Судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Губаревой С.А, судей Авериной Е.Г. и Егоровой Е.С, рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к комитету здравоохранения Волгоградской области о возложении обязанности обеспечить лекарственным препаратом, по кассационной жалобе комитета здравоохранения Волгоградской области на апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Волгоградского областного суда от 16 февраля 2022 года.
Заслушав доклад судьи Губаревой С.А, выслушав объяснения представителя ФИО1- ФИО7, возражавшей против удовлетворения жалобы, судебная коллегия
установила:
ФИО1 обратился в суд с иском к комитету здравоохранения Волгоградской области (далее также-Комитет) о возложении обязанности обеспечить лекарственным препаратом.
В обоснование исковых требований указано, что истец является инвалидом первой группы бессрочно, страдает заболеванием - спинальная мышечная атрофия (СМА).
Согласно рекомендации главного внештатного специалиста невролога комитета здравоохранения Волгоградской области ФИО5 от ДД.ММ.ГГГГ, заключения врачебной комиссии поликлиники N ЧУЗ "Клиническая больница "РЖД-медицина города Волгограда" от ДД.ММ.ГГГГ N, истцу необходимо применение по жизненным показаниям препарата "данные изъяты"
До настоящего времени требуемым лекарственным препаратом истец не обеспечен.
Ссылаясь на указанные обстоятельства, ФИО1 просил суд обязать комитет здравоохранения Волгоградской области обеспечить его лекарственным препаратом "данные изъяты" в соответствии с рекомендацией главного внештатного специалиста невролога комитета здравоохранения Волгоградской области от ДД.ММ.ГГГГ, а также заключением врачебной комиссии ЧУЗ "Клиническая больница "РЖД-медицина города Волгограда" от ДД.ММ.ГГГГ N по жизненным показаниям на постоянной основе в объеме и дозировке, согласно инструкции к препарату "данные изъяты"
Решением Советского районного суда города Волгограда от 29 сентября 2021 года в удовлетворении исковых требований ФИО1 отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Волгоградского областного суда от 16 февраля 2022 года указанное решение отменено, по делу принято новое решение, которым исковые требования ФИО1 удовлетворены в полном объеме.
В кассационной жалобе комитет здравоохранения Волгоградской области просит отменить апелляционное определение от 16 февраля 2022 года, а решение районного суда от 29 сентября 2021 года оставить в силе. В обоснование жалобы заявитель ссылается на неправильное применение судом апелляционной инстанции норм материального права, нарушение норм процессуального права, на несоответствие выводов суда обстоятельствам дела.
В судебное заседание кассационного суда общей юрисдикции представитель ответчика не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом. При таких обстоятельствах, судебная коллегия сочла возможным рассмотреть дело без его участия.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
Согласно части 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких нарушений при рассмотрении настоящего дела судом апелляционной инстанции не допущено.
Согласно статье 39 (часть 1) Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.
Каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений (часть 1 статьи 41 Конституции Российской Федерации).
Нормативным правовым актом, регулирующим отношения в сфере охраны здоровья граждан в Российской Федерации, является Федеральный закон от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" (далее также - Федеральный закон от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ).
В силу статьи 4 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ охрана здоровья в Российской Федерации основывается на ряде принципов, одним из которых является соблюдение прав граждан в сфере охраны здоровья и обеспечение связанных с этими правами государственных гарантий.
К числу таких прав относится право на медицинскую помощь в гарантированном объеме, оказываемую без взимания платы в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, а также на получение платных медицинских услуг и иных услуг, в том числе в соответствии с договором добровольного медицинского страхования (части 1, 2 статьи 19 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ).
Статьей 29 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ определены виды и способы обеспечения охраны здоровья граждан. В частности, организация охраны здоровья осуществляется путем обеспечения определенных категорий граждан Российской Федерации лекарственными препаратами, медицинскими изделиями и специализированными продуктами лечебного питания в соответствии с законодательством Российской Федерации (пункт 5 части 1 статьи 29 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ).
