Судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Шелудько В.В.
судей Усенко Н.В. и Монмаря Д.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационные жалобы Григоренко И.А, действующей в интересах МВД России и ГУ МВД России по Краснодарскому краю, и Ключкова С.Н, действующего в интересах ФСИН России, УФСИН России по Краснодарскому краю, ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Краснодарскому краю, на решение Октябрьского районного суда г. Краснодара от 25 января 2022 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Краснодарского краевого суда от 12 мая 2022 года по административному делу по административному исковому заявлению Миценко П.А. об оспаривании бездействия органа государственной власти и присуждении компенсации за нарушений условий содержания под стражей.
Заслушав доклад судьи Четвертого кассационного суда общей юрисдикции Шелудько В.В, выслушав объяснения лиц, участвовавших в деле, судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Миценко П. А. обратился в суд с административным исковым заявлением о признании незаконным бездействия органов государственной власти и присуждении компенсации за нарушение условий содержания под стражей.
Решением Октябрьского районного суда города Краснодара от 25 января 2022 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Краснодарского краевого суда от 12 мая 2022 года административное исковое заявление удовлетворено частично. Признано незаконным бездействие ФКУ СИЗО-1УФСИН России по Краснодарскому краю, ФСИН России по необеспечению Миценко П.А. надлежащими условиями содержания под стражей в ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Краснодарскому краю, бездействие ГУ МВД России по Краснодарскому краю, МВД России по необеспечению Миценко П.А. надлежащими условиями этапирования в период содержания в ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Краснодарскому краю. С ФСИН России взыскана компенсация за нарушение условий содержания под стражей в размере 300 000 рублей, с МВД России - компенсация за нарушение условий этапирования в размере 20 000 рублей.
В кассационное жалобе, поданной представителем МВД России и ГУ МВД России по Краснодарскому краю по доверенности Григоренко И.А. в кассационный суд общей юрисдикции, ставится вопрос об отмене судебных актов в части взыскания с МВД России компенсации за нарушение условий этапирования Миценко П.А. и принятии по делу в указанной части нового решение об отказе в удовлетворении административных исковых требований.
В кассационных жалобах, поданных представителем ФСИН России, УФСИН России по Краснодарскому краю, ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Краснодарскому краю по доверенности Ключковым С.Н. в кассационный суд общей юрисдикции, ставится вопрос об отмене судебных актов и принятии по делу нового решения об отказе в удовлетворении административного искового заявления.
Кассационные жалобы, поступившие в суд первой инстанции 15 июля и 8 августа 2022 года, определениями судьи кассационной инстанции от 9 и 16 августа 2022 года с делом переданы для рассмотрения в судебном заседании судебной коллегии по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения жалоб извещены своевременно и в надлежащей форме.
Выслушав объяснения лиц, участвовавших в деле, проверив материалы дела, обсудив доводы кассационных жалоб, судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции пришла к следующим выводам.
В кассационных жалобах указано на неправильное применение норм материального права, а также на несоответствие выводов, изложенных в обжалуемых судебных актах, обстоятельствам административного дела.
На основании части 2 статьи 329 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при рассмотрении административного дела в кассационном порядке суд проверяет правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, в пределах доводов кассационных жалобы, представления.
В силу статьи 5 Федерального закона от 15 июля 1995 года N 103-ФЗ "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений" содержание под стражей осуществляется в соответствии с принципами законности, справедливости, презумпции невиновности, равенства всех граждан перед законом, гуманизма, уважения человеческого достоинства, в соответствии Конституцией Российской Федерации, принципами и нормами международного права, а также международными договорами Российской Федерации и не должно сопровождаться пытками, иными действиями, имеющими целью причинение физических или нравственных страданий подозреваемым и обвиняемым в совершении преступлений, содержащимся под стражей.
