Судебная коллегия по административным делам Первого апелляционного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Бузмакова С.С, судей Щербаковой Ю.А, Кудряшова В.К, при секретаре Сахарове Р.П, рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело N 3а-238/2022 по административному исковому заявлению Тимошкова Николая Кузьмича, Тимошковой Ирины Тургуновны о признании недействующими отдельных пунктов Перечня объектов недвижимого имущества, расположенных на территории Брянской области, в отношении которых в 2020, 2021 годах налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, определенных приказами управления имущественных отношений Брянской области от 25 ноября 2019 года N 1524 (в редакции от 5 мая 2022 года N 631), от 27 ноября 2020 года N 1723 (в редакции от 6 мая 2022 года N 666), по апелляционной жалобе управления имущественных отношений Брянской области на решение Брянского областного суда от 2 июня 2022 года, которым административные исковые требования удовлетворены.
Заслушав доклад судьи Щербаковой Ю.А, заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Лазаревой Е.И, полагавшей оспариваемое решение не подлежащим отмене, судебная коллегия по административным делам Первого апелляционного суда общей юрисдикции
установила:
Тимошкову Н.К. и Тимошковой И.Т. на праве общей долевой собственности принадлежат нежилые помещения с кадастровыми номерами N, N, N, расположенные по адресу: "адрес"
Приказом управления имущественных отношений Брянской области от 25 ноября 2019 года N 1524, размещенным 28 ноября 2019 года на официальном интернет-портале правовой информации www.pravo.gov.ru, утвержден Перечень объектов недвижимого имущества, расположенных на территории Брянской области, в отношении которых в 2020 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость (далее также - Перечень). Приказом управления имущественных отношений Брянской области от 5 мая 2022 года N 631, размещенным 6 мая 2022 года на официальном интернет-портале правовой информации www.pravo.gov.ru, указанный Перечень изложен в новой редакции, подлежащей применению к отношениям, возникшим с 1 января 2020 года.
Приказом управления имущественных отношений Брянской области от 27 ноября 2020 года N 1723, размещенным 27 ноября 2020 года на официальном интернет-портале правовой информации www.pravo.gov.ru, определен Перечень объектов недвижимого имущества, расположенных на территории Брянской области, в отношении которых в 2021 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость (далее также - Перечень). Приказом управления имущественных отношений Брянской области от 5 мая 2022 года N 629, размещенным 6 мая 2022 года на официальном интернет-портале правовой информации www.pravo.gov.ru, с учетом приказа от 6 мая 2022 года N 666, указанный Перечень изложен в новой редакции, подлежащей применению к отношениям, возникшим с 1 января 2021 года.
В Перечень на 2020 и 2021 годы, включены расположенные по адресу: "адрес" нежилые помещения с кадастровыми номерами N и N (соответственно пункты N, N Перечня на 2020 год и пункты N, N Перечня на 2021 год), а в Перечень на 2021 год под пунктом N включено нежилое помещение с кадастровым номером N.
Тимошков Н.К. и Тимошкова И.Т. обратились в Брянский областной суд с административным исковым заявлением об оспаривании включения в Перечень принадлежащих им на праве собственности объектов недвижимости, ссылаясь на то, что данные объекты не обладают признаками, определёнными статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации. Спорные помещения расположены в здании, которое не было включено в Перечень на 2020 год, а из Перечня на 2021 год исключено вступившим в законную силу решением суда от 27 сентября 2021 года. Эксплуатация самого здания запрещена судебным актом. Вид разрешенного использования земельных участков, в границах которых расположено здание, также не соответствует критериям, определенным статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации. Включение объектов недвижимости в Перечни нарушает их права и законные интересы, так как незаконно возлагает на них обязанность по уплате налога на имущество в большем размере.
Решением Брянского областного суда от 2 июня 2022 года административное исковое заявление Тимошкова Н.К. и Тимошковой И.Т. удовлетворено.
