Судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Егоровой Е.С.
судей Бетрозовой Н.В, Мартыновой Н.Н, с участием прокурора Манаева В.А, рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Лабинского межрайонного прокурора в защиту прав и законных интересов ребенка-инвалида ФИО1 к Фонду социального страхования Российской Федерации, Государственному учреждению - Краснодарское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации, Государственному учреждению - Краснодарское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации филиал N 20 о возложении обязанности обеспечить ребенка-инвалида техническими средствами реабилитации
по кассационной жалобе представителя Государственного учреждения - Краснодарского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации на решение Лабинского городского суда Краснодарского края от 27 июля 2021 года, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Краснодарского краевого суда от 17 ноября 2021 года.
Заслушав доклад судьи Егоровой Е.С, прокурора, судебная коллегия
установила:
Лабинский межрайонный прокурор в защиту прав и законных интересов ребенка-инвалида Бородкина В.В. обратился в суд с иском, в котором просил:
-обязать Фонд социального страхования Российской Федерации осуществить финансирование Государственного учреждения - Краснодарского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации в объеме достаточном для обеспечения ФИО9, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, в соответствии индивидуальной программой реабилитации N от 16 апреля 2020 года техническим средством реабилитации: креслом-коляской с дополнительной фиксацией (поддержкой) головы и тела, в том числе для больных ДЦП, с электроприводом (для инвалидов и детей-инвалидов);
-обязать Государственное учреждение - Краснодарское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации приобрети для ФИО1 в соответствии индивидуальной программой реабилитации N от 16 апреля 2020 года техническое средство реабилитации: кресло-коляску с дополнительной фиксацией (поддержкой) головы и тела, в том числе для больных ДЦП, с электроприводом (для инвалидов и детей-инвалидов);
-обязать филиал N 20 Государственного учреждения - Краснодарское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации предоставить ФИО1 в соответствии индивидуальной программой реабилитации N от 16 апреля 2020 года техническое средство реабилитации: кресло-коляску с дополнительной фиксацией (поддержкой) головы и тела, в том числе для больных ДЦП, с электроприводом (для инвалидов и детей-инвалидов).
Решением Лабинского городского суда Краснодарского края от 27 июля 2021 года исковые требования Лабинского межрайонного прокурора в защиту прав и законных интересов ребенка-инвалида ФИО1 удовлетворены в полном объеме.
Фонд социального страхования Российской Федерации обязан осуществить финансирование Государственного учреждения - Краснодарского регионального отделение Фонда социального страхования Российской Федерации в объеме достаточном для обеспечения ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, в соответствии индивидуальной программой реабилитации N от 16 апреля 2020 года техническим средством реабилитации: креслом-коляской с дополнительной фиксацией (поддержкой) головы и тела, в том числе для больных ДЦП, с электроприводом (для инвалидов и детей-инвалидов).
Государственное учреждение - Краснодарское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации обязано приобрести для ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, в соответствии индивидуальной программой реабилитации N от 16 апреля 2020 года техническое средство реабилитации: кресло-коляску с дополнительной фиксацией (поддержкой) головы и тела, в том числе для больных ДЦП, с электроприводом (для инвалидов и детей-инвалидов).
Кроме того, филиал N 20 Государственного учреждения - Краснодарское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации обязали предоставить ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, в соответствии индивидуальной программой реабилитации N от 16 апреля 2020 года техническое средство реабилитации: кресло-коляску с дополнительной фиксацией (поддержкой) головы и тела, в том числе для больных ДЦП, с электроприводом (для инвалидов и детей-инвалидов).
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Краснодарского краевого суда от 17 ноября 2021 года решение Лабинского городского суда Краснодарского края от 27 июля 2021 года отменено в части.
Производство по гражданскому делу по иску Лабинского межрайонного прокурора в защиту прав и законных интересов ребенка-инвалида ФИО1 к Фонду социального страхования Российской Федерации, Государственному учреждению - Краснодарское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации, Государственному учреждению - Краснодарское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации филиал N 20 о понуждении к обеспечению ребенка-инвалида техническими средствами реабилитации в части понуждения Фонда социального страхования Российской Федерации осуществить финансирование Государственного учреждения - Краснодарского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации в объеме достаточном для обеспечения ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, в соответствии с индивидуальной программой реабилитации N от 16 апреля 2020 года техническими средствами реабилитации: креслом-коляской с дополнительной фиксацией (поддержкой) головы и тела, в том числе для больных ДЦП, с электроприводом (для инвалидов и детей-инвалидов) прекращено.
