Судья Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Михеева С.Н., рассмотрев жалобу заместителя председателя Комитета государственного финансового контроля Томской области Чесневской Т. С. на вступившее в законную силу решение судьи Томского областного суда от 15 апреля 2022г, вынесенное в отношении "данные изъяты" Греля Якова Валерьевича, по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 15.15.3 КоАП РФ,
УСТАНОВИЛ:
постановлением исполняющего обязанности председателя Комитета государственного финансового контроля Томской области от 21 октября 2021г, оставленным без изменения решением судьи Кировского районного суда г. Томска от 25 февраля 2022г, "данные изъяты" Грель Я.В. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 15.15.3 КоАП РФ, и подвергнут административному наказанию в виде административного штрафа в размере 10000 рублей.
Решением судьи Томского областного суда от 15 апреля 2022г постановление должностного лица от 21 октября 2021г и решение судьи Кировского районного суда г. Томска от 25.02.2022г отменены, производство по делу прекращено на основании п.3 ч.1 ст. 24.5 КоАП РФ в связи с действиями "данные изъяты" Греля Я.В. в состоянии крайней необходимости.
В жалобе заместитель председателя комитета Чесневская Т.С. просит об отмене решения Томского областного суда.
Грель Я.В, извещенный в установленном порядке о подачи жалобы, в установленные сроки возражений на нее не представил.
Изучив материалы дела, проверив доводы жалобы, прихожу к следующему выводу.
В соответствии с частью 1 статьи 15.15.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях нарушение главным распорядителем бюджетных средств, предоставляющим межбюджетные трансферты, порядка и (или) условий предоставления межбюджетных трансфертов, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи и статьей 15.14 настоящего Кодекса, - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей или дисквалификацию на срок от одного года до двух лет.
Согласно статье 6 Бюджетного кодекса Российской Федерации межбюджетные трансферты это средства, предоставляемые одним бюджетом бюджетной системы Российской Федерации другому бюджету бюджетной системы Российской Федерации.
Из протокола по делу об административном правонарушении следует, что в ходе комплекса мероприятий по содействию эффективной деятельности администрации Молчановского района Томской области, проведенного Комитетом государственного финансового контроля Томской области на основании распоряжения Губернатора Томской области от 10.06.2021г N 131-р, письма Департамента по профилактике и иных правонарушений администрации Томской области от 05.06.2021г N 42-0450, установлено, что согласно таблице 49 приложения N 16 к закону Томской области от 29.12.2020 N 180-ОЗ "Об областном бюджете на 2021 год и плановый период 2022-2023г, бюджету МО "Молчановский район" в 2021г из областного бюджета определен межбюджетный трансферт в форме субсидии на компенсацию расходов по организации электроснабжения от дизельных электростанций в сумме 15 154 900, 00 рублей. Главным распорядителем средств субсидии определен Департамент ЖКХ и государственного жилищного надзора Томской области, "данные изъяты" которого назначен Грель Я.В. Между Департаментом и МО "Молчановский район" заключено соглашение о предоставлении субсидии местному бюджету из областного бюджета на компенсацию расходов по организации электроснабжения от дизельных электростанций от 19.01.2021г N 506/21. Предметом соглашения является предоставление из областного бюджета в 2021 году МО "Молчановсикй район" субсидии ЖКХ в соответствии с лимитами бюджетных обязательств, доведенными главному распорядителю средств областного бюджета. Предоставление субсидии ЖКХ осуществляется в соответствии с перечнем мероприятий, в целях софинансирования которых предоставляется субсидия ЖКХ, согласно приложению N 1 к Соглашению. Объем финансового обеспечения реализации мероприятий, в целях софинансирования которого предоставляется субсидия, составил: 15 154 900, 00 рублей (99.9%) средства субсидии из областного бюджета; 1515, 64 рублей (0, 01%) средства бюджета муниципального района.
Решением Думы Молчановского района от 28.12.2020г N 47 "Об утверждении бюджета муниципального образования "Молчановский район на 2021г и на плановый 2022-2023гг предусмотрены бюджетные ассигнования на компенсацию местным бюджетам расходов по организации электроснабжения от дизельных электростанций в общей сумме 15 154 900, 00 руб. Объем средств на финансовое обеспечение расходных обязательств, в целях софинансирования которых предоставляется субсидия ЖКХ, в сумме 1 515, 64 руб, в бюджете МО "Молчановский район2 не предусмотрен. Однако, бюджетные назначения на обеспечение уровня софинансирования внесены в сводную бюджетную роспись МО "Суйгинское сельское повеление" на 2021г уведомлением об изменении лимитов бюджетных обязательств администрации Суйгинского сельского поселения от 01.03.2021г 3 5 на сумму 1 515, 64 руб, в части увеличения бюджетных ассигнований на финансовое обеспечение расходных обязательств, в целях софинансирования которых предоставляется субсидия ЖКХ.
