Кассационный военный суд в составе председательствующего Прыткова Р.В., судей Гусейнова Т.Г. и Лядова В.Л., при секретаре судебного заседания Снадиной А.И., рассмотрел в открытом судебном заседании административное дело N 2а-433/2021 по кассационной жалобе представителя административных ответчиков - командира, председателя жилищной комиссии и жилищной комиссии войсковой части N. - Ляпиной Нелли Игоревны на решение Махачкалинского гарнизонного военного суда от 3 декабря 2021 г. и апелляционное определение Южного окружного военного суда от 10 июня 2022 г. по административному исковому заявлению бывшего военнослужащего войсковой части N. "звание" Фейзуллаева Арсена Савзихановича об оспаривании действий командира и жилищной комиссии войсковой части N., связанных со снятием истца и членов его семьи с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях путем предоставления государственного жилищного сертификата (далее - ГЖС).
Заслушав доклад судьи Гусейнова Т.Г, изложившего обстоятельства административного дела, содержание судебных актов, принятых по делу, доводы кассационной жалобы, кассационный военный суд
установил:
решением Махачкалинского гарнизонного военного суда от 3 декабря 2021 г, оставленным без изменения апелляционным определением Южного окружного военного суда от 10 июня 2022 г, удовлетворено административное исковое заявление Фейзуллаева А.С.
Суд признал незаконными решение жилищной комиссии войсковой части N. от 20 сентября 2021 г. в части снятия Фейзуллаева К.А. и членов его семьи с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях путем предоставления ГЖС и исключения из состава участников подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2015-2020 г. (далее - целевая жилищная программа), а также действия командира войсковой части N, утвердившего это решение, и обязал жилищную комиссию указанное решение отменить.
В поданной 11 августа 2022 г. кассационной жалобе представитель административных ответчиков Ляпина Н.И, выражая несогласие с судебными актами, полагая, что они приняты с нарушением норм материального права, просит суд кассационной инстанции их отменить.
В обоснование жалобы она, ссылаясь на нормы законодательства, регулирующие порядок обеспечения военнослужащих жильем, и обстоятельства дела, приводит доводы, суть которых сводится к тому, что продолжительность военной службы административного истца на момент его принятия на жилищный учет в декабре 2016 г. составляла менее 10 лет, а период службы в "данные изъяты" не может учитываться при разрешении вопроса о принятии на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях путем предоставления ГЖС. Кроме того, указывает, что Фейзуллаев А.С. не относится ни к одной категории граждан, имеющих право на получение социальной выплаты, удостоверяемой сертификатом в рамках целевой жилищной программы.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения жалобы в кассационном порядке извещены своевременно и в надлежащей форме, препятствий для рассмотрения данного дела не имеется.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, кассационный военный суд не находит оснований для отмены обжалованных судебных актов.
Согласно ч. 2-3 ст. 329 Кодекса административного судопроизводства (далее - КАС) Российской Федерации при рассмотрении административного дела в кассационном порядке суд проверяет правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, в пределах доводов кассационной жалобы, представления. Суд кассационной инстанции не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены либо были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанции.
Судами установлено и материалами дела подтверждается, что Фейзуллаев А.С. заключил первый контракт о прохождении военной службы в декабре 2012 г, 26 сентября 2017 г. досрочно уволен с военной службы по состоянию здоровья и исключен из списков личного состава воинской части с той же даты.
До поступления на военную службу по контракту административный истец проходил военную службу по призыву с мая 1998 г. по май 2000 г, а затем в период с ноября 2001 г. по ноябрь 2006 г. проходил службу в "данные изъяты", содержащихся за счет средств федерального бюджета.
29 декабря 2016 г. административный истец, как подлежащий увольнению с военной службы по состоянию здоровья и имеющий общую продолжительность военной службы более 10 лет, с составом семьи из... человек ("данные изъяты") на основании решения жилищной комиссии войсковой части N. (протокол N "данные изъяты"), признан нуждающимся в жилых помещениях путем получения ГЖС, включен в состав участников целевой жилищной подпрограммы, в связи с чем жилищная комиссия ходатайствовала перед вышестоящим командованием о выдаче ему ГЖС для приобретения жилого помещения.
20 сентября 2021 г. жилищная комиссия войсковой части N. протоколом на основании проведенного в воинской части служебного разбирательства, которым установлено, что общая продолжительность военной службы административного истца составляла менее 10 лет (5 лет 11 месяцев 14 дней), отменила вышеуказанное решение, в связи с чем Фейзуллаев А.С. и члены его семьи сняты с учета нуждающихся в жилых помещениях путем предоставления ГЖС и исключены из состава участников целевой жилищной подпрограммы.
В силу ст. 15 Федеральным законом от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" (далее - ФЗ "О статусе военнослужащих") государство гарантирует военнослужащим обеспечение их жилыми помещениями в форме предоставления им денежных средств на приобретение или строительство жилых помещений либо предоставления им жилых помещений в порядке и на условиях, установленных данным федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, за счет средств федерального бюджета.
