Судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего судьи Иванова А.Е, судей Шелудько В.В, Усенко Н.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Ивангородской Е.В, Ивангородского Ф.И, Стениной Е.В, поступившую в суд первой инстанции 18 июля 2022 года, на решение Ленинского районного суда города Севастополя от 06 апреля 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Севастопольского городского суда от 21 июня 2022 года по административному делу по административному исковому Ивангородской Е.В, Иваногородского Ф.И, Стениной Е.В. к УМВД России по городу Севастополю, ОМВД России по Ленинскому району города Севастополя о признании незаконным действий (бездействия), возложении обязанности совершить определенные действия.
Заслушав доклад судьи Иванова А.Е, судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Ивангородская Е.В, Ивангородский Ф.И, Стенина Е.В. обратились в суд с административным исковым заявлением о признании незаконным действия и бездействия ОМВД по Ленинскому району города Севастополя в части отказа в регистрации административных истцов по месту жительства.
Решением Ленинского районного суда города Севастополя от 06 апреля 2022 года административное исковое заявление удовлетворено частично.
Судом признано незаконным бездействие ОМВД России по Ленинскому району города Севастополя в части отказа в рассмотрении по существу заявлений Ивангородской Е.В, Ивангородского Ф.И, Стениной Е.В. о регистрации по месту жительства.
Суд обязал ОМВД России по Ленинскому району городу Севастополя повторно рассмотреть в установленном порядке заявление Ивангородской Е.В, Ивангородского Ф.И. от 25 ноября 2021 года о регистрации по месту жительства в "адрес" Стениной Е.В. от 25 ноября 2021 года о регистрации по месту жительства в "адрес"
В остальной части исковых требований отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Севастопольского городского суда от 21 июня 2022 года отменено решение Ленинского районного суда города Севастополя от 06 апреля 2022 года, по делу принято новое решение, которым в удовлетворении административных исковых требований отказано.
В кассационной жалобе, поданной в Четвертый кассационный суд общей юрисдикции, Ивангородская Е.В, Ивангородский Ф.И, Стенина Е.В. просят отменить решение суда первой и апелляционной инстанции и принять по делу новое решение об удовлетворении административных исковых требований.
Из содержания кассационной жалобы, поданной Ивангородской Е.В, Ивангородским Ф.И, Стениной Е.В. следует, что обжалуется решение Ленинского районного суда города Севастополя от 06 апреля 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Севастопольского городского суда от 21 июня 2022 года.
Вместе с тем, апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Севастопольского городского суда от 21 июня 2022 года решение Ленинского районного суда города Севастополя от 06 апреля 2022 года отменено с принятием по делу нового решения об отказе в удовлетворении административных исковых требований.
Таким образом, обжалуемый судебный акт Ленинского районного суда города Севастополя от 06 апреля 2022 года фактически является не вступившими в законную силу, поскольку отменен вышестоящей судебной инстанцией, в связи с чем, не может являться предметом проверки в суде кассационной инстанции.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения дела в кассационном порядке, в судебное заседание суда кассационной инстанции не явились. На основании части 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) судебная коллегия находит возможным рассмотрение дела в отсутствие неявившихся лиц.
Основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта (часть 2 статьи 328 КАС РФ).
Проверив материалы административного дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия пришла к выводу, что при рассмотрении и разрешении настоящего административного дела, такие нарушения судом апелляционной инстанций не допущены, в связи с чем, кассационная жалоба не подлежит удовлетворению.
Как установлено судом и следует из материалов дела, Ивангородская Е.В. и ее сын Ивангородский Ф.И. неоднократно обращались лично с заявлениями через МФЦ к ответчику ОМВД по Ленинскому району города Севастополя о регистрации их по месту проживания в общежитии расположенном в доме "адрес", однако заявления о регистрации по месту жительства у них не принимались, по причине отсутствия документов подтверждающих основания для вселения в комнату общежития.
