Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Лавник М.В, судей Гусева Д.А, Андугановой О.С.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N 2-3476/2021; УИД: 38RS0032-01-2021-004156-03 по иску Кузюрова Марата Марсельевича к Федеральному казенному учреждению "Военный комиссариат Иркутской области" о признании права на пенсию по выслуге лет, обязании произвести перерасчет пенсии, обязании произвести выплату недополученных денежных средств, по кассационной жалобе представителя Кузюрова Марата Марсельевича - Арзаева Ю.В. на апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Иркутского областного суда от 18 апреля 2022 г.
Заслушав доклад судьи Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Лавник М.В, заслушав пояснения принимавшего участие в судебном заседании с использованием средств видеоконференц-связи представителя Кузюрова М.М. - Арзаева Ю.В, поддержавшего доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Кузюров М.М. обратился в суд с иском к Федеральному казенному учреждению "Военный комиссариат Иркутской области" (далее по тексту также ФКУ "Военный комиссариат Иркутской области"), в обоснование которого указал, что 28 октября 2019 г. обратился в Военный комиссариат Ленинского и Свердловского административных округов г. Иркутска с заявлением о назначении пенсии по выслуге лет. При этом им было также написано заявление на запрос пенсионного (личного) дела из Министерства обороны Республики Казахстан (вх. N) и заявление о том, что ему разъяснен порядок оформления документов для назначения пенсии за выслугу лет.
На основании его заявления Военным комиссариатом Ленинского и Свердловского административных округов г. Иркутска был подготовлен и направлен Руководителю Центра пенсионного обеспечения (Республика Казахстан) запрос N от 28 октября 2019г. на выдачу пенсионного дела пенсионера полковника запаса Кузюрова М.М. 10 февраля 2020 г. аналогичный запрос под N был направлен повторно.
26 декабря 2020 г. им получено уведомление о назначении пенсии по выслуге лет в размере 29845, 48 руб. в месяц с 18 декабря 2019 г. в соответствии с пенсионным делом N Ранее, он получал пенсию как пенсионер Министерства обороны Республики Казахстан на основании пенсионного удостоверения. Пенсионные выплаты от Министерства обороны Республики Казахстан прекращены с марта 2019 г. в связи с его выездом на постоянное месте жительство в Российскую Федерацию по Государственной программе по оказанию содействия по добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом (утверждена Указом Президента Российской Федерации от 22 июня 2006 г. N 637). Из Республики Казахстан он выехал 21 февраля 2019 г, зарегистрирован по новому месту жительства в г. Иркутске 2 марта 2019 г. Как участнику программы ему выдано свидетельство. Гражданство Российской Федерации он получил по упрощенной процедуре как участником Программы 9 октября 2019 г.
Статьей 53 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993г. N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии, и их семей" (далее по тексту также Закон РФ от 12 февраля 1993 г. N 4468-1) предусмотрено, что при несвоевременном обращении пенсия назначается со дня возникновения права на пенсию, но не более чем за 12 месяцев, предшествующих дню обращения за ней. С учетом того, что пенсию по выслуге лет в Республике Казахстан ему прекратили выплачивать с марта 2019 г. и с учетом вышеуказанного положения о выплате пенсии не более чем за 12 месяцев предшествовавших несвоевременному обращению, пенсия по выслуге лет в Российской Федерации должна быть ему назначена с 1 марта 2019 г, а не с 18 декабря 2019 г. Таким образом, он был лишен социальной гарантии на протяжении 9 месяцев.
Истец просил суд, с учетом уточнений заявленных исковых требований в порядке статьи 39 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, признать право на пенсию по выслуге лет за Кузюровым М.М. с 1 апреля 2019г.; обязать ФКУ "Военный комиссариат Иркутской области" произвести начисление пенсии по выслуге лет Кузюрову М.М. за период с 1 апреля 2019г. по 30 ноября 2019г.; обязать ответчика произвести выплату недополученных денежных средств в виде пенсии по выслуге лет Кузюрову М.М.
Решением Кировского районного суда г. Иркутска от 23 ноября 2021г. исковые требования Кузюрова М.М. удовлетворены.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Иркутского областного суда от 18 апреля 2022 г. постановлено:
"решение Кировского районного суда г. Иркутска от 23 ноября 2021 г. по данному делу отменить. Принять по данному делу новое решение.
Исковые требования Кузюрова Марата Марсельевича удовлетворить частично.
Признать право Кузюрова Марата Марсельевича на пенсию по выслуге лет с 9 октября 2019 г.
Обязать Федеральное казенное учреждение "Военный комиссариат Иркутской области" начислить и выплатить Кузюрову Марату Марсельевичу пенсию за выслугу лет за период с 9 октября 2019 г. по 30 ноября 2019 г.