В соответствии с частью 1 статьи 227.1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации лицо, полагающее, что нарушены условия его содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении, одновременно с предъявлением требования об оспаривании связанных с условиями содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении решения, действия (бездействия) органа государственной власти, учреждения, их должностных лиц, государственных служащих в порядке, предусмотренном настоящей главой, может заявить требование о присуждении компенсации за нарушение установленных законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации условий содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении.
Требование о присуждении компенсации за нарушение условий содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении рассматривается судом одновременно с требованием об оспаривании решения, действия (бездействия) органа государственной власти, учреждения, их должностных лиц, государственных служащих по правилам, установленным настоящей главой, с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей (часть 3).
При рассмотрении административного искового заявления, поданного в соответствии с частью 1 настоящей статьи, суд устанавливает, имело ли место нарушение предусмотренных законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации условий содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении, а также характер и продолжительность нарушения, обстоятельства, при которых нарушение допущено, его последствия (часть 5).
В соответствии с пунктом 13 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года N 47 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при рассмотрении административных дел, связанных с нарушением условий содержания лиц, находящихся в местах принудительного содержания" в силу частей 2 и 3 статьи 62 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации обязанность доказывания соблюдения надлежащих условий содержания лишенных свободы лиц возлагается на административного ответчика - соответствующие орган или учреждение, должностное лицо, которым следует подтверждать факты, обосновывающие их возражения.
Вместе с тем, административному истцу, прокурору, а также иным лицам, обратившимся в защиту прав, свобод и законных интересов других лиц или неопределенного круга лиц, надлежит в административном исковом заявлении, а также при рассмотрении дела представлять (сообщать) суду сведения о том, какие права, свободы и законные интересы лица, обратившегося в суд, или лица, в интересах которого подано административное исковое заявление, нарушены, либо о причинах, которые могут повлечь их нарушение, излагать доводы, обосновывающие заявленные требования, прилагать имеющиеся соответствующие документы (в частности, описания условий содержания, медицинские заключения, обращения в органы государственной власти и учреждения, ответы на такие обращения, документы, содержащие сведения о лицах, осуществлявших общественный контроль, а также о лишенных свободы лицах, которые могут быть допрошены в качестве свидетелей, если таковые имеются) (статьи 62, 125, 126 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
На основании статьи 17 Федерального закона "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений" подозреваемые и обвиняемые имеют право, в том числе обращаться с просьбой о личном приеме к начальнику места содержания под стражей и лицам, контролирующим деятельность места содержания под стражей, во время нахождения указанных лиц на его территории; обращаться с предложениями, заявлениями и жалобами, в том числе в суд, по вопросу о законности и обоснованности их содержания под стражей и нарушения их законных прав и интересов; получать бесплатное питание, материально-бытовое и медико-санитарное обеспечение, в том числе в период участия их в следственных действиях и судебных заседаниях; на восьмичасовой сон в ночное время, в течение которого запрещается их привлечение к участию в процессуальных и иных действиях, и на пользование ежедневной прогулкой продолжительностью не менее одного часа.
В статье 17.1 Федерального закона "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений" предусмотрено, что подозреваемый, обвиняемый в случае нарушения предусмотренных законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации условий их содержания под стражей имеют право обратиться в порядке, установленном Кодексом административного судопроизводства Российской Федерации, в суд с административным исковым заявлением к Российской Федерации о присуждении за счет казны Российской Федерации компенсации за такое нарушение.
Компенсация за нарушение условий содержания под стражей присуждается исходя из требований заявителя с учетом фактических обстоятельств допущенных нарушений, их продолжительности и последствий и не зависит от наличия или отсутствия вины органа государственной власти, учреждения, их должностных лиц, государственных служащих.
Согласно статье 22 Федерального "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений" создаются бытовые условия, отвечающие требованиям гигиены, санитарии и пожарной безопасности.
Подозреваемым и обвиняемым предоставляется индивидуальное спальное место.