В соответствии с ч. 1 ст. 23 ФЗ "О статусе военнослужащих" военнослужащим - гражданам, общая продолжительность военной службы которых составляет 10 лет и более, подлежащим увольнению с военной службы по состоянию здоровья, в последний год военной службы Министерством обороны Российской Федерации (иным федеральным органом исполнительной власти или федеральным государственным органом, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба) по желанию военнослужащего - гражданина выдается государственный жилищный сертификат для приобретения жилого помещения на семью в избранном после увольнения с военной службы месте жительства в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
Пунктом 10 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации ведомственной целевой программы "Оказание государственной поддержки гражданам в обеспечении жильем и оплате жилищно-коммунальных услуг" государственной программы Российской Федерации "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации", утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 21 марта 2006 г. N 153 (далее - Правила выпуска и реализации ГЖС) (в редакции, действовавшей с 16 июля 2016 г.), то есть в редакции, действовавшей на момент постановки Фейзуллаева А.С. с составом семьи на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях путем предоставления ГЖС и включения его в состав участников целевой жилищной программы, определено, что в общую продолжительность военной службы (службы) включается суммарная продолжительность военной службы по контракту и призыву, службы в "данные изъяты", в учреждениях и органах "данные изъяты", содержащихся за счет средств федерального бюджета.
В соответствии с подп. "а" п. 5 Правила выпуска и реализации ГЖС) (в редакции, действовавшей с 16 июля 2016 г.) право на получение социальной выплаты, удостоверяемой сертификатом, в рамках подпрограммы имеют военнослужащие (за исключением участников накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих), сотрудники "данные изъяты", подлежащие увольнению с военной службы (службы), имеющие право на получение сертификатов в соответствии с абз. 1 п. 14 ст. 15 и абз. 4 п. 1 ст. 23 ФЗ "О статусе военнослужащих".
Из п. 6 Правила выпуска и реализации ГЖС) (в редакции, действовавшей с 16 июля 2016 г.) следует, что в рамках подпрограммы получить социальную выплату, удостоверяемую сертификатом, могут граждане, отвечающие требованиям, указанным в п. 5 настоящих Правил, и изъявившие такое желание.
Постановлением Правительства РФ от 12 октября 2020 г. N 1666 в п. 10 Правил выпуска и реализации ГЖС введен абз. 2 согласно которому, общая продолжительность военной службы определяется в порядке, установленном п. 7 ст. 3 Положения о порядке прохождения военной службы, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 16 сентября 1999 г. N 1237 "Вопросы прохождения военной службы".
Разрешая при установленных обстоятельствах спорные правоотношения, суды верно проанализировали вышеприведенные нормы права и пришли к обоснованному выводу о том, что период службы административного истца в "данные изъяты", содержащихся за счет средств федерального бюджета, в соответствии с нормами материального права, действовавшего на момент постановки Фейзуллаева А.С. с составом семьи на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях путем предоставления ГЖС и включения его в состав участников целевой жилищной программы, подлежал зачету в его общую продолжительность военной службы при разрешении вопроса об обеспечении жилым помещением путем выдачи ГЖС, и поскольку общая продолжительность военной службы административного истца при таком подсчете составила более 10 лет, у жилищной комиссии войсковой части N. отсутствовали основания для отмены ранее принятого решения, которым административный истец и члены его семьи на законных основаниях были приняты на соответствующий жилищный учет.
Суды обоснованно учли, что в соответствии с п. 6 Правил выпуска и реализации ГЖС (в редакции, действовавшей с 16 июля 2016 г.), Фейзуллаев А.С. отвечал требованиям, указанным в п. 5 данных Правил, а последующие изменения редакции п. 10 Правил выпуска и реализации ГЖС постановлением Правительства Российской Федерации от 12 октября 2020 г. N 1666 не могут рассматриваться как основание для признания незаконным его включения в состав участников ведомственной целевой программы.
Вопреки доводам автора кассационной жалобы, выводы судов первой и апелляционной инстанций основаны на правильном толковании и применении норм материального права, а кроме того согласуются с правовой позицией относительно принципа правовой определенности, приведенной в постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 14 января 2016 г. N 1-П.
Иные доводы представителя административных ответчиков основаны на ошибочном толковании норм процессуального права, сводятся к несогласию с существом постановленного судебного акта, что, в силу ч. 3 ст. 329 КАС Российской Федерации, основанием для его отмены в кассационном порядке не является.
Частью 2 ст. 328 КАС Российской Федерации определено, что основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Таких оснований по настоящему делу не имеется. Принятые гарнизонным военным судом и судом апелляционной инстанции судебные акты сомнений в обоснованности и законности не вызывают.
Оснований к безусловной отмене судебного акта окружного военного суда согласно нормативным положениям ч. 3 ст. 328 КАС Российской Федерации также не выявлено, а поэтому кассационная жалоба не подлежит удовлетворению.
Руководствуясь ст. 327, п. 1 ч. 1 ст. 329 и ст. 330 КАС Российской Федерации, кассационный военный суд
определил:
решение Махачкалинского гарнизонного военного суда от 3 декабря 2021 г. и апелляционное определение Южного окружного военного суда от 10 июня 2022 г. оставить без изменения, а кассационную жалобу представителя административных ответчиков Ляпиной Н.И. - без удовлетворения.
Кассационное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано непосредственно в Судебную коллегию по делам военнослужащих Верховного Суда Российской Федерации в порядке и срок, установленные главой 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Кассационное определение изготовлено в полном объеме 11 октября 2022 г.
Председательствующий Р.В. Прытков
Судьи Т.Г. Гусейнов
В.Л. Лядов
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.