Судья Первого кассационного суда общей юрисдикции Полянина О.А., рассмотрев жалобу защитника Алфимовой М.А. (далее Алфимова М.А.), действующей на основании доверенности в интересах общества с ограниченной ответственностью "Каширский региональный оператор" (далее ООО "Каширский РО", общество), на вступившие в законную силу постановление консультанта территориального отдела N 22 территориального управления Госадмтехнадзора Московской области - старшего государственного административно-технического инспектора Московской области, старшего государственного инспектора в области охраны окружающей среды Московской области от 26 мая 2021 года, решение судьи Ступинского городского суда Московской области от 15 октября 2021 года, решение судьи Московского областного суда от 23 июня 2022 года, вынесенные в отношении ООО "Каширский РО" по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
УСТАНОВИЛ:
постановлением консультанта территориального отдела N 22 территориального управления Госадмтехнадзора Московской области - старшего государственного административно-технического инспектора Московской области, старшего государственного инспектора в области охраны окружающей среды Московской области от 26 мая 2021 года, оставленным без изменения решением судьи Ступинского городского суда Московской области от 15 октября 2021 года, решением судьи Московского областного суда от 23 июня 2022 года, ООО "Каширский РО" признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнуто наказанию в виде административного штрафа в размере 100 000 рублей.
В жалобе, поданной в Первый кассационный суд общей юрисдикции, защитник Алфимова М.А, действующая в интересах общества, ставит вопрос об отмене процессуальных актов, вынесенных в отношении ООО "Каширский РО", ссылаясь на их незаконность. Обращает внимание, что в соответствии с графиком вывоза отходов с контейнерной площадки, расположенной у дома N 2 по улице Калинина города Ступино Московской области, ежедневный вывоз предусмотрен для смешанных отходов, вывоз РСО осуществляется один раз в 3 дня. Указывает, что неисполнение обществом 24 апреля 2021 года данной обязанности обусловлено загруженностью дворовой территории автомобилями, что препятствовало проезду спецтехники.
Изучение материалов истребованного дела об административном правонарушении, доводов жалобы заявителя в соответствии с положениями части 1 статьи 30.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях позволяет прийти к следующим выводам.
Частью 1 статьи 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях определено, что несоблюдение требований в области охраны окружающей среды при сборе, накоплении, транспортировании, обработке, утилизации или обезвреживании отходов производства и потребления, за исключением случаев, предусмотренных статьей 8.2.3 настоящего Кодекса, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от ста тысяч до двухсот пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Согласно части 1 статьи 13 Федерального закона от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями.
В силу положений частей 1-3 статьи 13.4 Федерального закона от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" накопление отходов допускается только в местах (на площадках) накопления отходов, соответствующих требованиям законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации. Накопление отходов может осуществляться путем их раздельного складирования по видам отходов, группам отходов, группам однородных отходов (раздельное накопление). Места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов должны соответствовать требованиям законодательства Российской Федерации, указанным в пункте 1 настоящей статьи, а также правилам благоустройства муниципальных образований.
В соответствии с пунктом 2 Правил обращения с ТКО, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 12 ноября 2016 года N 1156 (далее Правила обращения с ТКО), контейнерная площадка - это место (площадка) накопления твердых коммунальных отходов, обустроенное в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации в области охраны окружающей среды и законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения и предназначенное для размещения контейнеров и бункеров.
Распоряжением Министерства ЖКХ МО от 26 июня 2019 года N 350-РВ утвержден Порядок накопления твердых коммунальных отходов (в том числе их раздельного накопления) на территории Московской области (далее Порядок накопления твердых коммунальных отходов), пунктом 6.3 которого предусмотрено осуществление вывоза смешанных отходов с мест их накопления по мере накопления, но не реже 1 раза в день в соответствии с графиком вывоза ТКО.
Согласно пункту 4.6 Порядка накопления твердых коммунальных отходов вывоз ТКО из контейнеров должен осуществляться в соответствии с графиком вывоза ТКО.
В соответствии с пунктами 5.1.11, 5.1.45 Соглашения об организации деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами в Каширской зоне регионального оператора от 28 апреля 2018 года региональный оператор обязан осуществлять сбор и транспортирование твердых коммунальных отходов из мест (площадок) накопления отходов в зоне деятельности регионального оператора в соответствии с объемами (массой) твердых коммунальных отходов, указанных в территориальной схеме, в период с 07 часов 00 минут до 23 часов 00 минут.
