Судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
Председательствующего Косарева И.Э, судей Грибанова Ю.Ю, Ивановой Е.В, рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Министерства обороны Российской Федерации к Мончару Борису Аркадьевичу о признании государственного акта на право собственности на земельный участок недействительным, истребовании земельного участка из чужого незаконного владения, по кассационной жалобе Мончара Б.А. на решение Гагаринского районного суда г. Севастополя от 10 августа 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Севастопольского городского суда от 03 февраля 2022 года.
Заслушав доклад судьи Косарева И.Э, судебная коллегия
установила:
Министерство обороны РФ обратилось в суд с иском, в котором просило признать недействительным государственный акт о праве собственности на земельный участок, площадью "данные изъяты" га, расположенный по адресу: "адрес", ранее учтенный кадастровый N, выданный Мончару Б.А. ДД.ММ.ГГГГ Главным управлением Госкомзема в г. Севастополе; истребовать в федеральную собственность РФ из незаконного владения ответчика указанный земельный участок.
Заявленные требования мотивированы тем, что согласно государственному акту на право собственности на земельный участок от ДД.ММ.ГГГГ, Мончар Б.А. является собственником данного земельного участка целевым назначением - для индивидуального дачного строительства. Однако спорный земельный участок в соответствии с Приложением N 2 к Соглашению между Правительством РФ и Правительством Украины о взаиморасчетах, связанных с разделом Черноморского флота и пребыванием Черноморского флота РФ на территории Украины от 28 мая 1997 года, находился в пользовании Черноморского флота РФ, а именно в пределах территории военного городка N 474, переданного для использования Черноморским флотом РФ.
После принятия Республики Крым и города федерального значения Севастополя в состав Российской Федерации распоряжением правительства Севастополя N 195-РП от 20 марта 2015 года в федеральную собственность для обеспечения стратегических интересов Российской Федерации в области обороны и безопасности государства передано имущество, в том числе, военный городок N 474. 25 марта 2015 года между Правительством Севастополя и Министерством обороны России, в лице ФГКУ "Крымское ТУИО", подписан акт приема-передачи имущества военного городка N 474, общей площадью "данные изъяты" га.
В процессе оформления правоустанавливающих документов на земельный участок военного городка N 474 и регистрации права собственности стало известно о том, что фактически спорный земельный участок является частью земельного участка, занимаемого воинским формированием Черноморского флота РФ, и не мог быть передан в собственность физических лиц. Зарегистрированное право собственности ответчика на спорный земельный участок является препятствием в реализации Минобороны РФ прав относительно принадлежащего ему в силу закона земельного участка военного городка N 474. При этом Севастопольская городская государственная администрация не была наделена полномочиями по распоряжению землями, находящимися в пользовании Черноморского флота.
Представитель ответчика ФИО8, в ходе рассмотрения дела не оспаривая фактического расположения спорного земельного участка в пределах территории военного городка, возражал против удовлетворения иска по тем основаниям, что спорный участок предоставлен его доверителю в установленном законодательством Украины порядке, также заявил о применении последствий пропуска срока исковой давности.
Представитель 3-го лица - ФГКУ "Крымское территориальное управление имущественных отношений Минобороны России" ФИО6 считал заявленные исковые требования Минобороны России обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Представители 3-их лиц - правительства Севастополя, Управления государственной регистрации права и кадастра "адрес" о времени и месте рассмотрения дела извещались в установленном порядке, объяснений по существу спора не представляли.
Решением Гагаринского районного суда г. Севастополя от 10 августа 2021 года исковое заявление Министерства обороны РФ было удовлетворено.
Признан недействительным государственный акт о праве собственности на земельный участок, площадью "данные изъяты" га, расположенный по адресу: "адрес", ранее учтенный кадастровый N, серии N, выданный Мончару Б.А. ДД.ММ.ГГГГ Главным управлением Госкомзема в г. Севастополе. Истребован в федеральную собственность Российской Федерации из незаконного владения Мончара Б.А. земельный участок, кадастровый N, площадью "данные изъяты" га, расположенный по адресу: "адрес".
