Судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Шелудько В.В.
судей Усенко Н.В. и Иванова А.Е.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу начальника МИФНС России N 6 по Республике Крым Ильчевского В.Б. на решение Евпаторийского городского суда Республики Крым от 16 декабря 2021 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного суда Республики Крым от 5 апреля 2022 года по административному делу по административному исковому заявлению МИФНС России N 6 по Республике Крым о взыскании с Черноштана П.П. обязательных платежей и санкций.
Заслушав доклад судьи Четвертого кассационного суда общей юрисдикции Шелудько В.В, судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
начальник МИФНС России N 6 по Республике Крым Ильчевский В.Б. обратился в суд с административным исковым заявлением о взыскании с Черноштана П.П. недоимки по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемым в бюджет Пенсионного Фонда Российской Федерации на выплату страховой пенсии, за расчётные периоды, начиная с 1 января 2017 года в сумме 32448 рублей, пени в размере 55 рублей 16 копеек; недоимку по страховым взносам на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования за расчётные периоды, начиная с 1 января 2017 года, в сумме 8426 рублей, пени в размере 14 рублей 32 копейки.
Решением Евпаторийского городского суда Республики Крым от 16 декабря 2021 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Верховного суда Республики Крым от 5 апреля 2022 года, в удовлетворении административного искового заявления отказано.
В кассационной жалобе начальник МИФНС России N 6 по Республике Крым Ильчевский В.Б. выражает несогласие с указанными судебными актами, просит их отменить и принять по делу новое решение об удовлетворении иска.
Кассационная жалоба, поступившая в суд первой инстанции 30 июня 2022 года, определением судьи кассационной инстанции от 2 августа 2022 года с делом передана для рассмотрения в судебном заседании судебной коллегии по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции пришла к следующим выводам.
В кассационной жалобе указано на неправильное применение норм материального права, а также на несоответствие выводов, изложенных в обжалуемых судебных актах, обстоятельствам административного дела.
На основании части 2 статьи 329 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при рассмотрении административного дела в кассационном порядке суд проверяет правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, в пределах доводов кассационных жалобы, представления.
Как следует из материалов дела, Черноштан П.П. состоит на налоговом учёте в МИФНС России N 6 по Республике Крым в качестве налогоплательщика.
Черноштан П.П. обратился в совет адвокатской палаты г. Севастополя с заявлением от 13 августа 2018 года о приостановлении статуса адвоката, в связи с последствиями после перенесённого инсульта и невозможностью до восстановления осуществлять профессиональную деятельность.
Решением от 14 августа 2018 года приостановлен статуса адвоката Черноштана П.П. на основании подпункта 2 пункта 1 статьи 16 Федерального закона от 31 мая 2002 года N 63-ФЗ "Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации", в связи с неспособностью адвоката более шести месяцев исполнять свои профессиональные обязанности, по личному заявлению адвоката.
Управлением министерства юстиции Российской Федерации по Севастополю издано распоряжение от 20 августа 2018 года N 59-р, в соответствии с которым сведения о приостановлении статуса адвоката Черноштана П.П. внесены в реестр адвокатов г. Севастополя.
Адвокатской палатой г. Севастополя от 5 сентября 2018 года в ИФНС России по Ленинскому району г. Севастополя было подано уведомление о приостановлении статуса адвоката Черноштана П.П.
В автоматизированной информационной системе "Налог-3" имеются сведения об адвокатской деятельности Черноштана П.П, из которых усматривается, что в отношении него было вынесено решение от 14 августа 2018 года N 8/о/2018 о приостановлении статуса адвоката и распоряжение от 20 августа 2018 года N 59-Р о внесении в реестр сведений о приостановлении статуса адвоката.
МИФНС России N 6 по Республике Крым сформировано требование N 742 по состоянию на 13 января 2021 года об уплате Черноштаном П.П. страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и обязательное медицинское страхование, а также пеней в общей сумме 40874 рублей.
Согласно приказу директора Института экономики и права (филиал) Образовательного учреждения профсоюзов высшего образования "Академия труда и социальных отношений" в г. Севастополе от 31 августа 2020 года N 68-к Черноштан П.П. с 31 августа 2020 года уволен с должности старшего преподавателя кафедры общеправовых дисциплин, в связи с прекращением срока действия трудового договора от 2 сентября 2019 года N 19-к. С 2 ноября 2020 года Черноштан П.П. состоит на регистрационном учёте в территориальном отделении ГКУ РК "Центр занятости населения" в г. Евпатории в качестве безработного, что подтверждается справкой от 30 августа 2021 года N 205.
На основании пункта 1 статьи 70 Налогового кодекса Российской Федерации требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику не позднее трёх месяцев со дня выявления недоимки.
В соответствии с пунктом 4 статьи 69 данного Кодекса требование об уплате налога должно быть исполнено в течение 10 календарных дней с даты получения указанного требования, если более продолжительный период времени для уплаты налога не указан в этом требовании.
В силу подпункта 2 пункта 1 статьи 419 названного Кодекса плательщиками страховых взносов признаются следующие лица, являющиеся страхователями в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования индивидуальные предприниматели, адвокаты, медиаторы, нотариусы, занимающиеся частной практикой, арбитражные управляющие, оценщики, патентные поверенные и иные лица, занимающиеся в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой.