Подозреваемым и обвиняемым бесплатно выдаются постельные принадлежности, посуда и столовые приборы, туалетная бумага, а также по их просьбе в случае отсутствия на их лицевых счетах необходимых средств индивидуальные средства гигиены (как минимум мыло, зубная щетка, зубная паста (зубной порошок), одноразовая бритва (для мужчин), средства личной гигиены (для женщин).
Все камеры обеспечиваются средствами радиовещания, а по возможности телевизорами, холодильниками и вентиляционным оборудованием. По заявлению подозреваемых и обвиняемых радиовещание в камере может быть приостановлено либо установлен график прослушивания радиопередач. В камеры выдаются литература и издания периодической печати из библиотеки места содержания под стражей либо приобретенные через администрацию места содержания под стражей в торговой сети, а также настольные игры.
Норма санитарной площади в камере на одного человека устанавливается в размере четырех квадратных метров.
В соответствии со статьей 24 Федерального "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений" оказание медицинской помощи и обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия в местах содержания под стражей организуются в соответствии с законодательством в сфере охраны здоровья. Администрация указанных мест обязана выполнять санитарно-гигиенические требования, обеспечивающие охрану здоровья подозреваемых и обвиняемых.
В силу статьи 32 Федерального "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений" подозреваемые и обвиняемые содержатся в общих или одиночных камерах в соответствии с требованиями раздельного размещения, предусмотренными статьей 33 настоящего Федерального закона.
На основании статьи 34 Закона о содержании под стражей размещение подозреваемых и обвиняемых в камерах производится с учетом их личности и психологической совместимости. Курящие по возможности помещаются отдельно от некурящих.
При размещении подозреваемых и обвиняемых, а также осужденных в камерах обязательно соблюдение следующих требований:
1) раздельно содержатся: лица, впервые привлекаемые к уголовной ответственности, и лица, ранее содержавшиеся в местах лишения свободы; подозреваемые и обвиняемые, а также осужденные, приговоры в отношении которых вступили в законную силу;
2) отдельно от других подозреваемых и обвиняемых содержатся: больные инфекционными заболеваниями или нуждающиеся в особом медицинском уходе и наблюдении.
В пункте 40-50 Приказа Минюста России от 14 октября 2005 года N 189 (в редакции от 12 мая 2017 года) "Об утверждении Правил внутреннего распорядка следственных изоляторов уголовно-исполнительной системы" предусмотрено, что подозреваемые и обвиняемые обеспечиваются для индивидуального пользования спальным местом; постельными принадлежностями: матрацем, подушкой, одеялом; постельным бельем: двумя простынями, наволочкой; полотенцем; столовой посудой и столовыми приборами: миской (на время приема пищи), кружкой, ложкой; одеждой по сезону (при отсутствии собственной); книгами и журналами из библиотеки СИЗО.
Указанное имущество выдается бесплатно во временное пользование на период содержания под стражей.
По заявлению подозреваемого или обвиняемого, при отсутствии необходимых денежных средств на его лицевом счете, по нормам, установленным Правительством Российской Федерации, выдаются индивидуальные средства гигиены: мыло; зубная щетка; зубная паста (зубной порошок); одноразовая бритва (для мужчин); средства личной гигиены (для женщин).
Для общего пользования в камеры в соответствии с установленными нормами и в расчете на количество содержащихся в них лиц выдаются: мыло хозяйственное; туалетная бумага; издания периодической печати из библиотеки СИЗО; настольные игры: шашки, шахматы, домино, нарды; предметы для уборки камеры; швейные иглы, ножницы, ножи для резки продуктов питания (могут быть выданы подозреваемым и обвиняемым в кратковременное пользование под контролем администрации). Женщины с детьми получают предметы ухода за ними.