25 ноября 2021 года административные истцы Ивангородская Е.В. и ее сын Ивангородский Ф.И. обратились в ОМВД по Ленинскому району городу Севастополя с письменными заявлениями о регистрации по месту жительства. В заявлении истцы указали, что в 1989 году Ивангородской Е.В. как работнику ЗАО "Севастопольстрой" выдан ордер на заселение в комнату "адрес" В 1989 году у нее родился сын Ивангородский Ф.И, который также зарегистрирован в комнате "адрес" данного общежития. Однако фактически, поскольку комната "адрес" была занята, Ивангородская Е.В. вместе с сыном была заселена в комнату "адрес"
В подтверждение данного обстоятельства истцами была приложена копия определения Апелляционного суда города Севастополя по делу N 33-191/14 от 12 мая 2014 года по иску Коммунального предприятия "Жилсервис N15" к Ивангородской Е.В. и Ивангородскому Ф.И. о признании утратившими права пользования жилым помещением, которым в удовлетворении исковых требований отказано.
Данным определением Апелляционного суда города Севастополя установлено, что административные истцы с февраля 1989 года были заселены в комнату N общежития, так как комната N была занята, из общежития не выбывали.
22 декабря 2021 года старшим инспектором ОВМ ОМВД России по Ленинскому району города Севастополя Латышева М.В. по результатам проверки по обращению Ивангородской Е.В. составлено заключение, утвержденное заместителем начальника ОМВД по Ленинскому району города Севастополя Козловым А.Н, согласно которому, гражданке рекомендовано обратится в МФЦ города Севастополя для оформления необходимых документов.
Также заместителем начальника ОМВД по Ленинскому району города Севастополя Козловым А.Н. в адрес Ивангородской Е.В. направлен ответ, с разъяснением пункта 43 Административного регламента Министерства внутренних дел Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по регистрационному учету граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, утвержденного Приказом МВД России от 31.12.2017 N 984.
Согласно положениям пункта 43, указанного Административного регламента, при представлении в орган регистрационного учета заявления о регистрации по месту пребывания посредством почтового отправления заявитель одновременно представляет следующие документы:
43.1. Копию паспорта, паспорта гражданина Российской Федерации, удостоверяющего личность гражданина Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации (для лиц, постоянно проживающих за пределами территории Российской Федерации).
43.2. Копию документа, являющегося основанием для временного проживания гражданина в заявленном жилом помещении, верность которой засвидетельствована лицом, уполномоченным в соответствии с законодательством Российской Федерации о нотариате, либо лицом, ответственным за прием и передачу в органы регистрационного учета документов.
43.3. Согласие собственника (нанимателя), а также проживающих совместно с нанимателем жилого помещения совершеннолетних пользователей, наймодателя и всех участников долевой собственности (при необходимости), засвидетельствованное лицом, уполномоченным в соответствии с законодательством Российской Федерации о нотариате, либо лицом, ответственным за прием и передачу в органы регистрационного учета документов.
26 ноября 2021 года Стенина Е.В. обратилась к ответчику ОМВД по Ленинскому району города Севастополя с заявлением о регистрации по месту жительства в комнате N в общежитии, расположенного по в доме "адрес" с 1984 года, с приложением копии паспорта гражданина Украины с отметкой о регистрации по месту жительства с 1984 года. Иные документы у истца отсутствуют, так как вселение в общежитие происходило в связи с трудовыми отношениями истца с Государственным предприятием "Севастопольский молокоперерабатывающий завод", ордера в соответствии с Жилищным кодексом УССР на руки не выдавались.
Из пояснений административного истца, имеющихся в материалах дела, следует, что она неоднократно обращалась в МФЦ, к УМВД по Ленинскому району города Севастополя с заявлениями о регистрации ее по месту жительства, однако заявление у нее не принималось, в связи с тем, что у нее отсутствуют документы подтверждающие правовые основания для вселения.
Согласно материалам дела административный истец имеет паспорт гражданина Украины, с отметкой о регистрации в "адрес" в общежитии расположенном в доме "адрес" с 26 апреля 2011 года.
