Судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Евтифеевой О.Э.
судей Пушкаревой Н.В, Никулиной И.А, рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Дармажапова Зоригто Батоевича, поданную 9 августа 2022 г, на решение Ингодинского районного суда г. Читы от 26 августа 2021 г. и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Забайкальского краевого суда от 3 февраля 2022 г, по административному делу N 2а-1114/2021 по административному исковому заявлению Дармажапова Зоригто Батоевича о признании решения призывной комиссии городского округа "Город Чита", Военного комиссариата Хоринского и Кижингинского района Республики Бурятия, Федерального казенного учреждения "Военный комиссариат Забайкальского края" о признании не прошедшим службу по призыву без законных оснований незаконным, возложении обязанности принять решение.
Заслушав доклад судьи Евтифеевой О.Э,
УСТАНОВИЛА:
Дармажапов З.Б. обратился в Ингодинский районный суд г. Читы с административным исковым заявлением, с учетом уточнения требований о признании незаконным решения призывной комиссии городского округа "Город Чита" от 12 октября 2016 г. N 1 о признании Дармажапова З.Б. не прошедшим службу по призыву, не имея на то законных оснований, возложении обязанности на призывную комиссию городского округа "Город Чита" принять решение о выдаче военного билета.
В обоснование требований указано, что 27 сентября 2019 г. Дармажапов З.Б. обратился в военный комиссариат Хоринского и Кижингинского района Республики Бурятия с заявлением о выдаче военного билета в связи с достижением возраста 27 лет. 7 октября 2019 г. им получен ответ, согласно которому административный истец зачислен в запас как гражданин, не прошедший военную службу по призыву, не имея на то законных оснований, с указанием о выдаче справки взамен военного билета. Основанием для выдачи справки является решение призывной комиссии городского округа "Город Чита" от 12 октября 2016 г, протокол N, с которым административный истец не согласен, ссылаясь на то, что с 2005 по 2013 г. он проходил обучение в Иркутском государственном медицинском университете, в 2014 г. проходил обучение в интернатуре, в связи с чем, ему предоставлялись отсрочки от призыва.
С 4 декабря 2008 г. по 24 сентября 2015 г. был зарегистрирован по адресу: "адрес". В отношении него по окончанию срока отсрочек каких-либо мероприятий, связанных с призывом на военную службу, не проводилось, повесток с указанием на необходимость явки в военный комиссариат он не получал, в связи с чем, считает, что у призывной комиссии городского округа "Город Чита" отсутствовали правовые основания для принятия оспариваемого решения.
Решением Ингодинского районного суда г. Читы от 26 августа 2021 г, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Забайкальского краевого суда от 3 февраля 2022 г, в удовлетворении требований отказано.
В кассационной жалобе Дармажапов З.Б. ставит вопрос об отмене судебных актов, просит принять новое решение, которым, административные требования удовлетворить.
В обоснование жалобы указывает, что на военный комиссариат (иной уполномоченный орган или должностное лицо) возложена обязанность по надлежащему осуществлению мероприятий, направленных на организацию призыва на военную службу, в том числе по своевременному личному вручению под расписку повесток гражданам, подлежащим призыву, следовательно, законодательством установлена обязанность граждан, подлежащих призыву на военную службу, являться только по повестке военного комиссариата в указанные в ней время и место, а также предусмотрена ответственность за неявку по повестке. Обязанность самостоятельно явиться в военный комиссариат у граждан, подлежащих призыву на военную службу, отсутствует. Указывает, что в период с сентября 2014 г. по весну 2015 г. был официально трудоустроен в Федеральном бюджетном учреждении здравоохранения "Центр гигиены и эпидемиологии", которое в соответствии с Положением о воинском учете информировало Агинский районный военкомат (по месту регистрации) о трудоустройстве. В указанный период времени ни по месту работы, ни по месту регистрации повестки из военкомата не направлялись и не вручались, кроме того, в период осуществления призыва не выезжал, каких - либо норм Положения о воинском учете не нарушил, нового места жительства или места пребывания не было, регистрация оставалась прежней. В городе Чите в связи с отсутствием регистрации в арендованном жилом помещении не мог встать на воинский учёт в военкомате, вследствие данных обстоятельств обратился к своему работодателю с целью информирования военкомата о его месте работы. Настаивает, что каких - либо мероприятий, связанных с призывом на военную службу до достижения возраста 27 лет (21 июня 2015 г.) военным комиссариатом не проводилось, обязанность самостоятельно явиться в военкомат отсутствовала.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения дела в кассационном порядке, в судебное заседание не явились. Представителем Военного комиссариата Забайкальского края представлено заявление о рассмотрении кассационной жалобы в отсутствие. На основании статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции находит возможным рассмотрение дела в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив материалы административного дела, обсудив доводы кассационной жалобы, проверив правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, в пределах доводов кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции находит жалобу не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с частью 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Нарушения такого характера не были допущены судами первой и апелляционной инстанций.
