Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Благодатских Г.В, судей Уфимцевой Н.А, Татаринцевой Е.В, рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N 04RS0001-01-2021-002261-33 по иску Межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Иркутской области и Байкальской природной территории к Правительству Республики Бурятия, администрации МО "Баргузинский район", Республиканскому агентству лесного хозяйства Республики Бурятия об организации ликвидации несанкционированных свалок, расположенных в Центральной экологической зоне Байкальской природной территории, по кассационным жалобам Министерства природных ресурсов и экологии Республики Бурятия, Правительства Республики Бурятия на апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Республики Бурятия от 25 апреля 2022 г.
Заслушав доклад судьи Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Благодатских Г.В, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Межрегиональное управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Иркутской области и Байкальской природной территории обратилось в суд с иском к Правительству Республики Бурятия, администрации МО "Баргузинский район", Республиканскому агентству лесного хозяйства Республики Бурятия об организации ликвидации несанкционированных свалок, расположенных в Центральной экологической зоне Байкальской природной территории.
Исковые требования мотивированы тем, что Межрегиональным управлением Росприроднадзора по Иркутской области и Байкальской природной территории (далее - Управление Росприроднадзора) в рамках систематического наблюдения за исполнением требований, установленных в соответствии с федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, в соответствии с Приказом Управления от 26 июля 2021 г. N 801-од проведены выездные обследования центральной экологической зоны Байкальской природной территории, выявлены несанкционированные свалки твердых коммунальных отходов в Центральной экологической зоне Байкальской природной территории в Баргузинском районе с. Макаринино, с. Адамово, с. Зорино, по результатам которых составлен акт выездного обследования центральной экологической зоны Байкальской природной территории от 30 июля 2021 г. N Т - 672.
28 июля 2021 г. в ходе проведения выездного обследования выявлены несанкционированные места размещения твердых коммунальных отходов, а именно: на выезде в восточном направлении из с. Макаринино (географические координаты N) выявлена свалка твердых коммунальных отходов, навалы отходов составляют в высоту до 2-3 метров. Общая площадь размещенных твердых коммунальных отходов составляет 10 818 кв.м.
- в южном направлении от свалки твердые коммунальные отходы на расстоянии 141 км. протекает река Баргузин, протяженность которой составляет 480 км.
Территория данной свалки твердых коммунальных отходов в южной части находится в границах прибрежной защитной полосы водоохранной зоны реки Баргузин.
На выезде в северо-восточном направлении из с. Зорино (географические координаты N) выявлена свалка твердых коммунальных отходов, навалы отходов составляют в высоту до 2 метров. Общая площадь размещенных твердых коммунальных отходов составляет 2683, 1 кв. м.
23 сентября 2021 г. в ходе проведения выездного обследования в Баргузинском районе, на 286 км автомобильной дороги Р-438 "Баргузинский тракт" (по Управлению Улан-Удэ - Баргузин) напротив с. Адамово, в лесном массиве слева от дороги в северном направлении выявлена несанкционированная свалка твердых коммунальных отходов, географические координаты N Навалы отходов местами образованы высотой до 2 метров. Общая площадь свалки твердых коммунальных отходов составляет 14830 кв.м.
По информации Бурятского филиала ФГБУ "Рослесинфорг" от 27 октября 2021 г. N 915 данный земельный участок имеет пересечение с землями государственного лесного фонда.
По сведениям Государственной информационной системы учета отходов от использования товаров https://uoit.fsrpn.ru/groro в границах ЦЭЗ БПТ Баргузинского района отсутствуют объекты размещения отходов, внесённые в государственный реестр объектов размещения отходов.
Наличие указанных свалок твердых коммунальных отходов является нарушением требований, предусмотренных федеральным природоохранным законодательством. Учитывая, что земельный участок с географическими координатами N на котором образована свалка твердых коммунальных отходов, относится к землям лесного фонда, обязанность по ликвидации свалки твердых коммунальных отходов в том числе относится к Республиканскому агентству лесного хозяйства Республики Бурятия.
Истец просил суд возложить на Правительство Республики Бурятия обязанность принять меры по ликвидации несанкционированных свалок, а именно по организации деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению отходов с земельных участков с географическими координатами N а также разработать проект рекультивации и провести восстановление окружающей среды.