Указано, что решение является основанием для исключения сведений о земельном участке из Единого государственного реестра недвижимости (ЕГРН). Разрешен вопрос о судебных расходах.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Севастопольского городского суда от 03 февраля 2022 года решение Гагаринского районного суда г. Севастополя от 10 августа 2021 года оставлено без изменения с отклонением жалобы ответчика.
В кассационной жалобе Мончар Б.А. ставит вопрос об отмене вступивших в законную силу судебных постановлений, направлении дела на новое рассмотрение в соответствующий суд со ссылкой на нарушение судами норм материального и процессуального права.
Заявитель ссылается в жалобе на ошибочность выводов судов о том, что принадлежащий ему земельный участок налагается на земельный участок истца, поскольку границы участка истца на местности не определены, ограждение отсутствует, строений также не имеется, сведения о зарегистрированных правах отсутствовали. При этом земельный участок предоставлен ответчику в соответствии с действующим на тот момент законодательством, зарегистрирован надлежащим образом, разумных и осмотрительных мер по контролю за земельным участком военного городка N474 истцом не предпринималось, в связи с чем оснований для истребования участка не имеется.
В жалобе заявитель также ссылается на необоснованную оценку его доводов о том, что о нарушенном праве истцу стало известно не позже ДД.ММ.ГГГГ, в связи с чем на момент обращения с иском в суд 10.06.2021 срок исковой давности был пропущен, а в отношении фактического оспаривания распоряжения Севастопольской городской государственной администрации от 06.04.2010 (на основании которого выдан государственный акт на право собственности на земельный участок) - нарушены положения п. 2 ст. 196 Гражданского кодекса РФ (ГК РФ) о недопустимости превышения десятилетнего срока исковой давности. Податель жалобы также считал не имеющими правового значения обстоятельства фактического неиспользования им спорного земельного участка, находящегося в пределах военного городка, в связи с чем выводы судов о негаторном характере исковых требований Министерства обороны РФ являются неверными, т.к. заявленный иск был виндикационным и на него распространяется исковая давность.
Возражений на кассационную жалобу не поступило.
Проверив материалы дела, выслушав объяснения представителя ответчика, обсудив доводы кассационной жалобы, рассмотрев дело в соответствии с ч.1 ст. 379.6 Гражданского процессуального кодекса РФ (далее - ГПК РФ) в пределах содержащихся в поданной жалобе доводов, в отсутствие извещенных в порядке ч. 5 ст. 375.5 Гражданского процессуального кодекса РФ (ГПК РФ), но неявившихся лиц, участвующих в деле, судебная коллегия приходит к следующему.
Согласно ч.1 ст. 379.7 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Вопреки доводам кассационной жалобы, таких нарушений судами первой и апелляционной инстанций при рассмотрении дела не допущено.
Согласно разъяснениям, содержащимся в п.52 постановления Пленума Верховного Суда РФ и Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 29 апреля 2010 года N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав", государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ними - это юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с Гражданским кодексом РФ. Государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права. Зарегистрированное право может быть оспорено только в судебном порядке.
Оспаривание зарегистрированного права на недвижимое имущество осуществляется путем предъявления исков, решения по которым являются основанием для внесения соответствующих записей в ЕГРН.
Статьями 301 - 302 ГК РФ предусматривается, что собственник вправе истребовать свое имущество из чужого незаконного владения. При этом, если имущество возмездно приобретено у лица, которое не имело права его отчуждать, о чем приобретатель не знал и не мог знать (добросовестный приобретатель), то собственник вправе истребовать это имущество от приобретателя в случае, когда имущество утеряно собственником или лицом, которому имущество было передано собственником во владение, либо похищено у того или другого, либо выбыло из их владения иным путем помимо их воли.
Как установлено судами и следует из материалов дела, распоряжением правительства Севастополя N 195-РП от 20 марта 2015 года в федеральную собственность для обеспечения стратегических интересов Российской Федерации в области обороны и безопасности государства передано имущество, в том числе военный городок N 474 (N 224 в прилагаемом перечне).
25 марта 2015 года между правительством Севастополя и Министерством обороны РФ в лице ФГКУ "Крымское ТУИО" Минобороны России подписан акт приема-передачи имущества, в том числе и земель военного городка N 224, общей площадью "данные изъяты" га. При этом в акте имеется ссылка на производство кадастровых работ по уточнению фактической площади земельного участка.
