Судья Первого кассационного суда общей юрисдикции Полянина О.А., рассмотрев жалобу адвоката Глебовой Т.Г. (далее Глебова Т.Г.), действующей в интересах Гусейнова А.Н.о. (далее Гусейнов А.Н.о.) на вступившие в законную силу постановление судьи Кузнецкого районного суда Пензенской области от 11 февраля 2022 года, решение судьи Пензенского областного суда от 04 марта 2022 года, вынесенные в отношении Гусейнова А.Н.о. по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1.1 статьи 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
УСТАНОВИЛ:
постановлением судьи Кузнецкого районного суда Пензенской области от 11 февраля 2022 года, оставленным без изменения решением судьи Пензенского областного суда от 04 марта 2022 года, Гусейнов А.Н.о. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1.1 статьи 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнут административному наказанию в виде административного штрафа в размере 2 000 рублей с административным выдворением в форме принудительного выдворения за пределы Российской Федерации с помещением в специальный приемник Центра временного содержания иностранных граждан УМВД России по Пензенской области (далее также Центр).
В жалобе, поданной в Первый кассационный суд общей юрисдикции, адвокат Глебова Т.Г, действующая в интересах Гусейнова А.Н.о, просит изменить судебные акты, заменив административное выдворение в форме принудительного выдворения на контролируемый самостоятельный выезд за пределы Российской Федерации.
Изучение материалов истребованного дела об административном правонарушении и доводов жалобы заявителя в соответствии с частью 1 статьи 30.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях позволяет прийти к следующим выводам.
Частью 1.1 статьи 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (все нормы, цитируемые в настоящем постановлении, приведены в редакции, действующей на момент возникновения обстоятельств, послуживших основанием для привлечения Гусейнова А.Н.о. к административной ответственности) предусмотрено, что нарушение иностранным гражданином или лицом без гражданства режима пребывания (проживания) в Российской Федерации, выразившееся в отсутствии документов, подтверждающих право на пребывание (проживание) в Российской Федерации, или в случае утраты таких документов в неподаче заявления об их утрате в соответствующий орган либо в уклонении от выезда из Российской Федерации по истечении определенного срока пребывания, если эти действия не содержат признаков уголовно наказуемого деяния, влечет наложение административного штрафа в размере от двух тысяч до пяти тысяч рублей с административным выдворением за пределы Российской Федерации.
Правовое положение иностранных граждан в Российской Федерации регулируется Федеральным законом от 25 июля 2002 года N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" (далее Федеральный закон от 25 июля 2002 года N 115-ФЗ).
В силу положений статьи 2 Федерального закона от 25 июля 2002 года N 115-ФЗ законно находящимся в Российской Федерации иностранным гражданином признается лицо, имеющее действительные вид на жительство, либо разрешение на временное проживание, либо визу и (или) миграционную карту, либо иные предусмотренные федеральным законом или международным договором Российской Федерации документы, подтверждающие право иностранного гражданина на пребывание (проживание) в Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 1 статьи 5 Федерального закона от 25 июля 2002 года N 115-ФЗ срок временного пребывания в Российской Федерации иностранного гражданина, прибывшего в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, не может превышать девяносто суток суммарно в течение каждого периода в сто восемьдесят суток, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом, а также в случае, если такой срок не продлен в соответствии с настоящим Федеральным законом. При этом непрерывный срок временного пребывания в Российской Федерации указанного иностранного гражданина не может превышать девяносто суток.
Согласно пункту 2 статьи 5 Федерального закона от 25 июля 2002 года N 115-ФЗ временно пребывающий в Российской Федерации иностранный гражданин обязан выехать из Российской Федерации по истечении срока действия его визы или иного срока временного пребывания, установленного настоящим Федеральным законом или международным договором Российской Федерации, за исключением случаев, когда на день истечения указанных сроков ему продлены срок действия визы или срок временного пребывания, либо ему выданы новая виза, или разрешение на временное проживание, или вид на жительство, либо у него приняты заявление и иные документы, необходимые для получения им разрешения на временное проживание в порядке, предусмотренном статьей 6.1 настоящего Федерального закона, либо у него принято заявление о выдаче уведомления о возможности приема в гражданство Российской Федерации иностранного гражданина, признанного носителем русского языка в соответствии со статьей 33.1 Федерального закона от 31 мая 2002 года N 62-ФЗ "О гражданстве Российской Федерации", или заявление о выдаче вида на жительство.
Статьей 25.10 Федерального закона от 15 августа 1996 года N 114-ФЗ "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию" иностранный гражданин или лицо без гражданства, въехавшие на территорию Российской Федерации с нарушением установленных правил, либо не имеющие документов, подтверждающих право на пребывание (проживание) в Российской Федерации, либо утратившие такие документы и не обратившиеся с соответствующим заявлением в территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, либо уклоняющиеся от выезда из Российской Федерации по истечении срока пребывания (проживания) в Российской Федерации, а равно нарушившие правила транзитного проезда через территорию Российской Федерации, являются незаконно находящимися на территории Российской Федерации и несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Из материалов дела об административном правонарушении усматривается, что 09 февраля 2022 года в 17 часов 00 минут по адресу: "адрес" выявлен гражданин Азербайджана Гусейнов А.Н.о, допустивший нарушение режима пребывания иностранных граждан в Российской Федерации, выразившееся в уклонении от выезда из Российской Федерации по истечении срока пребывания (с 24 февраля 2020 года).
