Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного
суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Латушкиной С.Б, судей Кожевниковой Л.П, Гусева Д.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N75RS0014-01-2021-000675-96 (N2-17/2022) иску прокурора Красночикойского района Забайкальского края, действующего в интересах Ч.Е.А, несовершеннолетнего Ч.Д.И, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, к государственному казенному учреждению "Краевой центр социальной защиты населения" Забайкальского края, заместителю начальника Красночикойского отдела Государственного казенного учреждения "Краевой центр социальной защиты населения" Забайкальского края С.Н.В, Министерству труда и социальной защиты населения Забайкальского края о признании незаконным решения об отказе в назначении выплаты, возложении обязанности назначить выплату, по кассационной жалобе Министерства труда и социальной защиты населения Забайкальского края на апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Забайкальского краевого суда от 24 мая 2022 г.
Заслушав доклад судьи Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Кожевниковой Л.П, прокурора пятого отдела (апелляционно-кассационного) (с дислокацией в г. Кемерово) апелляционно-кассационного управления Главного гражданско-судебного управления Генеральной прокуратуры Российской Федерации Симоненко Е.В, полагавшую кассационную жалобу не подлежащей удовлетворению, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции,
УСТАНОВИЛА:
Прокурор Красночикойского района Забайкальского края, действующий в интересах Ч.Е.А. и ее несовершеннолетнего сына Ч.Д.И. ДД.ММ.ГГГГ ода рождения, обратился в суд с иском к государственному казенному учреждению "Краевой центр социальной защиты населения" Забайкальского края (далее- ГКУ "КЦСЗН" Забайкальского края), заместителю начальника Красночикойского отдела ГКУ "КЦСЗН" Забайкальского края С.Н.В, Министерству труда и социальной защиты населения Забайкальского края, ссылаясь на следующие обстоятельства.
Прокуратурой района была проведена проверка по обращению Ч.Е.А. о несогласии с отказом в назначении заявителю ежемесячной денежной выплаты на ребенка в возрасте от 3 до 7 лет, в ходе которой установлено, что Ч.Е.А. обратилась в Красночикойский отдел ГКУ "КЦСЗН" Забайкальского края 22 сентября 2021 г. с заявлением о назначении ежемесячной денежной выплаты на ребенка в возрасте от 3 до 7 лет включительно N в отношении сына - Ч.Д.И, ДД.ММ.ГГГГ года рождения.
Решением Красночикойского отдела ГКУ "КЦЗСН" Забайкальского края от 24 сентября 2021 г. N в назначении указанной выплаты заявителю отказано по основанию, предусмотренному пп. "ж" п. 33 Порядка и условий предоставления ежемесячной денежной выплаты на ребенка в возрасте от трех до семи лет включительно, утвержденного Приказом Министерства труда и социальной защиты населения Забайкальского края от 2 апреля 2021 г. N N (далее - Порядок) по причине отсутствия у заявителя или трудоспособных членов его семьи (за исключением детей в возрасте до 18 лет) доходов и причин для их отсутствия в расчетном периоде (в совокупности 10 и более месяцев).
Указанное решение прокурор считает незаконным и необоснованным, поскольку оно противоречит действующему законодательству, так как при расчете среднедушевого дохода семьи Ч.Е.А. за период с 1 мая 2020 г. по 30 апреля 2021 г. установлено, что заявитель в указанный период находилась в отпуске по уходу за ребенком в возрасте до 3-х лет, ее супруг Ч.И.С. с мая по август 2020 года получал заработную плату, будучи официально трудоустроенным, а ответчиком необоснованно применен абз. 3 пп. "ж" п. 33 Порядка, так как указанный период в 10 и более месяцев применяется к периодам, в течение которого отсутствовали доходы по объективным основаниям.
Прокурор просил суд признать незаконным упомянутое решение от 24 сентября 2021 г. N, возложить на ГКУ "КЦЗСН" Забайкальского края обязанность назначить Ч.Е.А. ежемесячную денежную выплату на детей в возрасте от 3 до 7 лет включительно, на ребенка Ч.Д.И, с 22 сентября 2021 г.
