Судья Четвертого кассационного суда общей юрисдикции Карасова Н.Х., рассмотрев жалобу Аблаева И.М. на вступившие в законную силу постановление мирового судьи судебного участка N 19 Центрального судебного района г. Симферополь (Центральный район городского округа Симферополя) от 28 декабря 2020 года и решение судьи Центрального районного суда г. Симферополя Республики Крым от 21 апреля 2022 года, вынесенные в отношении заместителя министра жилищно-коммунального хозяйства Республики Крым Аблаева Исмета Меметовича по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 5.59 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
УСТАНОВИЛ:
постановлением мирового судьи судебного участка N 19 Центрального судебного района г. Симферополь (Центральный район городского округа Симферополя) от 28 декабря 2020 года, оставленным без изменения решением судьи Центрального районного суда г. Симферополя Республики Крым от 26 апреля 2021 года, заместитель министра жилищно-коммунального хозяйства Республики Крым Аблаев И.М. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 5.59 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнут административному наказанию в виде административного штрафа в размере 5 000 рублей (л.д.61-67, 142-145).
Постановлением судьи Четвертого кассационного суда общей юрисдикции от 28 февраля 2022 года решение судьи Центрального районного суда г. Симферополя Республики Крым от 26 апреля 2021 года отменено, дело об административном правонарушении направлено на новое рассмотрение в Центральный районный суд г. Симферополя Республики Крым (л.д.191-198).
Решением судьи Центрального районного суда г. Симферополя Республики Крым от 21 апреля 2022 года постановление мирового судьи судебного участка N 19 Центрального судебного района г. Симферополь (Центральный район городского округа Симферополя) от 28 декабря 2020 года оставлено без изменения, жалоба защитника Османовой М.Э. без удовлетворения (л.д.240-248).
В жалобе, поданной в Четвертый кассационный суд общей юрисдикции, Аблаев И.М. просит отменить состоявшиеся в отношении него по настоящему делу об административном правонарушении постановление мирового судьи судебного участка N 19 Центрального судебного района г. Симферополь (Центральный район городского округа Симферополя) от 28 декабря 2020 года и решение судьи Центрального районного суда г. Симферополя Республики Крым от 21 апреля 2022 года, ссылаясь на их незаконность, производство по делу прекратить.
Заместитель прокурора Республики Крым и Бондаренко О.М. уведомлены в соответствии с частью 2 статьи 30.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях о подаче настоящей жалобы, Бондаренко О.М. представлены возражения, в которых просит указанные судебные акты оставить без изменения, жалобу без удовлетворения.
Изучение материалов дела об административном правонарушении и доводов жалобы позволяет сделать следующие выводы.
Статьей 5.59 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (нормы в постановлении приведены в редакции, действующей на момент возникновения обстоятельств, послуживших основанием для привлечения заместителя министра жилищно-коммунального хозяйства Республики Крым Аблаева И.М. к административной ответственности) установлена ответственность за нарушение установленного законодательством Российской Федерации порядка рассмотрения обращений граждан, объединений граждан, в том числе юридических лиц, должностными лицами государственных органов, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений и иных организаций, на которые возложено осуществление публично значимых функций, за исключением случаев, предусмотренных статьями 5.39, 5.63 настоящего Кодекса.
Правоотношения, связанные с реализацией гражданином Российской Федерации закрепленного за ним Конституцией Российской Федерации права на обращение в государственные органы и органы местного самоуправления, а также порядок рассмотрения обращений граждан государственными органами, органами местного самоуправления и должностными лицами регулируются Федеральным законом от 2 мая 2006 г. N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 2 мая 2006 г. N 59-ФЗ).
Согласно пункту 1 статьи 4 Федерального закона от 2 мая 2006 г. N 59-ФЗ обращением гражданина признаются направленные в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в письменной форме или в форме электронного документа предложение, заявление или жалоба, а также устное обращение гражданина в государственный орган, орган местного самоуправления.