Субсидия ЖКХ на компенсацию местным бюджетам расходов по организации электроснабжения от дизельных электростанций в общей сумме 15 154 900, 00 руб, распределена муниципальному образованию "Суйгинское сельское поселение.
Первый платеж средств субсидии ЖКХ поступил от Департамента на счет администрации Молчановского района 09.02.2021г по заявке на оплату расходов от 08.02.2021 N 67 в сумме 2 520 000, 00 руб.
На момент заключения соглашения N 506/21 и первого платежа средств субсидии ЖКХ, в консолидированном бюджете (сводной бюджетной росписи местного бюджета) МО "Молчановский район" на 2021г отсутствовали бюджетные ассигнования на исполнение расходных обязательств муниципального образования за счет средств местного бюджета, в целях софинансирования которых предоставлена субсидия ЖКХ, что является нарушением условий получения субсидии ЖКХ.
Грель Я.В, "данные изъяты", допустил неисполнение постановления администрации Томской области от 26.09.2019 N 339а "Об утверждении государственной программы "улучшение инвестиционного климата и развитие экспорта Томской области" в части соблюдения условий предоставления межбюджетного трансферта МО "Молчановский район" (субсидии на компенсацию расходов по организации электроснабжения от дизельных электростанций).
Изложенное явилось основанием для привлечения Греля Я.В. к административной ответственности, предусмотренной ч.1 ст. 15.15.3 КоАП РФ.
Отменяя постановление о назначении Грелю Я.ВВ. административного наказания и решение Кировского районного суда г. Томска, областной суд пришел к выводу о том, что Грель Я.В. при выполнении условий и порядка предоставления межбюджетных трансфертов, зная об отсутствии бюджетных ассигнований на исполнение расходных обязательств муниципального образования на 2021г, действовал в состоянии крайней необходимости в целях устранения опасности, непосредственно угрожающей Суйгинскому сельскому поселению, которое могло привести к срыву завоза топлива в п. Суйга.
Однако с выводами суда нельзя согласиться, ввиду следующего.
В соответствии со статьей 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
Согласно статье 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в числе иных обстоятельств по делу об административном правонарушении выяснению подлежит наличие события административного правонарушения; лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые названным Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, а также его виновность в совершении административного правонарушения.
Выяснение указанных в названной статье обстоятельств является обязанностью судьи.
В соответствии со статьей 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях судья, осуществляющий производство по делу об административном правонарушении, оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, указанная норма закона не предполагает возможность произвольной оценки судьей, рассматривающим дело об административном правонарушении, представленных доказательств. Их оценка должна быть основана на всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела в их совокупности, что предполагает в силу пункта 6 части 1 статьи 29.10 КоАП РФ вынесение мотивированного решения по делу об административном правонарушении.
Выводы суда о том, что п. Суйга Молчановского района не имеет круглогодичного автодорожного и водного сообщения с районным центром и другими населенными пунктами, имеющими транспортное сообщение, в связи с чем завоз дизельного топлива в данное поселение было возможно только не позднее марта 2021г, ничем не мотивированы, в материалах дела такие доказательства отсутствуют.
Помимо этого, делая вывод об обстоятельствах, при которых Грель Я.В. был вынужден действовать в условиях крайней необходимости, судом не исследованы в полном объеме представленные в дело доказательства и не истребованы дополнительные с целью установления таких обстоятельств.
Из материалов дела следует, что Порядок предоставления и распределения субсидий из областного бюджета бюджетам муниципальных образований Томской области на компенсацию расходов по организации электроснабжения от дизельных электростанций, утвержден постановлением администрации Томской области 3 339а от 26.09.2019г. Подпунктом 1 пункта 5 Порядка предусмотрено, что условием предоставления субсидии ЖКХ, является наличие в году предоставления субсидии в бюджете муниципального образования Томской области (сводной бюджетной росписи местного бюджета) бюджетных ассигнований на исполнение расходных обязательств МО, в целях софинансирования которых предоставляется субсидия в объеме, необходимом для исполнения, включая размер планируемой к предоставлению из областного бюджета субсидии. При этом размер доли софинансирования указанных расходных обязательств за счет консолидированного местного бюджета не может составлять менее 0, 01%. Предельный уровень софинансирования Томской области расходного обязательства муниципального образования составляет 99, 9%.