Правовые и организационные основы предоставления государственной социальной помощи отдельным категориям граждан установлены Федеральным законом от 17 июля 1999 г. N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи" (далее также - Федеральный закон от 17 июля 1999 г. N178-ФЗ).
Статьей 6.1 Федерального закона от 17 июля 1999 г. N 178-ФЗ определены категории граждан, имеющих право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг. К числу таких граждан отнесены инвалиды (пункт 8 статьи 6.1 Федерального закона от 17 июля 1999 г. N 178-ФЗ).
Пунктами 10, 14 части 1 статьи 16 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере охраны здоровья отнесены: организация обеспечения граждан лекарственными препаратами и специализированными продуктами лечебного питания для лечения заболеваний, включенных в перечень жизнеугрожающих и хронических прогрессирующих редких (орфанных) заболеваний, приводящих к сокращению продолжительности жизни гражданина или инвалидности, предусмотренный частью 3 статьи 44 названного закона; установление мер социальной поддержки по организации оказания медицинской помощи лицам, страдающим социально значимыми заболеваниями и заболеваниями, представляющими опасность для окружающих, и по организации обеспечения указанных лиц лекарственными препаратами.
В силу части 15 статьи 37 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. N323-ФЗ назначение и применение лекарственных препаратов, медицинских изделий и специализированных продуктов лечебного питания, не входящих в соответствующий стандарт медицинской помощи, допускаются в случае наличия медицинских показаний (индивидуальной непереносимости, по жизненным показаниям) по решению врачебной комиссии.
Врачебная комиссия создается в медицинской организации в целях совершенствования организации оказания медицинской помощи, принятия решений в наиболее сложных и конфликтных случаях по вопросам профилактики, диагностики, лечения и медицинской реабилитации, определения трудоспособности граждан и профессиональной пригодности некоторых категорий работников, осуществления оценки качества, обоснованности и эффективности лечебно-диагностических мероприятий, в том числе назначения лекарственных препаратов, обеспечения назначения и коррекции лечения в целях учета данных пациентов при обеспечении лекарственными препаратами, трансплантации (пересадки) органов и тканей человека, медицинской реабилитации, а также принятия решения по иным медицинским вопросам. Решение врачебной комиссии оформляется протоколом и вносится в медицинскую документацию пациента (часть 2 статьи 48 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ).
Статьей 44 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ регулируется оказание медицинской помощи гражданам, которым предоставляются государственные гарантии в виде обеспечения лекарственными препаратами и специализированными продуктами лечебного питания, в том числе гражданам, страдающим редкими (орфанными) заболеваниями. Редкими (орфанными) заболеваниями являются заболевания, которые имеют распространенность не более 10 случаев заболевания на 100 тысяч населения. Перечень редких (орфанных) заболеваний формируется уполномоченным федеральным органом исполнительной власти на основании статистических данных и размещается на его официальном сайте в сети "Интернет".
Перечень жизнеугрожающих и хронических прогрессирующих редких (орфанных) заболеваний, приводящих к сокращению продолжительности жизни граждан или их инвалидности, из числа заболеваний, указанных в части 2 статьи 44 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ, утверждается Правительством Российской Федерации (часть 3 статьи 44 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ).
Право на медицинскую помощь в гарантированном объеме, оказываемую без взимания платы, в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи предусмотрено частью 2 статьи 19 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ.
Согласно пункту 1 части 3 статьи 80 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ при оказании медицинской помощи в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи не подлежат оплате за счет личных средств граждан оказание медицинских услуг, назначение и применение лекарственных препаратов, включенных в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, медицинских изделий, компонентов крови, лечебного питания, в том числе специализированных продуктов лечебного питания, по медицинским показаниям в соответствии со стандартами медицинской помощи.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июля 1994г. N 890 "О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения" закреплены обязательства органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации по обеспечению граждан Российской Федерации лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения на региональном уровне.
Этим же постановлением утвержден Перечень групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно (приложение N 1). Согласно названному перечню право на получение всех лекарственных средств по рецептам врачей бесплатно имеют инвалиды первой группы.
Статьей 13 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" предусмотрено, что оказание квалифицированной медицинской помощи инвалидам осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации в рамках программы государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи.