Защита Отечества является долгом и обязанностью гражданина Российской Федерации. Гражданин Российской Федерации несет военную службу в соответствии с федеральным законом (части 1 и 2 статьи 59 Конституции Российской Федерации).
Правовое регулирование в области воинской обязанности и военной службы в целях реализации гражданами Российской Федерации конституционного долга и обязанности по защите Отечества осуществляет Федеральный закон от 28 марта 1998 г. N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" (далее - Федеральный закон от 28 марта 1998 г. N 53- ФЗ).
Формой реализации указанной конституционной обязанности является прохождение военной службы по призыву, которому подлежат граждане мужского пола в возрасте от 18 до 27 лет, состоящие или обязанные состоять на воинском учете и не пребывающие в запасе (подпункт "а" пункта 1 статьи 22 Федерального закона от 28 марта 1998 г. N 53-ФЗ), за исключением граждан, освобожденных от исполнения воинской обязанности, призыва на военную службу, граждан, которым предоставлена отсрочка от призыва на военную службу, а также граждан, не подлежащих призыву на военную службу (пункт 2 статьи 22, статьи 23 и 24 Федерального закона от 28 марта 1998 г. N 53-ФЗ).
Согласно пункту 2 статьи 8 Федерального закона от 28 марта 1998 г. N 53-ФЗ воинский учет призывников осуществляется военными комиссариатами по месту их жительства.
В соответствии с положениями статьи 10 Федерального закона от 28 марта 1998 г. N 53-ФЗ (в редакции, подлежащей применению к спорным правоотношениям) в целях обеспечения воинского учета граждане обязаны явиться в двухнедельный срок в военный комиссариат для постановки на воинский учет, снятия с воинского учета и внесения изменений в документы воинского учета при переезде на новое место жительства, расположенное за пределами территории муниципального образования, место пребывания на срок более трех месяцев либо выезде из Российской Федерации на срок более шести месяцев или въезде в Российскую Федерацию.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 27 ноября 2006 г. N 719 "Об утверждении Положения о воинском учете" (в редакции, подлежащей применению к спорным правоотношениям) предусмотрена обязанность сняться с воинского учета при переезде на новое место жительства или место пребывания (на срок более трех месяцев), и встать на воинский учет в 2-недельный срок по прибытии на новое место жительства, место пребывания или возвращении в Российскую Федерацию.
Статья 28 Федерального закона от 28 марта 1998 г. N 53-ФЗ закрепляет обязанности призывной комиссии по призыву граждан на военную службу, предусматривая принятие в отношении их одного из следующих решений: о призыве на военную службу; о предоставлении отсрочки от призыва на военную службу; об освобождении от призыва на военную службу; об освобождении от исполнения воинской обязанности; о зачислении в запас.
При зачислении в запас граждан, подлежавших призыву на военную службу и не прошедших ее до достижения ими возраста 27 лет (за исключением граждан, не прошедших военную службу по призыву по основаниям, предусмотренным пунктами 1 и 2, пунктом 4 статьи 23, статьей 24 Федерального закона от 28 марта 1998 г. N 53-ФЗ, либо в связи с отменой призывной комиссией субъекта Российской Федерации решения нижестоящей призывной комиссии), призывная комиссия выносит заключение о том, что гражданин не прошел военную службу по призыву, не имея на то законных оснований (пункт 1.1 статьи 28 Федерального закона от 28 марта 1998 г. N 53-ФЗ).
Порядок и условия признания гражданина не прошедшим военную службу по призыву, не имея на то законных оснований, определяются Положением о призыве на военную службу граждан Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 11 ноября 2006 г. N 663 (далее - Положение о призыве).
