Судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Никулиной И.А, судей Пушкаревой Н.В. и Евтифеевой О.Э.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по кассационной жалобе Петрова Владимира Ивановича, поданной через суд первой инстанции 26 июля 2022 года, на определение Северского городского суда Томской области от 25 марта 2022 года и апелляционное определение Томского областного суда от 17 июня 2022 года по административному делу N 2а-641/2022 по административному исковому заявлению депутата Думы ЗАТО Северск Петрова Владимира Ивановича к председателю Думы ЗАТО Северск Шамину Григорию Андреевичу, Думе ЗАТО Северск о признании бездействия незаконным.
Заслушав доклад судьи Никулиной И.А, судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции,
УСТАНОВИЛА:
депутат Думы ЗАТО Северск Петров В.И. обратился в Северский городской суд Томской области с административным исковым заявлением к председателю Думы ЗАТО Северск Шамину Г.А, Думе ЗАТО Северск, в котором просил признать незаконным бездействие председателя Думы ЗАТО Северск Шамина Г.А. по доведению информации о созыве, месте и времени проведения очередной сессии Думы не позднее, чем за три дня до дня проведения очередной 22 сессии Думы ЗАТО Северск; признать незаконным бездействие председателя Шамина Г.А. по направлению в электронном виде проектов решений Думы, решений постоянных комитетов Думы, заключений и справочных материалов к очередной 22 сессии Думы ЗАТО Северск не позднее, чем за три рабочих дня до проведения очередной сессии - незаконным; возложить на председателя Шамина Г.А. обязанность организовать работу по доведению информации о созыве, месте и времени проведения очередной сессии Думы до сведения депутатов Думы, Мэра ЗАТО Северск, прокурора ЗАТО Северск и иных заинтересованных лиц не позднее, чем за три рабочих дня до дня проведения сессии Думы; возложить на председателя Шамина Г.А. обязанность организовать работу по направлению депутатам Думы ЗАТО Северск в электронном виде проектов решений Думы, решений постоянных комитетов Думы, заключений и справочных материалов к сессии Думы ЗАТО Северск не позднее, чем за три рабочих дня до проведения сессии.
Определением Северского городского суда Томской области от 25 марта 2022 года, оставленным без изменения апелляционным определением Томского областного суда от 17 июня 2022 года, производство по административному делу N 2а-641/2022 по административному иску депутата Думы ЗАТО Северск Петрова В.И. к председателю Думы ЗАТО Северск Шамину Г.А, Думе ЗАТО Северск о признании бездействия незаконным прекращено.
В кассационной жалобе Петров В.И. ставит вопрос об отмене постановленных судебных актов с принятием нового решения об удовлетворении требований административного истца, указывая на нарушение судами норм материального и процессуального права.
Полагает, что суды пришли к ошибочному выводу о том, что оспариваемое бездействие должностного лица представительного органа местного самоуправления - председателя Думы ЗАТО Северск Шамина Г.А, действующего на постоянной основе, и избранного на должность Председателя Думы ЗАТО Северск решением Думы N от ДД.ММ.ГГГГ, не являются отношениями власти-подчинения, в рамках которых один из участников правоотношений реализует административные и иные публично-властные полномочия по исполнению и применению законов и подзаконных актов по отношению к другому участнику, споры о которых могут рассматриваться в порядке административного судопроизводства.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме. В судебное заседание не явились, возражений не представили. На основании статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судебная коллегия находит возможным рассмотрение дела в отсутствие не явившихся лиц.
Проверив материалы административного дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции пришла к следующим выводам.
В соответствии с частью 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее также - КАС РФ) основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Нарушений такого характера не было допущено судами первой и апелляционной инстанций.
Прекращая производство по делу, суд первой инстанции, с которым согласился суд апелляционной инстанции, исходил из того, что обжалуемые действия (бездействие) председателя представительного органа местного самоуправления не связаны с его административными и иными публично-властными полномочиями по отношению к административному истцу, являющемуся депутатом Думы, направлены на организацию деятельности представительного муниципального органа, а сами по себе вопросы, связанные с организацией деятельности представительного муниципального органа, не входят в предмет судебного контроля, осуществляемого в порядке административного судопроизводства.
Выводы судов являются правильными.
В силу части 1 статьи 34 Федерального закона от 06 октября 2003 года N 131-Ф3 "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" структуру органов местного самоуправления составляют представительный орган муниципального образования, глава муниципального образования, местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования), контрольно-счетный орган муниципального образования, иные органы и выборные должностные лица местного самоуправления, предусмотренные уставом муниципального образования и обладающие собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.
В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 06 октября 2003 года N131-Ф3 "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" депутат является членом представительного органа поселения, муниципального района, городского округа, городского округа с внутригородским делением, внутригородского района или внутригородской территории города федерального значения.
Согласно пункту 2 статьи 29 Устава Городского округа ЗАТО Северск Томской области, принятого решением сессии Собрания народных представителей ЗАТО Северск от 12 апреля 2005 года N 69/1, организацию деятельности Думы осуществляет Председатель Думы, который избирается Думой из своего состава и осуществляет свои полномочия на постоянной основе.
Решения, принятые путем прямого волеизъявления граждан, решения и действия (бездействие) органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления могут быть обжалованы в суд или арбитражный суд в установленном законом порядке (статья 78 Федерального закона от 06 октября 2003 года N131-Ф3 "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации").
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 194 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации если имеются основания, предусмотренные частью 1 статьи 128 того же Кодекса суд прекращает производство по административному делу.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 128 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, если иное не предусмотрено названным Кодексом, судья отказывает в принятии административного искового заявления в случае, если заявление подлежит рассмотрению в порядке конституционного или уголовного судопроизводства, производства по делам об административных правонарушениях либо не подлежит рассмотрению в судах.
Как следует из разъяснений, содержащихся в абзаце четвертом пункта 1 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27 сентября 2016 года N 36 "О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации", к административным делам, рассматриваемым по правилам Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, относятся дела, возникающие из правоотношений, не основанных на равенстве, автономии воли и имущественной самостоятельности их участников, в рамках которых один из участников правоотношений реализует административные и иные публично-властные полномочия по исполнению и применению законов и подзаконных актов по отношению к другому участнику.
Учитывая приведенное правовое регулирование, установив, что требования административного иска направлены на признание незаконным бездействия председателя Думы ЗАТО Северск Шамина Г.А, выраженного, по мнению административного истца, в нарушении требований Регламента Думы ЗАТО Северск, и возникшие спорные правоотношения не относятся к числу тех, которые могут рассматриваться по правилам административного судопроизводства, судебные инстанции пришли к обоснованному выводу о наличии оснований для прекращения производства по делу.
Таким образом, суды первой и апелляционной инстанций правильно определили юридически значимые обстоятельства дела, применили закон, подлежащий применению, а вынесенные ими судебные акты соответствуют нормам материального и процессуального права, в связи с чем основания для их отмены отсутствуют.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, определила:
определение Северского городского суда Томской области от 25 марта 2022 года и апелляционное определение Томского областного суда от 17 июня 2022 года оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в сроки и в порядке, предусмотренные статьями 318, 319 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Мотивированное кассационное определение изготовлено 26 сентября 2022 года.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.