Судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Козиной Н.М, судей Хасановой В.С, Карповой О.Н.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское делоN2-7873/2021 по иску Кукарина Владимира Николаевича к Государственному учреждению - Отделению Пенсионного фонда Российской Федерации по Челябинской области о признании незаконным отказа, взыскании денежной выплаты за набор социальных услуг, по кассационной жалобе Кукарина Владимира Николаевича на решение Центрального районного суда города Челябинска от 15 ноября 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Челябинского областного суда от 30 июня 2022 года.
Заслушав доклад судьи Седьмого кассационного суда общей юрисдикции Хасановой В.С. об обстоятельствах дела, принятых судебных актах, доводах кассационной жалобы, пояснения истца Кукарина В.Н, судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Кукарин В.Н. обратился в суд с иском к Государственному учреждению-Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в Тракторозаводском районе г.Челябинска о возложении обязанности по назначению денежной выплаты за набор социальных услуг, взыскании недополученной суммы за период с 11 октября 2018 года по 01 ноября 2021 года в размере 41448, 27 рублей.
В обоснование требований указал, что 13 октября 2018 года через Многофункциональный центр обратился с заявлением об оформлении пакета социальной помощи, выбрав денежную форму оплаты. Однако ответчик отказал в удовлетворении заявления. В натуральном виде он социальные услуги так и не получал. На основании заявления от 13 октября 2018 года, выплата должна ему производиться ответчиком с 01 января 2019 года.
Определением суда от 13 октября 2021 года Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Тракторозаводском районе г. Челябинска заменено на правопреемника Государственное учреждение - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Челябинской области.
Решением Центрального районного суда города Челябинска от 15 ноября 2021 года в удовлетворении исковых требований Кукарину В.Н. отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Челябинского областного суда от 30 июня 2022 года решение Центрального районного суда города Челябинска от 15 ноября 2021 года оставлено без изменения.
В кассационной жалобе истец просит отменить судебные акты, полагая их незаконными ввиду неправильного применения судами норм материального и процессуального права.
Представитель ответчика в судебное заседание суда кассационной инстанции не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом. В соответствии со статьями 167, 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело при данной явке.
В соответствии с частью 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанции, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационной жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
В соответствии со статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений в кассационном порядке являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Обсудив доводы кассационной жалобы, изучив материалы дела, судебная коллегия считает, что оснований, предусмотренных статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, для отмены или изменения судебных актов не имеется.
Судом установлено и из материалов дела следует, что 13 октября 2018 года Кукарину В.Н. установлена вторая группа инвалидности сроком до 01 ноября 2019 года, при последующих переосвидетельствованиях инвалидность установлена на срок до 01 ноября 2021 года.
13 октября 2018 года Кукарин В.Н. обратился с заявлением в территориальный пенсионный орган о назначении ежемесячной денежной выплаты в соответствии с пунктом 1 статьи 28.1 Федерального закона от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ.
Решением Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Тракторозаводском районе г. Челябинска от 18 октября 2018 года Кукарину В.Н. назначена ежемесячная денежная выплата по категории инвалид 1 группы в размере 3626, 98 рублей, в том числе 1075, 19 рублей на оплату социальных услуг.
Распоряжением Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Тракторозаводском районе г. Челябинска от 01 февраля 2019 года в связи с обнаружением ошибки, сумма ежемесячной денежной выплаты изменена и установлена в размере 2661, 52 рубля
29 сентября 2021 года истец обратился к ответчику с заявлением об отказе от получения полного набора социальных услуг.
Разрешая возникший спор и отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции, руководствуясь статьями 6.1, 6.2, 6.3 Федерального закона от 17 июля 1999 года "О государственной социальной помощи", исходил из того, что истцом в спорный период заявлений об отказе от набора социальных услуг (до 1 октября текущего года) не подавалось, оснований для выплаты ему ежемесячной компенсации у ответчика не имелось.
Суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции и их правовым обоснованием.
Судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда находит приведенные выводы судов основанными на правильном применении и толковании норм материального права, регулирующих спорные отношения.
Правовые и организационные основы оказания государственной социальной помощи отдельным категориям граждан предусмотрены Федеральным законом от 17 июля 1999 года N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи", согласно которому право на получение государственной помощи в виде набора социальных услуг, под которым подразумевается перечень социальных услуг, предоставляемых отдельным категориям граждан в соответствии с настоящим Федеральным законом (статья 1), имеют, в том числе, инвалиды (пункт 8 статьи 6.1).
В состав предоставляемого гражданам из числа категорий, указанных в статье 6.1 настоящего Федерального закона, набора социальных услуг включаются: 1) обеспечение в соответствии со стандартами медицинской помощи по рецептам врача (фельдшера) необходимыми лекарственными препаратами, изделиями медицинского назначения, а также специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов; 1.1) предоставление при наличии медицинских показаний путевки на санаторно-курортное лечение, осуществляемое в целях профилактики основных заболеваний; 2) бесплатный проезд на пригородном железнодорожном транспорте, а также на междугородном транспорте к месту лечения и обратно (часть 1 статьи 6.2).
