственности) невыполнение в установленный срок законного предписания (постановления, представления, решения) органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор (контроль), муниципальный контроль, об устранении нарушений законодательства влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей.
В силу подпункта 12.4 пункта 12 Положения о Главном управлении Московской области "Государственная жилищная инспекция Московской области", утвержденного постановлением Правительства Московской области от 2 июля 2013 года N 485/27 (далее - Положение), Главное управление Московской области "Государственная жилищная инспекция Московской области" (далее - Госжилинспекция Московской области) организует и проводит плановые и внеплановые документарные и выездные проверки выполнения органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами обязательных требований в соответствии со статьями 9-12 Федерального закона от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" с учетом особенностей организации и проведения плановых и внеплановых проверок, установленных частями 4.1 и 4.2 статьи 20 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Согласно подпункту 14.8 пункта 14 Положения Госжилинспекция Московской области (должностные лица Госжилинспекции Московской области) в целях реализации полномочий имеет право выдавать предписания о прекращении нарушений обязательных требований, об устранении выявленных нарушений, о проведении мероприятий по обеспечению соблюдения обязательных требований, в том числе об устранении в шестимесячный срок со дня направления такого предписания несоответствия устава товарищества собственников жилья, жилищного, жилищно-строительного или иного специализированного потребительского кооператива, внесенных в устав изменений обязательным требованиям.
В соответствии с частью 5 статьи 170 Жилищного кодекса Российской Федерации решение об определении способа формирования фонда капитального ремонта должно быть принято и реализовано собственниками помещений в многоквартирном доме в течение срока, установленного органом государственной власти субъекта Российской Федерации, но не более чем в течение шести месяцев после официального опубликования утвержденной в установленном законом субъекта Российской Федерации порядке региональной программы капитального ремонта, в которую включен многоквартирный дом, в отношении которого решается вопрос о выборе способа формирования его фонда капитального ремонта.
В силу части 1 статьи 172 Жилищного кодекса Российской Федерации владелец специального счета в течение пяти рабочих дней с момента открытия специального счета обязан представить в орган государственного жилищного надзора уведомление о выбранном собственниками помещений в соответствующем многоквартирном доме способе формирования фонда капитального ремонта с приложением копии протокола общего собрания собственников помещений в этом многоквартирном доме о принятии решений, предусмотренных частями 3 и 4 статьи 170 названного Кодекса, справки банка об открытии специального счета, если иное не установлено законом субъекта Российской Федерации.
Согласно статье 3 Закона Московской области от 1 июля 2013 года N 66/2013-ОЗ "Об организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Московской области" (далее - Закон Московской области от 1 июля 2013 года N 66/2013-ОЗ) собственники помещений в многоквартирном доме вправе выбрать один из следующих способов формирования фонда капитального ремонта: 1) перечисление взносов на капитальный ремонт на специальный счет в целях формирования фонда капитального ремонта в виде денежных средств, находящихся на специальном счете (далее - формирование фонда капитального ремонта на специальном счете); 2) перечисление взносов на капитальный ремонт на счет регионального оператора в целях формирования фонда капитального ремонта в виде обязательственных прав собственников помещений в многоквартирном доме в отношении регионального оператора (далее - формирование фонда капитального ремонта на счете регионального оператора) (часть 1). Решение об определении способа формирования фонда капитального ремонта должно быть принято и реализовано собственниками помещений в многоквартирном доме в течение двух месяцев после официального опубликования утвержденной в установленном данным Законом порядке региональной программы, в которую включен многоквартирный дом, в отношении которого решается вопрос о выборе способа формирования его фонда капитального ремонта (часть 2). В случае, если собственники помещений в многоквартирном доме в срок, установленный частью 2 данной статьи, не выбрали способ формирования фонда капитального ремонта или выбранный ими способ не был реализован в установленный частью 2 этой статьи срок, орган местного самоуправления муниципального образования Московской области (далее - орган местного самоуправления Московской области) в течение 10 дней принимает решение о формировании фонда капитального ремонта в отношении такого дома на счете регионального оператора (часть 3).
