Судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Евтифеевой О.Э.
судей Пушкаревой Н.В, Конаревой И.А, рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Федерального казенного учреждения "Военный комиссариат Новосибирской области", поданную 12 августа 2022 г, на апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Новосибирского областного суда от 5 июля 2022 г, по административному делу N 2а-530/2022 по административному исковому заявлению Дороша Владимира Евгеньевича о признании незаконным решения призывной комиссии Ленинского района г. Новосибирска о признании не прошедшим военную службу по призыву, не имея на то законных оснований, возложении обязанности.
Заслушав доклад судьи Евтифеевой О.Э, пояснения представителя ФКУ "Военный комиссариат Новосибирской области" Немыкина М.Б, поддержавшего доводы кассационной жалобы, установила
Дорош В.Е. обратился в Ленинский районный суд г. Новосибирска с административным исковым заявлением о признании незаконным решения призывной комиссии Ленинского района г. Новосибирска о признании его не прошедшим военную службу по призыву, не имея на то законных оснований, возложении обязанности зачислить в запас и выдать военный билет установленного образца.
В обоснование требований указано, что 29 июня 2021 г. призывной комиссией Ленинского района г. Новосибирска было вынесено заключение о признании его не прошедшим военную службу по призыву, не имея на то законных оснований. Заключение полагает незаконным, поскольку своевременно проходил все призывные мероприятия, являлся по всем повесткам, от прохождения военной службы не уклонялся.
Решением Ленинского районного суда г. Новосибирска от 4 февраля 2022 г. в удовлетворении административных требований отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Новосибирского областного суда от 5 июля 2022 г. решение Ленинского районного суда г. Новосибирска от 4 февраля 2022 г. отменено, по делу принято новое решение, которым признано незаконным решение призывной комиссии Ленинского района города Новосибирска, оформленное протоколом N/УК от 29 июня 2021 г, в части признания Дороша В.Е. не прошедшим военную службу по призыву, не имея на то законных оснований, на военный комиссариат Ленинского и Кировского районов г. Новосибирска возложена обязанность оформить и выдать Дорошу В.Е. военный билет установленного образца.
В кассационной жалобе ФКУ "Военный комиссариат Новосибирской области" ставит вопрос об отмене апелляционного определения, просит принять по делу новое решение.
В обоснование жалобы указывают на ошибочное толкование судом апелляционной инстанции норм материального и процессуального права, полагают, что выводы суда основаны на позиции административного истца и не согласуются с материалами дела. Указывают, что 22 декабря 2020 г. врачом призывной комиссии Дорошу В.Е. было объявлено о явке на заседание призывной комиссии Новосибирской области 30 декабря 2020 г. для получения направления, однако Дорош В.Е. до наступления 27 летнего возраста не прибыл в военный комиссариат на заседание призывной комиссии Новосибирской области, для получения направления и на контрольное медицинское освидетельствование, в связи с чем, призывной комиссией Новосибирской области не было завершено контрольное медицинское освидетельствование, решение призывной комиссии Новосибирской области не состоялось, не утверждено решение призывной комиссии Ленинского района г. Новосибирска, вследствие чего Дорош В.Е. не имеет законных оснований для освобождения от призыва на военную службу, ему не установлена категория годности к военной службе по причине его неявки.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения дела в кассационном порядке извещены. На основании статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции находит возможным рассмотрение дела в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив материалы административного дела, заслушав представителя административного ответчика, обсудив доводы кассационной жалобы, проверив правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, в пределах доводов кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующим выводам.
В соответствии с частью 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Нарушения такого характера не были допущены судом апелляционной инстанции.
Защита Отечества является долгом и обязанностью гражданина Российской Федерации. Гражданин Российской Федерации несет военную службу в соответствии с федеральным законом (статья 59 Конституции Российской Федерации).
Правовое регулирование в области воинской обязанности и военной службы в целях реализации гражданами Российской Федерации конституционного долга и обязанности по защите Отечества, а также правовое регулирование поступления на военную службу и военной службы в Российской Федерации иностранных граждан осуществляется на основании Федерального закона от 28 марта 1998 г. N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" (далее - Федеральный закон N 53-ФЗ).
Полномочия по осуществлению мероприятий по обеспечению исполнения воинской обязанности, включающих прохождение военной службы по призыву, возложены на военные комиссариаты, которые организуют призыв на военную службу через свои структурные подразделения; призыв на военную службу осуществляют призывные комиссии (статьи 1, 5, 26 Федерального закона N 53-ФЗ).