Указанные обстоятельства подтверждаются собранными по делу доказательствами, которым дана оценка в соответствии с требованиями статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях с точки зрения их относимости, допустимости, достоверности и достаточности.
В содержании протокола об административном правонарушении от 09 февраля 2022 года Гусейнов А.Н.о. собственноручно указал о согласии с ним (л.д. 3).
Таким образом, действия Гусейнова А.Н.о. образуют объективную сторону состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1.1 статьи 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
При рассмотрении дела об административном правонарушении на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств в соответствии с требованиями статьи 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлены все юридически значимые обстоятельства совершения административного правонарушения.
Доводы жалобы о возможности изменения формы выдворения за пределы Российской Федерации с принудительного выдворения на контролируемый самостоятельный выезд за пределы Российской Федерации, признаются необоснованными.
В соответствии с общими правилами назначения административного наказания, основанными на принципах справедливости, соразмерности и индивидуализации ответственности, административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях. При назначении административного наказания физическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, личность виновного, его имущественное положение, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность (части 1 и 2 статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).
При рассмотрении дела и назначении административного наказания в виде административного штрафа с принудительным административным выдворением за пределы Российской Федерации, судья районного суда исходил из того, что Гусейнов А.Н.о. меры к тому, чтобы узаконить свое нахождение на территории Российской Федерации не принимал.
Из объяснения Гусейнова А.Н.о. следует, что на территории Российской Федерации постоянного места жительства, места работы, близких родственников не имеет (л.д. 4).
Таким образом, основания для назначения Гусейнову А.Н.о. административного наказания в виде административного выдворения за пределы Российской Федерации имелись.
Постановление о привлечении Гусейнова А.Н.о. к административной ответственности вынесено с соблюдением срока давности привлечения к административной ответственности, установленного частью 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях для данной категории дел.
Вместе с тем по результатам рассмотрения настоящей жалобы прихожу к выводу об отмене примененной постановлением судьи районного суда к Гусейнову А.Н.о. меры в виде помещения его в специальный приемник Центра временного содержания иностранных граждан УМВД России по Пензенской области.
Конституционный Суд Российской Федерации неизменно придерживался правовой позиции, в соответствии с которой конституционные гарантии права каждого на свободу и личную неприкосновенность распространяются на все виды ограничений, если они влекут фактическое лишение свободы (например, как санкция за правонарушение, мера обеспечительного характера), в том числе в связи с привлечением к ответственности за совершение административных правонарушений (Постановления от 16 июня 2009 года N 9-П, от 17 ноября 2016 года N 25-П и др.).
Поскольку неприкосновенность личности нарушают не только реальные ограничения, но и даже выявившаяся угроза потерять свободу, избыточное или неограниченное по продолжительности применение мер, связанных с ограничением прав, гарантированных статьей 22 Конституции Российской Федерации и пункта 3 статьи 14 Международного пакта о гражданских и политических правах, является недопустимым и отрицательно влияет на возможность осуществления права на свободу и личную неприкосновенность иностранными гражданами и лицами без гражданства, которые на основании положений Конституции Российской Федерации, пользуются всеми правами наравне с российскими гражданами.
Ввиду того, что Гусейнов А.Н.о. находится в Центре более 6 месяцев, в целях соблюдения баланса частных интересов и прав лица, привлекаемого к административной ответственности, и публичных интересов государства, мера обеспечения производства по делу об административном правонарушении в виде помещения Гусейнова А.Н.о. в специальный приемник Центра временного содержания иностранных граждан УМВД России по Пензенской области подлежит отмене.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья Первого кассационного суда общей юрисдикции
постановил:
постановление судьи Кузнецкого районного суда Пензенской области от 11 февраля 2022 года, решение судьи Пензенского областного суда от 04 марта 2022 года, вынесенные в отношении Гусейнова А.Н.о. по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1.1 статьи 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, изменить.
Отменить меру обеспечения производства по делу об административном правонарушении в виде помещения Гусейнова А.Н.о. в специальный приемник Центра временного содержания иностранных граждан УМВД России по Пензенской области.
Освободить гражданина Азербайджана Гусейнова А.Н.о. из специального приемника Центра временного содержания иностранных граждан УМВД России по Пензенской области.
Направить постановление для исполнения в специальный приемник Центра временного содержания иностранных граждан УМВД России по Пензенской области.
В остальной части постановление судьи Кузнецкого районного суда Пензенской области от 11 февраля 2022 года, решение судьи Пензенского областного суда от 04 марта 2022 года оставить без изменения.
Судья О.А. Полянина
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.