Порядок предоставления набора социальных услуг установлен статьей 6.3 вышеприведенного Закона, согласно которому учет права граждан на предоставление социальных услуг осуществляется по месту жительства гражданина; периодом предоставления социальных услуг является календарный год.
При этом частями 3 и 4 данной статьи предусмотрено право гражданина на отказ от получения набора социальных услуг полностью либо в части, а также на возобновление его (ее) предоставления, которое реализуется путем подачи заявления непосредственно в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации, через многофункциональный центр или иным способом (в том числе путем направления заявления в форме электронного документа).
В соответствии с пунктом 4 статьи 6.3 Федерального закона от 17 июля 1999 года N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи" заявление об отказе от получения социальных услуг на следующий год подается в срок до 1 октября текущего года.
Таким образом, гражданам, имеющим право на получение мер социальной поддержки, предоставлена возможность самостоятельно определять наиболее приемлемую для себя форму их получения - в виде набора социальных услуг или ежемесячной денежной выплаты с учетом его стоимости.
Приказом Минтруда России от 22 января 2015 года N 35н утвержден Порядок осуществления ежемесячной денежной выплаты отдельным категориями граждан в Российской Федерации.
Согласно части 4 Порядка при подаче заявления и документов, подтверждающих право на ежемесячную денежную выплату, через многофункциональный центр днем обращения за ежемесячной денежной выплатой считается дата приема заявления и документов многофункциональным центром.
Частью 4.1. Порядка установлено, что ежемесячная денежная выплата инвалидам и детям-инвалидам устанавливается без подачи заявления со дня признания гражданина инвалидом или ребенком-инвалидом.
В случае если гражданин в течение календарного года приобрел право на получение социальных услуг, периодом предоставления ему социальных услуг является период с даты приобретения гражданином права на получение социальных услуг до 31 декабря текущего года.
Из части 4 статьи 6.3 Федерального закона от 17 июля 1999 года N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи" следует, что федеральный законодатель установилдату (1 октября текущего года), до наступления которой гражданин должен определиться, в натуральной форме или в денежном выражении он желает получать государственную социальную помощь в следующем году. При этом возможность изменения после этой даты выбора между набором социальных услуг и денежной компенсацией, не предусмотрена, как не предусмотрена действующим законодательством и компенсация за предоставляемые, но не использованные услуги.
С принятием Федерального закона от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ основная часть ранее предоставлявшихся в натуральной форме льгот была заменена ежемесячной денежной выплатой. В то же время Федеральный закон "О государственной социальной помощи" был дополнен главой 2, в соответствии с которой ряду категорий граждан (к их числу относится и заявитель) предоставляется государственная социальная помощь в виде набора социальных услуг, т.е. в натуральной форме. При этом у таких граждан имеется возможность выбора - получать набор социальных услуг или ежемесячную денежную выплату с учетом его стоимости.
Анализ материалов дела свидетельствует о том, что выводы судов первой и апелляционной инстанции соответствуют фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, основаны на правильной системной оценке подлежащих применению норм материального права, отвечают правилам доказывания и оценки доказательств.
Доводы кассационной жалобы о том, что применение льгот имеет непрерывный цикл финансирования и оплаты - календарный год; что заявление о назначении единовременной денежной выплаты он в пенсионный орган не подавал, обратился с устным заявлением на основании справки МСЭ; что индексация единовременной денежной выплаты, на которую сослался суд в решении, не производилась; что его лишили права на получение денег за три года; что работники пенсионного органа видели, что инвалидность он получил после 1 октября, действия ответчика по нарушению его прав носят систематический характер, не могут быть признаны обоснованными, поскольку свидетельствуют не о нарушениях судами первой и апелляционной инстанции норм материального и процессуального права, повлиявших на исход дела, а о несогласии заявителя с установленными по делу фактическими обстоятельствами, направлены на переоценку установленных по делу обстоятельств, что не входит в компетенцию кассационного суда общей юрисдикции.
Разрешая спор и отказывая в удовлетворении заявленных исковых требований, суд первой инстанции, с которым согласился суд апелляционной инстанции, исследовав юридически значимые обстоятельства, оценив представленные доказательства, исходил из того, что ответчиком Кукарину В.Н. произведены все предусмотренные действующим законодательством выплаты в полном объеме в соответствии с волеизъявлением истца, а также из того, что истец вправе самостоятельно определять наиболее приемлемую для себя форму получения мер социальной поддержки в виде набора социальных услуг или ежемесячной денежной компенсации с учетом его стоимости, в связи с чем, пришел к выводу об отсутствии правовых оснований для удовлетворения иска, поскольку истец до 29 сентября 2021 года с заявлением об отказе от набора социальных услуг к ответчику не обращался, препятствий к такому обращению в установленный законом срок не имелось.