Камеры СИЗО оборудуются одноярусными или двухъярусными кроватями (камеры для содержания беременных женщин и женщин, имеющих при себе детей, - только одноярусными кроватями); столом и скамейками с числом посадочных мест по количеству лиц, содержащихся в камере; шкафом для продуктов; вешалкой для верхней одежды; полкой для туалетных принадлежностей; зеркалом, вмонтированным в стену; бачком с питьевой водой; подставкой под бачок для питьевой воды; радиодинамиком для вещания общегосударственной программы; урной для мусора; тазами для гигиенических целей и стирки одежды; светильниками дневного и ночного освещения; телевизором, холодильником (при наличии возможности (камеры для содержания женщин и несовершеннолетних - в обязательном порядке); вентиляционным оборудованием (при наличии возможности); тумбочкой под телевизор или кронштейном для крепления телевизора; напольной чашей (унитазом), умывальником; нагревательными приборами (радиаторами) системы водяного отопления; штепсельными розетками для подключения бытовых приборов; вызывной сигнализацией.
При отсутствии в камере водонагревательные приборов либо горячей водопроводной воды горячая вода для стирки и гигиенических целей и кипяченая вода для питья выдаются ежедневно в установленное время с учетом потребности.
Подозреваемые и обвиняемые обеспечиваются ежедневно бесплатным трехразовым горячим питанием по нормам, определяемым Правительством Российской Федерации.
Не реже одного раза в неделю подозреваемые и обвиняемые проходят санитарную обработку, им предоставляется возможность помывки в душе продолжительностью не менее 15 минут. Для женщин и несовершеннолетних возможность помывки в душе предоставляется не менее двух раз в неделю продолжительностью не менее 15 минут. Смена постельного белья осуществляется еженедельно после помывки в душе.
В случае если подозреваемый или обвиняемый участвовал в судебном заседании, следственных действиях или по иной причине в установленное время не смог пройти санитарную обработку, ему предоставляется возможность помывки в душе в день прибытия либо на следующий день.
Настольные игры выдаются из расчета по одному комплекту на 10 человек или на камеру, если в ней содержится менее 10 человек.
Для написания предложений, заявлений и жалоб подозреваемым и обвиняемым по их просьбе выдаются письменные принадлежности (бумага, шариковая ручка).
Издания периодической печати из библиотеки СИЗО выдаются в камеры по мере их поступления из расчета одна газета на 10 человек или на камеру, если в ней содержится менее 10 человек.
Обмен книг и журналов из библиотеки СИЗО осуществляется не реже одного раза в 10 дней. Правила пользования библиотечным абонементом утверждаются начальником СИЗО.
В соответствии со статьей 26 Федерального закона администрация СИЗО может оказывать подозреваемым и обвиняемым, при наличии соответствующих условий, дополнительные платные бытовые и медико-санитарные услуги (приложение N 3).
На территории Российской Федерации действуют СП 247.1325800.2016 "Следственные изоляторы уголовно-исполнительной системы. Правила проектирования".
Как следует из материалов дела, Миценко П.А. содержался в ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Краснодарскому краю в период с 30 августа 2016 года по 24 февраля 2018 года в камерах N 88 и 157.
Согласно доводам административного истца и материалам, предоставленным ответчиками, в указанный период не были обеспечены надлежащие условия содержания Миценко П.А. под стражей.
Представленный ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Краснодарскому краю перечень имущества, которым оборудованы камеры N 88 и N 157 не в полной мере соответствует требованиям пункта 42 раздела N 5 приказа МЮ РФ от 14 октября 2005 года N 189 "Об утверждении Правил внутреннего распорядка следственных изоляторов уголовно-исполнительной системы".
Административным ответчиком не предоставлена информация, на какое количество человек рассчитаны столы и стулья, их размеры и наличие горячей воды.
