Судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Комбаровой И.В, судей Мельникова В.А, Харитонова А.С, с участием прокурора Руденко М.В, рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора города Таганрога в интересах Лиховицкой Анны Станиславовны к администрации г. Таганрога, Министерству строительства, архитектуры и территориального развития Ростовской области об обязании обеспечить жильем лицо, относящееся к категории детей, оставшихся без попечения родителей, по кассационной жалобе представителя Министерства строительства, архитектуры и территориального развития Ростовской области по доверенности ФИО2 на решение Таганрогского городского суда Ростовской области от 02 декабря 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Ростовского областного суда от 12 апреля 2022 года.
Заслушав доклад судьи Комбаровой И.В, выслушав заключение прокурора, судебная коллегия
установила:
И.о. прокурора г. Таганрога обратился в суд в интересах Лиховицкой Анны Станиславовны к администрации г. Таганрога и Министерству строительства, архитектуры и территориального развития Ростовской области об обязании обеспечить жильем лицо, относящееся к категории детей, оставшихся без попечения родителей.
Требования мотивированы тем, что на основании поступившего обращения Лиховицкой А.С, относящейся к категории детей, оставшихся без попечения родителей, проведена проверка соблюдения администрацией г. Таганрога жилищного законодательства. Установлено, что Лиховицкая А.С, ДД.ММ.ГГГГ года рождения состоит в списке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями в городе Таганроге, на основании постановления администрации города Таганрога от ДД.ММ.ГГГГ N. До настоящего времени ответчиками не принято мер для обеспечения Лиховицкой А.С. жилым помещением, отвечающим требованиям действующего жилищного законодательства, субвенции на данные цели не выделены.
Решением Таганрогского городского суда Ростовской области от 02 декабря 2021 года исковые требования удовлетворены. Суд обязал администрацию г. Таганрога, Министерство строительства, архитектуры и территориального развития Ростовской области предоставить Лиховицкой Анне Станиславовне, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, благоустроенное жилое помещение, отвечающее санитарно-техническим требованиям, в черте г. Таганрога, по договору найма специализированного жилищного фонда, общей площадью не менее 33 кв. м.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Ростовского областного суда от 12 апреля 2022 года решение Таганрогского городского суда Ростовской области от 02 декабря 2021 года оставлено без изменения.
В кассационной жалобе представитель Министерства строительства, архитектуры и территориального развития Ростовской области по доверенности ФИО2, ссылаясь на нарушение и неправильное применение норм материального и процессуального права, ставит вопрос об отмене судебных актов. Указывает на то, что в силу действующей до 01.01.2021 редакции Областного закона "О социальной поддержке детства в Ростовской области" площадь предоставляемого жилого помещения составляла 25 кв.м. Жилищные правоотношения по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и лиц из их числа возникли до ДД.ММ.ГГГГ, следовательно, граждане из указанной категории подлежат обеспечению жилыми помещениями по действовавшим до ДД.ММ.ГГГГ нормам предоставления. Администрацией заключен муниципальный контракт от ДД.ММ.ГГГГ N для обеспечения Лиховицкой А.С. жилым помещением общей площадью "данные изъяты" кв. м по адресу: "адрес" на сумму "данные изъяты" руб. На основании уведомления застройщика ДД.ММ.ГГГГ осуществлена приемка квартир по указанному адресу и подписан передаточный акт. Лиховицкая А.С. не обеспечена в установленном порядке жилым помещением, ввиду отказа в марте 2021 года от предоставленной ей квартиры общей площадью менее "данные изъяты" кв. м.
В возражениях на кассационную жалобу прокурор города Таганрога просит судебные акты оставить без изменения, кассационную жалобу без удовлетворения, ссылаясь, что предоставление в 2021 году Лиховицкой А.С. жилого помещения менее "данные изъяты" кв.м не отвечает требованиями законодательства и нарушает ее жилищные права.
Участвующие в деле лица, извещенные надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание кассационного суда не явились. Информация о месте и времени рассмотрения кассационной жалобы размещена на официальном сайте Четвертого кассационного суда общей юрисдикции. На основании части 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Изучив материалы дела, выслушав заключение прокурора об отсутствии оснований к отмене судебных актов, обсудив доводы кассационной жалобы, проверив законность обжалуемых судебных постановлений по правилам статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в пределах доводов, содержащихся в кассационной жалобе, судебная коллегия кассационного суда в соответствии со ст. 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации не находит оснований для отмены судебных постановлений.
