Судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Шелудько В.В.
судей Усенко Н.В. и Иванова А.Е.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Вакареско А.Л. на решение Туапсинского районного суда Краснодарского края от 13 января 2022 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Краснодарского краевого суда от 14 апреля 2022 года по административному делу по административному исковому заявлению Вакареско А.Л. об оспаривании решения органа государственной власти.
Заслушав доклад судьи Четвертого кассационного суда общей юрисдикции Шелудько В.В, выслушав объяснения Вакареско А.Л. и его представителя Тучкова С.С, настаивавших на удовлетворении кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Вакареско А.Л. обратился в суд с административным исковым заявлением к управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю и государственному регистратору Пагалину С.А. о признании незаконным уведомления о приостановлении государственной регистрации права от 10 сентября 2021 года.
Решением Туапсинского районного суда Краснодарского края от 13 января 2022 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Краснодарского краевого суда от 14 апреля 2022 года, в удовлетворении исковых требований отказано.
В кассационной жалобе, поданной Вакареско А.Л. в кассационный суд общей юрисдикции, ставится вопрос об отмене судебных актов и принятии по делу нового решения об удовлетворении требований иска.
Кассационная жалоба, поступившая в районный суд 29 июня 2022 года, определением судьи кассационной инстанции от 28 июля 2022 года с делом передана для рассмотрения в судебном заседании судебной коллегии по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме.
До начала рассмотрения дела по существу председательствующий сообщил судебной коллегии о родственных связях с работником управления Росреестра по Краснодарскому краю. Обсудив данное обстоятельство, выслушав мнение лиц, участвующих в деле, судебная коллегия пришла к выводу об отсутствии препятствий для рассмотрения административного дела в этом составе судей.
Выслушав объяснения Вакареско А.Л. и его представителя Тучкова С.С, настаивавших на доводах и требованиях кассационной жалобы, проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы и возражений, судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции пришла к следующим выводам.
На основании части 2 статьи 329 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при рассмотрении административного дела в кассационном порядке суд проверяет правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, в пределах доводов кассационных жалобы, представления.
В силу части 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Судебная коллегия считает, что такие нарушения допущены нижестоящими судами, о чем обоснованно указано в доводах кассационной жалобы.
Как следует из материалов дела, Вакареско А.Л. является ветераном боевых действий.
Постановлением администрации Джубгского городского поселения Туапсинского района от 27 июля 2021 года N 433 Вакареско А.Л. в аренду предоставлен земельный участок с кадастровым номером N, расположенный по адресу: "адрес".
Постановление вынесено на основании положений Земельного кодекса Российской Федерации, Федеральных законов "О ветеранах", "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", закона Краснодарского края от 5 ноября 2002 года N 532-КЗ "Об основах регулирования земельных отношений в Краснодарском крае" и Устава Джубгского городского поселения Туапсинского района Краснодарского края.
На основании данного постановления, между администрацией Джубгского городского поселения и Вакареско А.Л. заключен договор аренды указанного земельного участка, имеющего вид разрешенного использования "ведение садоводства".
С целью государственной регистрации договора аренды, Вакареско А.Л. обратился в управление Росреестра по Краснодарскому краю.
Оспариваемым уведомлением государственного регистратора Палагина С.А. приостановлена государственная регистрация договора.
В обоснование принятого решения указано следующее.
В силу пункта 235 Административного регламента Росреестра по предоставлению государственной услуги по государственному кадастровому учету и (или) государственной регистрации прав на недвижимое имущество, государственный регистратор прав при проведении правовой экспертизы в случае осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав на недвижимое имущество на основании акта органа государственной власти (акта органа местного самоуправления) проверяет, в том числе соблюдение установленных законодательством, действовавшим на момент издания и в месте издания документа, требований к объекту рассматриваемых правоотношений, то есть проверяет, что конкретный объект недвижимости в соответствии с законом может быть предоставлен на определенном праве лицу, в отношении которого принят рассматриваемый акт органа государственной власти (органа местного самоуправления).
В решении сказано, что в настоящий момент действующее федеральное законодательство не устанавливает порядка ведения списков граждан, подавших заявление о предоставлении садового, огородного или дачного земельного участка, а законодательство Краснодарского края не содержит положений, предусматривающих предоставление земельных участков в крае под указанные цели, в том числе льготным категориям граждан.
Кроме того, Федеральным законом от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ из числа мер социальной поддержки ветеранов боевых действий (статьи 16 Федерального закона "О ветеранах") такая мера социальной поддержки как бесплатное получение земельных участков в размерах, определяемых законодательством, для жилищного строительства, ведения садово-огородного хозяйства исключена.
В своем выводе государственный регистратор указал на ничтожность договора аренды, поскольку он заключен без проведения торгов.
Отказывая в удовлетворении исковых требований, суды нижестоящих инстанций указали, что Вакареско А.Л. не представлены доказательства наличия у него права на предоставление земельного участка без проведения торгов.
Такой вывод основан на неправильном применении норм материального права.
Согласно подпункту 14 пункта 2 статьи 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации договор аренды земельного участка, находящегося в муниципальной собственности, заключается без проведения торгов в случае предоставления земельного участка гражданам, имеющим право на первоочередное или внеочередное приобретение земельных участков в соответствии с федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации.
На основании подпункта 7 пункта 1 статьи 16 Федерального закона "О ветеранах" (в редакции, действовавшей по состоянию на момент предоставления в аренду земельного участка), ветеранам боевых действий в качестве меры социальной поддержки предоставляется первоочередное право на приобретение садовых земельных участков или огородных земельных участков.
Таким образом, взаимосвязь приведенных правовых норм указывает на возможность предоставления ветеранам боевых действий в аренду садового земельного участка муниципальной собственности без проведения торгов.
Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации в статье 3 определяет задачи административного судопроизводства, одной из которых является правильное рассмотрение административных дел, а в статье 6 - принципы, в том числе законности и справедливости при разрешении административных дел.
Данные положения нашли отражение в части 1 статьи 176 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, согласно которой решение суда должно быть законным и обоснованным.
Судебный акт является законным в том случае, когда он принят при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, и обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, а также тогда, когда такой акт содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов (пункты 2 и 3 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 19 декабря 2003 года N 23 "О судебном решении").
В данном случае судами приведенные нормы не соблюдены, судебные акты приняты при неправильном применении норм материального права, одновременно судами не проверена подлинность доказательств, представленных в суд в обоснование исковых требований. Процессуальный закон, указывая на необходимость предоставления в суд письменных доказательств в подлиннике или в форме надлежащим образом заверенной копии, исходит из необходимости представления в суд достоверных сведений, исключающих сомнения в аутентичности копий документов их оригиналам.
Без устранения допущенных нарушений невозможны защита охраняемых законом публичных интересов и соблюдение прав, свобод и законных интересов административного истца. В связи с чем, судебные акты подлежат отмене, а административное дело - направлению на новое рассмотрение в Туапсинский районный суд Краснодарского края.
Руководствуясь статьями 328 и 329 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Туапсинского районного суда Краснодарского края от 13 января 2022 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Краснодарского краевого суда от 14 апреля 2022 года отменить, дело направить на новое рассмотрение в Туапсинский районный суд Краснодарского края.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в срок, установленный частью 2 статьи 318 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Кассационное определение изготовлено в полном объеме 1 сентября 2022 года.
Председательствующий В.В. Шелудько
Судьи Н.В. Усенко
А.Е. Иванов
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.