Предоставленная видеозапись котельной СИЗО-1 и наличие нагревательного котла не подтверждает факт наличия горячей воды в кране камеры, учитывая, что шкала на приборе учёта давления на видеозаписи стояла на отметке "ноль"; сведения о температуре подаваемой воды (как холодной, так и горячей); подтверждение наличия/выдачи/обеспечения питьевой воды; достоверные сведения, объективно опровергающие доводы административного истца, о низком качестве предоставляемой пищи; сведения о предоставлении питания в дни этапирования Миценко П.А.; сведения о времени, проведённом на этапе в течение дня и опровергающие доводы административного истца о лишении его завтрака обеда и ужина в день этапирования в суд; сведения о мощности ламп, установленных в камере N 88; сведения о температуре воздуха в камерах содержания Миценко П.А. в СИЗО-1 Краснодарские края в период с 1 января 2016 года по 31 декабря 2018 года; сведения о наличии системы охлаждения в камерах содержания Миценко П.А. в СИЗО-1 Краснодарские края в летний период; сведения о проведении ремонта в камерах содержания Миценко П.А. в СИЗО-1 Краснодарские края (по каждой камере) за период с 2015 года по 2020 год с подробным указанием проведенных работ.
Приложен только акт о приемке работ по устройству приватности в камере N 88 от 14 августа 2017 года без указания наименований проведенных работ. Однако, исходя из этого, на момент содержания Миценко П.А. в камере N 88 приватность не была обеспечена, что является подтверждением нарушений условий содержания под стражей.
Подтверждения того, что лично Миценко П.А. получал средства личной гигиены, постельные принадлежности, матрас, средства для дезинфекции камеры и потравки вредителей и другие обязательные к предоставлению вещи и другие сведения, способные опровергнуть нарушения, перечисленные в административном исковом заявлении, ответчиком не представлены.
Книги количественной поверки лиц, содержащихся в следственном изоляторе, количестве подозреваемых, обвиняемых и осужденных в камерах доказывают наличие перенаселённости в ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Краснодарскому краю.
Так, присутствует расхождение в описании камеры N 157, а именно, в справках количество спальных мест - 10, а в книге количественной поверки - 12. Также согласно книгам количественной поверки 31 августа 2016 года в камере N 157 сдержалось 13 человек, а не 10 или 12; 21 марта 2017 в камере N 88 содержалось 7 человек, а не 4; 29 марта 2017 года в камере N 88 содержалось 5 человек, а не 4. Данные факты подтверждают нарушения условий содержания под стражей и несоответствие условий содержания под стражей.
Кроме того, факт нарушения условий содержания лиц, находящихся под стражей, подтверждается и проверками, проводимыми прокуратурой Краснодарского края.
В представлении прокуратуры от 25 июня 2018 года отражено, что в камерах (в том числе, и в N 157) повышенная влажность, на стенах следы от потеков, наблюдается отслоение штукатурки и красочного слоя, поверхности стен и потолков поражены грибком, прогнивший пол, мусор не убирается, присутствуют следы жизнедеятельности крыс, дезинсекционные работы проведены в 2016 году, лица, лишенные свободы, содержатся в условиях, не обеспечивающих человеческое достоинство, не обеспечена приватность санитарного узла, используется неисправное электричество, недостаточное дневное освещение, часть используемых ламп находится в нерабочем состоянии, в камерах (в том числе N 157) отсутствуют бачки для питьевой воды, не выдаются индивидуальные средства гигиены, не соблюдается право подозреваемых и обвиняемых на ежедневную прогулку.
УМВД по г. Краснодару предоставлена выписка о датах выезда Миценко П.А. из СИЗО-1, о лицах, перевозимых совместно с Миценко П.А, а также технические данные завода-изготовителя специальных автомобилей, на которых осуществлялась перевозка Миценко П.А.
Между тем, указанная выписка не подтверждает соответствие условий этапирования Миценко П.А. установленным стандартам, которые регламентированы в информационном бюллетене, изданном в июне 2018 года ЕКПП.