В удовлетворении исковых требований Кузюрова Марата Марсельевича о признании права на пенсию за выслугу лет с 1 апреля 2019г, возложении обязанности на Федеральное казенное учреждение "Военный комиссариат Иркутской области" начислить и выплатить Кузюрову Марату Марсельевичу пенсию за выслугу лет за период с 1 апреля 2019 г. по 8 октября 2019 г. отказать".
В кассационной жалобе представитель Кузюрова М.М. - Арзаев Ю.В. просит отменить апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Иркутского областного суда от 18 апреля 2022 г, как незаконное и необоснованное, принять новое судебное постановление, оставив в силе решение Кировского районного суда г. Иркутска от 23 ноября 2021г, не передавая дело на новое рассмотрение.
Относительно доводов кассационной жалобы возражений не представлено.
В судебное заседание судебной коллегии по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции иные лица, участвующие в деле, надлежаще извещенные о времени и месте рассмотрения дела, не явились, о причинах неявки не сообщили.
На основании части 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц, участвующих в деле.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, заслушав пояснения принимавшего участие в судебном заседании с использованием средств видеоконференц-связи представителя Кузюрова М.М. - Арзаева Ю.В, поддержавшего доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
Основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права (часть 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
Такого характера нарушений норм права судом апелляционной инстанции не допущено.
Как следует из материалов дела и установлено судебными инстанциями, что Кузюров М.М. с 1 марта 2009 г. являлся получателем пенсии по выслуге лет в Республике Казахстан.
С 11 ноября 2018 г. Кузюров М.М. является членом семьи участника Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом (Свидетельство СС N). 21 февраля 2019 г. истец выехал из Казахстана в Российскую Федерацию.
С 1 марта 2019 г. выплата пенсии Кузюрову М.М. прекращена в связи с переездом в Российскую Федерацию.
5 марта 2019 г. истец поставлен на учет как член семьи участника Государственной программы в Отделении N 3 ОВМ МУ МВД России "Иркутское".
9 октября 2019 г. Кузюров М.М. получил гражданство Российской Федерации в упрощенном порядке на основании пункта 7 статьи 17 Федерального закона от 31 мая 2002г. N 62-ФЗ "О гражданстве Российской Федерации".
Согласно паспорту Кузюрова М.М, он зарегистрирован по месту жительства в г. Иркутске 15 октября 2019 г.
28 октября 2019 г. Кузюров М.М. обратился в Военный комиссариат Ленинского и Свердловского административных округов г. Иркутска с заявлением о запросе его пенсионного дела из Республики Казахстан.
28 октября 2019 г. Военный комиссариат Ленинского и Свердловского административных округов г. Иркутска направил запрос в Республику Казахстан о направлении пенсионного дела Кузюрова М.М.
23 июля 2020 г. в адрес военного комиссариата (Ленинского и Свердловского округов г. Иркутск Иркутская область) Министерства обороны Российской Федерации направлено личное дело полковника запаса Кузюрова М.М. для дальнейшего учета и хранения.
14 декабря 2020 г. пенсионное (личное дело) поступило в военный комиссариат.
С 18 декабря 2019г. Кузюрову М.М. назначена пенсия по выслуге лет на основании поданного им заявления от 18 декабря 2020 г.
Кузюров М.М. не согласился с датой назначении пенсии и обратился в суд, указывая, что имеет право на получение пенсии за выслугу лет с 1 апреля 2019г.
Ссылаясь на Соглашение "О гарантиях прав граждан государств- участников содружества независимых государств в области пенсионного обеспечения" от 13 марта 1992 г, Соглашение от 15 мая 1992 г, положения абз. 6 пункта 1 Письма Министерства социальной защиты населения Российской Федерации от 31 января 1994г. N 1-369-18, в соответствии с которым пенсия выплачивается не более чем за 6 месяцев до месяца регистрации (как дополнительная гарантия социальных выплат переселившимся), суд первой инстанции пришел к выводу о том, что истец Кузюров М.М. имеет право на назначение пенсии за выслугу лет с 1 апреля 2019 г, исходя из того, что 9 октября 2019 г. он получил гражданство Российской Федерации, а 28 октября 2019г. обратился в военный комиссариат за назначением пенсии, то есть не более чем 6 месяцев. В связи с этим, суд признал за Кузюровым М.М. право на пенсию за выслугу лет с 1 апреля 2019г, возложил обязанность на ответчика начислить и выплатить пенсию за период с 1 апреля 2019г. по 30 ноября 2019г, а также обязал произвести перерасчет пенсии и выплатить недополученные денежные средства.
