Судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего судьи Иванова А.Е, судей Шелудько В.В, Усенко Н.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Крюкова С.В, поступившую в суд первой инстанции 12 июля 2022 года, на апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного суда Республики Крым от 09 марта 2022 года по административному делу по административному исковому заявлению Крюкова С.В. к администрации города Феодосии Республики Крым о предоставлении земельного участка в собственность.
Заслушав доклад судьи Иванова А.Е, судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Крюков С.В. обратился в суд с административным исковым заявлением об обязании администрации предоставления бесплатно в собственность земельного участка для индивидуального жилищного строительства на территории муниципального образования городской округ Феодосия, установив разумные сроки исполнения указанных обязательств, применив положения части 2 статьи 206 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Решением Феодосийского городского суда Республики Крым от 23 июля 2020 года административные исковые требования Крюкова С.В. удовлетворены.
На администрацию города Феодосии Республики Крым возложена обязанность в течение шести месяцев с момента вступления решения суда в законную силу предоставить в собственность многодетной семье Крюкова С.В. земельный участок для индивидуального жилищного строительства на территории муниципального образования городской округ Феодосия, в соответствии с положениями статей 3, 6 Закона от 15 января 2015 года N66-ЗРК/2015 "О предоставлении земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и некоторых вопросах земельных отношений".
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Крым от 09 марта 2022 года решение Феодосийского городского суда Республики Крым от 23 июля 2020 года отменено.
По делу принято новое решение, которым в удовлетворении административного иска Крюкова С.В. отказано.
В кассационной жалобе, поданной в Четвертый кассационный суд общей юрисдикции, Крюков С.В. ставит вопрос об отмене судебного акта апелляционной инстанции в связи с незаконностью и необоснованностью.
Лица, участвующие в рассмотрении дела, извещенные о времени и месте рассмотрения дела в кассационном порядке, в судебное заседание суда кассационной инстанции не явились. На основании части 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) судебная коллегия находит возможным рассмотрение дела в отсутствие неявившихся лиц, участвующих в деле.
Основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта (часть 2 статьи 328 КАС РФ).
Проверив материалы административного дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия пришла к выводу, что при рассмотрении и разрешении настоящего административного дела, такие нарушения судом апелляционной инстанций не допущены, в связи с чем, кассационная жалоба не подлежит удовлетворению.
Отказывая в удовлетворении заявленных Крюковым С.В. требований, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что для реализации права на получение в собственность земельного участка для индивидуального жилищного строительства должен быть соблюден порядок формирования этого участка и постановки его на государственный кадастровый учет, что предполагает необходимость предварительного проведения уполномоченными органами ряда связанных с этим мероприятий.
Судебная коллегия соглашается с выводами суда апелляционной инстанции ввиду следующего.
В силу статьи 46 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод. Решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
Согласно части 1 статьи 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделённых отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделённые государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В соответствии с частью 2 статьи 227 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.
Из материалов дела усматривается, что постановлением администрации города Феодосии Республики Крым N1839 от 09 июля 2017 года Крюков С.В. поставлен в очередь на получение в собственность бесплатно земельного участка для индивидуального жилищного строительства с даты подачи заявления - 16 сентября 2016 года.
Согласно уведомлениям Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым Крюков С.В. и члены его семьи в собственности каких-либо объектов недвижимости не имеют.
02 сентября 2019 года Крюков С.В. обратился к Главе Администрации города Феодосии Республики Крым с заявлением о предоставлении информации об исполнении постановления N1839 "О постановке Крюкова С.В. в очередь на получение бесплатно в собственность земельного участка на территории муниципального образования городской округ Феодосия Республики Крым", с указанием точных сроков предоставления истцу в собственность бесплатно земельного участка, предусмотренного Законом Республики Крым N 66-ЗРК/2015.
В ответ на заявление Крюкова С.В. ответчик сообщил, что по состоянию на 12 сентября 2019 года в очереди на получение бесплатно в собственность земельного участка истец находится под N242 с даты подачи заявления - т.е. с 16 сентября 2016 года.
В рамках федеральной целевой программы "Социально-экономическое развитие Республики Крым и г. Севастополя до 2020 года" предусмотрено мероприятие по подготовке документов территориального планирования и градостроительного зонирования муниципального образования городской округ Феодосия.
Генеральным планом муниципального образования городской округ Феодосия Республики Крым, утвержденным решением 108 сессии 1 созыва Феодосийского городского совета от 31 октября 2018 года N1078 предусмотрены новые территории: западная часть села Насыпное и район Арматлукской долины.