Положения пункта 18 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года N 47 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при рассмотрении административных дел, связанных с нарушением условий содержания лиц, находящихся в местах принудительного содержания" закрепляют, что при оспаривании условий перевозки лишенных свободы лиц судам необходимо иметь в виду, что она всегда должна осуществляться гуманным и безопасным способом. В связи с этим при оценке того, являются ли условия перевозки надлежащими, необходимо учитывать, в том числе, соблюдение требований по обеспечению безопасности перевозок соответствующим видом транспорта, пассажировместимость транспортного средства, длительность срока нахождения указанных лиц в транспортном средстве, площадь, приходящуюся на одного человека, высоту транспортного средства, его достаточные освещенность и проветриваемость, температуру воздуха, обеспеченность питьевой водой и горячим питанием при длительных перевозках, предоставление возможности перевозить с собой документы, необходимые для реализации установленных законом процессуальных прав и обязанностей, наличие возможности обращения к сопровождающим лицам, соответствие условий перевозки состоянию здоровья транспортируемого лица.
Между тем, УМВД России по Краснодарскому краю не доказано соблюдение требований, предъявляемых к условиям перевозки. Данные о длительности перевозок, о дополнительных заездах в другие учреждения и дополнительном наполнении перевозимыми лицами транспортного средства, о площади транспортного средства, осуществляющего перевозку, а также площади приходящейся на одного человека, о его освещенности, проветриваемости, температуре воздуха не предоставлены.
УМВД России по г. Краснодару предоставлена характеристика автомобилей, на которых перевозили Миценко П.А, в результате изучения которой судами установлено отсутствие ремней безопасности, окон, недостаточная высота отсеков, теснота. Из-за недостаточности данных (в том числе, отсутствия технических характеристик завода изготовителя) для опровержения доводов истца о переполненности, недостаточной проветриваемости или отапливаемости, наличия и возможности пользоваться туалетом, судебная коллегия апелляционного суда указала, что ни один из автомобилей перевозивших Миценко П.А. в должной степени не соответствовал имеющимся стандартам.
Исчисленная судом первой инстанции площадь, приходящаяся на каждого конвоируемого, свидетельствует о её существенном несоответствии минимальной общепринятой международными нормами площади в 0, 6 кв. м.
Признание УМВД России по Краснодарскому краю в отсутствие учета длительности перевозок, непредоставлении бутилированной питьевой воды для перевозимых лиц подтверждает нарушение требований к перевозкам, установленным национальным и европейским стандартам.
Вопреки требованиям части 2 и 3 статьи 62 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации и указанных разъяснений Верховного Суда Российской Федерации административными ответчиками не представлены доказательства полного соблюдения надлежащих условий содержания административного истца в местах принудительного содержания, следовательно, требования о взыскании компенсации в пользу Миценко П.А. удовлетворены правомерно.
Размер компенсации за нарушение условий содержания под стражей Миценко П.А. в ненадлежащих условиях на протяжении пребывания в ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Краснодарскому краю и за фактическое пребывание в СИЗО (543 дня) в размере 300 000 рублей, а за ненадлежащие условия 15 перевозок из СИЗО-1 на судебные заседания в размере 20 000 рублей является обоснованным.
Доводы кассационных жалоб не могут быть приняты судом в качестве основания к отмене обжалуемых судебных актов, поскольку противоречат установленным по делу обстоятельствам и исследованным материалам дела, направлены на ошибочное толкование норм материального и процессуального права, на иную оценку исследованных судами доказательств и не содержат новых обстоятельств, которые не были предметом обсуждения судов или опровергали бы выводы судебных постановлений.
Поскольку судами первой и апелляционной инстанции не было допущено неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, а изложенные в судебном акте выводы соответствуют обстоятельствам административного дела, судебная коллегия не находит оснований для удовлетворения требований кассационных жалоб.
Руководствуясь статьей 329 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Октябрьского районного суда г. Краснодара от 25 января 2022 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Краснодарского краевого суда от 12 мая 2022 года оставить без изменения, кассационные жалобы - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в срок, установленный частью 2 статьи 318 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Кассационное определение изготовлено в полном объеме 22 сентября 2022 года.
Председательствующий В.В. Шелудько
Судьи Н.В. Усенко
Д.В. Монмарь
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.