Проверяя законность и обоснованность принятого судом решения по доводам апелляционной жалобы, судебная коллегия с выводами суда первой инстанции не согласилась, полагая, что они основаны на неправильном толковании и применении норм материального права, регулирующих спорные правоотношения, в связи с чем отменил решение суда.
Выводы суда апелляционной инстанции требованиям закона не противоречат и доводами кассационной жалобы не опровергаются.
В соответствии со статьей 4 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993г. N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии, и их семей" пенсионное обеспечение проживающих на территории Российской Федерации лиц, проходивших военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или военную службу по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин в вооруженных силах (армиях, войсках), органах безопасности и иных созданных в соответствии с законодательством воинских формированиях либо службу в органах внутренних дел, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы других государств - участников Содружества Независимых Государств и государств, не являющихся участниками Содружества Независимых Государств, с которыми Российской Федерацией либо бывшим Союзом ССР заключены договоры (соглашения) о социальном обеспечении, а также семей указанных лиц осуществляется в порядке, предусмотренном этими договорами (соглашениями).
"Соглашением о гарантиях прав граждан государств - участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения" (Заключено в г. Москве 13 марта 1992г.) определено, что пенсионное обеспечение граждан государств - участников настоящего Соглашения и членов их семей осуществляется по законодательству государства, на территории которого они проживают (статья 1), а пенсионное обеспечение военнослужащих Вооруженных Сил государств-участников Содружества и порядок выделения средств на их пенсионное обеспечение регулируются специальным Соглашением (статья 2).
Соглашение от 13 марта 1992г. вступило в силу с момента его подписания Республикой Армения, Республикой Беларусь, Республикой Казахстан, Кыргызской Республикой, Республикой Молдова, Российской Федерацией, Республикой Таджикистан, Туркменистаном, Республикой Узбекистан, Украиной. При подписании Соглашения Республика Молдова указала, что "эти вопросы регулируются двусторонними соглашениями".
Специальным соглашением, регулирующим вопросы пенсионного обеспечения военнослужащих, является Соглашение от 15 мая 1992 г.
В статье 1 Соглашения от 15 мая 1992г. предусмотрено, что пенсионное обеспечение военнослужащих Вооруженных Сил государств - участников Содружества, осуществляется на условиях, по нормам и в порядке, которые установлены или будут установлены законодательством государств - участников, на территории которых проживают указанные военнослужащие.
Согласно статье 7 Соглашения от 13 марта 1992г. при переселении пенсионера в пределах государств - участников Соглашения выплата пенсии по прежнему месту жительства прекращается, если пенсия того же вида предусмотрена законодательством государства по новому месту жительства пенсионера. Размер пенсии пересматривается в соответствии с законодательством государств- участников Соглашения по новому месту жительства пенсионера.
В силу названных положений соглашений от 13 марта 1992 г. и от 15 марта 1992 г. для пенсионера, пенсионное обеспечение которого осуществляется в соответствии с данными соглашениями, необходимым условием выплаты пенсии на территории Российской Федерации является постоянное проживание пенсионера в Российской Федерации.
Переселение пенсионера в пределах государств - участников указанных соглашений влечет прекращение выплаты ему пенсии по прежнему месту жительства в случае, если пенсия того же вида предусмотрена законодательством государства по новому месту жительства пенсионера.
Согласно абзацу 3 пункта 1 статьи 3 Федерального закона от 15 декабря 2001г. N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" право на пенсию в соответствии с настоящим Федеральным законом имеют иностранные граждане и лица без гражданства, постоянно проживающие на территории Российской Федерации, - на тех же основаниях, что и граждане Российской Федерации, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом или международными договорами Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 1 статьи 23 названного Федерального закона пенсия, предусмотренная настоящим Федеральным законом, независимо от ее вида назначается с 1-го числа месяца, в котором гражданин обратился за ней, но не ранее чем со дня возникновения права на нее.
Таким образом для возникновения у иностранных граждан права на пенсионное обеспечение на основании законодательства Российской Федерации необходимым условием является факт постоянного проживания данного лица на ее территории.
Согласно абзацу 7 пункта 1 статьи 2 Федерального закона от 25 июля 2002г. N115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" документом, выданным иностранному гражданину или лицу без гражданства в подтверждение их права на постоянное проживание в Российской Федерации, а также их права на свободный выезд из Российской Федерации и въезд в Российскую Федерацию, является вид на жительство.
Из содержания приведенных норм следует, что обязательным условием для установления факта постоянного проживания на территории Российской Федерации и приобретения права на пенсионное обеспечение на ее территории иностранным гражданином является получение им в установленном порядке вида на жительство.
