Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Лавник М.В, судей Гусева Д.А, Андугановой О.С.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N 2-6124/2021; УИД: 22RS0068-01-2021-008831-87 по иску Ивлевой Ольги Николаевны к Управлению Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации по Алтайскому краю о признании решения незаконным, по кассационной жалобе Управления Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации по Алтайскому краю на решение Центрального районного суда г. Барнаула от 15 декабря 2021г, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Алтайского краевого суда от 13 апреля 2022 г.
Заслушав доклад судьи Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Лавник М.В, заслушав пояснения принимавших участие в судебном заседании с использованием средств видеоконференц-связи представителя Управления Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации по Алтайскому краю Дашиной А.И, поддержавшей доводы кассационной жалобы, пояснения третьего лица Гусевой Н.А, поддержавшей доводы кассационной жалобы ответчика, пояснения представителя Ивлевой О.Н. - Черенцева П.В, возражавшего против удовлетворения кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Ивлева О.Н. обратилась в суд с иском к Управлению Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации по Алтайскому краю (далее по тексту также Управление Росгвардии по Алтайскому краю) о признании решения незаконным.
Требования мотивированы тем, что И. проходил службу в органах внутренних дел с 23 сентября 2002 г. по 30 сентября 2016 г, с 1 октября 2016 г. по 25 февраля 2019 г. - в войсках национальной гвардии Российской Федерации.
С 1 августа 2013 г. И. состоял на учете на предоставление единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения с составом семьи из 4-х человек (он, супруга Ивлева О.Н, дочь - К, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, дочь С, ДД.ММ.ГГГГ года рождения).
Подполковник полиции в отставке И. умер "данные изъяты" 2019 г. По заключению военно-врачебной комиссии от 4 июня 2019 г. заболевание И. - "данные изъяты", получено в период службы.
Ивлева О.Н. является вдовой И, состояла с ним в браке.
В связи со смертью И. рассмотрение вопроса о социальной выплате производилось в порядке, предусмотренном частью 3 статьи 4 Федерального закона от 19 июля 2011 г. N 247-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации". При разрешении вопроса о выплате были представлены сведения и документы, подтверждающие, что у И. имеется сын А, ДД.ММ.ГГГГ года рождения.; на заседании жилищной комиссии было принято решение ходатайствовать о предоставлении единовременной социальной выплаты для приобретения и строительства жилого помещения в размере 5086547, 10 руб. в равных частях членам семьи, а также родителям умершего сотрудника: Ивлевой О.Н, К, С, Г, матери М.
Не согласившись с произведенным расчетом социальной выплаты, Ивлева О.Н. обратилась в суд с иском о возложении обязанности произвести перерасчет. Решением суда от 28 августа 2020 г. исковые требования Ивлевой О.Н. оставлены без удовлетворения.
Ивлева О.Н. полагает, что единовременная выплата в размере 5086547, 10 руб. неправомерно распределена на 5 человек с учетом сына Г, который никогда не проживал совместно с умершим И, членом его семьи не являлся; такая социальная выплата должна быть выплачена исходя из совместно проживающих членов семьи и матери умершего на четверых по 1271636, 77 руб. каждому. Между тем, 15 апреля 2020 г. ответчиком денежные средства в сумме 5086547, 10 руб. перечислены Ивлевой О.Н, К, С, Г, матери М. по 1017309, 42 коп. Размер недополученной суммы составил 254327, 65 руб.
Обратившись в суд иском, Ивлева О.Н. просит признать незаконным решение жилищной комиссии Управления Росгвардии по Алтайскому краю по предоставлению единовременной социальной выплаты для приобретения и строительства жилого помещения членам семьи умершего сотрудника И. (протокол N от 10 февраля 2020 г.) в части предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения и строительства жилого помещения Г.
Решением Центрального районного суда г.Барнаула Алтайского края от 15 декабря 2021 г, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Алтайского краевого суда от 13 апреля 2022 г, исковые требования Ивлевой О.И удовлетворены.
Признано незаконным решение жилищной комиссии Управления Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации по Алтайскому краю, оформленное протоколом заседания комиссии N от 10 февраля 2020 г, о предоставлении единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения членам семьи умершего сотрудника в части предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сыну И. - Г..
