Судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Козиной Н.М, судей Руновой Т.Д, Хасановой В.С.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N 2-982/2021 по иску Жиляковой Натальи Владимировны к Территориальному отраслевому исполнительному органу государственной власти Свердловской области - Управление социальной политики Министерства социальной политики Свердловской области N 6 об оспаривании решения об отказе в выдаче справки, включении в специальный стаж периодов работы, дающих право на получение компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, возложении обязанности установить меры социальной поддержки, по кассационной жалобе Жиляковой Натальи Владимировны на решение Ирбитского районного суда Свердловской области от 14 сентября 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Свердловского областного суда от 09 февраля 2022 года.
Заслушав доклад судьи Седьмого кассационного суда общей юрисдикции Руновой Т.Д. об обстоятельствах дела, о принятых по делу судебных постановлениях, доводах кассационной жалобы, объяснения Жиляковой Н.В, поддержавшей доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Жилякова Н.В. обратилась с иском к Территориальному отраслевому исполнительному органу государственной власти Свердловской области - Управление социальной политики Министерства социальной политики Свердловской области N 6 (далее по тексту также - Управление социальной политики), в котором просила: признать незаконным решение ответчика N 284 от 13 декабря 2019 года об отказе в выдачи справки, удостоверяющей право на получение компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг; включить в специальный (педагогический) стаж периоды работы с 25 декабря 1984 года по 01 января 1990 года в детском комбинате "Рябинушка" в должности воспитателя; возложить на ответчика обязанность принять меры социальной поддержки по предоставлению ей компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг с момента выхода на пенсию и по день обращения к ответчику за оформлением соответствующей меры социальной поддержки.
В обоснование заявленных требований указала, что является пенсионером, общий стаж в должности воспитателя в сельской местности составил более 10 лет. Решением Управления социальной политики от 13 декабря 2019 года N 284 ей отказано в выдаче справки, удостоверяющей ее право на меры социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг в связи с тем, что у нее, по мнению ответчика, отсутствует необходимый стаж педагогической деятельности (не менее 10 лет). Полагает, что ответчиком незаконно не включен в стаж работы по специальности период ее работы с 25 сентября 1984 года по 01 января 1990 года в детском комбинате "Рябинушка" воспитателем. В этот период она занималась образовательной деятельностью в государственной организации, расположенной в сельском населенном пункте.
Определением Байкаловского районного суда Свердловской области от 16 июня 2021 года гражданское дело передано по подсудности в Ирбитский районный суд Свердловской области.
Решением Ирбитского районного суда Свердловской области от 14 сентября 2021 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Свердловского областного суда от 09 февраля 2022 года, исковые требования оставлены без удовлетворения.
В кассационной жалобе Жилякова Н.В. ставит вопрос об отмене состоявшихся судебных актов, как незаконных.
На кассационную жалобу поступили письменные возражения Управления социальной политики.
Представитель Управления социальной политики о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, в судебное заседание не явился, в связи с чем, на основании статей 167, 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции признала возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившегося лица.
В соответствии с частью 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанции, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационной жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
В соответствии с частью 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Проверив материалы дела в пределах доводов кассационной жалобы, обсудив доводы кассационной жалобы, возражений на нее, заслушав объяснения Жиляковой Н.В, судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции пришла к выводу, что таких оснований для пересмотра судебных постановлений в кассационном порядке по доводам кассационной жалобы не имеется.
Как установлено судом и следует из материалов дела, 06 декабря 2019 года Жилякова Н.В. обратилась в Управление социальной политики по Байкаловскому району Свердловской области с заявлением о выдаче справки, удостоверяющей право на получение компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг.
