Судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Евтифеевой О.Э.
судей Никулиной И.А, Пушкаревой Н.В, рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Общества с ограниченной ответственностью Теплогенерирующая компания" (далее - ООО "ТГК"), поданную 15 августа 2022 г, на решение Новосибирского областного суда от 22 июня 2021 г, дополнительное решение Новосибирского областного суда от 6 декабря 2021 г. и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Пятого апелляционного суда общей юрисдикции от 25 февраля 2022 г, по административному делу N 3а-64/2021 по административному исковому заявлению ООО "ТГК" об оспаривании в части нормативного правового акта Департамента по тарифам Новосибирской области.
Заслушав доклад судьи Евтифеевой О.Э, представителя ООО "ТГК" Илюхиной А.О. поддержавшей доводы кассационной жалобы, заключение прокурора Самойлова А.А, полагавшего судебные акты законными и обоснованными,
УСТАНОВИЛА:
приказом от 27 ноября 2019 г. N 472-ТЭ "Об установлении тарифа на тепловую энергию (мощность) на коллекторах источника тепловой энергии Общества с ограниченной ответственностью "Теплогенерирующая компания" на территории города Новосибирска на 2019 г. и о внесении изменений в приказы департамента по тарифам Новосибирской области от 27 ноября 2017 г. N 576-ТЭ, от 22 ноября 2018 г. N 457-ТЭ" (далее - Приказ N 472-ТЭ) установлен тариф на тепловую энергию (мощность) на коллекторах источника тепловой энергии ООО "ТГК " на территории города Новосибирска на 2019 г. (согласно приложению) в размере 1 529, 82 руб. /Гкал (одноставочный).
Установленный тариф согласно пункту 2 Приказа N 472-ТЭ действует с 27 ноября 2019 г. по 31 декабря 2019 г.
Пунктом 3 Приказа N 472-ТЭ внесены изменения в приказ Департамента по тарифам Новосибирской области от 27 ноября 2017 г. N 576-ТЭ "Об установлении долгосрочных параметров регулирования и тарифов на тепловую энергию (мощность), поставляемую теплоснабжающими организациями потребителям на территории г. Новосибирска, на долгосрочный период регулирования 2018 - 2022 г.г. " (с учетом изменений, внесенных приказами департамента по тарифам Новосибирской области от 06.02.2018 N 22-ТЭ, от 31.07.2018 N 209-ТЭ, от 30.10.2018 N 319-ТЭ, от 30.11.2018 N 588-ТЭ, от 22.11.2018 N 457-ТЭ (в редакции приказа департамента по тарифам Новосибирской области от 03.09.2019 N 262-ТЭ), согласно которым пункты 2 и 4 приказа и приложения N 2 и N 4 к приказу признать утратившими силу с 27 ноября 2019 г.
Пунктом 4 Приказа N 472-ТЭ внесены изменения в приказ Департамента по тарифам Новосибирской области от 22 ноября 2018 г. N 457-ТЭ "О корректировке на 2019 г. тарифов на тепловую энергию (мощность), поставляемую теплоснабжающими организациями потребителям на территории города Новосибирска, установленных на долгосрочный период регулирования" (с учетом изменений, внесенных приказом департамента по тарифам Новосибирской области от 03.09.2019 N 262-ТЭ), согласно которым пункт 2 приказа и приложение N 2 к приказу признать утратившими силу с 27 ноября 2019 г.
Приказ опубликован на официальном интернет-портале правовой информации http://pravo.gov.ru, 4 декабря 2019 г.
Приказом Департамента по тарифам Новосибирской области от 27 ноября 2019 г. N 473-ТЭ "Об установлении долгосрочных параметров регулирования и тарифов на тепловую энергию (мощность) на коллекторах источника тепловой энергии Общества с ограниченной ответственностью "Теплогенерирующая компания" на территории города Новосибирска на долгосрочный период регулирования 2020 - 2022 г.г. " (далее - Приказ N 473-ТЭ), согласно приложению N 1 к приказу установлены долгосрочные параметры регулирования на 2020 - 2022 г.г. с использованием метода индексации установленных тарифов.