В соответствии с частью 3 статьи 13 Федерального закона от 2 мая 2006 г. N 59-ФЗ содержание устного обращения заносится в карточку личного приема гражданина. В случае, если изложенные в устном обращении факты и обстоятельства являются очевидными и не требуют дополнительной проверки, ответ на обращение с согласия гражданина может быть дан устно в ходе личного приема, о чем делается запись в карточке личного приема гражданина. В остальных случаях дается письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов.
В силу части 4 статьи 13 Федерального закона от 2 мая 2006 г. N 59-ФЗ письменное обращение, принятое в ходе личного приема, подлежит регистрации и рассмотрению в порядке, установленном настоящим Федеральным законом
В случае, если в обращении содержатся вопросы, решение которых не входит в компетенцию данных государственного органа, органа местного самоуправления или должностного лица, гражданину дается разъяснение, куда и в каком порядке ему следует обратиться (часть 5 статьи 13 Федерального закона от 2 мая 2006 г. N 59-ФЗ.
Как усматривается из материалов дела, 7 сентября 2020 года на личном приеме заместителя министра жилищно-коммунального хозяйства Республики Крым Аблаева И.М. поступило устное обращение Бондаренко О.М, которое зарегистрировано в Министерстве за N Б-8/3634/1. По результатам обращения Министерством жилищно-коммунального хозяйства Республики Крым за подписью заместителя министра Аблаева И.М. дан письменный ответ от 5 октября 2020 года за N Б-8/3634/2, в котором указано об отсутствии у Министерства полномочий в сфере государственных закупок, санитарного состояния, а также права вмешиваться в хозяйственную деятельность сторон по договору, при этом в нарушение статьи 13 Федерального закона от 2 мая 2006 г. N 59-ФЗ в ответе заявителю не разъяснен дальнейший порядок обращения.
Фактические обстоятельства дела подтверждаются собранными доказательствами: постановлением о возбуждении дела об административном правонарушении (л.д.1-2), копией заявления Бондаренко О.М. (л.д.3-4), копией ответа на обращение (л.д.5-6), копией карточки учета личного приема граждан руководством Министерства жилищно-коммунального хозяйства Республики Крым (л.д.10, 11), копией должностного регламента заместителя министра коммунального хозяйства Республики Крым (л.д.12-25), копией Порядка рассмотрения обращений граждан в Министерстве жилищно-коммунального хозяйства Республики Крым (л.д.26-44), протоколом объяснений Аблаева И.М. (л.д.45-46), копией приказа об упорядочении работы с обращениями граждан и проведению личного приема (л.д.216-217), копией Положения об организации личного приема в Министерстве жилищно-коммунального хозяйства Республики Крым (л.д.234-239), и иными материалами дела, которым дана оценка на предмет допустимости, достоверности, достаточности, в соответствии с требованиями статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В соответствии с требованиями статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при рассмотрении дела об административном правонарушении на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства его совершения, предусмотренные статьей 26.1 данного Кодекса.
Вывод о наличии в действиях лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 5.59 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, соответствует фактическим обстоятельствам дела и представленным доказательствам, которые получили надлежащую оценку в обжалуемых судебных актах и сомнений не вызывает.
Исследованные судами доказательства объективно свидетельствуют о том, что заместителем министра коммунального хозяйства Республики Крым Аблаевым И.М. при наличии в обращении Бондаренко О.М. вопросов, решение которых не входит в компетенцию Министерства жилищно-коммунального хозяйства Республики Крым, в нарушение статьи 13 Федерального закона от 2 мая 2006 г. N 59-ФЗ гражданину не даны разъяснения, куда и в каком порядке ему следует обратиться.
Приказом от 21 декабря 2018 года N 697-А утверждены Порядок рассмотрения обращений граждан и Положение об организации личного приема в Министерстве жилищно-коммунального хозяйства Республики Крым (л.д. 26-44, 234-239), содержащие правила, согласующиеся с нормами, в том числе статьи 13 Федерального закона от 2 мая 2006 г. N 59-ФЗ.
Действия указанного лица квалифицированы в соответствии с установленными обстоятельствами, требованиями Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и законодательства о порядке рассмотрения обращений граждан.