Решением Территориального отраслевого исполнительного органа государственной власти Свердловской области - Управления социальной политики Министерства социальной политики Свердловской области по городам Верхняя Пышма и Среднеуральск N 1 от 13 декабря 2019 года истцу отказано в выдаче справки, удостоверяющей право на получение компенсаций расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, по мотиву ее неотнесения к категории граждан, вышедших на пенсию и имеющих стаж работы по специальности в поселках городского типа, рабочих поселках и сельских населенных пунктах не менее 10 лет в соответствии с законом Свердловской области от 15 июля 2013 года N 78-ОЗ "Об образовании в Свердловской области".
Из трудовой книжки истца следует, что истец Жилякова Н.В. с 25 сентября 1984 года принята в связи с переводом в детский комбинат на должность воспитателя, со 02 января 1990 года принята на работу в порядке перевода воспитателем в детский сад "Рябинушка" N 6.
Согласно справке Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Ирбите Свердловской области (межрайонное) от 04 декабря 2019 года Жилякова Н.В. с 08 ноября 2019 года является получателем страховой пенсии по старости.
Как следует из ответа Государственного учреждения - Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Свердловской области от 12 августа 2021 года N 11-18285 в сведениях о трудовом стаже и заработке до 01 января 2002 года период ее работы с 25 сентября 1984 года по 01 января 1990 года не указан.
Разрешая спор, суд первой инстанции исходил из того, что выполняя функции воспитателя детского комбината в спорный период с 25 декабря 1984 года по 01 января 1990 года, Жилякова Н.В. осуществляла образовательную деятельность. Указанный детский комбинат являлся структурным подразделением Байкаловской райсельхозтехники, реорганизованной, согласно архивной справке Байкаловского муниципального района от 02 августа 2020 года N 01-19/2455, 10 марта 1986 года в Байкаловское ремонтно-техническое предприятие. Поскольку Байкаловская райсельхозтехника в период 1984-1990 являлась государственным предприятием, период работы истца в детском комбинате Байкаловской райсельхозтехники необходимо учитывать как относящийся к педагогической деятельности в государственных и муниципальных образовательных организациях. С учетом данного спорного периода (5 лет 2 мес. 06 дней) и зачтенного Управлением социальной политики (6 лет 12 дней), общая продолжительность специального стажа, необходимого для предоставления Жиляковой Н.В. мер социальной поддержки, составляет более 10 лет. Вместе с тем, оснований для удовлетворения ее требований не имеется, поскольку истец на момент выхода на пенсию в 2019 году педагогическим работником не являлась, компенсацию расходов до момента выхода на пенсию не получала.
Суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции и их правовым обоснованием.
Изучение материалов дела показывает, что выводы судов первой и апелляционной инстанции основаны на правовом регулировании спорных правоотношений, установленных судами обстоятельствах, и доводами кассационной жалобы не опровергаются.
Настаивая на отмене состоявшихся судебных актов, Жилякова Н.В. ссылается на то, что имеет право на получение мер социальной поддержки по компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, действующее законодательство не содержит положения о том, что на получение такой меры социальной поддержки вправе претендовать лица, осуществляющие педагогическую деятельность перед выходом на пенсию.
Между тем указанные доводы не могут являться основанием для отмены оспариваемых судебных постановлений, поскольку основаны на неправильном применении норм материального права.
В соответствии с частью 8 статьи 47 Федерального закона от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" Педагогические работники, проживающие и работающие в сельских населенных пунктах, рабочих поселках (поселках городского типа), имеют право на предоставление компенсации расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения. Размер, условия и порядок возмещения расходов, связанных с предоставлением указанных мер социальной поддержки педагогическим работникам федеральных государственных образовательных организаций, устанавливаются Правительством Российской Федерации и обеспечиваются за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, а педагогическим работникам образовательных организаций субъектов Российской Федерации, муниципальных образовательных организаций устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и обеспечиваются за счет бюджетных ассигнований бюджетов субъектов Российской Федерации.