В апелляционной жалобе управление имущественных отношений Брянской области просит решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт. В обоснование доводов апелляционной жалобы указывают, что решение суда принято с нарушением норм материального права и при неправильном определении обстоятельств, имеющих здание для административного дела. Судом не учтено, что нежилые помещения входят в состав торгово-развлекательного центра (здание многофункционального назначения. Универсальное здание. Магазин) с кадастровым номером N, в Едином государственном реестре недвижимости содержится информации о наименовании данных помещений, а, следовательно, с учетом положений подпунктов 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, они правомерно включены в Перечни, без учета фактического использования.
Относительно доводов апелляционной жалобы представителем административных истцов, прокурором представлены письменные возражения об их несостоятельности и законности судебного акта.
Стороны о времени и месте рассмотрения жалобы в апелляционном порядке извещены своевременно и в надлежащей форме. О причинах неявки судебную коллегию в известность не поставили. Ходатайств об отложении слушания не поступало.
Учитывая положения статей 96, 150, 307 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив материалы административного дела, обсудив доводы, изложенные в апелляционной жалобе и возражениях на нее, судебная коллегия по административным делам Первого апелляционного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
Установление общих принципов налогообложения и сборов в Российской Федерации находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации (статьи 72, 76 Конституции Российской Федерации).
Суд первой инстанции, проанализировав предписания статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, Положения об управлении имущественных отношений Брянской области, утвержденного указом Губернатора Брянской области от 29 января 2013 года N 66, части 1 статьи 29 Закона Брянской области от 3 ноября 1997 года N 28-З "О законах и иных нормативных правовых актах Брянской области", пришел к правильному выводу о принятии оспариваемых нормативных правовых актов (и изменяющих их приказов) уполномоченным органом в пределах компетенции с соблюдением порядка опубликования.
В соответствии с подпунктом 2 статьи 15, абзацем первым пункта 1 статьи 399 Налогового кодекса Российской Федерации налог на имущество физических лиц относится к местным налогам, устанавливается данным кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований.
Согласно статье 400 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщиками налога на имущество физических лиц признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 401 этого же Кодекса, подпунктом 6 пункта 1 которой предусмотрены иные здание, строение, сооружение, помещение.
Пунктом 3 статьи 402 Налогового кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей по состоянию на 2020 год) было установлено, что налоговая база в отношении объектов налогообложения, включенных в перечень, определяемый в соответствии с пунктом 7 статьи 378.2 поименованного кодекса, определяется исходя из их кадастровой стоимости.
В силу пункта 1 и подпункта 2 пункта 2 статьи 406 Налогового кодекса Российской Федерации налоговые ставки по налогу на имущество физических лиц устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) в зависимости от применяемого порядка определения налоговой базы с учетом положений пункта 5 данной статьи.
Виды недвижимого имущества, для которого налоговая база определяется как его кадастровая стоимость, а также критерии, позволяющие отнести тот или иной объект к таким видам, установлены в статье 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации. По смыслу пункта 7 этой же статьи конкретный перечень такой недвижимости на очередной налоговый период определяется на основе соответствующих признаков уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
Статьей 1 Закона Брянской области от 28 сентября 2015 года N 80-З "Об установлении единой даты начала применения на территории Брянской области порядка определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения" предусмотрено, что с 1 января 2016 года на территории Брянской области применяется порядок определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения.
Решением Брянского городского Совета народных депутатов от 25 ноября 2015 года N 298 "О налоге на имущество физических лиц" на территории города Брянска установлен и введен в действие с 1 января 2016 года налог на имущество физических лиц и установлены налоговые ставки налога на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости объекта налогообложения, в том числе на объекты налогообложения, включенные в перечень, определяемый в соответствии с пунктом 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в размере 2 процентов.
Пунктом 4 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации торговым центром (комплексом) признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), если оно соответствует одному из условий: расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания (подпункт 1); назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания (абзац второй подпункта 2); фактически используется в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, которым признается использование не менее 20 процентов общей площади здания для размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания (абзац третий подпункта 2).