Согласно пунктам 1 и 3 статьи 26 Федерального закона N 53-ФЗ призыв на военную службу граждан, не пребывающих в запасе, включает: явку на медицинское освидетельствование, профессиональный психологический отбор и заседание призывной комиссии; явку в указанные в повестке военного комиссариата время и место для отправки к месту прохождения военной службы и нахождение в военном комиссариате до начала военной службы. На мероприятия, связанные с призывом на военную службу, граждане вызываются повестками военного комиссариата.
В соответствии с пунктом 1 статьи 5.1 Федерального закона N 53-ФЗ граждане при постановке на воинский учет, призыве на военную службу проходят медицинское освидетельствование врачами-специалистами (терапевтом, хирургом, невропатологом, психиатром, окулистом, оториноларингологом, стоматологом) и в случае необходимости - врачами других специальностей.
Согласно пункту 2 статьи 5.1 Федерального закона N 53-ФЗ врачи, руководящие работой по медицинскому освидетельствованию граждан, указанных в пункте 1 настоящей статьи, по результатам медицинского освидетельствования дают заключение о годности гражданина к военной службе по следующим категориям: А - годен к военной службе; Б - годен к военной службе с незначительными ограничениями; В - ограниченно годен к военной службе; Г - временно не годен к военной службе; Д - не годен к военной службе.
В целях реализации положений пункта 3 статьи 5.1 Федерального закона N 53-ФЗ Постановлением Правительства РФ от 4 июля 2013 г. N 565 утверждено "Положение о военно-врачебной экспертизе", которым установлен порядок организации и проведения медицинского освидетельствования граждан (далее - Положение о военно-врачебной экспертизе).
В соответствии со статьей 28 Федерального закона N 53-ФЗ обязанность призывной комиссии по призыву граждан на военную службу предусматривает принятие в отношении граждан, подлежащих призыву, одного из следующих решений: о призыве на военную службу; о направлении на альтернативную гражданскую службу; о предоставлении отсрочки от призыва на военную службу; об освобождении от призыва на военную службу; о зачислении в запас; об освобождении от исполнения воинской обязанности.
При зачислении в запас граждан, подлежавших призыву на военную службу и не прошедших ее до достижения ими возраста 27 лет (за исключением граждан, не прошедших военную службу по призыву по основаниям, предусмотренным пунктами 1, 2 и 4 статьи 23, статьей 24 указанного федерального закона, либо в связи с отменой призывной комиссией субъекта Российской Федерации решения нижестоящей призывной комиссии), призывная комиссия выносит заключение о том, что гражданин не прошел военную службу по призыву, не имея на то законных оснований (пункт 1.1 статьи 28 Федерального закона N 53-ФЗ).
Порядок и условия признания гражданина не прошедшим военную службу по призыву, не имея на то законных оснований, определены Положением о призыве на военную службу граждан Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 11 ноября 2006 г. N 663 (далее - Положение о призыве на военную службу).
В силу пункта 34 Положения о призыве на военную службу при зачислении в запас граждан, не прошедших до достижения ими возраста 27 лет военную службу по призыву (за исключением граждан, не прошедших военную службу по призыву по основаниям, предусмотренным пунктами 1 и 2, подпунктом "в" пункта 3, пунктом 4 статьи 23 и статьей 24 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе", либо в связи с отменой призывной комиссией субъекта Российской Федерации решения нижестоящей призывной комиссии), призывная комиссия на основании документов воинского учета, хранящихся в военном комиссариате муниципального образования (муниципальных образований) (личное дело призывника, учетно-алфавитная книга), а для граждан, не состоявших на воинском учете, - на основании справок соответствующих военных комиссариатов муниципальных образований выносит заключение о том, что гражданин не прошел военную службу по призыву, не имея на то законных оснований. Такое заключение выносится, если гражданин не проходил военную службу, не имея на то законных оснований, начиная с 1 января 2014 г, при этом состоял (обязан был состоять) на воинском учете и подлежал призыву на военную службу.