Федеральной программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, в частности, установлены: перечень заболеваний и состояний, оказание медицинской помощи при которых осуществляется бесплатно, и категории граждан, оказание медицинской помощи которым осуществляется бесплатно, а также требования к территориальным программам в части определения порядка, условий предоставления медицинской помощи, критериев доступности и качества медицинской помощи.
В силу пункта 5 части 2 статьи 81 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ в рамках территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи органы государственной власти субъектов Российской Федерации устанавливают перечень лекарственных препаратов, отпускаемых населению в соответствии с Перечнем групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно.
Организация лекарственного обеспечения указанной категории жителей Волгоградской области за счет средств бюджета Волгоградской области настоящим постановлением поручена комитету здравоохранения Волгоградской области, что соотносится с Положением о комитете здравоохранения Волгоградской области, утвержденном постановлением Губернатора Волгоградской области от 24 ноября 2014 г. N 152.
Согласно пункту 1.1 Положения о комитете здравоохранения Волгоградской области, утвержденного постановлением Губернатора Волгоградской области от 24 ноября 2014 г. N 152 (далее - Положение о комитете здравоохранения Волгоградской области), комитет здравоохранения Волгоградской области является органом исполнительной власти Волгоградской области, уполномоченным в сфере охраны здоровья граждан на территории Волгоградской области.
К полномочиям комитета относится организация обеспечения отдельных категорий граждан необходимыми лекарственными средствами, изделиями медицинского назначения и специализированными продуктами лечебного питания (пункт 2.1.17. Положения о комитете), организация обеспечения населения лекарственными препаратами для медицинского применения, медицинскими изделиями, а также специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов, закупленными по государственным контрактам (пункт 2.2.3. Положения о комитете), организация оказания населению Волгоградской области первичной медико-санитарной помощи, специализированной, в том числе высокотехнологичной, медицинской помощи, скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи и паллиативной медицинской помощи в областных государственных медицинских организациях (пункт 2.1.7 Положения о комитете).
В соответствии с пунктом 3.4 Положения о комитете здравоохранения Волгоградской области, приказом комитета здравоохранения Волгоградской области от 23 октября 2019 г. N 3031 образована коллегия комитета здравоохранения Волгоградской области по вопросам управления государственной системой здравоохранения Волгоградской области, в основные задачи которой входит организация лекарственного обеспечения детского и взрослого населения Волгоградской области; организация деятельности учреждений, подведомственных комитету здравоохранения Волгоградской области.
Лекарственный препарат Нурсинерсен ("Спинраза") входит в Перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов для медицинского применения, утвержденный распоряжением Правительства Российской Федерации от 12 октября 2019 г. N 2406-р (введено распоряжением Правительства Российской Федерации от 23 ноября 2020 г. N 3073-р).
Диагностированное истцу заболевание спинальная мышечная атрофия включено в Перечень редких (орфанных) заболеваний, однако не включено в Перечень жизнеугрожающих и хронических прогрессирующих редких (орфаных) заболеваний, приводящих к сокращению продолжительности жизни граждан или их инвалидности, утвержденный постановлением Правительства РФ N 403 от 26 февраля 2012 г.
Судом установлено и из материалов дела следует, что ФИО1 является инвалидом первой группы (бессрочно), страдает заболеванием "данные изъяты", что подтверждается результатами молекулярно-генетического исследования ООО "Центр молекулярной генетики" от ДД.ММ.ГГГГ
Согласно консультативному листу главного внештатного специалиста невролога Комитета здравоохранения Волгоградской области ФИО5 от ДД.ММ.ГГГГ, ФИО1 в связи с имеющимся диагнозом СМА, с выраженным вялым тетрапарезом, с выраженным нарушением опорно-двигательной функции передвижения и самообслуживания (генетически подтвержденная), показано проведение патогенетической терапии препаратом "данные изъяты" (по схеме).