В остальной части решение Лабинского городского суда Краснодарского края от 27 июля 2021 года оставлено без изменения.
В кассационной жалобе представитель Государственного учреждения - Краснодарского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации просит отменить состоявшиеся по делу судебные акты в связи с существенным нарушением норм материального и процессуального права и принять по делу новый судебный акт, которым в удовлетворении исковых требований истца отказать.
В обоснование доводов кассационной жалобы ответчик указывает, что ФИО1 не обеспечен креслом-коляской с дополнительной фиксацией (поддержкой) головы и тела, в том числе для больных ДЦП, с электроприводом (для инвалидов и детей-инвалидов) по причине отсутствия заключенных государственных контрактов. Отмечает, что Государственное учреждение - Краснодарское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации не отказывало ФИО1 в обеспечении его креслом-коляской с дополнительной фиксацией (поддержкой) головы и тела, в том числе для больных ДЦП, с электроприводом (для инвалидов и детей-инвалидов). Направление на обеспечение необходимым техническим средством реабилитации будет выдано ФИО1 в порядке очередности по мере заключения государственного контракта.
Кроме того, полагает, что немедленное исполнение решения Лабинского городского суда Краснодарского края от 27 июля 2021 года нарушает права других лиц, подавших заявление об обеспечении техническими средствами реабилитации согласно очередности, с учетом даты подачи заявления в территориальное отделение фонда.
Прокурор Манаев В.А. в судебном заседании против удовлетворения кассационной жалобы возражал.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещённые о времени и месте рассмотрения дела в кассационном порядке, в судебное заседание не явились, причин неявки не сообщили.
Согласно части 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации неявка в судебное заседание кассационного суда общей юрисдикции лица, подавшего кассационные жалобу, представление, и других лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, не препятствует рассмотрению дела в их отсутствие.
Информация о месте и времени рассмотрения кассационной жалобы заблаговременно размещена на официальном сайте Четвертого кассационного суда общей юрисдикции.
Заслушав прокурора, исследовав письменные материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
В силу части 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
В соответствии с частью 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Такие основания для пересмотра судебных постановлений в кассационном порядке по доводам кассационной жалобы, изученным материалам дела, имеются.
Судом установлено и следует из материалов дела, что Лабинской межрайонной прокуратурой проведена проверка соблюдения законодательства о социальной защите детей-инвалидов.
ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, является ребенком-инвалидом, что подтверждается справкой, выданной Бюро N 34-филиал Федерального казенного учреждения "Главное бюро медико-социальной экспертизы по Краснодарскому краю" серии МСЭ-201 N.
16 апреля 2020 года при проведении медико-социальной экспертизы разработана индивидуальная программа реабилитации, в соответствии с которой предусмотрено предоставление несовершеннолетнему технических средств реабилитации за счет средств федерального бюджета в виде: 1) кресла-коляски с дополнительной фиксацией (поддержкой) головы и тела, в том числе для больных ДЦП, с электроприводом (для инвалидов и детей-инвалидов);
Вышеуказанные технические средства реабилитации, включены в Федеральный перечень и предоставляются за счет средств федерального бюджета.
Указанные обстоятельства установлены судом первой инстанции, не оспариваются сторонами и подтверждаются надлежащими доказательствами по делу.
В мае 2020 года ФИО7 в интересах ФИО1 обратилась в филиал N 20 Государственного учреждения - Краснодарское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации с заявлением об обеспечении техническим средством реабилитации: креслом-коляской с дополнительной фиксацией (поддержкой) головы и тела, в том числе для больных ДЦП, с электроприводом (для инвалидов и детей-инвалидов).
26 мая 2020 года ФИО7 уведомлена о постановке на учет по обеспечению техническим средством реабилитации: креслом-коляской с дополнительной фиксацией (поддержкой) головы и тела, в том числе для больных ДЦП, с электроприводом (для инвалидов и детей-инвалидов).
Однако ребенок-инвалид, на момент рассмотрения дела в суде, необходимыми техническими средствами реабилитации обеспечен не был.
Согласно статье 10 Федерального закона от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" государство гарантирует инвалидам проведение реабилитационных мероприятий, получение технических средств и услуг, предусмотренных федеральным перечнем реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду за счет средств федерального бюджета.
В силу положений статьи 11.1 приведенного Федерального закона, финансирование расходных обязательств по обеспечению инвалидов техническими средствами реабилитации осуществляется за счет средств федерального бюджета и Фонда социального страхования Российской Федерации.