В соответствии с ответом администрации города Феодосии Республики Крым от 19 февраля 2020 года, перечень свободных земельных участков для индивидуального жилищного строительства на территории муниципального образования городской округ Феодосия, находящихся на балансе муниципальной собственности, отсутствует.
Согласно ответу администрации города Феодосии Республики Крым от 25 марта 2020 года, перечень свободных земельных участков для индивидуального жилищного строительства на территории муниципального образования городской округ Феодосия, находящихся на балансе муниципальной собственности, не составлялся.
Федеральный законодатель определил, что до 1 января 2023 года на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя нормативными правовыми актами названных субъектов Российской Федерации по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление нормативно-правового регулирования в соответствующей сфере, могут быть установлены особенности регулирования отношений в сфере кадастрового учета недвижимости и государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним (часть 1.1 статьи 12.1 Закона N 6-ФКЗ).
Как следует из преамбулы Закона Республики Крым от 15 января 2015 года N66-ЗРК/2015 "О предоставлении земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и некоторых вопросах земельных отношений" (далее - Закон N66-ЗРК) настоящий Закон в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации, Федеральным конституционным законом от 21 марта 2014 года N 6-ФКЗ "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя" устанавливает порядок предоставления земельных участков, находящихся в собственности Республики Крым или муниципальной собственности на территории Республики Крым, за исключением случаев размещения инженерных сооружений, имеющих государственное или местное значение, переоформления или завершения оформления прав на земельные участки на территории Республики Крым в соответствии с Законом Республики Крым от 31 июля 2014 года N 38-ЗРК "Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории Республики Крым".
Согласно статье 1 Закона N 66-ЗРК, принятого в развитие названных положений, предоставление земельных участков гражданам и юридическим лицам осуществляется в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации с учетом особенностей, установленных настоящим Законом.
Земельные участки для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства в границах населенного пункта, садоводства для собственных нужд предоставляются отдельным категориям граждан, указанным в части 1 статьи 4 настоящего Закона, в порядке, установленном статьей 6 настоящего Закона (статья 3 Закона N66-ЗРК).
Согласно части 1 статьи 4 Закона N66-ЗРК установлены категории совершеннолетних граждан Российской Федерации, которые имеют право на предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в собственность бесплатно. К указанной категории, в том числе, относятся лица, воспитывающие трех и более детей в возрасте до 18 лет, включая усыновленных, а также принятых под опеку (попечительство), за исключением случая, предусмотренного частью 1 статьи 13 Федерального закона от 24 апреля 2008 года N 48-ФЗ "Об опеке и попечительстве", а при обучении детей в общеобразовательных организациях и государственных образовательных организациях по очной форме обучения на бюджетной основе - до окончания обучения, но не более чем до достижения ими возраста 23 лет.
В соответствии с частью 2 статьи 6 Закона N66-ЗРК земельные участки в соответствии с настоящей статьей предоставляются в порядке очередности. Порядок постановки заявителя в очередь на получение находящегося в государственной или муниципальной собственности земельного участка, снятия его с очереди, типовая форма заявления о постановке гражданина в очередь, а также перечень прилагаемых к заявлению документов определяются Советом министров Республики Крым.
Так, постановлением Совета министров Республики Крым от 10 февраля 2015 года N 41 был утвержден Порядок ведения очередности граждан на получение в собственность (аренду) земельного участка, находящегося в собственности Республики Крым или муниципальной собственности", в соответствии с которым списки очередности граждан на получение в собственность (аренду) земельного участка, находящегося в собственности Республики Крым или муниципальной собственности, для индивидуального жилищного строительства, ведения дачного хозяйства, садоводства, а также для ведения личного подсобного хозяйства в границах населенного пункта (далее - Список) формируются и ведутся органами местного самоуправления городских округов, городских и сельских поселений (далее - уполномоченные органы) по месту жительства граждан, категории которых установлены статьей 4 Закона 66-ЗРК.
Постановлением Администрации города Феодосии Республики Крым от 21 января 2021 года N142 утвержден Административный регламент предоставления муниципальной услуги "Ведение очередности граждан на получение в собственность (аренду) земельного участка, находящегося в собственности муниципального образования городской округ Феодосия Республики Крым" (далее - Административный регламент), который разработан в целях оптимизации (повышения качества) исполнения и доступности результата предоставления муниципальной услуги по ведению очередности граждан на получение в собственность (аренду) земельного участка, находящегося в собственности муниципального образования городской округ Феодосия Республики Крым (пункт 1.1 Административного регламента).