Решение о прекращении формирования фонда капитального ремонта на счете регионального оператора и формировании фонда капитального ремонта на специальном счете вступает в силу: 1) в соответствии с частью 5 статьи 173 Жилищного кодекса Российской Федерации, за исключением случаев, указанных в пункте 2 данной части; 2) через четыре месяца со дня направления копии протокола общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, которым оформлено это решение, региональному оператору при условии, если такое решение принято до включения многоквартирного дома в краткосрочный план реализации региональной программы или капитальный ремонт в таком доме после утверждения региональной программы не проведен (часть 3.2).
Как усматривается из материалов дела, ТСЖ "Советская 3" (ФИО2 "адрес") осуществляет управление общим имуществом в многоквартирном доме, расположенном по адресу: ФИО2 "адрес".
10 июня 2021 года должностным лицом Госжилинспекции Московской области на основании распоряжения от 18 мая 2021 года N 08ОБ-27552-38-23-2021 проведена внеплановая документарная проверка, по результатам которой установлено, что решением общего собрания членов ТСЖ "Советская 3" от 23 марта 2014 года принято решение об образовании специального фонда товарищества для проведения капитального ремонта общего имущества на специальном счете в банке. Решением общего собрания членов ТСЖ "Советская 3" от 22 марта 2015 года принято решение об утверждении порядка образования и использования специального фонда капитального ремонта товарищества, сроки проведения и перечень услуг, работ по капитальному ремонту общего имущества в соответствии с ежегодными финансовыми планами ТСЖ "Советская 3". Решениями общих собраний ТСЖ "Советская 3" от 23 марта 2014 года, от 22 марта 2015 года, от 5 июля 2016 года, от 1 июля 2017 года, от 30 апреля 2018 года и от 20 июля 2019 года утверждены размеры обязательных платежей (тарифов) на капитальные ремонты общего имущества, утверждены годовые финансовые планы, включающие в себя капитальные ремонты общего имущества многоквартирного дома.
Постановлением Правительства Московской области от 27 декабря 2013 года N 1188/58 утверждена региональная программа Московской области "Проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Московской области, на 2014-2038 годы", в которую включен многоквартирный дом, расположенный по указанному адресу.
Таким образом, обязанность по уплате взносов на капитальный ремонт возникла у собственников помещений в многоквартирном доме по вышеуказанному адресу с 1 мая 2014 года.
Поскольку в срок до 30 апреля 2014 года в Госжилинспекцию Московской области не были представлены документы об избрании собственниками помещений в многоквартирном доме способа формирования капитального ремонта на специальном счете ТСЖ "Советская 3", постановлением администрации городского поселения Щелково Московской области от 10 апреля 2014 года N261 многоквартирный дом, расположенный по названному адресу, был включен в перечень многоквартирных домов, для которых фонд капитального ремонта формируется на счете регионального оператора.
В связи с изложенным в период с 1 мая 2014 года по 18 июня 2019 года взносы на капитальный ремонт указанного многоквартирного дома должны были аккумулироваться на специальном счете регионального оператора.
13 сентября 2018 года ТСЖ "Советская 3" уведомило Госжилинспекцию Московской области об изменении способа формирования фонда капитального ремонта многоквартирного дома - на специальном счете ТСЖ "Советская 3". С учетом положений части 3.2 статьи 3 Закона Московской области от 1 июля 2013 года N 66/2013-ОЗ, решение о прекращении формирования фонда капитального ремонта на счете регионального оператора и формировании фонда капитального ремонта на специальном счете вступило в силу с 18 сентября 2019 года.
Постановлением администрации городского округа Щелково Московской области от 8 апреля 2020 года N 1151 "О формировании фонда капитального ремонта на счете регионального оператора в отношении многоквартирного дома, расположенного по адресу: ФИО2 "адрес", собственники которого не в полном объеме осуществляют взносы в фонд капитального ремонта" (далее - постановление администрации городского округа Щелково от 8 апреля 2020 года N 1151) прекращено формирование фонда капитального ремонта на специальном счете товарищества и постановлено сформировать фонд капитального ремонта на счете регионального оператора.