Решением Красночикойского районного суда Забайкальского края от 18 февраля 2022 г. исковые требования удовлетворены, суд признал незаконным решение ГКУ "КЦСЗН" от 24 сентября 2021 г. N об отказе Ч.Е.А. в назначении ежемесячной выплаты на детей в возрасте от 3 до 7 лет включительно, возложил на упомянутое учреждение обязанность назначить Ч.Е.А. ежемесячную денежную выплату на детей в возрасте от 3 до 7 лет включительно, на ребенка Ч.Д.И, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, с 22 сентября 2021 г.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Забайкальского краевого суда от 24 мая 2022 г. решение Красночикойского районного суда Забайкальского края от 18 февраля 2022 г. оставлено без изменения.
В кассационной жалобе, поданной в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции, представитель Министерства труда и социальной защиты населения Забайкальского края ставит вопрос об отмене апелляционного определения судебной коллегии по гражданским делам Забайкальского краевого суда от 24 мая 2022 г, как незаконного, принятого с нарушением норм материального права. В обоснование доводов кассационной жалобы настаивает на неправильном толковании судами положений Порядка и условий предоставления ежемесячной денежной выплаты на ребенка в возрасте от трех до семи лет включительно, утвержденного Приказом Министерства труда и социальной защиты населения Забайкальского края от 2 апреля 2021 г. N N, ссылаясь на то, что суды пришли к неправильному выводу о том, что основание для отказа в назначении выплаты, предусмотренное спорным подп."ж" п.33 Порядка следует понимать как полное отсутствие доходов в расчетном периоде, поскольку ни в одном нормативном правовом акте, регулирующим порядок предоставлении выплаты, нет указаний на то, что уважительные причины неполучения доходов учитываются только при полном отсутствии доходов.
В судебном заседании назначенном на 13 сентября 2022 г. судебной коллегией по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции был объявлен перерыв до 20 сентября 2022 г. до 14 часов 25 минут, после перерыва судебное заседание продолжено 20 сентября 2022 г.
В судебное заседание суда кассационной инстанции стороны не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, судебная коллегия, руководствуясь ч.5 ст. 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, рассмотрела дело в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции считает, что доводы жалобы заслуживают внимания.
Статья 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации предусматривает, что кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
В силу положений ст. 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции рассмотрела дело в пределах доводов кассационной жалобы.
Как установлено судами и следует из материалов дела, 20 мая 2021 г. материальный истец Ч.Е.А. обратилась в Красночикойский отдел ГКУ "КЦЗСН" Забайкальского края с заявлением о назначении ежемесячной денежной выплаты на ребенка в возрасте от 3 до 7 лет включительно.
Ч.Е.А. состоит в зарегистрированном браке с Ч.И.С, в браке рождены Ч.Д.И, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, Ч.Д.Д, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, семья проживает по адресу: "адрес".
Распоряжением Красночикойского отдела ГКУ "КЦЗСН" Забайкальского края от 24 сентября 2021 г. Ч.Е.А. отказано в предоставлении ежемесячной денежной выплаты на ребенка в возрасте от 3 до 7 лет включительно на основании подп. "ж" п.а 33 Порядка и условий предоставления ежемесячной денежной выплаты на ребенка в возрасте от 3 до 7 лет включительно, утвержденного Приказом Министерства труда и социальной защиты населения Забайкальского края от 2 апреля 2021 г. N549, действовавшего в спорный период.
Решением Красночикойского отдела ГКУ "КЦЗСН" Забайкальского края N от 24 сентября 2021 г. Ч.Е.А. отказано в предоставлении ежемесячной денежной выплаты на ребенка в возрасте от трех до семи лет включительно на основании пп. "ж" п. 33 Порядка и условий предоставления ежемесячной денежной выплаты на ребёнка в возрасте от трёх до семи лет включительно, утверждённого Приказом Министерства труда и социальной защиты населения Забайкальского края от 2 апреля 2021г. N (т, 1, л.д. 28).