Пунктом 3 распоряжения правительства Севастополя N 195-РП от 20 марта 2015 года ФГКУ "Крымское ТУИО" Минобороны России предложено обеспечить осуществление подготовки документации, необходимой для постановки передаваемого имущества на кадастровый учет и регистрации прав на него, иных фактических и юридических действий.
До передачи в федеральную собственность военный городок N 474 использовался Российской Федерацией на основании Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Украины о взаиморасчетах, связанных с разделом Черноморского флота и пребыванием Черноморского флота РФ на территории Украины от 28 мая 1997 года (далее - Соглашение от 28.05.1997).
В соответствии со статей 2 Соглашения от 28.05.1997, Украинская Сторона передает Российской Стороне в аренду земельные участки и размещенные на них объекты береговой инфраструктуры, а также акваторию бухт в городе Севастополе и Феодосийском порту, указанные соответственно в приложениях N 2 и N 3 и картах N 1 и N 2 к Соглашению от 28.05.1997.
Российская Сторона использует арендуемые земельные участки, размещенные на них объекты береговой инфраструктуры и акватории бухт в соответствии с действующим законодательством Украины.
В соответствии со статьей 2 Соглашения от 28.05.1997, основная база Черноморского флота РФ находится в городе Севастополе. В основной базе Черноморского флота РФ размещаются его штаб и другие органы управления, а также воинские формирования, предприятия, организации и учреждения Черноморского флота РФ. Перечень и параметры объектов, используемых Черноморским флотом РФ в городе Севастополе, содержатся в Приложении N 2.
Согласно Приложению N 2 к указанному Соглашению от 28.05.1997 в пользовании Черноморского флота РФ находился военный городок N474.
Постановлением правительства Севастополя от 14 ноября 2014 года N 483 утвержден Порядок безвозмездной передачи имущества, находящегося в собственности города федерального значения Севастополя в федеральную собственность для обеспечения стратегических интересов Российской Федерации в области обороны и безопасности государства.
Пунктом 2 указанного Порядка определено, что безвозмездной передаче в собственность Российской Федерации подлежит имущество, в том числе к фактическому использованию которого Черноморский флот РФ приступил до вступления Республики Крым в состав Российской Федерации на основании Соглашения между Российской Федерацией и Украиной о статусе и условиях пребывания Черноморского флота на территории Украины до 28 мая 1997 года; используемое Министерством обороны РФ, а также организациями и учреждениями, подведомственными Министерству обороны РФ, для обеспечения стратегических интересов Российской Федерации в области обороны и безопасности государства.
В соответствии с п.14 Порядка право собственности Российской Федерации, право оперативного управления, право хозяйственного ведения, право постоянного бессрочного пользования на имущество, передаваемое в порядке, установленном настоящим Порядком, возникает с даты подписания передаточного акта.
В процессе передачи имущества установлено, что согласно акта осмотра земельного участка военного городка N 474, от ДД.ММ.ГГГГ, земельный участок с кадастровым номером N, по адресу: "адрес", налагается на земельный участок, занятый воинским формированием.
На основании распоряжения Севастопольской городской государственной администрации от 06 апреля 2010 года N 1030-р "Об утверждении комплексного проекта землеустройства по отводу земельных участков общей площадью "данные изъяты" га с установлением границ в натуре (на местности) для строительства и обслуживания квартала комплексной застройки (индивидуальной дачной) Общественной организации "Дачное товарищество "Планета плюс" и о передаче в собственность членам данной организации земельных участков, расположенных по "адрес" в "адрес"" Мончару Б.А. был передан в собственность земельный участок, общей площадью "данные изъяты" кв.м, расположенный по адресу: "адрес", целевое назначение (вид разрешенного использования) земельного участка - для индивидуального дачного строительства, кадастровый N (ранее присвоенный кадастровый N) в порядке статей 116, 118 Земельного кодекса Украины, предусматривающих получение земельных участков в собственность гражданами Украины в порядке бесплатной приватизации.
На основании указанного распоряжения Севастопольской городской государственной администрации ответчику Главным управлением Госкомзема в г. Севастополе 30 апреля 2010 года выдан правоустанавливающий документ - государственный акт на земельный участок серии N.