Пунктом 34 Положения о призыве предусмотрено, что при зачислении в запас граждан, не прошедших до достижения ими возраста 27 лет военную службу по призыву (за исключением граждан, не прошедших военную службу по призыву по основаниям, предусмотренным пунктами 1 и 2, подпунктом "в" пункта 3, пунктом 4 статьи 23 и статьей 24 Федерального закона28 марта 1998 г. N 53-ФЗ, либо в связи с отменой призывной комиссией субъекта Российской Федерации решения нижестоящей призывной комиссии), призывная комиссия на основании документов воинского учета, хранящихся в военном комиссариате муниципального образования (муниципальных образований) (личное дело призывника, 6 учетно-алфавитная книга), а для граждан, не состоявших на воинском учете, на основании справок соответствующих военных комиссариатов муниципальных образований выносит заключение о том, что гражданин не прошел военную службу по призыву, не имея на то законных оснований. Такое заключение выносится, если гражданин не проходил военную службу, не имея на то законных оснований, начиная с 1 января 2014 г, при этом состоял (обязан был состоять) на воинском учете и подлежал призыву на военную службу.
Призывник, у которого, утрачены основания для освобождения от призыва на военную службу или истекли сроки предоставленной ему отсрочки от призыва на военную службу, подлежит призыву на военную службу на общих основаниях (пункт 19 Положения о призыве).
Судами установлено и следует из материалов дела, Дармажапов З.Б, был поставлен на первоначальный воинский учет 24 января 2005 г. в военном комиссариате Агинского Бурятского автономного округа Забайкальского края. В 2005 г. Дармажапов З.Б. поступил в Иркутский государственный медицинский университет по очной форме обучения. 31 марта 2006 г. на основании заявления административный истец был снят с воинского учета военного комиссариата и поставлен на учет военного комиссариата Октябрьского и Правобережного округов г. Иркутска 14 марта 2007 г.
Решением призывной комиссии Правобережного района г. Иркутска от 5 июня 2008 г. Дармажапов З.Б. признан годным к военной службе без ограничений, на основании подпункта "а" пункта 1 статьи 24 Федерального закона от 28 марта 1998 г. N 53-ФЗ предоставлена отсрочка от призыва на военную службу до 1 июля 2011 г. Действие указанной отсрочки прекратилось в связи с отчислением 17 сентября 2008 г. Дармажапова З.Б. из института за академическую неуспеваемость.
С 1 февраля 2009 г. Дармажапов З.Б. был восстановлен в число студентов очного обучения Иркутского государственного медицинского университета, с 1 июля 2013 г. был отчислен в связи с окончанием обучения.
С 1 сентября 2013 г. был зачислен в интернатуру этого же учебного заведения на бюджетной основе, отчислен с 1 сентября 2014 г. в связи с окончанием обучения.
По окончании обучения выбыл в г. Читу, был принят на работу в ФБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии по Забайкальскому краю" по специальности врача, при этом с воинского учета в военном комиссариате Октябрьского и Правобережного округов г. Иркутска не снялся, на воинский учет на территории Забайкальского края не встал.
Весь указанный период, вплоть до 24 сентября 2015 г. Дармажапов З.Б. имел постоянную регистрацию по месту жительства на территории Агинского района Забайкальского края.
18 марта 2016 г. административный истец обратился в военный комиссариат Забайкальского края по г. Чита с заявлением о выдаче военного билета.
Согласно выписке из протокола заседания военно-врачебной комиссии военного комиссариата г. Читы по очному медицинскому освидетельствованию граждан, пребывающих в запасе в ВС РФ N 28 от 15 июля 2016 г. Дармажапов З.Б. признан годным к военной службе "данные изъяты").
Решением призывной комиссии городского округа "город Чита" от 12 октября 2016 г. Дармажапов З.Б. зачислен в запас как не прошедший военную службу по призыву, не имея на то законных оснований.
5 февраля 2018 г. и 27сентября 2019 г. административный истец обращался в военный комиссариат Хоринского и Кижингинского района Республики Бурятия с заявлением о выдаче военного билета в связи с достижением 27 лет.
Согласно ответу военного комиссариата Хоринского и Кижингинского районов Республики Бурятия на обращение Дармажапову З.Б. разъяснено, что выдача военного билета представляется невозможной, в связи с наличием решения призывной комиссии городского округа "город Чита" от 12 октября 2016 г. о зачислении Дармажапова З.Б. в запас как не прошедшего военную службу по призыву, не имея на то законных оснований, в связи с чем будет выдана справка взамен военного билета.
Из информации, представленной военным комиссариатом Хоринского и Кижингинского районов Республики Бурятия следует, что на воинский учет в данном военном комиссариате административный истец не принимался ввиду отсутствия у последнего воинского документа (военного билета).
Считая решение призывной комиссии городского округа "город Чита" от 12 октября 2016г. незаконным, Дармажапов З.Б. обратился в суд с настоящим административным иском.