19 ноября 2021 г. прокурором Красночикойского района в адрес Красночикойского отдела ГКУ "КЦЗСН" Забайкальского края внесено требование о предоставлении в прокуратуру района информации, связанной с причинами отказа Ч.Е.В. в выплате вышеуказанного пособия на ребенка.
Из ответа Красночикойского отдела ГКУ "КЦЗСН" Забайкальского края от 25 ноября 2021 г. N на требование прокурора следует, что по заявлению от 22 сентября 2021 г. в назначении (переназначении в новых размерах) ежемесячной денежной выплаты на ребенка в возрасте от 3 до 7 лет включительно Ч.Е.А. отказано в связи с отсутствием у заявителя или трудоспособных членов его семьи (за исключением детей в возрасте до 18 лет) доходов и причин для их отсутствия в расчетном периоде (в совокупности 10 и более месяцев). Для расчета среднедушевого дохода семьи учитывался период с 1 мая 2020 г. по 30 апреля 2021 г.
В указанный период (с мая 2020 года по апрель 2021 года) Ч.И.С. (супруг Ч.Е.А.) имел доход от трудовой деятельности с мая по август 2020 года, а с сентября 2020 года по апрель 2021 года дохода не имел, при этом не был зарегистрирован в качестве безработного. Указанные обстоятельства являются недостаточным условием для назначения ежемесячной выплаты.
Судами установлено, что расчетным периодом по заявлению Ч.Е.А. является период с 1 мая 2020 г. по 30 апреля 2021 г.
В указанный период Ч.Е.А. находилась в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста 3 лет, то есть имела уважительные причины для отсутствия дохода, что предусмотрено подп. "ж" п. 33 вышеупомянутого Порядка, тогда как ее супруг Ч.И.С. имел доход от трудовой деятельности только в течение 4 месяцев (с мая 2020 года по августа 2020 года), доказательств, подтверждающих причины неполучения дохода супругом в период с сентября 2020 года по апрель 2021 года суду представлено не было.
Суд первой инстанции, разрешая исковых требования, руководствуясь вышеназванным правовым регулированием, исходил из того, что среднедушевой доход семьи заявителя Ч.Е.А. за период с сентября 2020 года по апрель 2021 года составил 2 972, 45 руб, что ниже величины прожиточного минимума на душу населения, установленного в Забайкальском крае на 1 сентября 2021 г. в размере 13 613, 32 руб. При этом суд первой инстанции, исходил из того, что порядок и условия предоставления ежемесячной денежной выплаты на ребенка в возрасте от трех до семи лет включительно, утвержденный Приказом Министерства труда и социальной защиты населения Забайкальского края от 2 апреля 2021 г. N, прямо не содержит обязанности заявителя или трудоспособных членов его семьи иметь доход, учитываемый согласно п. 22 Порядка в течение 10 и более месяцев, равно как и основания отказа в предоставлении выплаты в случае несоблюдения указанного условия.
Суд первой инстанции указал, что основание для отказа в назначении выплаты, содержащееся в указанном подп. Порядка следует понимать как полное отсутствие доходов за расчетный период, так как иное понимание данной нормы противоречит содержанию ст. 1 Закона Забайкальского края от 13 апреля 2020г. N "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей".
При этом, суд первой инстанции также указал на то, что протокол совещания рабочей группы Министерства труда и социальной защиты населения Забайкальского края по вопросу представления ежемесячной денежной выплаты на ребенка в возрасте от трех до семи лет включительно от 13 апреля 2021 г, на который ссылается сторона ответчика, не является нормативным правовым актом, а потому, содержащиеся разъяснения в нем не могут служить основанием для отказа в спорной выплате.