13 декабря 2021 года ведущим специалистом-экспертом ОВМ ОМВД России по Ленинскому району города Севастополя Заблодской Е.В. по результатам проверки по обращению Стениной Е.В. составлено заключение, утвержденное заместителем начальника ОМВД по Ленинскому району города Севастополя Козловым А.Н. согласно которому, заявителю со ссылкой на положения пункта 4. Постановления Правительства Российской Федерации от 15.01.2007 N 9 "О порядке осуществления миграционного учета иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации" рекомендовано обратится в МФЦ города Севастополя для оформления необходимых документов.
Также начальником ОМВД по Ленинскому району города Севастополя Горбоносом С.Ф. 13 декабря 2021 года в адрес Стениной Е.В. направлен ответ, с разъяснением необходимости лично обратится в подразделение по вопросам миграции и представить, в том числе документ, подтверждающий право пользования жилым помещением в соответствии с законодательством Российской Федерации (договор, свидетельство о праве собственности либо иной документ).
Согласно положениям пункта 4 Постановления Правительства Российской Федерации от 15.01.2007 N 9 "О порядке осуществления миграционного учета иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации", в заявлении о регистрации иностранный гражданин должен указать следующие сведения:
а) фамилия, имя, отчество;
б) дата рождения;
в) гражданство (подданство);
г) вид и реквизиты (серия, номер, дата и место выдачи, срок действия) документа, удостоверяющего личность и признаваемого Российской Федерацией в этом качестве (далее - документ, удостоверяющий личность иностранного гражданина);
д) вид и реквизиты документа, подтверждающего право на проживание в Российской Федерации;
е) адрес, по которому иностранный гражданин просит его зарегистрировать;
ж) документы, подтверждающие право пользования жилым помещением в соответствии с законодательством Российской Федерации;
з) адрес регистрации по последнему месту жительства.
Отношения, возникающие при осуществлении учета перемещений иностранных граждан и лиц без гражданства, связанных, в числе прочего, с их передвижением по территории Российской Федерации при выборе и изменении места пребывания или жительства в пределах Российской Федерации, регулируются Федеральным законом от 18 июля 2006 года N 109-ФЗ "О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации".
В соответствии с частью 1 статьи 14 Федерального закона от 18 июля 2006 года N 109- ФЗ "О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации" постоянно или временно проживающий в Российской Федерации иностранный гражданин, обладающий правом пользования жилым помещением, находящимся на территории Российской Федерации, обязан в порядке и на условиях, которые установлены в соответствии с настоящим Федеральным законом, зарегистрироваться по адресу указанного помещения, за исключением случая, предусмотренного частью 2 настоящей статьи.
В силу части 1 статьи 15 Федерального закона от 18 июля 2006 года N 109-ФЗ "О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации" основанием для регистрации иностранного гражданина по месту жительства является наличие у данного иностранного гражданина права пользования жилым помещением, находящимся на территории Российской Федерации. Наличие указанного права определяется в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации.
Согласно части 2 статьи 15 Федерального закона от 18 июля 2006 года N 109-ФЗ "О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации" регистрация иностранного гражданина по месту жительства включает в себя фиксацию адреса конкретного жилого помещения в виде на жительство или в разрешении на временное проживание указанного иностранного гражданина, а также в учетных документах органа миграционного учета и в государственной информационной системе миграционного учета.
В соответствии с частью 1 статьи 16 Федерального закона от 18 июля 2006 года N 109-ФЗ "О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации" заявление иностранного гражданина о регистрации по месту жительства должно быть подано в орган миграционного учета в месте нахождения жилого помещения, которое данный иностранный гражданин избрал в качестве своего места жительства, в течение семи рабочих дней с даты получения им разрешения на временное проживание или вида на жительство либо с даты его прибытия в место нахождения указанного жилого помещения.
Аналогичный порядок регистрации лиц без гражданства по месту жительства установлен разделом 2 Правил осуществления миграционного учета иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации N 9 от 15 января 2007 года.