Доводы заявителя о том, что ответ гражданину был дан устно в ходе проведения личного приема посредством видеоконференцсвязи, опровергается материалами дела, в частности ответом от 5 октября 2020 года за N Б-8/3634/2 на обращение Бондаренко О.М, в котором при сообщении об отсутствии у Министерства полномочий в соответствующих сферах правоотношений по контролю в сферах государственных закупок, санитарного состояния, а также права вмешиваться в хозяйственную детальность сторон по договору (контракту), не разъяснено, куда и в каком порядке гражданину следует обратиться (л.д.5-6).
Ссылка в жалобе на отсутствие в карточке приема подписи гражданина, несостоятельна, поскольку указанное не вменяется Аблаеву И.М.
Наличие поручения об исполнении обращения иным лицам не свидетельствует об отсутствии вины Аблаева И.М. в совершении вмененного административного правонарушения. В соответствии со статьей 2.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.
Указание на то, что Аблаев И.М. ходатайствовал об отложении рассмотрения дела об административном правонарушении, какими либо данными не подтверждено.
Из материалов дела усматривается, что Аблаев И.М. извещался 22 декабря 2021 года мировым судьей о времени и месте рассмотрения дела телефонограммой, что согласуется с положениями статьи 25.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, при этом извещение посредством телефонного звонка не свидетельствует о нарушении требований статьей 25.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, поскольку избранный мировым судьей способ извещения соответствует закону и является достаточным (л.д.51).
Утверждение Аблаева И.М. о заявлении ходатайства об отложении судебного заседания не может быть принято во внимание, поскольку ходатайство заявляется в письменной форме и подлежит немедленному рассмотрению, между тем, в материалах дела такое ходатайство отсутствует.
Таким образом, требования, предусмотренные частью 2 статьи 25.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях о создании необходимых условий для реализации права на судебную защиту и непосредственное участие в рассмотрении дела, мировым судьей при рассмотрении настоящего дела об административном правонарушении в отсутствие Аблаева И.М. не нарушены.
Доводы поданной в Четвертый кассационный суд общей юрисдикции жалобы, имеющие правовое значение, были предметом проверки в ходе производства по делу, направлены на переоценку установленных по делу фактических обстоятельств, не нашли своего подтверждения в материалах настоящего дела об административном правонарушении, противоречат имеющимся в деле доказательствам и не ставят под сомнение наличие в действиях заместителя министра жилищно-коммунального хозяйства Республики Крым Аблаева И.М. объективной стороны состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 5.59 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Несогласие заявителя с оценкой имеющихся в деле доказательств и с толкованием судебными инстанциями норм Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях не свидетельствует о том, что судами допущены нарушения норм материального права и (или) предусмотренные Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях процессуальные требования.
Административное наказание назначено Аблаеву И.М. в пределах санкции вменяемого правонарушения. Порядок и срок давности привлечения названного лица к ответственности соблюдены.
Обстоятельств, которые в силу пунктов 2 - 4 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях могли повлечь изменение или отмену обжалуемых судебных актов, не установлено.
Руководствуясь статьей 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья Четвертого кассационного суда общей юрисдикции
постановил:
постановление мирового судьи судебного участка N 19 Центрального судебного района г. Симферополь (Центральный район городского округа Симферополя) от 28 декабря 2020 года и решение судьи Центрального районного суда г. Симферополя Республики Крым от 21 апреля 2022 года, вынесенные в отношении заместителя министра жилищно-коммунального хозяйства Республики Крым Аблаева Исмета Меметовича по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 5.59 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, оставить без изменения, жалобу Аблаева И.М. - без удовлетворения.
Судья Н.Х. Карасова
Справка:
мировой судья Шуб Л.А. N 05-0701/19/2020
судья районного суда Каралаш З.Ю. N 12-262/2020
судья кассационного суда Карасова Н.Х. N 16-4825/2021, 16-373/2022
судья районного суда Гордиенко О.А. N 12-323/2022
судья кассационного суда Карасова Н.Х. N 16-5629/2022
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.