Судебная коллегия по административным делам Первого апелляционного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Овсянкиной Н.В, судей Ефремовой О.Н, Щербаковой Н.В, при секретаре Алексие Н.М, рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело N3а-14/2022 по административному исковому заявлению муниципального предприятия Гдовского района "Смуравьево" о признании недействующим приказа Комитета по тарифам и энергетике Псковской области от 5 ноября 2019 года N 76-н "Об утверждении нормативов потребления коммунальной услуги по отоплению на территории Псковской области" в части нормативов, установленных для Гдовского района, по апелляционным жалобам муниципального предприятия Гдовского района "Смуравьево" и Комитета по тарифам и энергетике Псковской области на решение Псковского областного суда от 14 июля 2022 года, которым административный иск удовлетворен.
Заслушав доклад судьи Первого апелляционного суда общей юрисдикции Овсянкиной Н.В, заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Гришиной А.С, полагавшей, что решение суда отмене по доводам апелляционной жалобы не подлежит, судебная коллегия по административным делам Первого апелляционного суда общей юрисдикции
установила:
приказом Комитета по тарифам и энергетике Псковской области (далее Комитет) от 5 ноября 2019 года N 76-н "Об утверждении нормативов потребления коммунальной услуги по отоплению на территории Псковской области" (далее - Приказ N 76-н) утверждены нормативы потребления коммунальной услуги по отоплению, действующие на территории Псковской области.
Согласно Приказу N 76-н для многоквартирных и жилых домов (со стенами из камня, кирпича, из панелей и блоков, из дерева, смешанных и других материалов, этажностью с 1 по 9) до 1999 года постройки и после 1999 года постройки, расположенных в Гдовском районе, установлены нормативы потребления коммунальной услуги по отоплению в размере 0, 02 Гкал на 1 кв. метр общей площади жилого помещения в месяц.
Указанный Приказ N 76-н опубликован 7 ноября 2019 года в сетевом издании "Нормативные правовые акты Псковской области" http://www.pravo.pskov.ru.
Муниципальное предприятие Гдовского района "Смуравьево" обратилось в Псковский областной суд с административным исковым заявлением о признании недействующим Приказа N 76-н в части установленных нормативов потребления коммунальной услуги по отоплению для Гдовского района.
В обоснование иска административный истец указал, что до 1 января 2020 года на основании приказа Государственного комитета Псковской области по делам строительства и ЖКХ от 21 декабря 2016 г. N 14 КОД использовал норматив 0, 0259 Гкал/м.кв. при начислении потребителям за коммунальную услугу по отоплению в течение 7 месяцев (отопительный сезон) и норматив 0, 0151 Гкал/м.кв. при начислении за коммунальную услугу по отоплению в течение 12 мес.
Приказом N 76-н для Гдовского района установлен норматив 0, 02 Гкал/м.кв. за коммунальную услугу по отоплению в отопительный сезон, соответственно, за 12 месяцев норматив составляет 0, 0116 Гкал/м.кв. (0, 02 х 7:12).
По мнению административного истца оспариваемый нормативный правовой акт противоречит Постановлению администрации Псковской области от 29 декабря 2016 года N 433 "О поэтапном переходе к установлению единых нормативов на территории Псковской области" и положениям пункта 23 Постановления Правительства РФ от 23 мая 2006 года N 306 "Об утверждении Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг" (далее - Правила N 306), поскольку расчет норматива произведен в нарушение установленных методов расчета норматива, без учета климатической зоны, этажности, года постройки дома, его конструктивных особенностей.
Административный истец указывал, что необоснованные нормативы влияют на обеспечение теплом жителей многоквартирных домов, находящихся в его обслуживании и финансово-экономическую стабильность Предприятия.
С учетом уточненных исковых требований, МУП "Смуравьево" просило признать недействующим Приказ N 76-н в части нормативов потребления коммунальной услуги по отоплению, установленных для Гдовского района, отменить его и обязать Комитет привести норматив в соответствии с требованиями законодательства.
Решением Псковского областного суда от 6 июня 2022 года административное исковое заявление муниципального предприятия Гдовского района "Смуравьево" удовлетворено.
Постановлено признать приказ Комитета по тарифам и энергетике Псковской области от 5 ноября 2019 года N 76-н "Об утверждении нормативов потребления коммунальной услуги по отоплению на территории Псковской области" в части нормативов, установленных для Гдовского района, недействующим со дня вступления настоящего решения в законную силу.
На Комитет по тарифам и энергетике Псковской области возложена обязанность в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу разместить сообщение о принятии данного решения в официальных источниках размещения муниципальных нормативных актов.