Каких-либо иных оснований для отказа Ч.Е.А. в назначении ежемесячной выплаты на детей в возрасте от 3 до 7 лет, предусмотренных п. 33 Порядка и условий предоставления ежемесячной денежной выплаты на ребёнка в возрасте от трех до семи лет включительно, утвержденного Приказом Министерства труда и социальной защиты населения Забайкальского края от 2 апреля 2021 г. N, судом первой инстанции по делу не установлено.
Суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции и их правовым обоснованием, указав, что семья Ч. отвечает признаку нуждаемости в получении указанной выплаты, при этом отсутствие уважительной причины для отсутствия дохода с сентября 2020 г. по апрель 2021 года у Ч.И.С. в данном случае не имеет юридического значения для дела, поскольку, отказ в назначении ежемесячной выплаты по указанным ответчиком основаниям ставит в необоснованно неравное положение те нуждающиеся семьи, имеющие детей, которые имеют доход за расчетный период менее 10 месяцев относительно нуждающихся семей, имеющих доход за расчетный период 10 месяцев и более, либо вовсе его не имеющего. Такое положение вещей в свою очередь противоречит изначальным целям установления ежемесячной денежной выплаты на ребенка в возрасте от трех до семи лет. При этом, как указано выше, семья Ч. является нуждающейся в получении ежемесячной социальной выплаты.
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции считает, что судами при рассмотрении заявленных исковых требований нормы материального права применены неправильно.
В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты (п. 2 ст. 7 Конституции Российской Федерации).
Указом Президента Российской Федерации от 20 марта 2020 г. N 199 "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей" в целях повышения доходов семей, имеющих детей, с 1 января 2020 г. установлена ежемесячная денежная выплата на ребенка в возрасте от трех до семи лет включительно, предоставляемая нуждающимся в социальной поддержке семьям, имеющим детей, в порядке и на условиях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации (п. 1).
В соответствии с подп. "а" п. 3 названного Указа ежемесячная выплата предоставляется, в случае если размер среднедушевого дохода семьи не превышает величину прожиточного минимума на душу населения, установленную в субъекте Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от 24 октября 1997 г. N 134-ФЗ "О прожиточном минимуме в Российской Федерации". на дату обращения за назначением ежемесячной выплаты.
В целях реализации названного Указа Президента Российской Федерации постановлением Правительства Российской Федерации от 31 марта 2020 г. N 384 утверждены основные требования к порядку назначения и осуществления ежемесячной денежной выплаты на ребенка в возрасте от 3 до 7 лет включительно (далее - Основные требования), примерный перечень документов (сведений), необходимых для назначения указанной ежемесячной выплаты, и типовая форма заявления о ее назначении.
В силу Основных требований право на получение ежемесячной выплаты возникает в случае, если ребенок является гражданином Российской Федерации (п.3). Право на получение ежемесячной выплаты имеет один из родителей иной законный представитель ребенка, являющийся гражданином Российской Федерации, проживающий на территории Российской Федерации (п. 4). Ежемесячная выплата осуществляется со дня достижения ребенком возраста 3 лет, но не ранее 1 января 2020 г. до достижения ребенка возраста 8 лет (п.5). В случае наличия в семье нескольких детей в возрасте от 3 до 7 лет включительно ежемесячная выплата осуществляется на каждого ребенка (п. 8).
Федеральным законом от 19 мая 1995 г. N 81-ФЗ "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей" (далее - Федеральный закон от 19 мая 1995 г. N 81-ФЗ) установлена единая система государственных пособий гражданам, имеющим детей, в связи с их рождением и воспитанием, которая обеспечивает гарантированную государством материальную поддержку материнства, отцовства и детства.
В соответствии с ч. 1 ст. 3 Федерального закона от 19 мая 1995г. N 81-ФЗ к видам государственных пособий гражданам, имеющим детей, относится, в том числе, ежемесячное пособие по уходу за ребенком.