В соответствии с пунктом 2 статьи 29 Федерального закона N 53-ФЗ призывная комиссия субъекта Российской Федерации, в частности, организует контрольное медицинское освидетельствование граждан, получивших отсрочку или освобождение от призыва на военную службу по состоянию здоровья, граждан, получивших освобождение от исполнения воинской обязанности в связи с признанием их не годными к военной службе по состоянию здоровья, и граждан, заявивших о несогласии с заключениями об их годности к военной службе по результатам медицинского освидетельствования и (или) заключениями об их профессиональной пригодности; проверяет правильность предоставления гражданам отсрочек и освобождений от призыва на военную службу, освобождений от исполнения воинской обязанности в связи с признанием их не годными к военной службе по состоянию здоровья;
Согласно пункту 22(1) Положения о военно-врачебной экспертизе призывная комиссия субъекта Российской Федерации проверяет наличие оснований для предоставления гражданам отсрочек и освобождений от призыва на военную службу по состоянию здоровья, освобождений от исполнения воинской обязанности в связи с признанием их не годными к военной службе по состоянию здоровья и правильность их предоставления.
Далее установлено, что по итогам проверки наличия оснований для предоставления гражданам отсрочек и освобождений от призыва на военную службу по состоянию здоровья, освобождений от исполнения воинской обязанности в связи с признанием их не годными к военной службе по состоянию здоровья и правильности их предоставления призывной комиссией субъекта Российской Федерации принимаются следующие решения:
об утверждении решения призывной комиссии муниципального образования о предоставлении гражданам отсрочек и освобождений от призыва на военную службу по состоянию здоровья, освобождений от исполнения воинской обязанности в связи с признанием их не годными к военной службе по состоянию здоровья - в отношении граждан, у которых по результатам проведенной проверки диагноз увечья, заболевания и заключение о категории годности к военной службе были признаны обоснованными;
об отмене решения призывной комиссии муниципального образования о предоставлении гражданину отсрочки или освобождения от призыва на военную службу по состоянию здоровья, освобождения от исполнения воинской обязанности в связи с признанием их не годными к военной службе по состоянию здоровья - в отношении граждан, у которых по результатам проведенной проверки диагноз увечья, заболевания и (или) заключение о категории годности к военной службе были признаны необоснованными, - и о вызове указанных граждан на контрольное освидетельствование.
Установлено также, что если в результате изучения представленных документов врачом-специалистом по соответствующему профилю увечья, заболевания установлено, что диагноз увечья, заболевания является необоснованным и (или) заключение о категории годности к военной службе гражданина не соответствует требованиям настоящего Положения, то в листе медицинского освидетельствования и учетной карте призывника указанного гражданина делается запись о необоснованности диагноза увечья, заболевания и (или) заключения о категории годности к военной службе и необходимости направления гражданина на контрольное освидетельствование, заверяемая подписью и личной печатью врача-специалиста, проводившего изучение документов гражданина, и указывается дата его проведения. В этом случае врачом, руководящим работой по контрольному (повторному) освидетельствованию граждан при призыве на военную службу, в учетной карте призывника делается запись о необоснованности диагноза увечья, заболевания и (или) заключения о категории годности к военной службе и необходимости направления гражданина на контрольное освидетельствование, заверяемая его личной подписью и печатью военного комиссариата, в листе медицинского освидетельствования указанного гражданина делается отметка об ознакомлении с указанным заключением и определяется дата прибытия гражданина на контрольное освидетельствование, а секретарь призывной комиссии субъекта Российской Федерации в 2 экземплярах списка граждан, получивших отсрочку или освобождение от призыва на военную службу по состоянию здоровья, освобождение от исполнения воинской обязанности в связи с признанием их не годными к военной службе по состоянию здоровья, делает запись о необоснованности диагноза увечья, заболевания и (или) заключения о категории годности к военной службе и необходимости прибытия гражданина на контрольное освидетельствование в указанную дату и заверяет ее личной подписью.
Судами установлено и подтверждается материалами дела, что Дорош В.Е, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, состоит на воинском учете в военном комиссариате Кировского и Ленинского районом г. Новосибирска.
Решением призывной комиссии Ленинского района г. Новосибирска от 1 июля 2020 г, протокол N, Дорошу В.Е. при проведении медицинского освидетельствования определена категория годности "данные изъяты" - ограниченно годен к военной службе "данные изъяты" статьи 23 Федерального закона N 53-ФЗ Дорош В.Е. освобожден от призыва на военную службу.
По результатам изучения представленных документов врачом - терапевтом призывной комиссии Новосибирской области 15 июля 2020 г. на листе медицинского освидетельствования и учетной карте призывника Дороша В.Е. сделана запись о необоснованности диагноза и заключения о категории годности к военной службе и необходимости направить гражданина на контрольное освидетельствование. Дорош В.Е. извещен о необходимости явки на контрольное медицинское освидетельствование 22 декабря 2020 г.