В кассационной жалобе представитель Управления Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации по Алтайскому краю Дашина А.И. просит об отмене вынесенных по делу судебных постановлений, как незаконных и необоснованных, с принятием нового судебного акта об отказе в удовлетворении исковых требований Ивлевой О.Н. в полном объеме.
Относительно доводов кассационной жалобы письменных возражений не представлено.
В судебное заседание судебной коллегии по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции иные лица, участвующие в деле, надлежаще извещенные о времени и месте рассмотрения дела, не явились, о причинах неявки не сообщили.
На основании части 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц, участвующих в деле.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, заслушав пояснения принимавших участие в судебном заседании с использованием средств видеоконференц-связи представителя Управления Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации по Алтайскому краю Дашиной А.И, поддержавшей доводы кассационной жалобы, пояснения третьего лица Гусевой Н.А, поддержавшей доводы кассационной жалобы ответчика, пояснения представителя Ивлевой О.Н. - Черенцева П.В, возражавшего против удовлетворения кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
Основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права (часть 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
По настоящему делу таких нарушений с учетом доводов кассационной жалобы не установлено.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, Ивлева О.Н. является вдовой подполковника полиции в отставке И, умершего "данные изъяты" 2019 г.
И. проходил службу в органах внутренних дел с 23 сентября 2002 г, в войсках национальной гвардии Российской Федерации с 1 октября 2016 г. по 25 февраля 2019 г.
На основании заявления от 29 апреля 2013 г. И. был принят на учет для получения единовременной социальной выплаты для строительства или приобретения жилого помещения ГУ МВД России по Алтайскому краю (протокол от 24 июня 2013 г. N) с составом семьи 3 человека (он, супруга Ивлева О.Н, дочь К.).
В связи с переводом для дальнейшего прохождения службы в Управление Росгвардии по Алтайскому краю И. был принят на учет в Управлении Росгвардии по Алтайскому краю с даты принятия на учет по прежнему месту службы на основании пункта 16 Указа Президента Российской Федерации от 5 апреля 2016 г. N 157 "Вопросы Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации" (протокол заседания жилищной комиссии Управления Росгвардии по Алтайскому краю от 24 марта 2017 г. N).
"данные изъяты" 2019 г. И. умер, согласно заключению военно-врачебной комиссии (справка от 4 июня 2019 г. N) заболевание, приведшее к смерти, получено в период военной службы.
В соответствии со свидетельством об установлении отцовства от "данные изъяты" 2019 г, И. является отцом Г, родившегося ДД.ММ.ГГГГ у Гусевой Н.А.
Согласно протоколу заседания жилищной комиссии Управления Росгвардии по Алтайскому краю N от 10 февраля 2020 г. жилищной комиссией было принято решение ходатайствовать о предоставлении единовременной социальной выплаты в сумме 5086547 руб. 10 коп. в равных частях членам семьи, а также родителям умершего сотрудника И.: вдове Ивлевой О.Н, дочери К, дочери С, сыну Г, матери умершего сотрудника - М.
Согласно расчету, изложенному в протоколе заседания жилищной комиссии N от 10 февраля 2020 г, размер выплаты рассчитан на состав семьи из четырех человек без учета Г.
Не согласившись с данным расчетом, Ивлева О.Н. обратилась в суд.
Решением Центрального районного суда г. Барнаула от 28 августа 2020 г. исковые требования Ивлевой О.Н. к Управлению Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации по Алтайскому краю о признании незаконным решения жилищной комиссии, возложении обязанности произвести перерасчет единовременной социальной выплаты оставлены без удовлетворения.
Платежными поручениями от 15 апреля 2020 г. N, N, N, N, N единовременная социальная выплата перечислена вдове Ивлевой О.Н, дочери К, дочери С, сыну Г, матери умершего сотрудника - М. в равных частях по 1017309, 42 руб. каждому.
По мнению истца, выплата Г. произведена неправомерно, поскольку он не является членом семьи умершего И.
Разрешая спор, оценив представленные доказательства в их совокупности и взаимосвязи, в соответствии с требованиями статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, доводы и возражения сторон, суд пришел к выводу, что социальная выплата для приобретения и строительства жилья, предоставленная членам семьи умершего И, в размере 5086547, 10 рублей, необоснованно распределена на его сына Г.