Постановлением Правительства Брянской области от 26 декабря 2017 года N 747-п утвержден Порядок определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, расположенных на территории Брянской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, для целей налогообложения (далее - Порядок).
Согласно пункту 4 указанного Порядка при формировании Перечня управление имущественных отношений Брянской области определяет вид фактического использования Объектов на одном из следующих оснований либо по совокупности всех или нескольких из нижеследующих оснований: информации, содержащейся в торговом реестре Брянской области; сведений об Объектах, содержащихся в выборке из Единого государственного реестра недвижимости; сведений о назначении Объектов, содержащихся в документах технического учета (инвентаризации); информации о виде использования Объектов, имеющейся в распоряжении соответствующих органов государственной власти, органов местного самоуправления муниципальных районов (городских округов); информации, полученной по результатам запроса необходимых документов и сведений у юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, граждан, являющихся правообладателями Объектов; результатов, указанных в актах обследований.
По смыслу приведенных предписаний федерального и регионального законодательства, в Перечень подлежат включению такое здание, помещение которые отвечают одному из критериев, установленных названными выше правовыми нормами. Между тем, как правильно установлено судом первой инстанции, принадлежащие административным истцам объекты, ни одному из перечисленных выше условий не соответствуют.
Как установлено судом и следует из материалов административного дела, под пунктами N и N в Перечень на 2020 год, под пунктами N и N в Перечень на 2021 год по предназначению включены принадлежащие на праве общей долевой собственности Тимошкову Н.К. и Тимошковой И.Т. объекты недвижимого имущества с кадастровыми номерами N и N соответственно, расположенные в нежилом здании по адресу: "адрес".
Кроме того, под пунктом N в Перечень на 2021 год включено принадлежащее на праве общей долевой собственности Тимошкову Н.К. и Тимошковой И.Т. помещение с кадастровым номером N, как входящее в состав здания торгово-развлекательного центра.
Спорные нежилые помещения по сведениям Единого государственного реестра недвижимости имеют назначение "нежилое помещение", расположены в нежилом здании с кадастровым номером N, общей площадью 40 055 кв. метров, имеющим наименование "Здание многофункционального назначения (Универсальное здание. Магазин)".
Из содержания выписок из Единого государственного реестра недвижимости от 18 октября 2021 года следует, что объект с кадастровым номером N имеет наименование "здание многофункционального назначения (Универсальное здание. Магазин) Энергоблок"; объект с кадастровым номером N - "помещения многофункционального назначения (Универсальное здание. Магазин). Автостоянка"; объект с кадастровым номером N - "помещение нежилое с эвакуационными лестницами".
В отношении спорных нежилых помещений установлено, что они образованы в 2019 году в результате раздела нежилых помещений, расположенных в нежилом здании с кадастровым номером N, и на основании брачного договора от 3 июля 2019 года, заключенного между Тимошковым Н.К. и Тимошковой И.Т.
Согласно сведениям, отраженным в выписках из Единого государственного реестра недвижимости от 30 января 2022 года, объекты с кадастровыми номерами N, N имеют наименование "нежилое помещение".
Помещение с кадастровым номером N имеет площадь 8 203 кв. метра, расположено в подвальном и цокольном этаже здания с кадастровым номером N; помещение с кадастровым номером N имеет площадь 774, 2 кв. метра, расположено на первом и втором этаже данного здания.
В представленных технических планах, подготовленных в результате выполнения кадастровых работ в связи с образованием помещений, также имеются сведения о наименовании помещений - "нежилое помещение".
Доказательств, свидетельствующих об изменении наименований объектов с кадастровыми номерами N и N, в материалы дела не представлено.
Учитывая предписания федерального законодателя о толковании всех неустранимых сомнений, противоречий и неясностей актов законодательства о налогах и сборах в пользу налогоплательщика, суд обоснованно пришел к выводу о том, что помещения с кадастровыми номерами N и N, не могли быть включены в Перечень по предназначению, без учета иных критериев.