При проведении 22 декабря 2020 г. контрольного медицинского освидетельствования, на которое Дорош В.Е. явился, решение призывной комиссией Новосибирской области не принято, в листе медицинского освидетельствования сделана запись о направлении на стационарное лечение в Государственное бюджетное учреждение здравоохранения "Новосибирская областная больница".
Согласно протоколу призывной комиссии Новосибирской области N от 22 декабря 2020 г, Дорош В.Е. был направлен на медицинское обследование в ГБУЗ ГСО ГНОКБ, явка на повторное освидетельствование в ФКУ Военный комиссариат Новосибирской области назначена на 30 декабря 2020 г.
Призывной комиссией Ленинского района г. Новосибирска от 29 июня 2021 г. было принято решение о зачислении Дороша В.Е. в запас и вынесено заключение о признании его лицом, не прошедшим военную службу по призыву, не имея на то законных оснований. Дорош В.Е. признан ограниченно годным к военной службе (категории "данные изъяты" на основании статьи 43в. графы 1 Расписания болезней (приложение N 1 к Постановлению Правительства РФ от 4 июля 2013 г. N 565 "Об утверждении Положения о военно-врачебной экспертизе").
Проверяя законность решения суда, которым в удовлетворении требований Дороша В.Е. было отказано, суд апелляционной инстанции пришел к выводу об ошибочности выводов суда о том, что Дорош В.Е. по своей вине не завершил призывные мероприятия в период осеннего призыва 2020 г, без уважительной причины не явившись 30 декабря 2020 г. в военный комиссариат Новосибирской области с результатами дополнительного обследования, тем самым уклонился от прохождения призывных мероприятий в установленный срок. Оценив представленные доводы и доказательства, судебная коллегия апелляционной инстанции указала, что в материалах дела отсутствуют доказательства надлежащего извещения Дороша В.Е. о порядке завершения контрольного медицинского освидетельствования в военном комиссариате Новосибирской области, о необходимости явки в военный комиссариат Новосибирской области 30 декабря 2020 г. его не извещали, призывные мероприятия не были завершены по обстоятельствам, не зависящим от призывника Дороша В.Е, который военным комиссариатом не был надлежащим образом извещен о необходимости явиться для завершения прохождения контрольных медицинских мероприятий. Кроме того, судебной коллегией принято во внимание, что 29 июня 2021 г. Дорошу В.Е. установлена категория годности к военной службе "данные изъяты" - ограниченного годен к военной службе на основании медицинских документов, которые имелись у него до достижения возраста 27 лет. Указанное послужило основанием для отмены решения суда первой инстанции и принятия нового решения о признании незаконным оспариваемого решения призывной комиссии и возложения обязанности устранить нарушение прав, путем выдачи военного билета установленного образца.
Судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции полагает выводы судебной коллегии апелляционного суда правильными, соответствующими обстоятельствам дела и требованиям законодательства, регулирующего спорные правоотношения.
Доводы кассационной жалобы не опровергают выводы суда апелляционной инстанции, фактически сводится к несогласию с той оценкой, которую дала судебная коллегия апелляционной инстанции исследованным по делу доказательствам, в том числе доказательствам, подтверждающим процедуру проведения контрольного медицинского освидетельствования. Нарушений апелляционным судом норм материального права доводы кассационной жалобы не подтверждают, основаны на их неправильном толковании применительно к установленным по настоящему делу обстоятельствам. Выводы судебной коллегии согласуются с толкованием норм материального права, подлежащих применению при разрешении настоящего административного дела, изложенным в решение Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда РФ от 27 сентября 2021 г. N АКПИ21-534.
Избранный апелляционным судом способ восстановления права не противоречит статье 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, направлен на восстановление нарушенного права о восстановлении которого подано административное исковое заявление, соответствует компетенции административного ответчика.
С учетом изложенного, судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции не установилаоснований для отмены апелляционного определения по доводам, изложенным в кассационной жалобе, в связи с чем кассационная жалоба ФКУ "Военный комиссариат Новосибирской области" удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, определила:
апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Новосибирского областного суда от 5 июля 2022 г. оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Кассационное определение, может быть, обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в срок и порядке, предусмотренные статьями 318, 19 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Мотивированное кассационное определение составлено 12 октября 2022 г.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.