Суд апелляционной инстанции согласился с выводом суда первой инстанции и его правовым обоснованием.
Выводы судов требованиям закона не противоречат и доводами кассационной жалобы не опровергаются.
В соответствии частью 1 статьи 1 Федерального закона от 19 июля 2011 г. N 247-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее по тексту также Федеральный закон от 19 июля 2011 г. N 247-ФЗ) данным Законом регулируются в том числе отношения, связанные с обеспечением жилыми помещениями сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации, граждан Российской Федерации, уволенных со службы в органах внутренних дел, членов их семей и лиц, находящихся (находившихся) на их иждивении, а также отношения, связанные с предоставлением им иных социальных гарантий.
В силу части 1 статьи 4 Федерального закона от 19 июля 2011 г. N 247-ФЗ сотрудник, имеющий стаж службы в органах внутренних дел не менее 10 лет в календарном исчислении, имеет право на единовременную социальную выплату для приобретения или строительства жилого помещения один раз за весь период государственной службы, в том числе службы в органах внутренних дел.
Право сотрудника на единовременную социальную выплату признается при установлении его нуждаемости в жилом помещении, которая определяется по основаниям (обстоятельствам), перечисленным в части 2 статьи 4 Федерального закона от 19 июля 2011 г. N 247-ФЗ.
Так, согласно части 2 статьи 4 Федерального закона от 19 июля 2011 г..N 247-ФЗ единовременная социальная выплата предоставляется сотруднику в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных федеральному органу исполнительной власти в сфере внутренних дел, иному федеральному органу исполнительной власти, в котором проходят службу сотрудники, по решению руководителя федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, руководителя иного федерального органа исполнительной власти, в котором проходят службу сотрудники, при условии, что сотрудник: 1) не является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения; 2) является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения и обеспечен общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее 15 квадратных метров; 3) проживает в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям, независимо от размеров занимаемого жилого помещения; 4) является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеет иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма либо принадлежащего на праве собственности.
Перечень соответствующих заболеваний устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти; 5) проживает в коммунальной квартире независимо от размеров занимаемого жилого помещения; 6) проживает в общежитии; 7) проживает в смежной неизолированной комнате либо в однокомнатной квартире в составе двух семей и более независимо от размеров занимаемого жилого помещения, в том числе если в состав семьи входят родители и постоянно проживающие с сотрудником и зарегистрированные по его месту жительства совершеннолетние дети, состоящие в браке.
Частью 4 статьи 4 Федерального закона от 19 июля 2011 г. N 247-ФЗ предусмотрено, что единовременная социальная выплата предоставляется сотруднику с учетом совместно проживающих с ним членов его семьи.
Правила предоставления единовременной социальной выплаты, порядок расчета ее размера и порядок исчисления стажа службы в органах внутренних дел для предоставления единовременной социальной выплаты определяются Правительством Российской Федерации (часть 5 статьи 4 Федерального закона от 19 июля 2011 г. N 247-ФЗ).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2011 г. N 1223 утверждены Правила предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации, лицам проходящим службу в войсках национальной гвардии Российской Федерации и имеющим специальные звания полиции, а также иным лицам, имеющим право на получение такой выплаты (далее - Правила предоставления единовременной социальной выплаты).
В пункте 5 Правил предоставления единовременной социальной выплаты названы документы, представляемые сотрудником в комиссию по рассмотрению вопросов предоставления единовременных социальных выплат для приобретения или строительства жилого помещения вместе с заявлением о постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты. В число этих документов, в частности, включены: копии паспорта сотрудника и паспортов членов его семьи; копия (копии) свидетельства о заключении (расторжении) брака - при состоянии в браке (расторжении брака); копия (копии) свидетельства о рождении ребенка (детей) сотрудника; копии документов, подтверждающих наличие либо отсутствие в собственности сотрудника и (или) членов его семьи жилых помещений, помимо жилого помещения, в котором они зарегистрированы (подпункты "б", "в", "г", "е").
Разделом III названных Правил регламентируется определение размера единовременной социальной выплаты.