Порядок и условия предоставления мер социальной поддержки в форме компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг педагогическим работникам сельской местности Свердловской области регламентированы Законом Свердловской области от 15 июля 2013 года N 78-ФЗ "Об образовании в Свердловской области", постановлением Правительства Свердловской области от 26 июня 2012 года N 690-ПП "О порядке назначения и выплаты компенсаций расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям работников бюджетной сферы в поселках городского типа, рабочих поселках и сельских населенных пунктах, расположенных на территории Свердловской области, и пенсионерам из их числа" (далее по тексту - Порядок назначения и выплаты компенсаций расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг)
В соответствии с абзацем 1 части 1 пункта 2 статьи 24 Закона Свердловской области от 15 июля 2013 года N 78-ОЗ "Об образовании в Свердловской области" педагогическим работникам государственных образовательных организаций Свердловской области и муниципальных образовательных организаций, расположенных в поселках городского типа и сельских населенных пунктах, и педагогическим работникам, осуществляющим работу в обособленных структурных подразделениях государственных образовательных организаций Свердловской области и муниципальных образовательных организаций, расположенных в поселках городского типа и сельских населенных пунктах, настоящим Законом устанавливается мера социальной поддержки по компенсации расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг в размере 100 процентов.
Для педагогических работников государственных образовательных организаций Свердловской области, а также муниципальных образовательных организаций, осуществляющих деятельность на территории Свердловской области, получающих страховую пенсию по старости и (или) достигших возраста 60 и 55 лет (соответственно мужчины и женщины) и (или) приобретших в соответствии с Федеральным законом "О страховых пенсиях" право на страховую пенсию по старости, срок назначения которой или возраст для назначения которой не наступили, имеющих стаж работы по специальности в федеральных государственных образовательных организациях, государственных образовательных организациях Свердловской области, государственных образовательных организациях других субъектов Российской Федерации и (или) муниципальных образовательных организациях, расположенных в поселках городского типа, рабочих поселках и сельских населенных пунктах, и (или) в обособленных структурных подразделениях федеральных государственных образовательных организаций, государственных образовательных организаций Свердловской области, государственных образовательных организаций других субъектов Российской Федерации и (или) муниципальных образовательных организаций, расположенных в поселках городского типа, рабочих поселках и сельских населенных пунктах, не менее десяти лет и проживающих на территории Свердловской области, настоящим Законом устанавливается мера социальной поддержки, указанная в части первой настоящего пункта (часть 2 пункта 2 статьи 24 Закона Свердловской области от 15 июля 2013 года N 78-ОЗ "Об образовании в Свердловской области").
Согласно подпункту 2 пункта 5 Порядка назначения и выплаты компенсаций расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг компенсация расходов предоставляется педагогическим работникам государственных образовательных организаций Свердловской области и муниципальных образовательных организаций в соответствии с пунктом 2 статьи 24 Закона Свердловской области от 15 июля 2013 года N 78-ОЗ "Об образовании в Свердловской области".
Установив, что после 1999 года истец работала в различных организациях уборщицей, педагогическим работником на момент выхода на пенсию не являлась, компенсацию расходов до момента выхода на пенсию не получала, за такой мерой поддержки обратилась впервые, суды, руководствуясь положениями вышеуказанных правовых актов, пришли к правильному выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных требований.
Довод жалобы истца о том, что ее требование о включении в специальный (педагогический) стаж периода работы с 25 сентября 1984 года по 01 января 1990 года судом не рассмотрено, судебной коллегией отклоняется. Вопреки указанному доводу в резолютивной части суда указано об отказе в удовлетворении требования о включении в специальный стаж периодов работы, дающих право на получение компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, что является правильным, поскольку совокупность условий для предоставления мер социальной поддержки у истца отсутствует.
Таким образом, суд кассационной инстанции считает, что обжалуемые судебные акты приняты с соблюдением норм права, оснований для их отмены или изменения в соответствии со статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации по доводам кассационной жалобы заявителя не имеется.
Руководствуясь статьями 379.5, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Ирбитского районного суда Свердловской области от 14 сентября 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Свердловского областного суда от 09 февраля 2022 года оставить без изменения, кассационную жалобу Жиляковой Натальи Владимировны - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.