Нежилое здание с кадастровым номером N расположено на земельных участках с кадастровыми номерами N, N, N имеющих виды разрешенного использования: "под строительство здания многофункционального назначения", "для строительства и эксплуатации индивидуального жилого дома", что не соответствует видам разрешенного использования, указанным в пунктах 1.2.5 и 1.2.7 Методических указаний, утвержденных приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 15 февраля 2007 года N 39, и пунктах 3.3, 4.1, 4.2, 4.5 - 4.9 классификатора видов разрешенного использования земельных участков, утвержденного приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 1 сентября 2014 года N 540.
Данное здание, исходя из сведений Единого государственного реестра недвижимости и имеющейся технической документации, не соответствует критериям торгового центра, что установлено вступившими в законную силу решениями Брянского областного суда от 28 ноября 2019 года, от 23 июня 2020 года, от 27 сентября 2021 года, имеющими в силу положений части 2 статьи 64 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации преюдициальное значение.
Кроме того, на основании определения Бежицкого районного суда города Брянска от 10 апреля 2018 года здание по адресу: "адрес" не эксплуатируется в связи с принятием мер по обеспечению иска по гражданскому делу по иску прокурора города Брянска в защиту интересов неопределенного круга лиц о запрете эксплуатации здания, возложении обязанности получить разрешение на ввод здания в эксплуатацию, об устранении нарушений требований законодательства о пожарной безопасности.
Соответственно, нежилые помещения в здании также фактически не использовались для размещения объектов, предусмотренных статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.
Вид фактического использования принадлежащих административным истцам нежилых помещений в установленном порядке с составлением соответствующих актов не определялся, а представленный акт проведения мероприятия для определения вида фактического использования нежилого здания с кадастровым номером N, составленный 24 ноября 2020 года путем камерального обследования без доступа на объект на основании сведений ЕГРН и документов технической инвентаризации, обоснованно признан судом ненадлежащим доказательством по делу, поскольку выполнен с нарушением пункта 12 постановления Правительства Брянской области от 26 декабря 2017 года N 747-п, пункта 3.2 Методики определения вида фактического использования зданий (строений и сооружений) и помещений, расположенных на территории Брянской области, для целей налогообложения, утвержденной приказом управления имущественных отношений Брянской области от 14 мая 2018 года N 638.
Учитывая изложенное, судебная коллегия соглашается как с выводом суда первой инстанции об ошибочности доводов административного ответчика о законности включения нежилого помещения с кадастровым номером N в Перечень в связи с его расположением в торговом центре, так и с выводом о том, что, исходя из сведений Единого государственного реестра недвижимости и имеющейся технической документации, основания для отнесения нежилых помещений с кадастровыми номерами N и N по предназначению для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания отсутствовали.
В силу прямого предписания, содержащегося в части 9 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, административный ответчик обязан доказать законность включения спорных помещений в перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость.
Управлением имущественных отношений Брянской области относимых и допустимых доказательств, с достоверностью подтверждающих соответствие спорных объектов условиям, установленным Налоговым кодексом Российской Федерации и необходимым для включения в Перечень объектов недвижимого имущества, не представлено как в суд первой инстанции, так и в суд апелляционной инстанции.
При таких обстоятельствах, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу, что спорные объекты, включенные в пункты Перечня на 2020, 2021 годы, не отвечают признакам, предусмотренным статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации и удовлетворил заявленные требования.
Оснований для отмены решения суда по доводам, содержащимся в апелляционной жалобе, не имеется, так как данные доводы сводятся к переоценке выводов суда, проверялись им и получили правильную оценку в решении.
Таким образом, решение Брянского областного суда следует признать законным и обоснованным, оснований для его отмены, предусмотренных статьей 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации не установлено.
Руководствуясь статьями 308 - 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Брянского областного суда от 2 июня 2022 года оставить без изменения, апелляционную жалобу управления имущественных отношений Брянской области - без удовлетворения.
Кассационная жалоба может быть подана через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения в Первый кассационный суд общей юрисдикции.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.