Согласно материалам дела, вид на жительство Кузюров М.М. не получал, а получил гражданство в ходе реализации Государственной программы по оказанию содействия по добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, паспорт гражданина Российской Федерации истцу выдан 9 октября 2019 г, с 18 декабря 2019 г. ему назначена и выплачивается пенсия по выслуге лет на основании Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993г. N4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей".
Согласно части 9 статьи 56 Закона РФ от 12 февраля 1993г. N 4468-1 при переезде пенсионера на новое место жительства или место пребывания в пределах территории Российской Федерации выплата и доставка пенсии осуществляются по его новому месту жительства или месту пребывания в пределах территории Российской Федерации на основании пенсионного дела и документов о регистрации по месту жительства или месту пребывания, выданных в установленном порядке органами регистрационного учета, а при отсутствии у пенсионера регистрации по новому месту жительства или месту пребывания на территории Российской Федерации - на основании его пенсионного дела и личного заявления с указанием места жительства или места пребывания.
Принимая во внимание, что Кузюров М.М, гражданин Республики Казахстан, переехал на новое место жительство в Российскую Федерацию, приобрел гражданство Российской Федерации 9 октября 2019 г. (ст. 10 Федеральный закон от 31 мая 2002г. N 62-ФЗ "О гражданстве Российской Федерации"), зарегистрирован по месту жительства 15 октября 2019 г, обратился за назначением пенсии и запросе пенсионного дела в военный комиссариат 28 октября 2019 г, следовательно, правильным является вывод суда апелляционной инстанции, что в силу статьи 56 Закона РФ от 12 февраля 1993г. N 4468-1 право на пенсию за выслугу лет у него возникло с 9 октября 2019 г, а не с 1 апреля 2019 г.
Таким образом, отменяя решение суда первой инстанции суд апелляционной инстанции правомерно признал незаконным вывод суда о признании права на пенсию за выслугу лет с 1 апреля 2019г, возложении обязанности на Федеральное казенное учреждение "Военный комиссариат Иркутской области" начислить и выплатить Кузюрову М.М. пенсию за выслугу лет за период с 1 апреля 2019г. по 8 октября 2019г, то есть за 6 месяцев до месяца получения Кузюровым М.М. гражданства на территории Российской Федерации, поскольку признание за иностранным гражданином права на пенсионное обеспечение при отсутствии у него документа, подтверждающего право на постоянное проживание на территории Российской Федерации (вида на жительство, гражданства), противоречит положениям приведенного выше законодательства.
Ссылка суда первой инстанции в обоснование удовлетворения требований Кузюрова М.М. на письмо Министерства социальной защиты населения Российской Федерации от 31 января 1994г. N1-369-18, разъясняющее порядок пенсионного обеспечения граждан, прибывших на территорию Российской Федерации из государств, ранее входивших в состав СССР, правомерно признана необоснованной судом апелляционной инстанции, поскольку указанное письмо разъясняет порядок назначения трудовой пенсии указанной категории граждан и на военнослужащих не распространяется.
Изложенные в оспариваемом апелляционном определении выводы сомнений в правильности не вызывают, поскольку соответствуют установленным фактическим обстоятельствам дела, нормам права подлежащим применению к спорным правоотношениям.
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции полагает, что при рассмотрении настоящего дела судом апелляционной инстанции не было допущено нарушений норм материального и процессуального права, фактические обстоятельства дела судом установлены, юридически значимые для правильного разрешения спора обстоятельства вошли в предмет доказывания по делу и получили надлежащую правовую оценку, выводы суда, содержащиеся в обжалуемом судебном постановлении, соответствуют фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам.
Доводы кассационной жалобы в целом повторяют позицию кассатора, выраженную в судах первой и апелляционной инстанций, получили надлежащую правовую оценку в обжалуемом судебном акте и отклонены как несостоятельные с подробным изложением мотивов отклонения, по существу сводятся к несогласию с выводами суда апелляционной инстанции в части оценки доказательств и установленных обстоятельств дела, выводов суда не опровергают и о существенных нарушениях норм материального или процессуального права, повлиявших на исход дела, без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, а также защита охраняемых законом публичных интересов, не свидетельствуют.
Поскольку судом апелляционной инстанций материальный закон применен и истолкован правильно, нарушений процессуального права не допущено, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции не находит предусмотренных статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации оснований для удовлетворения кассационной жалобы и отмены обжалуемого судебного акта.
Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Иркутского областного суда от 18 апреля 2022 г. оставить без изменения, кассационную жалобу представителя Кузюрова Марата Марсельевича - Арзаева Ю.В. - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.