Вместе с тем, распоряжением Кабинета Министров Украины N 555-р от 21 декабря 2005 года "Об управлении государственным имуществом, которое использовал Черноморский флот прежнего СССР" принято решение об образовании комиссии для проведения инвентаризации государственного имущества, указанного в приложениях 2 и 3 к Соглашению от 28.05.1997, а также государственного имущества, которое не включено в настоящие приложения, но фактически используется Черноморским флотом РФ.
03 марта 2006 года постановлением Кабинета Министров Украины N 246 утвержден Порядок проведения инвентаризации недвижимого имущества, которое используется Черноморским флотом Российской Федерации на территории Украины.
Данным Порядком определена процедура и особенности проведения инвентаризации земельных участков, целостных имущественных комплексов воинских частей, военных городков, предприятий, учреждений и организаций, отдельных зданий, сооружений, помещений, объектов незавершенного строительства, нововыстроенных и реконструированных объектов, другого индивидуально определенного имущества, которое находится в фактическом пользовании Черноморского флота РФ, согласно приложению 2 и 3 к Соглашению от 28.05.1997, а также объектов, которые не включены в указанные приложения, но фактически используются Черноморским флотом РФ.
Пунктом 5 Порядка предусмотрено, что по результатам инвентаризации земельных участков составляются согласованные с Российской стороной планы земельных участков, которые передаются Государственному агентству земельных ресурсов.
Пунктом 6 Порядка предусмотрено создание совместных рабочих групп в составе представителей Украинской и Российской сторон. Форма актов инвентаризации объектов, очередность и сроки проведения работ согласовываются представителями сторон и утверждаются председателем комиссии. По результатам инвентаризации составляются акты, которые подписываются членами совместных рабочих групп и передаются в региональное отделение Фонда госимущества в АРК и г. Севастополя для обобщения.
Пунктом 9 распоряжения N 555-р от 21 декабря 2005 года Фонду госимущества Украины поручено заключить от имени Правительства Украины договоры аренды государственного имущества, указанного в приложениях 2 и 3 к Соглашению от 28.05.1997.
При разрешении спора по существу судами правомерно было указано, что фактически процесс инвентаризации земель, находящихся в пользовании Черноморским флотом Российской Федерации до принятия Республики Крым и города федерального значения Севастополя в состав Российской Федерации в соответствии с достигнутыми межправительственными соглашениями завершен не был.
Разрешая спор, установив факт нахождения земельного участка ответчика на момент его предоставления в собственность в 2010 году в составе земельного участка военного городка N 474, расположенного по адресу: "адрес" площадью "данные изъяты" га, учитывая, что в настоящее время земельный участок ответчика передан в федеральную собственность в составе земель обеспечения стратегических интересов Российской Федерации в области обороны и безопасности, суд первой инстанции, с которым согласился суд апелляционной инстанции, пришел к выводу об удовлетворении исковых требований о признании недействительным правоустанавливающего документа на недвижимое имущество, а также об истребовании спорного земельного участка из незаконного владения ответчика в федеральную собственность Российской Федерации.
При этом суд исходил из того, что спорный земельный участок выбыл из государственной собственности и перешел в собственность ответчика в нарушение норм действовавшего на тот момент законодательства, т.к. на момент принятия распоряжения о предоставлении ответчику в собственность земельного участка, земля занятая военным городком N 474 находилась в ограниченном обороте, и распоряжение этим имуществом могло осуществляться только в соответствии с межгосударственными соглашениями Российской Федерации и Украины, заключенными по вопросам пребывания Черноморского флота на территории Украины. Севастопольская городская государственная администрация не была наделена полномочиями по распоряжению землями государственной собственности, не обладала соответствующей компетенцией и не имела правовых оснований для принятия решений о передаче третьим лицам части земельного участка военного городка N 474, относящегося к государственной форме собственности Украины и находящегося в аренде у Российской Федерации.
Кассационный суд общей юрисдикции соглашается с выводами судов первой и апелляционной инстанций, т.к, разрешая возникший спор, суды правильно установили юридически значимые обстоятельства, верно определили характер правоотношений сторон и нормы закона, которые их регулируют, дали надлежащую правовую оценку представленным доказательствам, в соответствии с правилами, установленными положениями статей 56 и 67 ГПК РФ.