Обязать Администрацию МО "Баргузинский район" принять участие в организации деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению отходов с земельных участков с географическими координатами N
Обязать Республиканское агентство лесного хозяйства устранить нарушения законодательства об отходах производства и потребления путем организации ликвидации несанкционированной свалки твердых коммунальных отходов, отходов производства и потребления, расположенной на землях лесного фонда с географическими координатами N
Установить срок исполнения указанных обязанностей в течение шести месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
Решением Баргузинского районного суда Республики Бурятия от 17 января 2022 г. в удовлетворении исковых требований Межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Иркутской области и Байкальской природной территории отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Республики Бурятия от 25 апреля 2022 г. решение суда первой инстанции в части отказа в удовлетворении исковых требований о возложении на Правительство Республики Бурятия обязанности по принятию меры по ликвидации несанкционированных свалок, по организации деятельности по сбору, транспортировке, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронения отходов с земельных участков с географическими координатами N а также разработке проекта рекультивации и проекта восстановления окружающей среды, в части обязания Администрации МО "Баргузинский район" принять участие организации деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации обезвреживанию и захоронению отходов с земельных участков географическими координатами N, отменено, с принятием в данной части нового решения, которым исковые требования Межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Иркутской области и Байкальской природной территории к Правительству Республики Бурятия, администрации МО "Баргузинский район" удовлетворены.
На Правительство Республики Бурятия возложена обязанность принять меры по ликвидации несанкционированных свалок, по организации деятельности по сбору, транспортировке, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению отходов с земельных участков с географическими координатами N, а также разработать проект рекультивации и проект восстановления окружающей среды.
На Администрацию МО "Баргузинский район" возложена обязанность принять участке организации деятельности по сбору, транспортировке, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению отходов с земельных участков географическими координатами N
Установлен срок исполнения указанных обязанностей в течение шести месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Республики Бурятия от 25 апреля 2022 г. принят отказ Межрегионального управления Федеральной службы от исковых требований в части обязания Правительства Республики Бурятия принять меры по ликвидации несанкционированных свалок, а именно по организации деятельности по сбор; транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронении отходов с земельных участков с географическими координатами N, а также разработать проект рекультивации и проект восстановления окружающей среды, обязании Администрации МО "Баргузинский район" принять участие организации деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации обезвреживанию и захоронению отходов с земельного участка с географическими координатами N
В остальной части решение Баргузинского районного суда Республики Бурятия от 17 января 2022 г. оставлено без изменения.
В кассационной жалобе представитель Министерства природных ресурсов и экологии Республики Бурятия - Ласая Л.И. ставит вопрос об отмене решения суда апелляционной инстанции в связи с нарушением норм материального права, не соответствием выводов суда обстоятельствам дела, неверной оценкой доказательств. Податель жалобы указывает, что что суд апелляционной инстанции незаконно возложил на Правительство Республики Бурятия обязанность принять меры по ликвидации несанкционированной свалки, поскольку обязанность по ликвидации мест несанкционированного размещения отходов должна возлагаться на собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков. При этом судом не устанавливался вопрос о праве собственности на земельные участки.
В кассационной жалобе представитель Правительства Республики Бурятия - Романова О.С. ставит вопрос об отмене решения суда апелляционной инстанции в связи с нарушением норм материального права, не соответствием выводов суда обстоятельствам дела, неверной оценкой доказательств. Считает, что суд необоснованно возложил на Правительство Республики Бурятия обязанность по принятию мер по ликвидации свалки твердых коммунальных отходов, поскольку Правительство Республики Бурятия не является собственником земельных участков, на которых были установлены такие свалки. Кроме того, Правительство Республики Бурятия делегировало свои полномочия, касающиеся обращения с твердыми коммунальными отходами, Министерству природных ресурсов и экологии Республики Бурятия. Считает надлежащим ответчиком по данному делу администрацию муниципального образования "Баргузинский район", поскольку право собственности на участок, в границах которого расположена свалка отходов, не разграничено, лица, допустившие их складирование, не установлены.
В судебном заседании представитель Правительства Республики Бурятия - Романова О.С. доводы кассационной жалобы поддержала в полном объеме.
Иные лица, участвующие в деле, будучи надлежащим образом извещенными о времени и месте рассмотрения дела, в том числе публично, путем размещения соответствующей информации на официальном сайте суда (http://8kas.sudrf.ru), в судебное заседание не явились, об уважительности причин неявки суду не сообщили, в связи с чем, руководствуясь статьей 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ), судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции полагает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационных жалоб, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции не находит оснований для отмены в кассационном порядке обжалуемого судебного постановления.
В соответствии с частью 1 статьи 379.7 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Статья 379.6 ГПК РФ предусматривает, что кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции таких нарушений при принятии обжалуемого судебного постановления не усматривает, рассмотрение произведено в пределах доводов кассационных жалоб ответчика и третьего лица.