В связи с изложенным, товариществом сбор денежных средств с собственников жилых помещений на капитальный ремонт общего имущества должен был прекратиться с 8 апреля 2020 года, однако это сделано не было.
10 июня 2021 года Госжилинспекцией Московской области товариществу выдано предписание N 08ОБ-27552-38-23-2021 об устранении указанных нарушений обязательных требований в срок до 12 июля 2021 года, в том числе - 1) сторнировать начисления взносов в фонд капитального ремонта Московской области с 8 апреля 2020 года по настоящее время; 2) произвести перерасчет всем собственникам жилых (228 квартир) и нежилых помещений согласно общей площади принадлежащей им собственности в размере ежемесячных взносов обязательных целевых взносов в 2020 году на капитальный ремонт общего имущества согласно установленного тарифа в размере 09 руб. 07 коп. за 1 кв.м. общей площади жилого/нежилого помещения с момента вступления в силу решения о формировании фонда капитального ремонта на счете регионального оператора с 8 апреля 2020 года по 10 июня 2021 года на основании постановления администрации городского округа Щелково Московской области от 8 апреля 2020 года N 1151.
Однако ТСЖ "Советская 3" пункты 1 и 2 предписания Госжилинспекции Московской области от 10 июня 2021 года N 08ОБ-27552-38-23-2021 в срок до 12 июля 2021 года не исполнены.
Указанные обстоятельства подтверждаются собранными по делу доказательствами, которым дана оценка на предмет допустимости, достоверности и достаточности в соответствии с требованиями статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В соответствии с требованиями статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при рассмотрении дела об административном правонарушении на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства его совершения, предусмотренные статьей 26.1 данного Кодекса.
Деяние товарищества правильно квалифицировано по части 1 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в соответствии с установленными обстоятельствами, нормами названного Кодекса и подлежащего применению законодательства.
Вопреки доводам жалобы предписание Госжилинспекции Московской области является законным и исполнимым. При этом следует отметить, что решением Щелковского городского суда Московской области от 6 декабря 2021 года, вступившим в законную силу 23 марта 2022 года, товариществу отказано в удовлетворении исковых требований о признании указанных пунктов предписания Госжилинспекции Московской области от 10 июня 2021 года N 08ОБ-27552-38-23-2021 незаконными.
Доводы жалобы о незаконности постановления администрации городского округа Щелково Московской области от 8 апреля 2020 года N 1151, является несостоятельными. Следует отметить, что решением Щелковского городского суда Московской области от 28 октября 2020 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Московского областного суда от 10 марта 2021 года и кассационным определением судебной коллегии по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции от 19 октября 2021 года, товариществу отказано в удовлетворении административного искового требования о признании постановления администрации городского округа Щелково Московской области от 8 апреля 2020 года N 1151 незаконным.
Вопреки доводам жалобы имеющиеся в материалах дела доказательства позволяют сделать вывод о том, что товариществом указанное предписание не было исполнено в установленный в нем срок.
Порядок и срок давности привлечения товарищества к административной ответственности не нарушены.
Административное наказание назначено товариществу в минимальном размере, предусмотренном санкцией ч.1 ст.19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Обстоятельств, которые в силу пунктов 2 - 4 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях могли бы повлечь изменение или отмену судебных актов, не установлено.
Руководствуясь статьями 30.13 - 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
постановил:
постановление мирового судьи судебного участка N 282 Щелковского судебного района Московской области от 15 сентября 2022 года и решение судьи Щелковского городского суда от 13 декабря 2021 года, вынесенные в отношении товарищества собственников жилья "Советская 3" по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, оставить без изменения, а жалобу защитника Богдановой Е.Ю, - без удовлетворения.
Судья А.В. Поддымов
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.