Довод кассационной жалобы о том, что земельный участок ответчику предоставлен в соответствии с действующим на тот момент законодательством и был зарегистрирован надлежащим образом, отклоняется как ошибочный.
Согласно законодательства Украины, действующего на момент предоставления спорного земельного участка, а также Соглашения от 28.05.1997, функции управления государственным имуществом, в том числе земельным участком военного городка N 474, в состав которого входил спорный земельный участок, находился в пользовании Черноморского флота Российской Федерации, в период его дислокации на территории Украины, были возложены на Фонд государственного имущества Украины, в связи с чем вопросы управления указанным имуществом могли решаться только в соответствии с межгосударственными соглашениями Российской Федерации и Украины, заключенными по вопросам пребывания Черноморского флота на территории Украины.
Принимая распоряжения N 1030-р от 06 апреля 2010 года Севастопольская городская государственная администрация фактически приняла решение относительно части земельного участка, находящегося в пользовании Черноморского флота Российской Федерации по Соглашению от 28 мая 1997 года, не имея соответствующих полномочий по распоряжению землями занимаемыми военным городском N474.
Доводы жалобы об ошибочности выводов суда о том, что принадлежащий ответчику земельный участок налагается на земельный участок истца, также подлежат отклонению.
Из материалов дела следует, что при разрешении судом вопроса о назначении по делу судебной экспертизы для установления факта, что на момент предоставления спорного земельного участка, он входил в состав военного городка N474, участвующий в судебном заседании представитель ответчика против назначения экспертизы возражал и не оспаривал тот факт, что земельный участок расположен в пределах военного городка. Также представитель ответчика подтверждал, что с момента предоставления, спорный участок Мончаром Б.А. не использовался.
Доводы кассационной жалобы о пропуске истцом срока исковой давности, необоснованной квалификации требований как негаторных, также подлежат отклонению как основанные на неверном применении норм права и противоречащие обстоятельствам дела.
Согласно п. 1 ст. 200 ГК РФ, если законом не установлено иное, течение срока исковой давности начинается со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права и о том, кто является надлежащим ответчиком по иску о защите этого права.
Из материалов дела следует, что о нарушении своего права истец узнал после составления акта обследования земельного участка N 22/21 от 01.03.2021 согласно которому установлено место расположения земельного участка N, а также поступления ответа Управления государственной регистрации права и кадастра г. Севастополя от ДД.ММ.ГГГГ года об отсутствии в ЕГРН сведений о правообладателе земельного участка с кадастровым номером N.
Согласно штемпелю суда, исковое заявление подано ДД.ММ.ГГГГ, то есть в пределах трехлетнего срока исковой давности.
При этом никаких выводов о том, что судами осуществлена защита прав владеющего собственника в обжалуемых судебных актах не содержится. Напротив, судами сделан вывод о том, что в силу неиспользования участка и невозможности установления обстоятельств нарушения права ранее составления акта обследования земельного участка N от ДД.ММ.ГГГГ, оснований для отказа в удовлетворении требований о виндикации спорного имущества не имеется.
Таким образом, доводы кассационной жалобы повторяют позицию ответчика в процессе рассмотрения настоящего дела, которой дана надлежащая правовая оценка, мотивированно изложенная в оспариваемых судебных актах, доводы жалобы выводов судов не опровергают, выражают несогласие с установленными по делу обстоятельствами и оценкой доказательств, направлены на их переоценку, что на стадии кассационного производства по делу, исходя из полномочий кассационного суда общей юрисдикции, определенных статьями 379.6, ч. 3 ст. 390 ГПК РФ является недопустимым.
Поскольку выводы судов соответствуют фактическим обстоятельствам дела, не допущено существенных нарушений норм материального или процессуального права, оснований для отмены оспариваемых судебных актов по доводам кассационной жалобы ответчика не имеется.
Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Гагаринского районного суда г. Севастополя от 10 августа 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Севастопольского городского суда от 03 февраля 2022 года оставить без изменения, а кассационную жалобу Мончара Бориса Аркадьевича - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.