Согласно части 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких оснований судом кассационной инстанции при рассмотрении дела не установлено.
Судом установлено, на основании постановления администрации города Таганрога от ДД.ММ.ГГГГ N, Лиховицкая А.С, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, включена в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями по г. Таганрог.
Данные обстоятельства сторонами не оспаривались и не опровергнуты надлежащими доказательствами в установленном законом порядке.
Удовлетворяя исковые требования прокурора, суд первой инстанции, пришел к выводу о возложении на администрацию города Таганрога обязанности по восстановлению нарушенных прав Лиховицкой А.С. по получению жилого помещения, предоставлению благоустроенного жилого помещения специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения, площадью не менее нормы предоставления.
При этом, суд первой инстанции исходил из того, что Лиховицкая А.С. имеет право на предоставление жилого помещения в соответствии с законодательством о дополнительных гарантиях для детей-сирот, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями. Лиховицкая А.С. жилых помещений в собственности не имеет. Обязанность по предоставлению жилого помещения в соответствии с нормами законодательства возложена на органы местного самоуправления, однако данная обязанность ответчиком не исполнена. Поскольку Лиховицкая А.С. до внесения изменений в законодательство в части площади, не менее которых должны быть жилые помещения, предоставляемые указанной категории граждан, не была обеспечена жилым помещениям, то жилое помещение должно быть ей предоставлено в соответствии с требованиями действующего законодательства - не менее 33 кв.м.
Суд апелляционной инстанции с решением суда согласился, придя к выводу, что оно соответствует установленным по делу обстоятельствам при правильном применении норм материального и процессуального права.
Судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции находит, что выводы судов первой и апелляционной инстанции соответствуют фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам. Суды правильно применили нормы материального и процессуального права.
Доводы кассационной жалобы не могут быть приняты во внимание, они повторяют позицию, которую ответчики занимали в ходе рассмотрения дела в суде апелляционной инстанции, и эти доводы получили мотивированную оценку в апелляционном определении.
Доводы кассационной жалобы о необоснованном применении к спорным правоотношениям, положений законодательства в актуальной редакции, ввиду того, что на момент заключения муниципального контракта по строительству жилья в 2019 году по обеспечению жильем Лиховицкой А.С. как ребенка-сироты действовали нормы предоставления не менее 25 кв.м общей площади жилого помещения на одного человека, судебной коллегией отклоняются исходя из следующего.
С 01 января 2013 года в Жилищный кодекс Российской Федерации внесены изменения, касающиеся порядка предоставления жилья лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Определено, что изменения, внесенные в Жилищный кодекс Российской Федерации Федеральным законом от 29.02.2012 N 15-ФЗ, распространяются на правоотношения, возникшие до дня его вступления в силу, если дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, не реализовали принадлежащее им право на обеспечение жилыми помещениями до дня вступления в силу настоящего Федерального закона.
В настоящее время в силу требований ч. 1 ст. 109.1 Жилищного кодекса Российской Федерации предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Частью 1 статьи 15 Областного закона Ростовской области от 22.10.2004 г. N 165-ЗС "О социальной поддержке детства в Ростовской области" предусмотрено, что детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, за счет средств областного бюджета и средств федерального бюджета, поступающих в областной бюджет на эти цели, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений в порядке, установленном Правительством Ростовской области.
Согласно п. 2 ст. 15 данного закона жилые помещения предоставляются лицам, указанным в ч. 1 ст. 15 Областного закона Ростовской области от 22.10.2004 N 165-ЗС "О социальной поддержке детства в Ростовской области", по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия.
Помимо этого, с 1 января 2021 года вступили в силу требования областного закона Ростовской области N 328-ЗС от 10 июня 2020 года, которым в ч. 7 ст. 15 Областного закона Ростовской области N 165-ЗС от 22.10.2004 внесены изменения, согласно которым детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей по договорам найма специализированных жилых помещений предоставляются благоустроенные применительно условиям соответствующего населенного пункта квартиры или жилые дома общей площадью жилого помещения не менее 33 квадратных метров.