Установив отсутствие неправомерных действий (бездействия) со стороны ответчика в отношении истца суд первой инстанции пришел к выводу об отсутствии оснований для взыскания ежемесячной денежной выплаты за период с 11 октября 2018 года по 01 ноября 2021 года.
Судами отмечено, что в период с 11 октября 2018 года по 01 ноября 2021 года Кукарин В.Н. не был лишен права на получение набора социальных услуг в натуральном виде и то обстоятельство, что истец не воспользовался этим правом не может служить основанием для взыскания в его пользу стоимости набора социальных услуг за этот период в денежном выражении, поскольку действующим законодательством не предусмотрена денежная компенсация в случае, если гражданин имел право на получение набора социальных услуг, но по каким - либо причинам им не воспользовался. С 01 января 2022 года ежемесячная денежная выплата истцу будет производиться в полном размере, без вычета стоимости набора социальных услуг.
В обжалуемых судебных постановлениях приведено исчерпывающее толкование норм материального права (Федерального закона от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", Федерального закона от 17 июля 1999 года N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи", Приказа Минтруда России от 22 января 2015 года N 35н "Об утверждении Порядка осуществления ежемесячной денежной выплаты отдельным категориям граждан в Российской Федерации", Порядка предоставления набора социальных услуг отдельным категориям граждан, утвержденного Приказом Минздравсоцразвития России от 29 декабря 2004 г. N 328, подлежащих применению к спорным отношениям, результаты оценки доказательств по правилам статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Конституционный Суд Российской Федерации в Определении от 21 октября 2008 г. N 953-О-О указал, что нормы части 4 статьи 6.3 Федерального закона "О государственной социальной помощи" о том, что граждане, перечисленные в данном Федеральном законе, вправе отказаться от получения социальных услуг в следующем году при условии подачи ими соответствующего заявления в срок до 1 октября текущего года, направлены на обеспечение адресности предоставления государственной социальной помощи и потому не могут рассматриваться как нарушающие конституционные права граждан.
Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в определениях от 11 мая 2012 года N 817-О, от 3 апреля 2014 года N 686-О, от 23 октября 2014 года N 2425-О установление хронологических границ периода предоставления мер социальной поддержки выступает необходимым элементом механизма реализации права на государственную социальную помощь в виде набора социальных услуг, направлено на обеспечение его эффективного функционирования.
Обусловливая возникновение у гражданина права на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг установлением ему ежемесячной денежной выплаты и одновременно предусматривая оплату таких услуг посредством удержания части ежемесячной денежной выплаты, законодатель предоставил гражданину право выбора - получать набор социальных услуг или отказаться от его предоставления (полностью или в части) и воспользоваться правом на получение ежемесячной денежной выплаты.
Реализация права выбора формы предоставления социальной поддержки предполагает подачу гражданином в срок до 1 октября текущего года в органы Пенсионного фонда Российской Федерации заявления об отказе от получения набора социальных услуг (социальной услуги) на период с 1 января года, следующего за годом подачи указанного заявления, и по 31 декабря года, в котором гражданин обратится с заявлением о возобновлении предоставления ему социальных услуг.
Сроки подачи соответствующих заявлений и периоды предоставления мер социальной поддержки в избранной гражданином форме установлены с учетом необходимости их надлежащего финансового и организационного обеспечения и не могут рассматриваться как нарушающие конституционные права граждан.
Вопреки доводам жалобы Кукарина В.Н, судом при рассмотрении иска положения Федерального закона от 17 июля 1999 года N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи" истолкованы и применены правильно.
Правовых оснований к отмене оспариваемых судебных актов кассационная жалоба не содержит, доводы, изложенные в жалобе, по существу сводятся к субъективному толкованию норм материального права, которое не может являться основанием для отмены оспариваемых судебных постановлений в кассационном порядке.
Указаний на обстоятельства, влекущие безусловную отмену судебных актов в кассационном порядке, в жалобах не приведено, позиция ответчиков направлена на иную правовую оценку установленных обстоятельств дела, выводов судов не опровергает, о существенных нарушениях норм материального или процессуального права, повлиявших на исход дела, без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, не свидетельствует, ввиду чего не может повлечь отмену по существу правильных судебных постановлений.
С учетом изложенного, судебная коллегия приходит к выводу, что обжалуемые судебные акты приняты с соблюдением норм права, оснований для их отмены или изменения в соответствии со статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации не имеется.
Руководствуясь статьями 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Центрального районного суда города Челябинска от 15 ноября 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Челябинского областного суда от 30 июня 2022 года оставить без изменения, кассационную жалобу Кукарина Владимира Николаевича - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.