Судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Шелудько В.В.
судей Усенко Н.В. и Иванова А.Е.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационные жалобы директора ГКУ Астраханской области "Центр социальной поддержки населения Кировского района г. Астрахани" Харитоновой С.А. на апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Астраханского областного суда от 9 марта 2022 года по административному делу по административному исковому заявлению Абдулаевой А.К. об оспаривании действий казенного учреждения.
Заслушав доклад судьи Четвертого кассационного суда общей юрисдикции Шелудько В.В, судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Абдулаева А.К. обратилась в суд с административным исковым заявлением о признании незаконным решения ГКУ "Центр социальной поддержки населения Кировского района г. Астрахани" от 27 августа 2021 года N 11258/05 о прекращении положенных ей по закону ежемесячных денежных выплат на детей в возрасте от 3 до 7 лет в размере 94 896 рублей.
Просила обязать ГКУ "Центр социальной поддержки населения Кировского района г. Астрахани" выплатить Абдулаевой А.К. ежемесячные денежные выплаты в указанной сумме.
Решением Кировского районного суда г. Астрахани от 8 декабря 2021 года в удовлетворении исковых требований отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Астраханского областного суда от 9 марта 2022 года судебное решение отменено с принятием по делу нового решения о признании незаконным оспариваемого решения и возложении на административного ответчика обязанности устранить допущенные нарушения.
В кассационной жалобе, поданной директором ГКУ Астраханской области "Центр социальной поддержки населения Кировского района г. Астрахани" Харитоновой С.А. в кассационный суд общей юрисдикции, ставится вопрос об отмене апелляционного определения с оставлением в силе решения районного суда.
Кассационная жалоба, поступившая в районный суд 20 июля 2022 года, определением судьи кассационной инстанции от 18 августа 2022 года с делом передана для рассмотрения в судебном заседании судебной коллегии по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы и возражений, судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции пришла к следующим выводам.
В кассационной жалобе указано на неправильное применение норм материального права, а также на несоответствие выводов, изложенных в обжалуемых судебных актах, обстоятельствам административного дела.
На основании части 2 статьи 329 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при рассмотрении административного дела в кассационном порядке суд проверяет правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, в пределах доводов кассационных жалобы, представления.
Согласно статье 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет:
1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление;
2) соблюдены ли сроки обращения в суд;
3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:
а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия);
б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен;
в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами;
4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения (часть 9).
В соответствии с частью 11 приведенной нормы, обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).
Указом Президента Российской Федерации от 20 марта 2020 года N 199 "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей" с 1 января 2020 года установлена ежемесячная денежная выплата на ребенка в возрасте от 3 до 7 лет включительно, предоставляемая в порядке и на условиях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 31 марта 2020 года N 384 утверждены основные требования к порядку назначения и осуществления ежемесячной выплаты.
В целях реализации вышеуказанных документов статьей 8.1 Закона Астраханской области от 22 декабря 2016 года N 85/2016-03 "О мерах социальной поддержки и социальной помощи отдельным категориям граждан в Астраханской области" введена ежемесячная денежная выплата одному из родителей ребенка в возрасте от 3 до 7 лет включительно, порядок предоставления которой утвержден постановлением Правительства Астраханской области от 22 апреля 2020 года N 174-П "О ежемесячной денежной выплате на ребенка в возрасте от 3 до 7 лет включительно".
Согласно вышеназванным законодательным и нормативным правовым актам ежемесячная денежная выплата на ребенка в возрасте от 3 до 7 лет включительно предоставляется одному из родителей на каждого ребенка установленного возраста.
Как следует из материалов дела, на основании заявления от 12 мая 2020 года Абдулаевой А.К. назначена выплата на двоих детей 2014 и 2016 года рождения в размере 5 628 рублей в 2020 году и 5 861 рубль в 2021 году на каждого ребенка за период с 1 января 2020 года по 11 мая 2021 года, которая выплачивалась ежемесячно в сумме 11 256 рублей на двоих детей в 2020 году и в сумме 11 722 рубля на двоих детей в 2021 году в полном объеме.
В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 10 мая 2021 года N 140 и в связи с принятием постановления Правительства Российской Федерации от 31 марта 2021 года N 489 "О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 31 марта 2020 года N 384" внесены изменения в постановление Правительства Астраханской области от 22 апреля 2020 годаN 174-П.
В соответствии с вышеуказанными изменениями право на получение ежемесячной денежной выплаты на ребенка в возрасте от 3 до 7 лет включительно имеет один из родителей, совместно проживающий с ребенком на территории Астраханской области в семье, размер среднедушевого дохода которой не превышает величину прожиточного минимума на душу населения по Астраханской области (на 2021 год - 11 069 рублей).
Ежемесячная выплата с 1 января 2021 года предоставляется в размере:
- 50 процентов величины прожиточного минимума для детей, установленной в Астраханской области, - если размер среднедушевого дохода семьи не превышает величину прожиточного минимума на душу населения, установленную в Астраханской области, - 75 процентов величины прожиточного минимума для детей - если размер среднедушевого дохода семьи, рассчитанный с учетом ежемесячной выплаты в размере 50 процентов величины прожиточного минимума для детей, не превышает величину прожиточного минимума на душу населения в Астраханской области;
- 100 процентов величины прожиточного минимума для детей - если размер среднедушевого дохода семьи, рассчитанный с учетом ежемесячной выплаты в размере 75 процентов величины прожиточного минимума для детей, не превышает величину прожиточного минимума на душу населения в Астраханской области.