Федеральным законом от 29.07.2018 N 267-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" в часть 7 статьи 8 Федерального закона от 21.12.1996 N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" установлено, что общее количество жилых помещений в виде квартир, предоставляемых лицам, указанным в пункте 1 настоящей статьи, в одном многоквартирном доме, устанавливается законодательством субъекта Российской Федерации и при этом не может превышать 25 процентов от общего количества квартир в этом многоквартирном доме, за исключением населенных пунктов с численностью жителей менее 10 тысяч человек, а также многоквартирных домов, количество квартир в которых составляет менее десяти.
Статьей 1 Областного закона Ростовской области от 22.06.2006 N 499-ЗС "О наделении органов местного самоуправления государственными полномочиями Ростовской области по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" исполнительно-распорядительным органам муниципальных районов и городских округов в Ростовской области передаются на неограниченный срок государственные полномочия Ростовской области по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным.
Порядок обеспечения жильем данной категории граждан определен постановлением Правительства Ростовской области от 25.06.2012 N 539 "О порядке обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей".
Также данным постановлением утверждено Положение о порядке обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
В соответствии с п. 19 указанного Положения размер площади жилого помещения, исходя из которого органом местного самоуправления определяется размер общей площади жилого помещения, предоставляемого по договору найма специализированного жилого помещения, составляет:
не менее 33 кв. м общей площади жилого помещения на одного человека;
не менее 42 кв. м общей площади жилого помещения на семью из двух человек, если оба члена семьи имеют право на обеспечение жильем в соответствии с настоящим Положением.
Дополнительная площадь сверх установленной общей нормы площади жилого помещения предоставляется детям-сиротам, имеющим на нее право, при наличии медицинских показаний в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации, в виде отдельной комнаты. При отсутствии отдельной комнаты дополнительная площадь предоставляется в размере 10 кв. м.
Согласно п. 23.4 данного Положения органы местного самоуправления обеспечивают предоставление жилых помещений по договорам найма специализированного жилого помещения детям-сиротам, лицам из числа детей-сирот, лицам, которые достигли возраста 23 лет, включенным в сводный список на текущий финансовый год, в том же финансовом году, в котором получены субвенции из областного бюджета.
В случае, если средства федерального и (или) областного бюджетов направлены органами местного самоуправления на долевое участие в строительстве или строительство дома, обеспечивают предоставление жилых помещений по договорам найма специализированного жилого помещения детям-сиротам, лицам из числа детей-сирот, лицам, которые достигли возраста 23 лет, после ввода дома в эксплуатацию, но не позднее 30 сентября года, следующего за годом, в котором были выделены указанные средства.
В связи с изложенным, решение суда об удовлетворении исковых требований об обязании предоставить ребенку, оставшемуся без попечения родителей Лиховицкой А.С, благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения площадью не менее нормы предоставления, принято в соответствии с требованиями материального права, оснований для его отмены по доводам кассационной жалобы не имеется.
При этом ссылка кассатора о необходимости предоставления жилья по норме предоставления по состоянию на 2019 год ввиду отсутствия доказательств исполнения обязательств по предоставлению жилья по день рассмотрения спора отклоняется судом кассационной инстанции как не основанная на нормах права.
Доводы кассационной жалобы о том, что при принятии решения судом не учтены нормы, регламентирующие порядок формирования и исполнения бюджета, а также ссылка на неисполнимость постановленного решения отклоняются как не опровергающие выводы судов по существу спора.
Доводы кассационной жалобы о том, что отказ Лиховицкой А.М. от заключения договора специализированного жилого помещения, свидетельствует о злоупотреблении правом, не принимаются во внимание. В данном случае действия Лиховицкой А.С. основаны на вышеприведенных нормах материального права, они справедливо расценены судами как не свидетельствующие о наличии с ее стороны злоупотребления правом.
Судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции приходит к выводу о том, что доводы кассационной жалобы не влекут отмену по существу правильного решения, поскольку не указывают на существенное нарушение судом при разрешении спора норм материального или процессуального права.
С учетом изложенного, принимая во внимание, что указаний на наличие оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного постановления кассационная жалоба не содержит, жалоба удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Таганрогского городского суда Ростовской области от 02 декабря 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Ростовского областного суда от 12 апреля 2022 года - оставить без изменения, кассационную жалобу представителя Министерства строительства, архитектуры и территориального развития Ростовской области по доверенности ФИО2 - без удовлетворения.
Председательствующий И.В. Комбарова
Судьи В.А. Мельников
А.С. Харитонов
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.