Согласно ч. 3 ст. 3 Федерального закона от 19 мая 1995г. N 81-ФЗ порядок назначения и выплаты пособия на ребенка устанавливается законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
Статьей 1 Закона Забайкальского края от 13 апреля 2020 г. N1820-ЗЗК "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей", им устанавливается ежемесячная денежная выплата на ребенка в возрасте от трех до семи лет включительно (далее - ежемесячная выплата), предоставляемая нуждающимся в социальной поддержке семьям, имеющим детей, в период с 1 января 2020 г. по 31 декабря 2023 г.
Частью 2 ст. 4 Закона Забайкальского края от 13 апреля 2020 г. N1820- ЗЗК "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей", порядок и условия назначения ежемесячной выплаты определяются исполнительным органом государственной власти Забайкальского края, осуществляющим полномочия в сфере труда и социальной защиты населения.
Согласно ч. 2 ст. 2, ч. 1 ст. 3 Закона Забайкальского края от 13 апреля 2020 г. N1820-ЗЗК "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей" право на получение ежемесячной выплаты имеет один из родителей или иной законный представитель ребенка, являющийся гражданином Российской Федерации и проживающий на территории Забайкальского края. Ежемесячная выплата предоставляется в случае, если размер среднедушевого дохода семьи не превышает величину прожиточного минимума на душу населения, установленную в Забайкальском крае на дату обращения за назначением ежемесячной выплаты.
В соответствии с приказом Министерства труда и социальной защиты населения Забайкальского края от 25 января 2017 г. N153 "О передаче государственному казенному учреждению "Краевой центр социальной защиты населения" Забайкальского края отдельных полномочий и функций Министерства" полномочия и функции Министерства в сфере социальной защиты населения переданы Государственному казенному учреждению "Краевой центр социальной защиты населения" Забайкальского края.
Приказом Министерства труда и социальной защиты населения Забайкальского края от 2 апреля 2021 г. N утверждены Порядок и условия предоставления ежемесячной денежной выплаты на ребенка в возрасте от трех до семи лет включительно.
Пунктом 3 приказа Министерства труда и социальной защиты населения Забайкальского края от 2 апреля 2021 г. N предусмотрено, что настоящий приказ распространяется на правоотношения, возникшие с 1 апреля 2021 г.
Пунктом 6 Порядка и условий предоставления ежемесячной денежной выплаты на ребенка в возрасте от трех до семи лет включительно, предусмотрено, что предоставление ежемесячной выплаты осуществляется Министерством труда и социальной защиты населения Забайкальского края.
Пунктом 22 Порядка и условий предоставления ежемесячной денежной выплаты на ребенка в возрасте от трех до семи лет включительно, при расчете среднедушевого дохода семьи учитываются следующие виды доходов семьи, полученные в денежной форме:
а) вознаграждение за выполнение трудовых или иных обязанностей, включая выплаты стимулирующего характера, вознаграждение за выполненную работу, оказанную услугу, совершение действия в рамках гражданско-правового договора. При этом вознаграждение директоров и иные аналогичные выплаты, получаемые членами органа управления организации (совета директоров или иного подобного органа) - налогового резидента Российской Федерации, местом нахождения (управления) которой является Российская Федерация, рассматриваются как доходы, полученные от источников в Российской Федерации, независимо от места, где фактически исполнялись возложенные на этих лиц управленческие обязанности или откуда производилась выплата указанного вознаграждения;
б) пенсии, пособия и иные аналогичные выплаты, в том числе по обязательному социальному страхованию и выплаты компенсационного характера, полученные в соответствии с законодательством Российской Федерации и (или) законодательством субъекта Российской Федерации, актами (решениями) органов местного самоуправления;
в) стипендии, выплачиваемые лицам, обучающимся в профессиональных образовательных организациях и образовательных организациях высшего образования, аспирантам, обучающимся по очной форме по программам подготовки научно-педагогических кадров, докторантам образовательных организаций высшего образования и научных организаций и лицам, обучающимся в духовных образовательных организациях, а также компенсационные выплаты указанным категориям граждан в период их нахождения в академическом отпуске по медицинским показаниям;
г) сумма полученных алиментов;
д) выплаты правопреемникам умерших застрахованных лиц в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации об обязательном пенсионном страховании;