В части 2 статьи 1 Федерального закона от 19 июля 2011 г. N 247-ФЗ названы лица, относящиеся к членам семьи сотрудника и гражданина Российской Федерации, уволенного со службы в органах внутренних дел, и лицам, находящимся (находившимся) на их иждивении, на которых распространяется действие данного Федерального закона, если иное не установлено отдельными положениями этого Федерального закона: 1) супруга (супруг), состоящие в зарегистрированном браке с сотрудником; 2) супруга (супруг), состоявшие в зарегистрированном браке с погибшим (умершим) сотрудником на день его гибели (смерти); 3) несовершеннолетние дети, дети старше 18 лет, ставшие инвалидами до достижения ими возраста 18 лет, дети в возрасте до 23 лет, обучающиеся в образовательных организациях по очной форме обучения; 4) лица, находящиеся (находившиеся) на полном содержании сотрудника (гражданина Российской Федерации, уволенного со службы в органах внутренних дел) или получающие (получавшие) от него помощь, которая является (являлась) для них постоянным и основным источником средств к существованию, а также иные лица, признанные иждивенцами в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Абзацем четвертым пункта 3 Правил предоставления единовременной социальной выплаты предусмотрено, что членам семьи, а также родителям погибших (умерших) сотрудников, предоставление единовременной выплаты осуществляется в порядке и на условиях, которые установлены для сотрудников.
Согласно части 3 статьи 4 Федерального закона от 19 июля 2011 г. N 247-ФЗ единовременная социальная выплата предоставляется не позднее одного года со дня гибели (смерти) сотрудника органов внутренних дел в равных частях членам семьи, а также родителям сотрудника погибшего (умершего) вследствие увечья или иного повреждения здоровья, полученных в связи с выполнением служебных обязанностей, либо вследствие заболевания, полученного в период прохождения службы в органах внутренних дел, при наличии у погибшего (умершего) сотрудника условий, предусмотренных частью 2 названной статьи.
В соответствии с пунктом 1 части 4 статьи 12 Федерального закона от 19 июля 2011 г. N 247-ФЗ право на социальные гарантии, установленные этим Федеральным законом членам семьи сотрудника, гражданина Российской Федерации, уволенного со службы в органах внутренних дел, и лицам, находящимся на иждивении сотрудника, гражданина Российской Федерации, уволенного со службы в органах внутренних дел, сохраняется за ними в случае гибели (смерти) сотрудника вследствие увечья или иного повреждения здоровья, полученных в связи с выполнением служебных обязанностей, либо вследствие заболевания, полученного в период прохождения службы в органах внутренних дел.
Исходя из содержания абзаца второго подпункта "а" пункта 5 Правил предоставления единовременной социальной выплаты члены семьи погибшего (умершего) сотрудника дополнительно представляют копии свидетельства о смерти сотрудника и заключения военно-врачебной комиссии о причинной связи смерти сотрудника с увечьем или иным повреждением здоровья, полученными в связи с выполнением служебных обязанностей, либо заболеванием, полученным в период прохождения службы в органах внутренних дел.
Из приведенных нормативных положений в их системной взаимосвязи следует, что Федеральным законом от 19 июля 2011 г. N 247-ФЗ в качестве одной из социальных гарантий сотрудникам органов внутренних дел, нуждающимся в жилых помещениях, предусмотрено их обеспечение жилыми помещениями путем предоставления с учетом совместно проживающих с ними членов семьи единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения.
Эта социальная гарантия сохраняется за членами семьи сотрудника и в случае его смерти по причинам, названным в законе: гибель (смерть) сотрудника вследствие увечья или иного повреждения здоровья, полученных в связи с выполнением служебных обязанностей, либо вследствие заболевания, полученного в период прохождения службы в органах внутренних дел. Члены семьи погибшего (умершего) сотрудника имеют право на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения при наличии у погибшего (умершего) сотрудника условий, предусмотренных частью 2 статьи 4 Федерального закона от 19 июля 2011 г. N 247-ФЗ, то есть при нуждаемости в жилом помещении.
При этом сам сотрудник и члены семьи могут не состоять на учете для получения единовременной социальной выплаты на день его гибели (смерти), вместе с тем члены семьи сотрудника, подтвердив нуждаемость в жилом помещении соответствующими документами, имеют право на получение единовременной социальной выплаты, которая должна быть им предоставлена не позднее одного года со дня гибели (смерти) сотрудника органов внутренних дел в равных частях. Данный срок является периодом, в течение которого федеральный орган исполнительной власти или уполномоченный им руководитель обязан предоставить единовременную социальную выплату членам семьи погибшего (умершего) сотрудника.