Разрешая заявленные требования, руководствуясь указанными выше нормами материального права, оценив представленные доводы и доказательства в соответствии с требованиями статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд первой инстанции пришел к выводу об отсутствии оснований для их удовлетворения, поскольку Дармажапов З.Б, не имея отсрочки от призыва на военную службу, при изменении фактического места жительства в период с 1 января 2014 г. до достижения возраста 27 лет, в военный комиссариат не являлся, о своем местонахождении не сообщил, не прошел военную службу не имея на то законных оснований.
Проверяя законность решения суда, судебная коллегия апелляционной инстанции с выводами суда согласилась, указав, что в период с 1 января 2014 г. и до отчисления из интернатуры в связи с ее окончанием 1 сентября 2014 г. не является периодом уклонения Дармажаповым З.Б. от воинской службы, так как в указанный период административный истец стоял на учете в военном комиссариате по месту учебы, о чем было известно военному комиссариату Октябрьского и Правобережного округов г. Иркутска, о чем свидетельствует справка Иркутского государственного медицинского университета N от 2 сентября 2013 г, военный комиссариат не представил доказательств принятия в указанный период мероприятий, связанных с призывом истца на военную службу. Вместе с тем, в период после окончания интернатуры в сентябре 2014 г. и до достижения возраста 27 лет в июне 2015 г. Дармажапов З.Б. не проходил военную службу по призыву, не имея на то законных оснований. При переезде в г. Читу Забайкальского края административным истцом не была выполнена возложенная на него обязанность сняться с воинского учета в военном комиссариате г. Иркутска и встать в 2-недельный срок на воинский учет в г. Чите, где административный истец трудоустроился в ФБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии по Забайкальскому краю". Об изменении места жительства Дармажапов З.Б. военному комиссариату не сообщил, в связи с чем проводились мероприятия по его местонахождению. Следовательно, не прохождение военной службы по призыву в указанный период без наличия к тому законных оснований свидетельствует о том, что оспариваемое решение призывной комиссии является законным и обоснованным.
Судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции полагает выводы судов правильными, соответствующими фактическим обстоятельствам дела и требованиям законодательства, регулирующего спорные правоотношения.
Неисполнение административным истцом обязанности встать на воинский учет не может быть оправдано неисполнением иной предусмотренной законом обязанности зарегистрироваться по месту пребывания в случае временного проживания в жилых помещениях, не являющихся местом жительства.
Конституционный Суд Российской Федерации, проверяя в связи с запросом Парламента Чеченской Республики конституционность пункта 1 статьи 3 Федерального закона от 2 июля 2013 г. N 170-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части реализации мер по повышению престижа и привлекательности военной службы по призыву", как препятствующего принятию гражданина на государственную гражданскую службу и прохождению гражданином государственной гражданской службы в случае признания заключением призывной комиссии его не прошедшим военную службу по призыву, не имея на то законных оснований, в постановлении от 30 октября 2014 г. N 26-П, указал, что неисполнение гражданином Российской Федерации конституционной обязанности по защите Отечества путем прохождения военной службы по призыву при отсутствии предусмотренных законом оснований для освобождения от исполнения воинской обязанности, призыва на военную службу или отсрочки от призыва предполагает совершение им действий или бездействия, которые сопряжены с неисполнением им обязанностей по воинскому учету, предусмотренных Федеральным законом от 28 марта 1998 г. N 53-ФЗ, или свидетельствуют об уклонении от призыва на военную службу и для пресечения которых в действующем законодательстве предусматриваются механизмы, влекущие административную или уголовную ответственность.
Доводы кассационной жалобы о том, что со стороны военного комиссариата не было предпринято действий по организации призыва административного истца на военную службу, являлись предметом исследования в судах первой и апелляционной инстанций, им дана надлежащая правовая оценка, изложенная в судебных актах.
Доводы кассационной жалобы повторяют позицию заявителя жалобы по административному спору, не свидетельствуют о нарушении судами норм материального или процессуального права, фактически направлены на иную оценку установленных судами обстоятельств, а также неправильном толковании положений законодательства применительно к обстоятельствам дела, ввиду чего не могут повлечь отмену судебных актов в кассационном порядке.
Судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции не установилаоснований для отмены судебных актов по доводами, изложенным в кассационной жалобе, в связи с чем кассационная жалоба Дармажапова З.Б. удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, определила:
решение Ингодинского районного суда г. Читы от 26 августа 2021 г. и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Забайкальского краевого суда от 3 февраля 2022 г, оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Настоящее определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в срок и порядке, предусмотренные статьями 318, 319 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Мотивированное кассационное определение составлено 14 октября 2022 г.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.