В соответствии со статьей 42 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.
Аналогичные положения содержатся в статье 11 Федерального закона от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" и статье 8 Федерального закона от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", согласно которым каждый имеет право на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека.
На основании статьи 13 Федерального закона от 24 июня 1998 г. N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон об отходах) территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями. Организация деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных отходов на территориях муниципальных образований осуществляется в соответствии с указанным законом.
В соответствии со статьями 6 и 8 Закона об отходах к полномочиям субъектов Российской Федерации в области обращения с отходами относится организация деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных отходов. К полномочиям органов местного самоуправления городских поселений в области обращения с отходами относится участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору) и транспортированию твердых коммунальных отходов на территориях соответствующих поселений.
В соответствии с частью 1 статьи 24.6 Закона об отходах сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов на территории субъекта Российской Федерации обеспечиваются региональным оператором в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами и территориальной схемой обращения с отходами.
Согласно части 4 статьи 24.6 Закона об отходах юридическому лицу присваивается статус регионального оператора и определяется зона его деятельности на основании конкурсного отбора, который проводится уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 05 сентября 2016 г. N 881 утверждены Правила проведения уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации конкурсного отбора региональных операторов по обращению с твердыми коммунальными отходами.
Как установлено судом и следует из материалов дела, в ходе выездного обследования на выезде из с. Макаринино (географические координаты N); на выезде из с. Зорино (географические координаты N), напротив с.Адамово в лесном массиве слева от дороги (географические координаты N выявлены несанкционированные свалки твердых коммунальных отходов.
Согласно выпискам ЕГРН земельные участки с кадастровыми номерами N входят в единое землепользование с кадастровым N местоположение установлено относительно ориентира, расположенных в границах участка, почтовый "адрес". Сведения о зарегистрированных правах отсутствуют.
Разрешая спор, суд первой инстанции, не установив обстоятельств и доказательств, что земли, на которых установлено наличие несанкционированных свалок, относятся к собственности администрации МО Баргузинский район" либо Республиканскому агентству лесного хозяйства, в отсутствие доказательств того, что наличие несанкционированных свалок свидетельствует о неэффективности и недостаточности принимаемых организационных мер со стороны Правительства Республики Бурятия, при отсутствии доказательств ненадлежащего выполнения администрацией МО "Баргузинский район" своих полномочий, пришел к выводу об отказе в удовлетворении исковых требований.
При рассмотрении дела в суде апелляционной инстанции истец заявил об отказе от исковых требований в отношении земельного участка с географическими координатами N
Ввиду отказа истца от исковых требований в части возложения на Правительство Республики Бурятия, администрации МО "Баргузинский район" обязанности по принятию мер по ликвидации несанкционированных свалок с земельного участка с географическими координатами N, а также разработки проектов рекультивации и восстановления окружающей среды, судебная коллегия по гражданским делам Верховного суда Республики Бурятия производство по делу в указанной части требований прекратила.
Проверяя решение суда первой инстанции в оставшейся части, судебная коллегия по гражданским делам Верховного суда Республики Бурятия не согласилась с выводом суда первой инстанции в части требований, предъявленных к Правительству Республики Бурятия, администрации МО "Баргузинский район" в отношении земельного участка с географическими координатами N, в связи с чем отменила решение суда в данной части требований.
Разрешая спор по существу, суд апелляционной инстанции пришел к выводу об удовлетворении исковых требований и возложении на Правительство Республики Бурятия обязанности принять меры по ликвидации несанкционированных свалок, по организации деятельности по сбору, транспортировке, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению отходов с земельных участков с географическими координатами N, а также разработать проект рекультивации и проект восстановления окружающей среды, возложении на Администрацию МО "Баргузинский район" обязанности принять участке организации деятельности по сбору, транспортировке, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению отходов с земельных участков географическими координатами N с установлением срока исполнения указанных обязанностей в течение шести месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции соглашается с обоснованностью выводов суда апелляционной инстанции, поскольку они основаны на совокупном исследовании имеющихся в деле доказательств, не противоречат действующему законодательству, подробно аргументированы в оспариваемом судебном акте.
Оценив представленные по делу доказательства, установив, что что сведения о зарегистрированных правах на спорные земельные участки в ЕГРН отсутствуют, при этом в дело не представлено относимых и достоверных доказательств того, что право собственности на них принадлежит рыбколхозу "Путь Ленина", крестьянско- паевому объединению "Баргузин", СПК "Баргузин", руководствуясь положениями ст. 3.3. Федерального закона от 25 октября 2001 г. N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", ст.ст. 13, 42 Земельного кодекса Российской Федерации, ст. 13 Закона об отходах, суд апелляционной инстанции пришел к верному выводу о том, что указанные в исковом заявлении обязанности возлагаются на органы местного самоуправления муниципального района в силу прямого указания закона.