е) денежное довольствие (денежное содержание) военнослужащих, сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, органов принудительного исполнения Российской Федерации, таможенных органов Российской Федерации и других органов, в которых законодательством Российской Федерации предусмотрено прохождение государственной службы, связанной с правоохранительной деятельностью, а также дополнительные выплаты, имеющие постоянный характер, и продовольственное обеспечение (денежная компенсация взамен продовольственного пайка), установленные законодательством Российской Федерации (при наличии);
ж) компенсации, выплачиваемые государственным органом или общественным объединением за время исполнения государственных или общественных обязанностей;
з) дивиденды, проценты и иные доходы, полученные по операциям с ценными бумагами, а также в связи с участием в управлении собственностью организации;
и) проценты, полученные по вкладам в кредитных учреждениях;
к) доходы от осуществления предпринимательской деятельности, включая доходы, полученные в результате деятельности крестьянского (фермерского) хозяйства, в том числе созданного без образования юридического лица, и доходы от осуществления частной практики;
л) доходы от реализации и сдачи в аренду (наем, поднаем) имущества;
м) доходы по договорам авторского заказа, об отчуждении исключительного права на результаты интеллектуальной деятельности;
н) доходы, полученные в рамках применения специального налогового режима "Налог на профессиональный доход";
о) ежемесячное пожизненное содержание судей, вышедших в отставку;
п) единовременное пособие при увольнении с военной службы, службы в войсках национальной гвардии Российской Федерации, органах принудительного исполнения Российской Федерации, таможенных органах Российской Федерации, Главном управлении специальных программ Президента Российской Федерации, учреждениях и органах уголовно исполнительной системы Российской Федерации, органах федеральной службы безопасности Российской Федерации, органах государственной охраны Российской Федерации, органах внутренних дел Российской Федерации, других органах, в которых законодательством Российской Федерации предусмотрено прохождение государственной службы, связанной с правоохранительной деятельностью;
р) доход, полученный заявителем или членами его семьи за пределами Российской Федерации.
Пунктом 28 Порядка и условий предоставления ежемесячной денежной выплаты на ребенка в возрасте от трех до семи лет включительно, расчетным периодом являются последние 12 календарных месяцев (в том числе в случае представления документов (сведений) о доходах семьи за период менее 12 календарных месяцев), предшествующих 4 календарным месяцам перед месяцем подачи заявления о назначении ежемесячной выплаты.
Пунктом 33 Порядка и условий предоставления ежемесячной денежной выплаты на ребенка в возрасте от трех до семи лет включительно, предусмотрены основания для отказа в назначении или перерасчете ежемесячной выплаты:
ж) отсутствие у заявителя или трудоспособных членов его семьи (за исключением детей в возрасте до 18 лет) доходов, предусмотренных подпунктами "а", "б" (в части пенсий), "в", "е", "к", "м" - "о", "р" пункта 22 настоящего Порядка, за период, предусмотренный пунктом 28 настоящего Порядка для назначения ежемесячной выплаты, за исключением следующих случаев (их совокупности), приходящихся на указанный период:
заявитель или члены его семьи не более 6 месяцев имели статус безработного, ищущего работу;
заявитель или члены его семьи находились в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста 3 лет;
заявитель или члены его семьи младше 23 лет обучались в образовательном учреждении среднего общего или профессионального и высшего образования по очной форме обучения и не получали стипендию;
заявитель или члены его семьи осуществляли уход за ребенком- инвалидом в возрасте до 18 лет, или инвалидом с детства I группы, или инвалидом I группы, или престарелым, нуждающимся по заключению лечебного учреждения в постоянном постороннем уходе либо достигшим возраста 80 лет;
заявитель или члены его семьи проходили лечение длительностью свыше 3 месяцев, вследствие чего временно не могли осуществлять трудовую деятельность;
заявитель или члены его семьи проходили военную службу (включая период не более 3 месяцев со дня демобилизации);
заявитель или члены его семьи были лишены свободы (включая период не более 3 месяцев со дня освобождения);
заявитель являлся (является) единственным родителем (законным представителем), имеющим несовершеннолетних детей;
заявитель или один из членов его многодетной семьи не получает доходы;
заявитель или члены его семьи имеют сезонный (вахтовый) метод работы и имеют доходы в расчетном периоде не менее 6 месяцев (при условии подтверждения указанного факта документами (сведениями)).