В соответствии с пунктом 6.1 Административного регламента результатом предоставления муниципальной услуги является принятие одного из следующих решений: постановление Администрации о постановке заявителя в очередь на получение бесплатно в собственность (аренду без торгов) земельного участка; постановление Администрации об отказе заявителю в постановке в очередь на получение бесплатно в собственность (аренду без торгов) земельного участка.
Крюков С.В. обратился в администрацию с заявлением от 16 сентября 2016 года о постановке в очередь и предоставлении земельного участка в собственность для индивидуального жилищного строительства как относящийся к категории лиц, воспитывающих трех и более детей в возрасте до 18 лет.
Постановлением администрации города Феодосии Республики Крым от 09 июня 2017 года Крюков С.В. поставлен в очередь на получение в собственность бесплатно земельного участка, для индивидуального жилищного строительства на территории муниципального образования городской округ Феодосия Республики Крым с даты подачи заявления 16 сентября 2016 года, как относящийся к льготной категории лиц, воспитывающих трех и более детей в возрасте до 18 лет.
В соответствии с положениями статьи 6 Закона N66-ЗРК уполномоченный орган обеспечивает предоставление земельных участков в следующем порядке:
1) обеспечивает самостоятельно выбор земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, из которых возможно образование земельных участков для предоставления гражданам, и (или) обеспечивает подготовку схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории или проекта межевания территории в соответствии с порядком, установленным Советом министров Республики Крым;
2) в случае если земельный участок находится в государственной собственности Республики Крым и предоставляется для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства в границах населенного пункта, садоводства для собственных нужд, может обратиться за передачей данного земельного участка в муниципальную собственность в порядке, установленном в соответствии с настоящим Законом;
2-1) в случае отсутствия в муниципальной собственности соответствующего муниципального образования земельных участков для предоставления под индивидуальное жилищное строительство гражданам, указанным в части 1 статьи 4 настоящего Закона, уполномоченный орган местного самоуправления обращается в Совет министров Республики Крым о рассмотрении вопроса о возможности определения для этих целей находящихся в государственной собственности Республики Крым земельных участков с последующим предоставлением их гражданам в установленном Советом министров Республики Крым порядке;
3) сообщает заявителю о возможности получения определенного земельного участка, в том числе подлежащего образованию, который находится в муниципальной собственности;
4) принимает решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка (при необходимости);
5) принимает решение о предоставлении земельного участка в собственность бесплатно или подписывает и направляет заявителю договор аренды земельного участка (в случае если заявлено о предоставлении земельного участка в аренду) (часть 3 статьи 6 Закона N66-ЗРК).
При наличии подходящего земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, определенного схемой расположения земельного участка на кадастровом плане территории или проектом межевания территории, действия, предусмотренные пунктами 3 и 4 части 3 настоящей статьи, должны быть совершены в течение двух месяцев со дня поступления заявления, что предусмотрено частью 4 статьи 6 Закона N-ЗРК.
Из материалов дела следует, что с заявлением о постановке в очередь и предоставлении бесплатно в собственность земельного участка для индивидуального жилищного строительства на территории муниципального образования городской округ Феодосия Республики Крым Крюков С.В. обращался 16 сентября 2016 года. Иных заявлений о предоставлении земельного участка в материалах дела не имеется.
В 2019 году были утверждены Правила землепользования и застройки муниципального образования городской округ Феодосия Республики Крым (далее - правила землепользования и застройки), в которых предусмотрены территории для предоставления льготным категориям граждан.
До утверждения генерального плана и правил землепользования и застройки земельные участки, пригодные для выделения льготным категориям граждан, отсутствовали.
Муниципальным казенным учреждением "Управление имущественных и земельных отношений администрации города Феодосии Республики Крым" были заключены муниципальные контракты в 2020 году о проведении работ по разработке проектов планировки территорий и проектов межевания территорий, расположенных в с. Насыпное и пгт. Коктебель, район Арматлукской долины.
Постановлением администрации от 18 декабря 2020 года N3944 "Об утверждении документации по планировке территории, расположенной в г. Насыпное муниципального образования городской округ Феодосия Республики Крым" и постановлением администрации от 18 декабря 2020 года N3945 "Об утверждении документации по планировке территории, расположенной в пгт. Коктебель, район Арматлукской долины муниципального образования городской округ Феодосия Республики Крым" утверждена документация по планировке соответствующих территорий.
Образовано 322 земельных участка для предоставления гражданам льготных категорий.