Из материалов дела об административном правонарушении усматривается, что организацией, осуществляющей сбор ТКО с контейнерной площадки, расположенной у дома N 2 по улице Калинина города Ступино, является ООО "Каширский РО", в обязанности которого в соответствии с Соглашением об организации деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами в Каширской зоне регионального оператора от 28 апреля 2018 года, заключенным между обществом и Министерством экологии и природопользования Московской области (далее Соглашение), входит обеспечение своевременного и бесперебойного сбора, транспортирования, обработки, утилизации, обезвреживания, захоронения ТКО, образованных в зоне деятельности регионального оператора, безопасным способом для населения и окружающей среды Московской области в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами, территориальной схемой, графиком сбор и транспортирования ТКО; обеспечение своевременного сбора и транспортирования ТКО в зоне деятельности регионального оператора из мест (площадок) накопления отходов в соответствии с объемом (массой) ТКО, указанных в территориальной схеме; соблюдения графика сбора и транспортирования ТКО из мест (площадок) накопления ТКО; размещение и использование для накопления контейнеров и бункеров, соответствующих требованиям порядка накопления ТКО (пункты 5.1.11, 5.1.12, 5.1.45 Соглашения).
25 апреля 2021 года в 10 часов 00 минут по адресу: Московская область, город Ступино, улица Калинина, вблизи дома N 2, выявлен факт несоблюдения ООО "Каширский РО" требований в области охраны окружающей среды, выраженный в нарушении порядка вывоза смешанных отходов с места их накопления, в период с 09 часов 10 минут 24 апреля 2021 года по 10 часов 00 минут 25 апреля 2021 года вывоз твердых коммунальных отходов с места их накопления обществом не произведен, чем нарушены пункты 3.11, 4.6, 6.3 Распоряжения жилищно-коммунального хозяйства Московской области N 350-РВ от 26 июня 2019 года "Об утверждении Порядка накопления твердых коммунальных отходов (в том числе их раздельного накопления) на территории Московской области"; пункты 5.1.11, 5.1.12, 5.1.45 Соглашения об организации деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами в Каширской зоне регионального оператора от 28 апреля 2018 года.
Вышеуказанные обстоятельства явились основанием для составления 11 мая 2021 года в отношении ООО "Каширский РО" протокола об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и привлечения общества постановлением должностного лица административного органа от 26 мая 2021 года к административной ответственности, предусмотренной данной нормой.
Проверяя дело об административном правонарушении в порядке, предусмотренном статьями 30.1 - 30.2, 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судьи городского и областного судов согласились с выводами должностного лица о наличии в действиях общества состава вмененного административного правонарушения, изложенными в постановлении.
Исходя из законодательства, регулирующего возникшие правоотношения, вышеприведенных положений Соглашения, судебные инстанции пришли к обоснованному выводу о том, что обязанность по обеспечению вывоза твердых коммунальных отходов с контейнерной площадки, расположенной у дома N 2 по улице Калинина города Ступино, возложена на регионального оператора ООО "Каширский РО", которое данную обязанность не исполнило.
Требования статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при рассмотрении дела об административном правонарушении выполнены, на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства совершения административного правонарушения, предусмотренные статьей 26.1 данного Кодекса.
Деяние общества правильно квалифицировано по части 1 статьи 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в соответствии с установленными обстоятельствами, нормами названного Кодекса и подлежащего применению законодательства.
Доводы жалобы, в том числе о невозможности проезда технического транспорта к месту сбора ТКО, сводятся к переоценке установленных в ходе рассмотрения дела обстоятельств и доказательств, которые являлись предметом исследования и оценки предыдущих судебных инстанций, они не опровергают наличие в деянии общества объективной стороны состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и не ставят под сомнение законность и обоснованность состоявшихся по делу постановлений.
Несогласие заявителя с оценкой имеющихся в деле доказательств и с толкованием норм законодательства не свидетельствует о том, что должностным лицом и судами допущены нарушения норм материального права и (или) предусмотренные Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях процессуальные требования, не позволившие всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
Довод о возможности вывоза ТКО с рассматриваемой контейнерной площадки 1 раз в 3 дня, что согласно позиции заявителя предусмотрено графиком вывоза отходов, признается несостоятельным, поскольку график вывоза отходов не может противоречить периодичности вывоза ТКО, определенной соответствующими нормативными актами.
Постановление о привлечении ООО "Каширский РО" к административной ответственности вынесено с соблюдением срока давности привлечения к административной ответственности, установленного частью 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях для данной категории дел. Административное наказание назначено в пределах санкции указанной статьи.
Обстоятельств, которые в силу пунктов 2 - 4 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях могли бы повлечь изменение или отмену обжалуемых актов, при рассмотрении жалобы не установлено.
Руководствуясь статьями 30.13 - 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья Первого кассационного суда общей юрисдикции
постановил:
постановление консультанта территориального отдела N 22 территориального управления Госадмтехнадзора Московской области - старшего государственного административно-технического инспектора Московской области, старшего государственного инспектора в области охраны окружающей среды Московской области от 26 мая 2021 года, решение судьи Ступинского городского суда Московской области от 15 октября 2021 года, решение судьи Московского областного суда от 23 июня 2022 года, вынесенные в отношении ООО "Каширский РО" по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, оставить без изменения, жалобу защитника Алфимовой М.А, действующей на основании доверенности в интересах ООО "Каширский РО", - без удовлетворения.
Судья О.А. Полянина
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.