Из протокола заседания врачебной комиссии ЧУЗ "Клиническая больница "РЖД Медицина" г. Волгограда" от ДД.ММ.ГГГГ N видно, что истцу установлен диагноз: спинальная мышечная атрофия Кугельберга - Веландер, с выраженным вялым тетрапарезом, с выраженным нарушением опорно-двигательной функции передвижения и самообслуживания. Согласно заключению комиссии для обеспечения ФИО1 лекарственным препаратом " "данные изъяты" принято решение направить письмо председателю Комитета.
На основании данной рекомендации ДД.ММ.ГГГГ и.о. главного врача ЧУЗ "Клиническая больница "РЖД - Медицина" г. Волгограда" направлено письмо в адрес председателя комитета здравоохранения Волгоградской области с просьбой рассмотреть возможность обеспечения пациента ФИО1 препаратом Нусинерсен ("Спинраза"), поскольку пациент в течение 2-3 лет отмечает нарастание слабости, появление чувства нехватки воздуха. Учитывая высокую степень клинической активности, ФИО1 показано проведение патогенетической терапии препаратом Нусинерсен ("Спинраза") по схеме: 0, 14, 28, 60 день, а затем 1 раз в 4 месяца (7 упаковок в год, 84 мг в год).
ДД.ММ.ГГГГ Комитет сообщил заявителю о невозможности рассмотреть вопрос о предоставлении необходимого лекарственного средства ввиду непредставления им полного пакета документов, соответствующего порядку назначения лекарственных препаратов, согласно действующему законодательству.
Разрешая спор и отказывая истцу в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции пришел к выводу об отсутствии со стороны ответчика нарушений прав истца и об отсутствии оснований для возложения на ответчика обязанности обеспечить ФИО1 лекарственным препаратом Нусинерсен ("Спинраза"). При этом суд исходил из того, что назначение указанного препарата допускается при наличии медицинских рекомендаций по жизненным показаниям, только по решению врачебной комиссии, однако, по мнению суда, в представленных истцом документах отсутствует указание на наличие медицинских показаний для обеспечения истца лекарственным препаратом, в решении врачебной комиссии отсутствует вывод о назначении истцу лечения данным препаратом и схема лечения.
Суд апелляционной инстанции не согласился с выводами суда первой инстанции, указывая, что они основаны не неправильном применении норм материального права, в связи с чем отменил решение районного суда. Принимая новое решение об удовлетворении исковых требований, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о наличии у истца права на бесплатное обеспечение лекарственным препаратом Нусинерсен ("Спинраза") по жизненным показаниям и возложении на ответчика обязанности обеспечить истца данным препаратом в дозировке, рекомендуемой уполномоченной медицинской организацией до его отмены.
Судебная коллегия указала, что в подтверждение наличия права на бесплатное обеспечение лекарственным препаратом Нусинерсен ("Спинраза") ФИО1 выдан протокол врачебной комиссии ЧУЗ "Клиническая больница "РЖД Медицина" г. Волгограда" от ДД.ММ.ГГГГ N, содержащий указание на то, что ФИО1 по состоянию здоровья нуждается в применении лекарственного препарата Нусинерсен ("Спинраза") который был представлен им наряду с консультационным заключением главного внештатного специалиста невролога комитета здравоохранения Волгоградской области от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которому, ФИО1 в связи с имеющимся диагнозом показано проведение патогенетической терапии препаратом Нусинерсен ("Спинраза").
При этом судебная коллегия указала, что надлежащее оформление документов (в данном случае о назначении гражданину лекарственных препаратов, не входящих в соответствующий стандарт медицинской помощи) является обязанностью врачебной комиссии, а не гражданина, который не должен нести неблагоприятные последствия в виде не обеспечения необходимым лекарственным препаратом из-за несоблюдения лечебным учреждением порядка оформления соответствующей документации.
Из протокола врачебной комиссии ЧУЗ "Клиническая больница "РЖД Медицина" г. Волгограда" от ДД.ММ.ГГГГ N и письма и.о. главного врача ЧУЗ "Клиническая больница "РЖД - Медицина" г. Волгограда" от ДД.ММ.ГГГГ, следует, что назначение ФИО1 лекарственного препарата Нусинерсен обусловлено необходимостью получения максимального результата лечения заболевания с соблюдением принципов, закрепленных в статье 41 Конституции Российской Федерации и статье 4 Федерального закона N 323-ФЗ от 21 ноября 2011 г. "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации", учитывая приоритет интересов пациента, доступность и качество при оказании медицинской помощи.