Пунктом 2 Приказа N 473-ТЭ согласно приложению N 2 к приказу установлены тарифы на тепловую энергию (мощность) на коллекторах источника тепловой энергии ОООО "ТГК" на территории города Новосибирска на долгосрочный период регулирования 2020 - 2022 г.г. с календарной разбивкой по полугодиям.
Согласно пункту 3 Приказа N 473-ТЭ установленные тарифы действуют с 1 января 2020 г. по 31 декабря 2022 г.
Приказ опубликован на официальном интернет-портале правовой информации http://pravo.gov.ru, 4 декабря 2019 г.
ООО "ТГК" обратилось в Новосибирский областной суд с административными исковыми заявлениями, объединенными в одно производство, о признании не действующими со дня принятия Приказ N 472-ТЭ, в части учета в составе тарифа расходов на оплату труда, отчислений на социальные нужды, расходов на арендную плату, покупаемую электроэнергию и показателя выработки тепловой энергии, в экономически необоснованном размере, а также Приказа N 473-ТЭ в части учета в составе тарифа расходов на оплату труда, отчислений на социальные нужды, расходов на арендную плату, покупаемую электроэнергию и показателя выработки тепловой энергии в экономически необоснованном размере.
В обоснование требований указано, что приказы противоречат Федеральному закону от 27 июля 2010 г. N 190-ФЗ "О теплоснабжении" (далее - Федеральный закон N 190-ФЗ), пунктам 16, 17, 22, 38, 42 и 45 Основ ценообразования в сфере теплоснабжения, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 22 октября 2012 г. N 1075 (далее - Основы ценообразования, а также Методическим указаниям по расчету регулируемых цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утвержденным Приказом Федеральной службы по тарифам от 13 июня 2013 г. N 760-э (далее - Методические указания). Так, при расчете необходимой валовой выручки необоснованно не были приняты во внимание расчеты и документы, представленные ООО "ТГК" в подтверждение планируемых расходов, в том числе: неверно определен объем полезного отпуска тепловой энергии, необоснованно сокращена численность рабочего персонала и затраты на оплату труда, неверно произведен расчет объемов приобретаемой электроэнергии и определена ее платная (расчетная) цена, безосновательно исключена в полном объеме арендная плата, что привело к уменьшению уровня заявленной в предложении необходимой валовой выручки относительно заявленного в предложении Общества.
Указано также, что при формировании тарифов на долгосрочный период регулирования 2020-2022 г.г. экономически обоснованной признана необходимая валовая выручка на 2020 г. в сумме 8 420, 95 тыс. руб, что на 3 763, 76 тыс. руб. меньше предложения ООО "ТГК". Признан экономически обоснованным показатель выработки тепловой энергии, полезного отпуска тепловой энергии в объеме 5 510 Гкал, что на 827 Гкал больше предложения ООО "ТГК". Настаивают, что Департаментом утверждены экономически необоснованные тарифы на тепловую энергию, в результате чего фактические затраты Общества превышают необходимую валовую выручку, признанную тарифным органом обоснованной.
Решением Новосибирского областного суда от 22 июня 2021 г. административные требования удовлетворены частично, признаны противоречащими федеральному законодательству и не действующими со дня принятия приказ Департамента по тарифам Новосибирской области от 27 ноября 2019 г. N 472-ТЭ "Об установлении тарифа на тепловую энергию (мощность) на коллекторах источника тепловой энергии ООО "ТГК" на территории г. Новосибирска на 2019 г. и о внесении изменений в приказы Департамента по тарифам Новосибирской области от 27 ноября 2017 г. N 576-ТЭ, от 22 ноября 2018 г. N 457-ТЭ" и приказ Департамента по тарифам Новосибирской области от 27 ноября 2019 г. N 473-ТЭ "Об установлении долгосрочных параметров регулирования и тарифов на тепловую энергию (мощность) на коллекторах источника тепловой энергии ООО "ТГК" на территории г. Новосибирска на долгосрочный период регулирования 2020 - 2022 годов". На Департамент по тарифам Новосибирской области возложена обязанность принять в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу новые нормативные правовые акты, заменяющие нормативные правовое акты, признанные судом не действующими. С Департамента по тарифам Новосибирской области в пользу ООО "ТГК" взысканы судебные расходы по уплате государственной пошлины в размере 9 000 руб.