Периоды отсутствия доходов по основаниям, указанным в настоящем подпункте, оцениваются в совокупности, за исключением случая, если заявитель или член его семьи имеют сезонный (вахтовый) метод работы.
В случае если период, в течение которого отсутствовали доходы по указанным основаниям, составляет в совокупности 10 и более месяцев расчетного периода, предусмотренного п. 28 настоящего Порядка для назначения ежемесячной выплаты, решение об отказе в назначении выплаты не принимается.
В силу п. 28 Порядка и условий предоставления ежемесячной денежной выплаты на ребенка в возрасте от трех до семи лет включительно, расчетным периодом являются последние 12 календарных месяцев (в том числе в случае представления документов (сведений) о доходах семьи за период менее 12 календарных месяцев), предшествующих 4 календарным месяцам перед месяцем подачи заявления о назначении ежемесячной выплаты.
Приходя к выводу о том, что семья Ч. отвечает признаку нуждаемости в получении указанной выплаты, а отсутствие уважительной причины для отсутствия дохода с сентября 2020 года по апрель 2021 года у Ч.И.С. в данном случае не имеет юридического значения для дела, суд апелляционной инстанции не учел, что правовые и организационные основы оказания государственной социальной помощи малоимущим семьям, малоимущим одиноко проживающим гражданам и иным категориям граждан установлены Федеральным законом от 17 июля 1999 г. N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи" (далее - Федеральный закон "О государственной социальной помощи").
Государственная социальная помощь - это предоставление малоимущим семьям, малоимущим одиноко проживающим гражданам, а также иным категориям граждан, указанным в названном федеральном законе, социальных пособий, социальных доплат к пенсии, субсидий, социальных услуг и жизненно необходимых товаров (абзц. 2 ст. 1 Федерального закона "О государственной социальной помощи").
Статьей 3 Федерального закона "О государственной социальной помощи" определены цели оказания государственной социальной помощи. В их числе - поддержание уровня жизни малоимущих семей, а также малоимущих одиноко проживающих граждан, среднедушевой доход которых ниже величины прожиточного минимума, установленного в соответствующем субъекте Российской Федерации.
Согласно ч.1 ст. 7 Федерального закона "О государственной социальной помощи" получателями государственной социальной помощи могут быть малоимущие семьи, малоимущие одиноко проживающие граждане и иные категории граждан, предусмотренные данным федеральным законом, которые по независящим от них причинам имеют среднедушевой доход ниже величины прожиточного минимума, установленного в соответствующем субъекте Российской Федерации.
Государственная социальная помощь, в том числе на основании социального контракта, назначается решением органа социальной защиты населения по месту жительства либо по месту пребывания малоимущей семьи или малоимущего одиноко проживающего гражданина (ч. 1 ст. 8 Федерального закона "О государственной социальной помощи").
Порядок назначения государственной социальной помощи, оказываемой за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, а также форма социального контракта устанавливаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации (абзц.4 ч. 2 ст. 8 Федерального закона "О государственной социальной помощи").
Следует отметить, что с учетом целей и задач оказания государственной социальной помощи малоимущим семьям и малоимущим одиноко проживающим гражданам действующее правовое регулирование отношений по предоставлению таким семьям и гражданам государственной социальной помощи не предполагает возможности произвольного применения его норм уполномоченным органом, который обязан проверить все предусмотренные нормативными положениями условия, необходимые для принятия решения о предоставлении государственной социальной помощи, в частности, до принятия такого решения проверить представленную лицом, претендующим на эту меру социальной поддержки, информацию и документы о наличии таких объективных и независящих от него причин, препятствующих ему или его семье получать доход выше величины прожиточного минимума в субъекте Российской Федерации, и выяснить причины, по которым доход малоимущей семьи или малоимущего одиноко проживающего гражданина ниже величины прожиточного минимума.