В сообщении ЧУЗ "Клиническая больница "РЖД Медицина" г.Волгограда" от ДД.ММ.ГГГГ N, на запрос судебной коллегии по гражданским делам Волгоградского областного суда, приобщенном к материалам дела в порядке статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, указано, что врачебной комиссией (протокол N от ДД.ММ.ГГГГ) ЧУЗ "Клиническая больница "РЖД Медицина" г. Волгограда" подтверждена нуждаемость истца по жизненным показаниям в постоянном лечении препаратом Нусинерсен по схеме: 1 день - 12 мг (5 мл) интерканально; 14 день, 28 день, 63 день и далее 1 раз в 4 месяца пожизненно, в связи с имеющимся у него заболеванием спинальная мышечная атрофия Кугельберга - Веландер, с выраженным вялым тетрапарезом, с выраженным нарушением опорно-двигательной функции передвижения и самообслуживания.
Судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции с выводами суда апелляционной инстанции соглашается, так как они основаны на правильном применении норм материального права и соответствуют установленным по делу обстоятельствам.
Приведенные в кассационной жалобе доводы о том, что лекарственный препарат не назначен истцу по медицинским показаниям, что медицинский препарат Нусинерсен не входит в стандарт медицинской помощи взрослых пациентов заявлялись в судах нижестоящих инстанций при рассмотрении дела, являлись предметом оценки суда апелляционной инстанции и обоснованно не приняты во внимание, по мотивам, указанным в обжалуемом судебном акте.
Доводы кассационной жалобы о том, что суд апелляционной инстанции не имел законных оснований принимать новые доказательства и приобщать их к делу, не свидетельствуют о незаконности обжалуемого судебного акта.
Согласно пункту 37 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 22 июня 2021 г. N 16 "О применении судами норм гражданского процессуального законодательства, регламентирующих производство в суде апелляционной инстанции" по смыслу статьи Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации повторное рассмотрение дела в суде апелляционной инстанции предполагает проверку и оценку фактических обстоятельств дела и их юридическую квалификацию в пределах доводов апелляционных жалобы, представления и в рамках тех требований, которые уже были предметом рассмотрения в суде первой инстанции.
Суду апелляционной инстанции также следует предложить лицам, участвующим в деле, представить дополнительные (новые) доказательства, если в суде первой инстанции не доказаны обстоятельства, имеющие значение для дела (пункт 2 части 1 статьи 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации), в том числе по причине неправильного распределения обязанности доказывания (часть 2 статьи 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
Кроме этого, в соответствии с пунктом 43 названного постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации, если судом первой инстанции неправильно определены обстоятельства, имеющие значение для дела (пункт 1 части 1 статьи 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации), то суду апелляционной инстанции следует поставить на обсуждение вопрос о представлении лицами, участвующими в деле, дополнительных (новых) доказательств и при необходимости по их ходатайству оказать им содействие в собирании и истребовании таких доказательств.
Таким образом, вопреки доводам кассационной жалобы, учитывая, что суд первой инстанции принял решение без исследования всех обстоятельств, имеющих юридическое значение для вынесения судебного акта, суд апелляционной инстанции правомерно принял новые доказательства для установления юридически значимых обстоятельств по делу в соответствии с предоставленными ему полномочиями, вытекающих из статей 327, 327.1, 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
В целом приведенные в кассационной жалобе доводы не содержат обстоятельств, которые нуждались бы в дополнительной проверке, не подтверждают существенных нарушений норм материального и (или) процессуального права, повлиявших на исход дела, и не являются достаточным основанием для пересмотра судебного акта в кассационном порядке.
С учетом изложенного оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного постановления по доводам, указанным в кассационной жалобе, не имеется.
Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Волгоградского областного суда от 16 февраля 2022 года оставить без изменения, кассационную жалобу комитета здравоохранения Волгоградской области - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.