Дополнительным решением Новосибирского областного суда от 6 декабря 2021 г. дополнен абзац второй резолютивной части решения Новосибирского областного суда от 22 июня 2021 г. в части признания противоречащим федеральному законодательству и не действующим со дня принятия приказа Департамента по тарифам Новосибирской области от 27 ноября 2019 г. N 472-ТЭ "Об установлении тарифа на тепловую энергию (мощность) на коллекторах источника тепловой энергии ООО "ТГК" на территории г. Новосибирска на 2019 г. и о внесении изменений в приказы Департамента по тарифам Новосибирской области от 27 ноября 2017 г. N 576-ТЭ, от 22 ноября 2018 г. N 457-ТЭ" словами "в части пункта 1, 2 и приложения к нему", в части признания противоречащим федеральному законодательству и не действующим со дня принятия приказа Департамента по тарифам Новосибирской области от 27 ноября 2019г. N 473-ТЭ "Об установлении долгосрочных параметров регулирования и тарифов на тепловую энергию (мощность) на коллекторах источника тепловой энергии ООО "ТГК" на территории города Новосибирска на долгосрочный период регулирования 2020 - 2022 годов" словами " в части пункта 2 и приложения 2 к нему".
Отказано ООО "ТГК" в удовлетворении требований о признании не действующими пунктов 3, 4 приказа Департамента по тарифам Новосибирской области от 27 ноября 2019 г. N 472-ТЭ и пунктов 1, 3 и приложения 1 приказа Департамента по тарифам Новосибирской области от 27 ноября 2019 г. N 473-ТЭ.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Пятого апелляционного суда общей юрисдикции от 25 февраля 2022 г. решение Новосибирского областного суда от 22 июня 2021 г. и дополнительное решение Новосибирского областного суда от 6 декабря 2021 г. оставлены без изменения, апелляционные жалобы ООО "ТГК", Департамента по тарифам Новосибирской области - без удовлетворения.
Кассационным определением судебной коллегии по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции от 24 августа 2022 г. решение Новосибирского областного суда от 22 июня 2021 г, дополнительное решение Новосибирского областного суда от 6 декабря 2021 г. и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Пятого апелляционного суда общей юрисдикции от 25 февраля 2022 г. в обжалованной части оставлены без изменения, кассационная жалоба Департамента по тарифам Новосибирской области - без удовлетворения.
В кассационной жалобе ООО "ТГК", поступившей после рассмотрения кассационной жалобы Департамента по тарифам Новосибирской области, ставится вопрос об изменении судебных актов, в части отказа в удовлетворении требований по доводам изложенным в кассационной жалобе, просят признать противоречащими федеральному законодательству оспариваемые приказы, в том числе в части доводов изложенных в кассационной жалобе.
В обоснование жалобы указывают на несоответствие выводов суда обстоятельствам дела, неправильное толкование норм закона. Полагают подлежащими отмене судебные акты в части отказа признать учтенные Департаментом расходы на оплату труда и отчисления на социальные нужды в размере ниже экономически обоснованных и необходимых. Полагают, что судами не учтено, что организация запланировала коэффициент невыходов, указав численность работников с учетом данного коэффициента, считают, что Департамент, должен был доказать необходимость уменьшения численности. Полагают формальным подход суда к вопросу расчета нормативной численности, указывают, на рекомендательный характер приказа, настаивают, что расходы на оплату прочего персонала подлежат учету. Указывают, что позиция заявителя о расчете нормативной численности предприятия согласуется со сложившейся судебной практикой.
На кассационную жалобу Департаментом по тарифам Новосибирской области, прокуратурой Новосибирской области представлены возражения.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения дела в кассационном порядке извещены. На основании статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции находит возможным рассмотрение дела в отсутствие неявившихся лиц.
Приложенные к возражениям Департамента по тарифам Новосибирской области выписка из протокола заседания правления Департамента по тарифам Новосибирской области от 30 густа 2022 г, Приказ Департамента по тарифам Новосибирской области от 30 августа 2022 г. "Об отмене отдельных приказов Департамента по тарифам новосибирской области" и отдельных положений приказов Департамента по тарифам Новосибирской области не могут быть предметом исследования в суде кассационной инстанции, поскольку при рассмотрении дела судом кассационной инстанции не предусмотрено право сторон по делу представлять дополнительные доказательства, суд кассационной инстанции проверяет законность судебных актов на основании тех доказательств, которые были предметом исследования в судах первой и апелляционной инстанции.