Согласно части 1 статьи 232 указанного Кодекса исчисление суммы страховых взносов, подлежащих уплате за расчётный период плательщиками, указанными в подпункте 2 пункта 1 статьи 419 настоящего Кодекса, производится ими самостоятельно в соответствии со статьёй 430 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящей статьёй.
В случае неуплаты (неполной уплаты) страховых взносов плательщиками, указанными в подпункте 2 пункта 1 статьи 419 настоящего Кодекса, в срок, установленный абзацем вторым настоящего пункта, налоговый орган определяет в соответствии со статьёй 430 настоящего Кодекса сумму страховых взносов, подлежащую уплате за расчётный период такими плательщиками (абзац 3 пункта 2 статьи 432 Налогового кодекса Российской Федерации).
В силу положений статьи 75 Налогового кодекса Российской Федерации пеней признаётся установленная настоящей статьёй денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов, в том числе налогов, уплачиваемых в связи с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза, в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки (пункт 1).
Сумма соответствующих пеней уплачивается помимо причитающихся к уплате сумм налога и независимо от применения других мер обеспечения исполнения обязанности по уплате налога, а также мер ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах (пункт 2).
Пеня начисляется, если иное не предусмотрено настоящей статьёй и главами 25 и 26.1 настоящего Кодекса, за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога по день исполнения обязанности по его уплате включительно. Сумма пеней, начисленных на недоимку, не может превышать размер этой недоимки (пункт 3).
Обязанность по уплате страховых взносов возникает в силу факта приобретения статуса адвоката, который подтверждается либо удостоверением, либо документом, выданным в соответствии с пунктом 5 статьи 15 Федерального закона от 31 мая 2002 года N 63-ФЗ "Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации", и прекращается с момента прекращения или приостановления статуса адвоката.
В соответствии с пунктами 4 и 6 статьи 16 указанного Федерального закона решение о приостановлении статуса адвоката принимает совет адвокатской палаты субъекта Российской Федерации, в региональный реестр которого внесены сведения об этом адвокате.
Адвокатские палаты субъектов Российской Федерации в соответствии с пунктом 2 статьи 85 Налогового кодекса Российской Федерации обязаны не позднее 10-го числа каждого месяца сообщать в налоговый орган по месту нахождения адвокатской палаты субъекта Российской Федерации сведения об адвокатах, внесённые в предшествующем месяце в реестр адвокатов субъекта Российской Федерации (в том числе сведения об избранной ими форме адвокатского образования) или исключенные из указанного реестра, а также о принятых за месяц решениях о приостановлении (возобновлении) статуса адвокатов.
В соответствии с пунктом 7 статьи 430 Налогового кодекса Российской Федерации плательщики, указанные в подпункте 2 пункта 1 статьи 419 настоящего Кодекса, не исчисляют и не уплачивают страховые взносы на обязательное пенсионное страхование и обязательное медицинское страхование: за периоды, указанные в пунктах 1 (в части военной службы по призыву), 3, 5 - 8 части 1 статьи 12 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", в течение которых ими не осуществлялась соответствующая деятельность, при условии представления ими в налоговый орган по месту учёта заявления об освобождении от уплаты страховых взносов и подтверждающих документов; за периоды, в которых приостановлен статус адвоката, при условии представления в налоговый орган по месту учёта заявления об освобождении от уплаты страховых взносов.
Из буквального толкования пункта 7 статьи 430 Налогового кодекса Российской Федерации следует, что адвокаты освобождаются от исчисления и уплаты страховых взносов только в том случаи, если они приостановили статус адвоката и не осуществляли соответствующую деятельность в период приостановления статус адвоката.
Таким образом, исходя из положений Федерального закона "Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации" и статьи 430 Налогового кодекса в целях корректного формирования налоговыми органами обязательств по страховым взносам период начала (окончания) деятельности адвокатов, а также период приостановления (возобновления) статуса адвоката, необходимо исчислять с момента вынесения соответствующего решения советом адвокатской палаты субъекта Российской Федерации.
При таких обстоятельствах суды пришли к правомерному выводу об отказе в удовлетворении исковых требований.
Доводы кассационной жалобы об обратном не могут быть приняты во внимание, поскольку сводятся, по сути, к переоценке исследованных судами доказательств и оспариванию обоснованности выводов судов об установленных ими по делу фактических обстоятельствах при том, что суд кассационной инстанции в силу своей компетенции, установленной положениями частей 2 и 3 статьи 329, а также применительно к статье 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, при рассмотрении жалобы должен исходить из признанных установленными судом первой и второй инстанций фактических обстоятельств дела, проверять лишь правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, и правом устанавливать новые обстоятельства по делу и давать самостоятельную оценку собранным по делу доказательствам не наделен.
Поскольку судами нижестоящих инстанций не были допущены неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, а изложенные в обжалованных судебных актах выводы соответствуют обстоятельствам административного дела, судебная коллегия не находит оснований для удовлетворения требований кассационной жалобы.
Руководствуясь статьей 329 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Евпаторийского городского суда Республики Крым от 16 декабря 2021 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного суда Республики Крым от 5 апреля 2022 года оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в срок, установленный частью 2 статьи 318 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Кассационное определение изготовлено в полном объеме 13 сентября 2022 года.
Председательствующий В.В. Шелудько
Судьи Н.В. Усенко
А.Е. Иванов
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.