В соответствии с частью 1 статьи 17 Федерального закона от 18 июля 2006 года N 109- ФЗ "О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации" при подаче иностранным гражданином или лицом без гражданства заявления о регистрации по месту жительства в орган миграционного учета или многофункциональный центр представляются:
1) постоянно или временно проживающим в Российской Федерации иностранным гражданином:
а) документ, удостоверяющий его личность и признаваемый Российской Федерацией в этом качестве;
б) вид на жительство или разрешение на временное проживание;
в) документы, подтверждающие право пользования жилым помещением;
Порядок оказания государственной услуги иностранным гражданам по их регистрации в жилом помещении регламентирован Приказом МВД России от 10 декабря 2020 года N 856 "Об утверждении Административного регламента Министерства внутренних дел Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по осуществлению миграционного учета иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации, форм заявления иностранного гражданина или лица без гражданства о регистрации по месту жительства, заявления о снятии иностранного гражданина или лица без гражданства с регистрации по месту жительства, уведомления о прибытии иностранного гражданина или лица без гражданства в место пребывания, отметок о регистрации (снятии с регистрации) иностранного гражданина или лица без гражданства по месту жительства, отметок о подтверждении выполнения принимающей стороной и иностранным гражданином или лицом без гражданства действий, необходимых для его постановки на учет по месту пребывания, проставляемых, в том числе, многофункциональным центром предоставления государственных и муниципальных услуг" (Зарегистрировано в Минюсте России 12 февраля 2021 года N 62483).
Согласно указанным нормативными актами, для осуществления регистрации по месту жительства иностранный гражданин подает непосредственно в территориальный орган Министерства внутренних дел Российской Федерации в месте нахождения жилого помещения заявление о регистрации, документ удостоверяющий личность иностранного гражданина, вид на жительство или разрешение на временное проживание, документы, подтверждающие право пользования жилым помещением в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно материалам дела административные истцы письменно обращались в органы внутренних дел, на что им в установленный срок предоставлялись ответы с разъяснением процедуры регистрации иностранцев по месту жительства.
При этом как усматривается из материалов дела административными истцами не представлено документального подтверждения обращения к правомочным должностным лицам с заявлением о регистрации по месту проживания по форме, утвержденном Административным регламентом, а также с необходимым пакетом документов, включая документы, подтверждающие право пользования жилыми помещениями.
Исходя из вышеизложенного суд апелляционной инстанции пришел к верному выводу о правомерности решения административного ответчика, в связи с чем решение Ленинского районного суда города Севастополя от 06 апреля 2022 года подлежало отмене с вынесением нового решения об отказе в удовлетворении заявленных административных исковых требований.
При рассмотрении административного иска судом апелляционной инстанции верно определены юридически значимые обстоятельства дела, которые всесторонне и полно исследованы при надлежащей оценке доказательств, правильно применен и истолкован материальный закон, а доводы подателя жалобы, изложенные в кассационной жалобе, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали изложенные в обжалуемом судебном акте выводы, поэтому признаются судом кассационной инстанции несостоятельными, основанными на неправильном толковании норм материального права.
Таким образом, исходя из вышеизложенного, судебная коллегия находит доводы, приведенные в кассационной жалобе, аналогичными позиции подателя жалобы в суде апелляционной инстанций, которой суд дал надлежащую правовую оценку.
Выводов судов они не опровергают, в связи с чем, оснований для удовлетворения кассационной жалобы и отмены судебного акта не имеется.
Доводов, подтверждающих несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, которые привели к принятию неправильного судебного акта, заявителем не представлено.
Руководствуясь статьями 318, 327 - 331 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Севастопольского городского суда от 21 июня 2022 года оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в порядке и сроки, установленные статьей 318 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Полный текст кассационного определения изготовлен 29 сентября 2022 года.
Председательствующий
А.Е. Иванов
Судьи В.В. Шелудько Н.В. Усенко
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.