Принимая во внимание установленный Постановлением Правительства Республики Бурятия от 30 мая 2021 г. N 26 "О государственной программе Республики Бурятия "Охрана окружающей среды и рациональное использование природных ресурсов" Порядок предоставления субсидий бюджетам муниципальных образований на мероприятия по разработке проектной документации на рекультивации несанкционированных свалок, учитывая, что информация о спорной несанкционированной свалке не включена в территориальную схему, утвержденную Приказом Минприроды Республики Бурятия от 29 апреля 2020 г. N 159-ПР "Об утверждении территориальной схемы в области обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами, Республики Бурятия", сведения о направлении уведомлений о наличии на рассматриваемом земельном участке несанкционированного размещения отходов в адрес регионального оператора отсутствуют, предложения о заключении договора на оказание услуг по ликвидации выявленного места несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов в адрес регионального оператора от ответчиков не поступали, суд апелляционной инстанции пришёл к верному выводу о нарушении прав граждан на благоприятную окружающую среду, ее сохранение наличием несанкционированной свалки на земельном участке с географическими координатами N
Довод кассаторов о несогласии с выводом суда апелляционной инстанции в части удовлетворения исковых требований, заявленных к Правительству Республики Бурятия, суд кассационной инстанции находит несостоятельными.
Согласно ст. 4 Закона Республики Бурятия от 9 марта 2016 г. N 1254-IV "Об отходах производства и потребления в Республике Бурятия" установлено, что организация деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных отходов отнесены к полномочиям Правительства Республики Бурятия в области обращения с отходами.
Так, из материалов дела следует, что решение уполномоченным органом исполнительной власти о включении рассматриваемого объекта в перечень объектов размещения твердых коммунальных отходов на земельном участке не принималось, при том, что их размещение на данном земельном участке запрещено природоохранным и земельным законодательством Российской Федерации.
Вопреки доводам кассационной жалобы, Правительство Республики Бурятия как исполнительный орган уполномочено на принятие мер по организации деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных отходов в пределах своей компетенции в силу положений статьи 6 Закона об отходах, в связи с чем оснований сомневаться в законности решения суда о возложении оспариваемой обязанности на Правительство Республики Бурятия не имеется.
Суд апелляционной инстанции правомерно исходил из того, что бездействие ответчиков по решению вопросов в части непринятия мер по организации деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами приводит к нарушению прав и законных интересов граждан, проживающих на территории муниципального образования, нарушает действующее природоохранное законодательство, которое гарантирует право каждого на благоприятную окружающую среду, ее защиту от негативного воздействия, на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на здоровье человека.
Учитывая установленные по делу обстоятельства, суд апелляционной инстанции пришёл к верному выводу о том, что факт наличия несанкционированной свалки на указанном земельном участке является свидетельством неэффективности и недостаточности принимаемых со стороны Правительства Республики Бурятия и администрации МО "Баргузинский район" организационных мер по исполнению указанных требований законодательства.
Выводы суда апелляционной инстанции основаны на тщательной проверке и оценке представленных суду доказательств, соответствует фактическим обстоятельствам дела и основаны на правильном применении норм материального права.
Из материалов дела усматривается, что нарушения требований статей 56, 59, 60, 67 ГПК РФ при оценке судом доказательств допущено не было. Выводы суда мотивированы и в кассационной жалобе по существу не опровергнуты, каких-либо нарушений норм материального или процессуального права со стороны суда апелляционной инстанции не усматривается.
Несогласие заявителей с выводами суда, основанными на установленных фактических обстоятельствах дела и оценке доказательств, не свидетельствует о неправильном применении судом норм материального и процессуального права, повлиявшем на исход дела.
Ссылки кассаторов на невозможность исполнения решения в установленный срок на правильность выводов суда не влияют, поскольку заявитель не лишен возможности обратиться в суд с заявлением об отсрочке исполнения решения с приведением соответствующих мотивов и доказательств.
С учётом изложенного, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции не находит предусмотренных статьей 379.7 ГПК РФ оснований для удовлетворения кассационной жалобы и отмены вступившего в законную силу судебного акта.
Руководствуясь статьями 390, 390.1 ГПК РФ, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Республики Бурятия от 25 апреля 2022 г. оставить без изменения, кассационные жалобы Министерства природных ресурсов и экологии Республики Бурятия, Правительства Республики Бурятия без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.