При этом гражданам, которым ежемесячная денежная выплата на ребенка в возрасте от 3 до 7 лет включительно назначена до 1 апреля 2021 года, с 1 января 2021 года производится перерасчет размера ежемесячной выплаты.
Абдулаева А.К. обратилась в ГКУ "Центр социальной поддержки населения Кировского района г. Астрахани" с заявлением о перерасчете и продлении ежемесячной выплаты на двоих детей 1 апреля 2021 года.
С учетом среднедушевого дохода семьи выплата была назначена на двоих детей в максимальном размере - 100 % величины прожиточного минимума, то есть по 11 862 рубля на каждого ребенка, а всего 23 724 рубля на двоих детей ежемесячно. Одновременно произведен перерасчет уже полученных истцом выплат с 1 января 2021 года по 30 апреля 2021 года, который составил 48 008 рублей за 4 месяца на двоих детей. Таким образом, за период с 1 января 2021 года по 30 июня 2021 года сумма предусмотренных законодательством выплат за двоих детей составляет 142 344 рубля.
Районный суд указал, что начисление социальных выплат осуществляется в автоматизированной системе "Адресная социальная помощь". В процессе работы АС АСП по причине незакрытая транзакции в связи с автоматическим перезапуском сервера из-за переполнения дискового пространства произошло двойное начисление ежемесячной выплаты Абдулаевой А.К. на двоих детей, в связи с чем, имеет место счетная ошибка.
В связи с данной ошибкой на счет Абдулаевой А.К. в кредитной организации 5 июля 2021 года излишне перечислено 94 896 рублей, что соответствует выплате на двоих детей за 4 месяца.
Абдулаевой А.К. было предложено вернуть в бюджет Астраханской области излишне выплаченную сумму. В связи с отказом от возврата 9 июля 2021 года ГКУ "Центр социальной поддержки населения Кировского района г. Астрахани" принято решение о зачете суммы выплаченной Абдулаевой А.К. в размере 94 896 рублей в счет авансовых платежей за период с 1 июля 2021 года по 31 октября 2021 года, о чем административный истец была уведомлена оспариваемым решением от 27 июля 2021 года.
Отказывая в удовлетворении иска, районный суд указал, что нарушений законодательства ГКУ "Центр социальной поддержки населения Кировского района г. Астрахани" не допущено, права несовершеннолетних детей Абдулаевой А.К. не нарушены.
Апелляционный правомерно не согласился с такими выводами.
Согласно части 2 статьи 19 Федерального закона от 19 мая 1995 N 81-ФЗ "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей" излишне выплаченные суммы государственных пособий гражданам, имеющим детей, удерживаются с получателя только в случае, если переплата произошла по его вине (предоставление документов с заведомо неверными сведениями, сокрытие данных, влияющих на право назначения государственных пособий гражданам, имеющим детей, исчисление их размеров). Удержания производятся в размере не свыше двадцати процентов либо суммы, причитающейся получателю при каждой последующей выплате государственного пособия гражданам, имеющим детей; либо заработной платы получателя в соответствии с требованиями законодательства о труде Российской Федерации. При прекращении выплаты пособия оставшаяся задолженность взыскивается с получателя в судебном порядке. Суммы, излишне выплаченные получателю по вине органа, назначившего государственное пособие гражданам, имеющим детей, удержанию не подлежат, за исключением случая счетной ошибки. В этом случае ущерб взыскивается с виновных лиц в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Вместе с тем Абдулаева А.К. не предоставляла документов с заведомо неверными сведениями, не скрывала данные, влияющие на право назначения государственных пособий, наличие счетной ошибки материалами дела не установлено, в связи с чем, правовые основания для зачете суммы в размере 94 896 рублей в счет авансовых платежей за период с 1 июля 2021 года по 31 октября 2021 года у административного органа отсутствовали, кроме того, законом не предусмотрена процедура зачета в счет авансовых платежей в результате счетной ошибки.
Таким образом, оспариваемым актом нарушены права детей Абдулаевой А.К. в виде невыплаты детского пособия за период с июля по октябрь 2021 года.
При таких обстоятельствах апелляционный суд пришел к обоснованному выводу об отмене судебного решения и удовлетворении иска.
Доводы кассационной жалобы не могут быть приняты судом в качестве основания к отмене обжалуемого судебного акта, поскольку противоречат установленным по делу обстоятельствам и исследованным материалам дела, направлены на ошибочное толкование норм материального права, на иную оценку исследованных апелляционным судом доказательств и не содержат новых обстоятельств, которые не были предметом обсуждения или опровергали бы выводы апелляционного определения.
Поскольку апелляционным судом не были допущены неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, а изложенные в обжалованном судебном акте выводы соответствуют обстоятельствам административного дела, судебная коллегия не находит оснований для удовлетворения требований кассационной жалобы.
Руководствуясь статьей 329 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Астраханского областного суда от 9 марта 2022 года оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в срок, установленный частью 2 статьи 318 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Кассационное определение изготовлено в полном объеме 27 сентября 2022 года.
Председательствующий В.В. Шелудько
Судьи Н.В. Усенко
А.Е. Иванов
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.