В рамках заключенного муниципального контракта от 20 сентября 2021 года осуществляется работа по внесению сведений в Единый государственный реестр недвижимости о зонах с особыми условиями использования территории в отношении сетей водоснабжения, водоотведения, газоснабжения, электроснабжения, с целью дальнейшей разработки проектно-сметной документации по строительству объектов инженерной инфраструктуры.
В настоящее время проводится работа по актуализации списка очередности граждан на получение в собственность (аренду) земельного участка.
Правовое регулирование общественных отношений по реализации статей 7 и 38 Конституции Российской Федерации, а именно выбор конкретных мер защиты семьи, определение условий и порядка их предоставления, является предметом совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, которые не могут противоречить федеральным законам (пункт "ж" части 1 статьи 72, часть 2 и часть 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации).
Вопросы владения, пользования и распоряжения землей, земельное законодательство находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации (пункты "в" и "к" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации).
Одним из основных принципов земельного законодательства является платность использования земли, согласно которому любое использование земли осуществляется за плату, за исключением случаев, установленных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации (подпункт 7 пункта 1 статьи 1, пункт 1 статьи 65 ЗК РФ).
Согласно подпункту 6 статьи 39.5 ЗК РФ предоставление земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, гражданину или юридическому лицу в собственность бесплатно на основании решения уполномоченного органа осуществляется в случае предоставления земельного участка гражданам, имеющим трех и более детей, в случае и в порядке, которые установлены органами государственной власти субъектов Российской Федерации. Органами государственной власти субъектов Российской Федерации может быть предусмотрено требование о том, что такие граждане должны состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях или у таких граждан имеются основания для постановки их на данный учет, а также установлена возможность предоставления таким гражданам с их согласия иных мер социальной поддержки по обеспечению жилыми помещениями взамен предоставления им земельного участка в собственность бесплатно.
Согласно пункту 2 статьи 39.19 этого же кодекса, если иное не предусмотрено федеральными законами, порядок постановки граждан на учет в качестве лиц, имеющих право на предоставление земельных участков в собственность бесплатно по основаниям, указанным в подпунктах 6 и 7 статьи 39.5 названного кодекса, порядок снятия граждан с данного учета, порядок предоставления гражданам земельных участков в собственность бесплатно, основания для отказа в данном предоставлении, предельные размеры земельных участков, предоставляемых этим гражданам, устанавливаются законами субъектов Российской Федерации.
Таким образом, ЗК РФ наделяет законодателя субъекта Российской Федерации полномочием определять случаи бесплатного предоставления земельных участков в собственность, порядок постановки граждан на учет в качестве лиц, имеющих право на предоставление земельных участков в собственность бесплатно по основаниям, указанным в подпунктах 6 и 7 статьи 39.5 названного Кодекса, порядок и основания снятия граждан с данного учета.
Исходя из изложенного, отсутствие возможности формирования земельного участка в том числе для индивидуального жилищного строительства в границах того или иного муниципального образования может быть обусловлено особенностями развития поселения, что само по себе не может рассматриваться как нарушение конституционных прав и свобод граждан.
Таким образом, суд апелляционной инстанции пришел к верному выводу об отказе в удовлетворении заявленных Крюковым С.В. требований о предоставлении земельного участка в собственность.
При рассмотрении административного иска судом апелляционной инстанции верно определены юридически значимые обстоятельства дела, которые всесторонне и полно исследованы при надлежащей оценке доказательств, правильно применен и истолкован материальный закон, а доводы подателя жалобы, изложенные в кассационной жалобе, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали изложенные в обжалуемом судебном акте выводы, поэтому признаются судом кассационной инстанции несостоятельными, основанными на неправильном толковании норм материального права.
Таким образом, исходя из вышеизложенного, судебная коллегия находит доводы, приведенные в кассационной жалобе, аналогичными позиции подателя жалобы в суде первой и апелляционной инстанций, которой суд дал надлежащую правовую оценку.
Выводов судов они не опровергают, в связи с чем, оснований для удовлетворения кассационной жалобы и отмены судебного акта не имеется.
Доводов, подтверждающих несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, которые привели к принятию неправильного судебного акта, заявителем не представлено.
Руководствуясь статьями 318, 327 - 331 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного суда Республики Крым от 09 марта 2022 года оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в порядке и сроки, установленные статьей 318 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Полный текст кассационного определения изготовлен 03 октября 2022 года.
Председательствующий
А.Е. Иванов
Судьи В.В. Шелудько Н.В. Усенко
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.