Не согласившись с постановленным по делу решением стороны обратились в Первый апелляционный суд общей юрисдикции с апелляционными жалобами.
В частности, административный истец указывал на ошибочное определение судом первой инстанции даты с которой оспариваемый нормативный правовой акт следует признать недействующим.
Податель жалобы отмечал, что в мотивировочной части решения не изложены обстоятельства, на основании которых суд пришел к выводу о необходимости признания приказа Комитета недействующим со дня вступления решения суда в законную силу. Полагает, что признание приказа Комитета недействующим со дня вступления решения суда в законную силу приведет к невозможности дальнейшего обращения за судебной защитой с целью восстановления прав и законных интересов административного истца и жителей многоквартирных домов, которые по причине незаконно установленного норматива не получили качественные коммунальные услуги по отоплению.
В апелляционной жалобе Комитет по тарифам и энергетике Псковской области просит отменить решение суда как незаконное и необоснованное, принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Указывает, что нормативы потребления оставлены на уровне действующих нормативов, ранее утвержденных каждым муниципальным образованием области и приведены в соответствие с формой Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг и нормативов потребления коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 306 (далее - Правила N306).
Полагает, что судом первой инстанции безосновательно отклонен довод административного ответчика о том, что увеличение нормативов потребления для Гдовского района привело бы к росту платы граждан за коммунальные услуги в связи с превышением индекса роста, утвержденного Губернатором Псковской области от 11 декабря 2018 года N75-УГ.
Апеллянт считает, что ссылка административного истца о финансово-экономической нестабильности предприятия по оспариваемым нормативам необъективна в силу отсутствия доказательств в материалах дела. Кроме того, судом первой инстанции не исследовано то обстоятельство, что муниципальному предприятию Гдовского района "Смуравьево" в период 2020-2021 гг, 1 квартал 2022 г. предоставлены субсидии на компенсацию выпадающих доходов, возникших в результате установления льготных тарифов, из областного бюджета в размере 2 940 205, 66 руб.
Ссылаясь на положения Правил N306 указывает, что административный истец в период 2020-2022 гг. не обращался в Комитет по тарифам и энергетике Псковской области с заявлением об установлении нормативов потребления с приложением необходимого перечня документов.
Относительно изложенных в апелляционных жалобах доводов прокурором, участвовавшим в деле, представлены возражения в которых он просит оставить решение Псковского областного суда без изменения.
Муниципальным предприятием Гдовского района "Смуравьево" представлены возражения на апелляционную жалобу Комитета по тарифам и энергетике Псковской области, в которых указывает на несостоятельность ее доводов.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения жалобы в апелляционном порядке извещены своевременно и в надлежащей форме.
Суд апелляционной инстанции рассмотрел административное дело в соответствии с частью 1 статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений на нее, заслушав заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Первого апелляционного суда общей юрисдикции считает, что решение суда первой инстанции подлежит оставлению без изменения.
Разрешая заявленные требований суд верно определилнормы материального права, подлежащие применению и исходил из того, что отношения по оплате гражданами жилого помещения и коммунальных услуг регулируются положениями Жилищного кодекса Российской Федерации (далее- ЖК РФ), федеральными законами и федеральными нормативными правовыми актами, изданными в соответствии с ними, а также исходя из положений пункта 9 статьи 13 и пункта 10 части 1 статьи 14 ЖК РФ нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.
В соответствии с частью 1 статьи 157 ЖК РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг (в том числе нормативов накопления твердых коммунальных отходов), утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. При расчете платы за коммунальные услуги для собственников помещений в многоквартирных домах, которые имеют установленную законодательством Российской Федерации обязанность по оснащению принадлежащих им помещений приборами учета используемых воды, электрической энергии и помещения которых не оснащены такими приборами учета, применяются повышающие коэффициенты к нормативу потребления соответствующего вида коммунальной услуги в размере и в порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации.
Порядок установления нормативов потребления коммунальных услуг и требования к их формированию определяются Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 306 "Об утверждении Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг и нормативов потребления коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме" (далее- Правила N 306).
Нормативы потребления коммунальных услуг утверждаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченными в порядке, предусмотренном нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации (пункт 3 Правил N 306).
Проанализировав положения статей 1 и 21 Закона Псковской области от 19 февраля 2002 г. N 174-оз "О системе органов исполнительной власти Псковской области", постановление Администрации Псковской области от 29 марта 2011 г. N110, которым утверждено Положение о Комитете по тарифам и энергетике Псковской области, суд первой инстанции пришел к правильному выводу, что оспариваемый нормативный акт принят уполномоченным лицом в надлежащей форме и опубликован в установленном законом порядке.