Технические средства реабилитации предоставляются инвалидам по месту их жительства в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, Фондом социального страхования Российской Федерации, а также иными заинтересованными организациями.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 7 апреля 2008 года N 240 "О порядке обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации и отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезами (кроме зубных протезов), протезно-ортопедическими изделиями" утверждены Правила обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации.
Согласно пунктам 2 - 3 указанных Правил, обеспечение инвалидов техническими средствами осуществляется в соответствии с индивидуальными программами реабилитации или абилитации инвалидов, разрабатываемыми федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы в порядке, установленном Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации.
Пунктом 5 Правил предусмотрено, что уполномоченный орган рассматривает заявление в 15-дневный срок и в письменной форме уведомляет инвалида (ветерана) о постановке на учет по обеспечению техническим средством (изделием).
При наличии действующего государственного контракта на обеспечение техническим средством (изделием) в соответствии с заявлением, указанным в пункте 4 настоящих Правил, одновременно с уведомлением уполномоченный орган: в случае необходимости проезда инвалида (ветерана) к месту нахождения организации, в которую выдано направление, и обратно высылает (выдает) ему специальный талон на право бесплатного получения проездных документов для проезда на железнодорожном транспорте (далее - специальный талон) и (или) именное направление для бесплатного получения проездных документов на проезд автомобильным, воздушным, водным транспортом транспортных организаций, отобранных уполномоченным органом в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - именное направление), для осуществления проезда в порядке, установленном пунктом 12 настоящих Правил.
При отсутствии действующего государственного контракта на обеспечение инвалида (ветерана) техническим средством (изделием) в соответствии с заявлением, указанным в пункте 4 настоящих Правил, уполномоченный орган высылает (выдает) инвалиду (ветерану) документы, предусмотренные настоящим пунктом в 7-дневный срок с даты заключения такого государственного контракта, при этом извещение о проведении закупки соответствующего технического средства (изделия) должно быть размещено уполномоченным органом в единой информационной системе в сфере закупок не позднее 30 календарных дней со дня подачи инвалидом (ветераном) заявления, указанного в пункте 4 настоящих Правил.
Согласно статье 11 Федерального закона от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" индивидуальная программа реабилитации или абилитации инвалида является обязательной для исполнения соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также организациями независимо от организационно-правовых форм и форм собственности.
Разрешая спор и удовлетворяя исковые требования Лабинского межрайонного прокурора, действующего в интересах ФИО1, суд первой инстанции исходил из того, что ФИО1 в указанный период своевременно и в полном объеме не обеспечен техническими средствами реабилитации, предусмотренными его индивидуальной программой реабилитации, и восстановление его нарушенных прав должно быть осуществлено путем предоставления технического средства реабилитации.
Суд апелляционной инстанции, отменяя решение и прекращая производство по делу в части возложения на Фонд социального страхования Российской Федерации обязанности по финансированию Государственного учреждения - Краснодарского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации в объеме достаточном для обеспечения ФИО1 техническим средством реабилитации в виде кресла-коляски с дополнительной фиксацией (поддержкой) головы и тела, в том числе для больных ДЦП, с электроприводом (для инвалидов и детей-инвалидов), исходил из того, что прокурором заявлено ходатайство об отказе от исковых требований в части, отказ не противоречит закону, не нарушает интересов иных лиц.
В остальной части, оставляя решение Лабинского городского суда Краснодарского края от 27 июля 2021 года без изменения, суд апелляционной инстанции исходил из того, что оно является законным и обоснованным, обстоятельства, имеющие значение для дела, судом первой инстанции установлены правильно.
Судебная коллегия соглашается с обоснованностью выводов судов первой и апелляционной инстанции, поскольку они основаны на надлежащей оценке представленных по делу доказательств и требованиях подлежащего применению к правоотношениям законодательства.
Приведенные в кассационной жалобе доводы заявителя сводятся к несогласию с выводами судов, их не опровергают, не содержат обстоятельств, которые нуждались бы в дополнительной проверке, направлены на иную оценку (переоценку) исследованных судом доказательств, а потому не могут быть приняты судебной коллегией в качестве основания к отмене состоявшихся судебных актов.
При таких обстоятельствах решение Лабинского городского суда Краснодарского края от 27 июля 2021 года, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Краснодарского краевого суда от 17 ноября 2021 года являются законными, постановленными в соответствии с нормами материального и процессуального права, в связи с чем основания для их отмены отсутствуют.
Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Лабинского городского суда Краснодарского края от 27 июля 2021 года, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Краснодарского краевого суда от 17 ноября 2021 года оставить без изменения, кассационную жалобу представителя Государственного учреждения - Краснодарского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.