Судья Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Евтифеева О.Э., рассмотрев без проведения судебного заседания кассационную жалобу Федерального агентства лесного хозяйства, поданную 20 августа 2022 г., на апелляционное определение судьи Иркутского областного суда от 30 июня 2022 г. о замене должника по исполнительному производству, по заявлению Министерства лесного комплекса Иркутской области о замене должника по исполнительному производству
по административному делу N 2а-913/2018 по административному исковому заявлению Тулунского межрайонного прокурора в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц о признании бездействия Министерства лесного комплекса Иркутской области, выраженного в неисполнении обязанностей по организации лесоустройства на территории лесничеств Тулунского района Иркутской области незаконным, возложении обязанности,
УСТАНОВИЛ:
решением Кировского районного суда г. Иркутска от 27 февраля 2018 г, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Иркутского областного суда от 5 июня 2018 г, требования Тулунского межрайонного прокурора в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц о признании бездействия Министерства лесного комплекса Иркутской области, выраженного в неисполнении обязанностей по организации лесоустройства на территории лесничеств Тулунского района Иркутской области незаконным, возложении обязанности удовлетворены: признано незаконным бездействие Министерства лесного комплекса Иркутской области, выразившееся в не проведении лесоустройства на территории Тулунского района Иркутской области, где срок проведения Лесоустройства превышает 10 лет: Будаговское, Тулунское, Икейское, Присаянское лесничества. На Министерство лесного комплекса Иркутской области возложена обязанность в срок до 1 октября 2018 г. организовать проведение лесоустройства на территории лесничеств Тулунского района Иркутской области, где срок проведения Лесоустройства превышает 10 лет: Будаговское, Тулунское, Икейское, Присаянское.
Министерство лесного комплекса Иркутской области обратилось в суд с заявлением о замене стороны исполнительного производства. В обоснование требования указано, что полномочия органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в части организации и проведения лесоустройства на землях лесного фонда Российской Федерации упразднены с 1 января 2022 г. на основании Федерального закона от 2 июля 2021 г. N 304-ФЗ "О внесении изменений в Лесной кодекс Российской Федерации и статьи 14 и 16 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации". Полномочия по организации и проведению лесоустройства на землях лесного фонда Российской Федерации возложены на Федеральное агентство лесного хозяйства, а его реализация осуществляется силами федеральных государственных бюджетных учреждений, подведомственных Рослесхозу. Полагают, исполнение требований исполнительного документа Министерством лесного комплекса Иркутской области невозможно в силу изменения законодательства, необходимо произвести замену должника с Министерства лесного комплекса Иркутской области на Федеральное агентство лесного хозяйства Российской Федерации.
Определением Кировского районного суда г. Иркутска от 11 марта 2022 г. в удовлетворении заявления Министерства лесного комплекса Иркутской области о замене стороны исполнительного производства отказано.
Апелляционным определением судьи Иркутского областного суда от 23 июня 2022 г. определение судьи Кировского районного суда г. Иркутска от 9 марта 2022 г. отменено, вопрос разрешен по существу: произведена замена должника по исполнительному производству N-ИП - Министерства лесного комплекса Иркутской области на должника - Федеральное агентство лесного хозяйства.
В кассационной жалобе Федеральное агентство лесного хозяйства ставит вопрос об отмене апелляционного определения и оставлении в силе определения суда первой инстанции. В обоснование жалобы указано на неправильное применение норм материального права. Полагают, что внесение изменений в Лесной кодекс Российской Федерации, в соответствии с которыми полномочия по организации и проведению лесоустройства на землях лесного фонда Российской Федерации возложены на Федеральное агентство лесного хозяйства не является основанием для замены стороны в исполнительном производстве, поскольку Федеральным законом "Об исполнительном производстве" и Кодексом административного судопроизводства Российской Федерации не предусмотрена возможность изменения состава сторон исполнительного производства путем привлечения в качестве должника лица, к которому требования не предъявлялись.
Министерством лесного комплекса Иркутской области на кассационную жалобу представлены возражения.
В соответствии с требованиями части 2 статьи 3271 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации кассационные жалоба, представление на судебный акт, указанный в части 1 настоящей статьи, рассматриваются судьей суда кассационной инстанции единолично без проведения судебного заседания в срок, не превышающий одного месяца со дня поступления.
В соответствии с частью 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Нарушения такого характера не были допущены судом апелляционной инстанции при разрешении постановленного перед судом вопроса.
Правопреемство возможно на любой стадии административного процесса. Необходимым условием процессуального правопреемства является замена стороны в материальном правоотношении, участником которых является заявитель, то есть процессуальное правопреемство означает переход процессуальных прав и обязанностей от одного субъекта соответствующего материального правоотношения к другому, что влечет принятие правопреемником процессуального статуса правопредшественника.