Проверяя процедуру принятия нормативного акта суд первой инстанции исходя из положений Правил N306 суд обоснованно указал на нарушение Комитетом данной процедуры.
Судебная коллегия находит данный вывод суда правильным.
Согласно частям 3 и 4 статьи 154 Жилищного кодекса Российской Федерации собственники жилых домов несут расходы на их содержание и ремонт, а также оплачивают коммунальные услуги в соответствии с договорами, заключенными, в том числе в электронной форме с использованием системы, с лицами, осуществляющими соответствующие виды деятельности. Плата за коммунальные услуги включает в себя плату за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, тепловую энергию, газ, бытовой газ в баллонах, твердое топливо при наличии печного отопления, плату за отведение сточных вод, обращение с твердыми коммунальными отходами.
Нормативы потребления коммунальных услуг в жилых помещениях и нормативы потребления коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме устанавливаются едиными для многоквартирных домов и жилых домов, имеющих аналогичные конструктивные и технические параметры, степень благоустройства, а также расположенных в аналогичных климатических условиях. При различиях в конструктивных и технических параметрах, степени благоустройства, а также климатических условиях, в которых расположены многоквартирные дома или жилые дома, указанные нормативы потребления коммунальных услуг дифференцируются в соответствии с категориями многоквартирных домов и жилых домов, предусмотренными приложением N 2 к Правилам N 306.
Согласно пунктам 13, 19 Правил N 306 нормативы потребления коммунальных услуг в жилых помещениях и нормативы потребления коммунальных услуг на общедомовые нужды устанавливаются с применением метода аналогов или расчетного метода с использованием формул приложения N 1 к Правилам N 306. Приведенная методика не содержит каких-либо примечаний и оговорок, позволяющих увеличить или уменьшить полученный результат при наличии тех или иных оснований.
Проверяя на соответствие оспариваемого нормативного правового акта нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, суд первой инстанции верно исходил из того, что в соответствии с пунктами 13, 19 Правил N 306 нормативы потребления коммунальных услуг определяются с применением метода аналогов либо расчетного метода.
Расчетный метод применяется лишь при условии невозможности применения метода аналогов по причине отсутствия или недостаточности данных приборного учета потребления коммунальных услуг в многоквартирных домах или жилых домах, отвечающих условиям представительности выборки для проведения необходимых измерений (пункт 22 Правил N 306).
В силу подпункта "д" пункта 4 Правил N 306 при определении нормативов потребления коммунальных услуг в отношении отопления учитываются следующие конструктивные и технические параметры многоквартирного дома или жилого дома - материал стен, крыши, объем жилых помещений, площадь ограждающих конструкций и окон, износ внутридомовых инженерных систем.
Соответствующий пункт Правил N 306 установивший необходимость учета указанных параметров при расчете норматива не оспорен в установленном порядке, недействующим не признан, а, следовательно, обязателен к исполнению правоприменителем.
Проанализировав положения Правил N 306 суд первой инстанции пришел к правильному выводу о необходимости соблюдения последовательности процедуры установления нормативов, которая в рассматриваемом случае не соблюдена.
Судом первой инстанции верно установлены обстоятельства, имеющие значение для дела, и применен закон, подлежащий применению к данным правоотношениям; предусмотренные статьей 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основания для отмены решения в апелляционном порядке, в том числе те, на которые имеются ссылки в апелляционной жалобе, отсутствуют.
Вопреки позиции административного истца в апелляционной жалобе, суд обосновал дату с которой нормативный акт подлежал признанию недействующим, обоснованно сославшись на разъяснения пункта 38 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 25 декабря 2018 г. N 50 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами", согласно которому если нормативный правовой акт до принятия решения суда применялся и на основании этого акта были реализованы права граждан и организаций, суд может признать его недействующим полностью или в части со дня вступления решения в законную силу.
Доводы жалобы о невозможности восстановить нарушенные права суд апелляционной инстанции отклоняет, в том числе с учетом того обстоятельства, что как верно указал административный ответчик, в период 2020-2021 гг, 1 квартал 2022 г. предоставлены субсидии на компенсацию выпадающих доходов, возникших в результате установления льготных тарифов, из областного бюджета в размере 2 940 205, 66 руб.
Руководствуясь статьями 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам
определила:
решение Псковского областного суда от 6 июня 2022 года, оставить без изменения, апелляционные жалобы муниципального предприятия Гдовского района "Смуравьево" и Комитета по тарифам и энергетике Псковской области - без удовлетворения.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Кассационная жалоба может быть подана через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения в Третий кассационный суд общей юрисдикции.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.