Проверив материалы административного дела, заслушав пояснения явившихся лиц, обсудив доводы кассационной жалобы, представленных возражений, заслушав заключение прокурора, проверив правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующим выводам.
В соответствии с частью 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Нарушения такого характера не были допущены судом первой и апелляционной инстанции.
Разрешая требования, суд первой инстанции указал, что оспариваемые нормативные правовые акты приняты уполномоченным органом - Департаментом по тарифам Новосибирской области, в установленной форме, с соблюдением требований к порядку их принятия и опубликования, по указанным основаниям не оспаривались.
Суд установил, что ООО "ТГК" является ресурсоснабжающей организацией, осуществляющей на территории г. Новосибирска регулируемый вид деятельности в сфере теплоснабжения по производству и поставке тепловой энергии другой теплоснабжающей организации - АО "СИБЭКО", владеющей на основании договора аренды объектами теплоснабжения, эксплуатирует газопровод высокого давления и модульную котельную мощностью 3, 4 МВ, находящимися в собственности физических лиц, 1 ноября 2019 г, ООО "ТГК", ранее не осуществлявшего на указанной территории регулируемую деятельность, обратилось с заявлением об открытии дела об установлении одноставочных тарифов на тепловую энергию (мощность) в 2019 г. без указания метода регулирования тарифов. Департамент открыл тарифное дело об установлении тарифов на тепловую энергию (мощность), поставляемую ООО "ТГК" потребителям, подключенным к системе теплоснабжения, источником тепловой энергии в которой является котельная, расположенная по адресу: г. Новосибирск, мкр. Зеленый бор, дом (3), на 2019 г, выбрав в качестве метода регулирования метод экономически обоснованных расходов (затрат), о чем письмом Департамента от 15 ноября 2019 г. N было уведомлено ООО "ТГК". Кроме того, установлено, что письмом от 15 ноября 2019 г. N Департамент известил ООО "ТГК" об открытии дела для установления тарифов на тепловую энергию и долгосрочных параметров регулирования на долгосрочный период регулирования 2020-2022 г. по инициативе Департамента, о необходимости предоставления документов и материалов, определен метод регулирования в отношении системы теплоснабжения, эксплуатируемой ООО "ТГК" - метод индексации установленных тарифов.
ООО "ТГК" не было представлено в Департамент сведений и документов, указанных в извещении об открытии дела N от 15 ноября 2019 г.
Руководствуясь положениями Федерального закона от 27 июля 2010 г. N 190-ФЗ "О теплоснабжении", Основами ценообразования в сфере теплоснабжения, "Правилами регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения", утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 22 октября 2012 г. N 1075, Методическим указаниям по расчету регулируемых цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утвержденным Приказом Федеральной службы по тарифам от 13 июня 2013 г. N 760-э, "Рекомендациями по нормированию труда работников энергетического хозяйства", утвержденными Приказом Госстроя России от 22 марта 1999 г. N 65, а также "Рекомендациями по нормированию труда работников энергетического хозяйства. Часть 2. Нормативы численности руководителей, специалистов и служащих коммунальных теплоэнергетических предприятий", утвержденных Приказом Госстроя России от 12 октября 1999 г. N 74, оценив представленные доводы и доказательства, суд отклонил доводы административного истца и признал обоснованными определенную Департаментом численность административно-управленческого и производственного персонала и принятые расходы по статье затрат "Оплата труда", и, соответственно, расходов по статье "Отчисления на социальные нужды", в размере менее заявленных Обществом.