Решением Думы Молчановского района от 28.12.2020 N 47, на 2021г предусмотрены бюджетные ассигнования на компенсацию местным бюджетам расходов по организации электроснабжения от дизельных электростанций в общей сумме 15 154 900, 00 рублей, в размере, равном субсидии ЖКХ, предоставляемой из областного бюджета. Объем средств на финансовое обеспечение расходных обязательств, в целях софинансирования которых предоставляется субсидия ЖКХ в сумме 1 515, 64 руб, в бюджет МО "Молчановский район" не был предусмотрен.
Согласно приложению 16 к решению о бюджете Молчановского района на 2021г субсидия ЖКХ на компенсацию местным бюджетам по организации электроснабжения от дизельных электростанций в общей сумме 15 154 900, 00 руб распределена МО "Суйгинское сельское поселение.
Согласно приложению 11 к решению Совета Суйгинского сельского поселения от 30.12.2020 N 14, на 2021г объем бюджетных ассигнований на компенсацию расходов по организации электроснабжения от дизельных электростанций утвержден в сумме 15 154 900, 00 рублей, предоставляемый из областного бюджета. Объем средств на финансовое обеспечение расходных обязательств в сумме 1 515, 64 руб в бюджете названного поселения отсутствовал.
Изложенные обстоятельства подтверждены письменными доказательствами, (л.д. 108, 82-20, 18-12, дело N 79-21/52).
"данные изъяты" обязан соблюдать требования нормативных правовых актов и обеспечивать их исполнение (п.3.1 Должностного регламента).
Из материалов дела следует, что порядок и условия предоставления межбюджетного трансферта соблюдены не были, поскольку Департамент предоставил МО "Молчановский район" субсидию ЖКХ в отсутствие софинансирования, доказательств крайней необходимости в условиях которых действовал "данные изъяты", заключая соглашение N 506/21, в материалах дела отсутствуют.
Наличие предоставленного в дело письма администрации Молчановского района с просьбой предоставить реквизиты для перечисления денежных средств в 2021г без обоснования необходимости предоставления субсидии уже в феврале 2021г, доказательством, свидетельствующим о крайней необходимости, не является.
Более того, суд не исследовал обстоятельства возможности соблюдения "данные изъяты" Порядка составления и ведения сводной бюджетной росписи бюджета Суйгинского сельского поселения и бюджетных росписей главных распорядителей средств бюджета Суйгинского сельского поселения (главных администраторов источников финансирования дефицита бюджета), утвержденный распоряжением администрации Суйгинского сельского поселения Молчановского района от 01.04.2011 N 10-р, которым определено, что главные распорядители (распорядители) средств бюджета Суйгинского сельского поселения сообщают в администрацию Суйгинского сельского поселения о предполагаемых изменениях сводной росписи и лимитов бюджетных обязательств с обоснованием предлагаемых изменений и приложением справок об изменении сводной росписи и лимитов бюджетных обязательств (п.13 Порядка). Также названным порядком определены сроки внесения названных изменений.
При подписании соглашения N 506/21, ФИО7 Грель Я.В. обязан был проверить наличие софинансирования со стороны МО "Молчанновский район", чего сделано им не было.
Выводы суда о том, что не заключение указанного соглашения (как единственно возможного действия) и не предоставление субсидии ЖКХ в феврале 2021г повлекло бы отсутствие электроснабжения населения в населенном пункте Суйга в период с марта по август 2021г, не мотивированы, какие-либо доказательства в указанной части не истребованы.
Изложенные нарушения являются существенными, влекут отмену принятого по делу решения, с возвращением дела на новое рассмотрение, на основании п.3 ч.2 ст. 30.17 КоАП РФ.
Срок давности привлечения лица к административной ответственности не истек.
Руководствуясь ст.ст.30.13, 30.17 КоАП РФ, судья
постановил:
жалобу заместителя председателя Комитета государственного финансового контроля Томской области Чесневской Т.С... удовлетворить частично.
Решение судьи Томского областного суда от 15 апреля 2022 г, вынесенное в отношении "данные изъяты", по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 15.15.3 КоАП РФ -отменить.
Дело возвратить в Томский областной суд на новое рассмотрение.
Судья: С.Н. Михеева
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.