Материальное правопреемство возникает также в случае функционального правопреемства органов государственной власти в публично-правовых правоотношениях, при котором происходит переход функций, полномочий или их части, от одного государственного органа или должностного лица, в другому, в том числе в силу изменения законодательства, что следует из положений статьи 44 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
В соответствии с изменениям, внесенными Федеральным законом от 2 июля 2021 г. N 304-ФЗ "О внесении изменений в Лесной кодекс Российской Федерации и статьи 14 и 16 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" с 1 января 2022 г. в соответствии с пунктом 22 статьи 81 Лесного кодекса Российской Федерации к полномочиям органов государственной власти Российской Федерации в области лесных отношений отнесено осуществление мероприятий по лесоустройству в отношении лесов, расположенных на землях лесного фонда. При этом с указанного момента времени исключены положения пункта 7 статьи 83 Лесного кодекса Российской Федерации, которые предусматривали передачу Российской Федерацией органам государственной власти субъектов Российской Федерации осуществление полномочий в области лесных отношений проведение на землях лесного фонда лесоустройства.
В соответствии с пунктом 5.6(1) "Положения о Федеральном агентстве лесного хозяйства", утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 сентября 2010 г. N 736 "О Федеральном агентстве лесного хозяйства", в редакции, Постановления Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2021 г. N 2524, указанный орган осуществляет мероприятия по лесоустройству в отношении лесов, расположенных на землях лесного фонда.
Согласно пункту 1 части 2 статьи 52 Федерального закона от 2 октября 2007 г. N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" судебный пристав-исполнитель производит замену стороны исполнительного производства на основании судебного акта о замене стороны исполнительного производства правопреемником по исполнительному документу, выданному на основании судебного акта или являющегося судебным актом.
Судами установлено, что на основании исполнительного листа, выданного Кировским районным судом г. Иркутска от 22 февраля 2018 г. по административному делу N 2а-913/2018, постановлением судебного пристава - исполнителя МОСП по исполнению ИД неимущественного характера УФССП по Иркутской области от 19 мая 2020 г. возбуждено исполнительное производство N-ИП с предметом исполнения: обязать Министерство лесного комплекса Иркутской области в срок до 1 октября 2018 г. организовать проведение лесоустройства на территории лесничеств Тулунского района Иркутской области: Будаговское лесничество, Тулунское лесничество, Икейское лесничество, Присаянское лесничество.
На момент обращения с заявлением в суд, сведений об исполнении требований исполнительного документа в полном объеме не представлено. Согласно сведениям из исполнительного производства, проведены мероприятия по лесоустройству (таксации) лесного участка, общей площадью 24 843 га, имеющего местоположение: Иркутсткая область, Тулунское лесничество, Будаговское участковое лесничество, Уютская дача в составе кварталов N N 2-35, материалы лесоустройства приняты и введены в действие Распоряжением Министерством лесного комплекса Иркутской области от 10 июня 2019 г. N 1818-мр. Сведений об исполнении решения суда в остальной части не представлено. Сведений о заключенных до 1 января 2022 г. государственных контрактов на выполнение лесоустроительных работ также не представлено.
Руководствуясь указанными выше нормами материального права, на основании которых с 1 января 2022 г. внесены изменения в компетенцию органов государственной власти Российской Федерации и органов государственной власти Иркутской области, приняв во внимание изложенные выше обстоятельства, суд апелляционной инстанции пришел к правильному выводу о наличии оснований для отмены определения суда первой инстанции, которым в удовлетворении заявления было отказано, и удовлетворения заявления должника по исполнительному производству - Министерства лесного комплекса Иркутской области о его замене на правопреемника - Федеральное агентство лесного хозяйства, в связи с перераспределением государственных полномочий в области лесных отношений, являющихся предметом исполнения по исполнительному производству.
Доводы кассационной жалобы не могут являться основанием для отмены апелляционного определения, поскольку выводов суда не опровергают, не содержат сведений об обстоятельствах, которые могут поставить под сомнение правильность выводов, изложенных в апелляционном определении, о нарушении судом апелляционной инстанции норм материального или процессуального права, при разрешении постановленного перед судом вопроса, не свидетельствуют.
С учетом изложенного, оснований для отмены апелляционного определения по доводам, изложенным в кассационной жалобе, не имеется.
Руководствуясь 327.1, 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, определил:
апелляционное определение Иркутского областного суда от 30 июня 2022 г. оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в порядке и в срок, предусмотренные статьями 318, 319 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Судья О.Э. Евтифеева
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.