Признав необоснованным исключение полностью из необходимой валовой выручки заявленных расходов Общества на аренду недвижимого имущества, суд первой инстанции указал, что у Департамента, принявшего представленные Обществом сведения по газовой котельной для целей определения полезного отпуска тепловой энергии, что свидетельствует о признании использования котельной, переданной Обществу на основании договора аренды в целях осуществления регулируемой деятельности, основания для полного отказа во включении в необходимую валовую выручку ООО "ТГК" расходов на аренду. Отказ во включении в необходимую валовую выручку затрат на аренду котельной противоречит принципам экономической обоснованности расходов теплоснабжающих организаций на производство тепловой энергии (мощности), теплоносителя и обеспечения достаточности средств для финансирования мероприятий по надежному функционированию и развитию систем теплоснабжения.
Суд признал также неправомерным способ определения Департаментом объема полезного отпуска тепловой энергии, указав, что осуществление Обществом деятельности в сопоставимых условиях с предыдущей регулируемой организацией само по себе не дает оснований для использования в расчете тарифов планового значения объема полезного отпуска тепловой энергии, определенной для предыдущей регулируемой организации, т.к. правопреемником предыдущей организации ООО "ТГК" не является. Соответственно, объем полезного отпуска тепловой энергии подлежал учету на основании сведений о фактической, а не плановой хозяйственной деятельности предыдущей регулируемой организации.
Приняв во внимание, что к предложению по установлению тарифа Обществом были приложены договоры энергоснабжения, акты приема- передачи, подтверждающие приобретение Обществом электроэнергии 1 ценовой категории для группы потребителей низкого уровня напряжения с максимальной мощностью энергопринимающих устройств менее 670 кВт (НН менее 670 кВт), примененная цена на электрическую энергию, при расчете затрат, установлена из расчета средневзвешенного уровня нерегулируемых цен на розничных рынках электрической энергии за 9 месяцев 2019 г, согласно официальной информации ОАО "Новосибирскэнергосбыт" по 1 ценовой категории по группе потребителей низкого уровня напряжения с максимальной мощностью менее 150 кВт, суд пришел к выводу о незаконности расчета цены на электрическую энергию, отклонив как не обоснованные и не соответствующие материалам дела доводы Департамента о допущенной в экспертном заключении описки в наименовании группы потребителей.
При указанных обстоятельствах, суд пришел к выводу о наличии оснований для признания оспариваемых нормативных актов недействующими с момента их принятия, поскольку приказы приняты Департаментом на определенный срок, признание их недействующими с момента принятия направлено на полное восстановление нарушенных прав административного истца.
Судебная коллегия, проверяя законность решения в апелляционном порядке, с выводами суда первой инстанции согласилась, отклонив взаимоисключающие доводы лиц, участвующих в деле.
Судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции полагает выводы судов правильными, соответствующими установленным обстоятельствам и материалам дела. Иное толкование заявителем жалобы положений законодательства, регулирующего спорные правоотношения, а также иная оценка обстоятельств спора не свидетельствуют о неправильном применении судами норм права.
Приведенные в кассационной жалобе доводы аналогичны доводам, приведенным ООО "ТДК" в ходе рассмотрения административного дела, были подробно исследованы судами, им дана надлежащая правовая оценка с мотивированным изложением причин отклонения.
Вопреки доводам кассационной жалобы при определении численности основных производственных рабочих орган тарифного регулирования обоснованно руководствовался Рекомендациями по нормированию труда работников энергетического хозяйства, утвержденными приказом Госстроя России от 22 марта 1999 г. N 65, а при определении численности административно - управленческого персонала - Нормативами численности руководителей, специалистов и служащих коммунальных энергетических предприятий, утвержденным приказом Госстроя России от 12 октября 1999г. N 74. Доводы кассационной жалобы о рекомендательном характере указанных актов нарушение судами норм материального права не подтверждают. Доводы кассационной жалобы о том, что при определении количества персонала Обществом учтен коэффицинет невыходов, на материалах дела не основаны, что получило правовую оценку в ходе рассмотрения административного дела в судах первой и апелляционной инстанций.
С учетом изложенного, судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции не находит оснований для изменения судебных актов, в том числе в мотивировочной части по доводам, изложенным в кассационной жалобе ООО "ТГК".
Руководствуясь статьями 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, определила:
кассационную жалобу ООО "ТДК" оставить без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в срок и порядке, предусмотренные положениями статей 318, 319 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Мотивированное кассационное определение составлено 13 октября 2022 г.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.