Как следует из материалов дела, уполномоченным органом была осуществлена проверка условий, необходимых для принятия решения о выплате указанного пособия Ч.Е.А, в результате которой было установлено, что доказательств, подтверждающих уважительные причины (независящие от гражданина) неполучения ее супругом дохода в расчетном периоде (как указано в ст. 7 Федерального закона "О государственной социальной помощи" получателями государственной социальной помощи могут быть категории граждан, предусмотренные данным федеральным законом, которые по независящим от них причинам имеют среднедушевой доход ниже величины прожиточного минимума, установленного в соответствующем субъекте Российской Федерации).
Выводы суда апелляционной инстанции о том, что толкование закона субъекта, которое применяется ответчиком, ставит в необоснованно неравное положение те нуждающиеся семьи, имеющие детей, которые имеют доход за расчетный период менее 10 месяцев относительно нуждающихся семей, имеющих детей имеющих доход за расчетный период 10 месяцев и более, либо вовсе его не имеющего, противоречат смыслу и целям установления ежемесячной денежной выплаты на ребенка в возрасте от трех до семи лет, поскольку толкование данное судами ставит в неравное положение семьи, которое не имеют дохода по уважительным причинам с семьями, которые не имеют дохода без уважительных причин.
Согласно ч. 2 ст. 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд определяет, какие обстоятельства имеют значение для дела, какой стороне надлежит их доказывать, выносит обстоятельства на обсуждение, даже если стороны на какие-либо из них не ссылались.
По данному делу юридически значимыми и подлежащими определению и установлению с учетом исковых требований, заявленных прокурором в интересах Ч.Е.А, возражений на них ответчика и регулирующих спорные отношения норм материального права являлись следующие обстоятельства: были ли представлены Ч.Е.А. в уполномоченный орган все документы, предусмотренные Порядком и условиями предоставления ежемесячной денежной выплаты на ребенка в возрасте от трех до семи лет, для получения государственной социальной помощи в виде денежной выплаты; какие действия были предприняты уполномоченным органом для проверки указанных Ч.Е.А. обстоятельств, связанных с невозможностью получения ее семьей дохода выше величины прожиточного минимума, установленного на территории Забайкальского края; предлагалось ли Ч.Е.А. уполномоченным органом представить какие-либо дополнительные документы, подтверждающие, что ее семья по независящим от нее обстоятельствам получает доход ниже величины прожиточного минимума, установленного в Забайкальском крае.
Однако суд апелляционной инстанций при рассмотрении исковых требований в результате неправильного применения норм материального права и нарушения норм процессуального права не определили не установилназванные обстоятельства, имеющие значение для дела, произвольно применили ст. 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и нарушили требования процессуального закона, касающиеся доказательств и доказывания в гражданском процессе, не оценил имеющиеся по делу доказательства, как это предписывает процессуальный закон (ст. 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
В связи с изложенным обжалуемое судебное постановление суда апелляционной инстанции нельзя признать законным, оно принято с нарушениями норм материального и процессуального права, повлиявшими на исход дела, без их устранения невозможна защита нарушенных прав и законных интересов заявителя кассационной жалобы, что согласно ст. 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации является основанием для отмены обжалуемых судебных постановлений и направления дела на новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции.
При новом рассмотрении дела суду следует учесть изложенное и разрешить возникший спор в соответствии с подлежащими применению к спорным отношениям нормами материального права и установленными по делу обстоятельствами.
Руководствуясь ст.ст. 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Забайкальского краевого суда от 24 мая 2022 г. отменить, направить дело на новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции - Забайкальский краевой суд.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.