Расчет размера единовременной социальной выплаты осуществляется исходя из нормы предоставления площади жилого помещения, установленной статьей 7 Федерального закона от 19 июля 2011 г. N 247-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", по соответствующей формуле (формула приводится в данном пункте), включающей в себя такие обязательные параметры как норматив общей площади жилого помещения, размер дополнительной площади и сумму общей площади жилых помещений, принадлежащих сотруднику и (или) членам его семьи на праве собственности и (или) занимаемых им и (или) членами его семьи по договору социального найма.
В случае, если сотрудник имеет жилые помещения, принадлежащие ему и (или) членам его семьи на праве собственности и (или) занимаемые им и (или) членами его семьи по договору социального найма, для расчета размера единовременной социальной выплаты размер общей площади жилого помещения рассчитывается как разница между нормой предоставления общей площади жилого помещения и общей площадью указанных жилых помещений (пункт 29 Правил предоставления единовременной социальной выплаты).
Из приведенных нормативных положений в их системной взаимосвязи следует, что определение размера единовременной социальной выплаты производится в соответствии с требованиями Федерального закона от 19 июля 2011 г. N 247-ФЗ и Правилами предоставления единовременной социальной выплаты, согласно которым обязательному учету подлежат жилые помещения, занимаемые сотрудником органов внутренних дел и (или) членами его семьи по договору социального найма и (или) принадлежащие им на праве собственности.
Приведенные нормативные положения о социальных гарантиях членам семьи погибшего (умершего) сотрудника, основой которых являются положения статьи 7 Конституции Российской Федерации о Российской Федерации как о социальном государстве, предназначение которого - поддержка граждан, нуждающихся в материальной и иной помощи со стороны государства, судебными инстанциями при рассмотрении настоящего дела применены к спорным отношениям правильно.
На основании вышеприведенных правовых норм судами обоснованно принято во внимание, что при определении размера единовременной социальной выплаты (5086547, 10 рублей), расчете потребности семьи И. в общей площади жилого помещения (4 чел. х 18кв.м. =78кв.м.) Г, а также занимаемое им жилое помещение не были учтены.
Согласно пояснениям законного представителя Г. - Н, она в 2012 году получила как сотрудник органов полиции единовременную социальную выплату для приобретения жилья в соответствии с положениями статьи с учетом сына Г. на состав семьи 3 человека; приобрела квартиру, в которой несовершеннолетний имеет регистрацию по месту жительства.
Указанные пояснения подтверждаются выпиской из приказа ФГКУ УВО ГУ МВД России по Алтайскому краю от 21 декабря 2012 г. N, согласно которому Гусевой Н.А. предоставлена единовременная социальная выплата в соответствии со статьей 4 Федерального закона от 19 июля 2011 г. N 247-ФЗ с учетом в качестве члена семьи сына Г, ДД.ММ.ГГГГ г. рождения.
Также установлено, что при обращении в жилищную комиссию с заявлением о принятии на учет на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения в 2013 году И. был принят на учет с составом семьи из 4х человек(он, супруга, 2 дочери); его нуждаемость в жилом помещении, т.е. условия предоставления данной социальной выплаты, предусмотренные частью 2 статьи 4 Федерального закона от 19 июля 2011 г. N 247-ФЗ, определялась без учета сына А.
После смерти И. члены его семьи, подтвердив нуждаемость в жилом помещении соответствующими документами, приобрели право на получение единовременной социальной выплаты, в соответствии с частью 3 статьи 4 Федерального закона от 19 июля 2011 г. N 247-ФЗ.
Г. не является нуждающимся в такой материальной помощи со стороны государства, поскольку его законный представитель реализовала данное право в 2012 году, получив единовременную социальную выплату в соответствии со статьей 4 Федерального закона от 19 июля 2011 г. N 247-ФЗ с учетом в качестве члена семьи сына Г, ДД.ММ.ГГГГ г. рождения.
Следовательно, исходя из положений Федерального закона от 19 июля 2011 г. N 247-ФЗ несовершеннолетний Г. не подлежит учету при предоставлении единовременной социальной выплаты в размере, исчисленной ответчиком для приобретения или строительства жилого помещения.
Таким образом, вывод судов, что социальная выплата для приобретения или строительства жилья, предоставленная членам семьи умершего И, в размере 5086547 руб. 10 коп, необоснованно распределена на его сына Г, является правильным.
Вопрос о нуждаемости Ивлевой О.Н. в единовременной социальной выплате должен решаться без учета несовершеннолетнего Г.
Доводы кассационной жалобы о том, что спор подлежит рассмотрению в порядке, установленном Кодексом административного судопроизводства Российской Федерации, был предметом исследования и оценки судом апелляционной инстанции и признан необоснованным.
В силу части 1 статьи 46 Конституции Российской Федерации, гарантирующей каждому судебную защиту его прав и свобод, и корреспондирующих ей положений международно-правовых актов, в частности статьи 8 Всеобщей декларации прав человека, пункта 1 статьи 6 Конвенции о защите прав человека и основных свобод, а также пункта 1 статьи 14 Международного пакта о гражданских и политических правах, государство обязано обеспечить осуществление права на судебную защиту, которая должна быть справедливой, компетентной, полной и эффективной.
В развитие закрепленной в статье 46 Конституции Российской Федерации гарантии на судебную защиту прав и свобод человека и гражданина часть первая статьи 3 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации устанавливает, что заинтересованное лицо вправе в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве, обратиться в суд за защитой нарушенных либо оспариваемых прав, свобод или законных интересов.
Из изложенного следует, что в случае нарушения принадлежащих гражданину прав, свобод и законных интересов, в данном случае права Ивлевой О.И. и ее детей как членов семьи погибшего при исполнении служебных обязанностей сотрудника Росгвардии на единовременную социальную выплату для приобретения или строительства жилого помещения, такой гражданин вправе обратиться в суд за защитой своих нарушенных прав в гражданском судопроизводстве. При этом возможность оспорить принятые органами государственной власти решения, в данном случае решение жилищной комиссии направлена на восстановление нарушенных прав Ивлевой О.И. и ее детей и является одной из необходимых составляющих права каждого на судебную защиту, гарантированного статьей 46 Конституции Российской Федерации.
Таким образом, правильным является вывод судов, что нарушений порядка разрешения спора судами первой и апелляционной инстанций не допущено.
Выводы судов первой и апелляционной инстанций подробно и обстоятельно мотивированы, должным образом отражены в обжалуемых судебных постановлениях, основаны на правильном применении норм материального права, регулирующих возникшие отношения, и установленных фактических обстоятельствах дела, подтверждаются совокупностью исследованных доказательств, оценка которым дана в соответствии с требованиями статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Доводы кассационной жалобы в целом повторяют позицию кассатора, выраженную в судах первой и апелляционной инстанций, получили надлежащую правовую оценку в обжалуемых судебных актах суда первой инстанции и суда апелляционной инстанции и отклонены как несостоятельные с подробным изложением мотивов отклонения, по существу сводятся к несогласию с выводами суда первой инстанции и суда апелляционной инстанции в части оценки доказательств и установленных обстоятельств дела, выводов суда не опровергают и о существенных нарушениях норм материального или процессуального права, повлиявших на исход дела, без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, а также защита охраняемых законом публичных интересов, не свидетельствуют.
Несогласие заявителя кассационной жалобы с оценкой судом доказательств и установленными судом обстоятельствами не может служить основанием для пересмотра судебных постановлений в кассационном порядке, поскольку в соответствии с частью 3 статьи 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены либо были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанции, предрешать вопросы о достоверности или недостоверности того или иного доказательства, преимуществе одних доказательств перед другими.
Поскольку при рассмотрении дела судом первой инстанции и судом апелляционной инстанции не допущено нарушения или неправильного применения норм материального или процессуального права, повлекших вынесение незаконного судебного акта, оснований для отмены решения и апелляционного определения в соответствии с положениями статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации по доводам кассационной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Центрального районного суда г. Барнаула от 15 декабря 2021г, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Алтайского краевого суда от 13 апреля 2022 г. оставить без изменения, кассационную жалобу Управления Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации по Алтайскому краю - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.